Открытый урок по русскому языку в 4 классе : « по картине А. А. Пластова «Первый снег»»

Первый день зимы.

  • Радость детей.

  • Цвет и настроение картины.

  • Мое отношение к картине.

  • Пересказ по плану, Материал к сочинению.

    Сне г : белый, пуш и стый, падает хлоп ь ями, укутал всю землю белым к о вром, медле нн о круж и тся в воздух е .

    Дев о чка: в бело-розовом плат ь ице, тапо чк и, без п а льто выб е жала на крыл ь цо, с уд и влением наблюдает, в о схищё нн о смотрит.

    Мальч и к: в пальто с м е ховым в о ротником, на г о л о ве – шапка – ушанка, вал е нки, мечтает покататься на санках.

    Б е рёза: старая, м о гучая, с белым ств о лом, покрылась снегом, как белой шубой.

    Настроение детей: радость, в о стор г , восхищение, интерес.

    Тона к а ртины: светлые, тёплые, розоватые, лиловые, бле д но-голубые, серовато-розовый фон.

    1. Лексико-орфографическая подготовка.

    • Объясните выделенные орфограммы.

    • Когда мы пишем сочинения, мы стремимся не допускать повторов. Предлагаю подобрать синонимы к словам «снег» (хлопья, снежинки), «дети» (ребята, мальчик и девочка), «нарисовал» (изобразил, написал), «Художник» (он, Пластов, Аркадий Александрович).

      18 стр., 8593 слов

      Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста

      ... развития интеллекта и речи ребенка - фольклор, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. Поэтому поставила перед собой цель: развивать речь детей, используя устное народное творчество и, определила для себя тему по самообразованию - « Устное народное творчество, как средство развития речи детей», ...

    1. Самостоятельная работа. (Написание учащимися сочинения в черновике).

    Образец.

    Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.

    Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!

    Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.

    Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.

    1. Рефлексия.

    Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке.

    • С каким произведением мы сегодня познакомились?

    • Удалось ли вам в своих работах передать чувства, которые испытывал художник во время написания картины?

    • Предлагаю одному из учеников зачитать своё сочинение, а мы внимательно послушаем и проанализируем.

    • Что нового узнали?

    • Чему научились?

    • Какое настроение у Вас было во время работы на уроке?

    • Оцените свою работу на уроке:

      • Сегодня я узнал…

      • Было трудно…

        3 стр., 1475 слов

        Презентация «Сочинения о любимой книге учащихся 1-2 классов»

        ... много больших и маленьких книжек. Мне надо их прочесть. Всем советую читать книги. Косишнева Настя, 2 «в» класс «Сочинения о любимой книге учащихся 1-2 классов» ... Саша, 1 «в» класс 11 Моя любимая книга – «Сказочный дракон» У неё цветные картины. Это книжка-игрушка. По ней можно играть. Горст Максим, 1 «в» класс 12 Моя любимая книга – это «Григорий Остер ...

      • Я выполнял задания…

      • Я понял, что…

      • Теперь я могу…

      • Я приобрел…

      • Я научился…

      • Урок мне показался…

      • Для меня было откровением то, что…

      • Мне показалось важным…

      • Материал урока был мне…

    1. Домашнее задание.

    Переписать сочинение на чистовик., Познакомиться с другими картинами А.А.Пластова., Источники:

    1. Г.С.Щеглова. Уроки развития связной речи в начальной школе. Санкт-Петербург. Издательство «Специальная литература», 2005 г.

    2. Л.Л.Страхова. Сочинение для учащихся по картине для младших школьников. Санкт-Петербург. Издательский Дом «Литера», 2008 г.

    3. Н.Г.Кувашова. Сочинения для учащихся 1-4 классов. Волгоград. Издательство «Учитель», 2000 г.

    4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Москва, 2002.

    Рекомендации по проведению сочинений по картине

    Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картина воздействует на чувства ребенка, открывает перед ним те стороны жизни, с которыми он мог бы и не столкнуться в своем непосредственном опыте. Картина помогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Она облегчает ему познание жизни.

    • школах используются учебные картины. Они доступны учащимся, удобны для использования на уроке, ноне всегда достаточно выразительны. Поэтому для развития речи следует использовать художественные картины (репродукции).

      Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

    Сочинения по картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описание картины.

    Сочинения (устные и письменные) по серии картин проводятся в I, II и реже в III-IV классах. Серия из 2-5 картин облегчает составление плана, сюжета. Поэтому в I классе обучать детей плану, композиции и сюжету сочинения удобнее всего именно по серии картин. Дети, направляемые вопросами по 1-3 предложения, озаглавливают рассказики.

    Сочинения по одной картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик, используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в воображении сюжет, на метить действующих лиц, представить себе обстановку, на фоне которой протекает событие, до и после того момента, который запечатлен на картине. При этом учащийся должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

    2 стр., 713 слов

    Сочинения | Сочинения 9 класс. Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» ...

    ... вас любил...» Эти стихи написаны живым, непосредственным слогом, которым Пушкин владел в совершенстве; «Мадонна» - более строгое, торжественное стихотворение, но как раз это и подчеркивает глубину и серьезность ... том, что всегда ждал этой великой любви, мечтал о ней, предчувствовал: «Одной картины я желал быть вечно зритель...» Так, наверное, каждый человек в глубине души ...

    Первые сочинения по одной картине должны быть устными и предваряться беседой. Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно оно проводится в старших классах, но допустимо и в III-IV классах (элементы описания картины возможны в I – II классах).

    В начальных классах дети описывают картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины (что на ней изображено); во-вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть; наконец, идейный смысл, «настроение» картины.

    Уже в I классе практикуется устное описание картины («Расскажи, что ты видишь на картине»).

    От класса к классу требования к описанию картины усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.

    Памятка — подсказка

    1. Внимательно рассмотрите картину, прочитайте статью о её авторе.

    2. Постарайтесь уловить, понять настроение, которое передал художник.

    3. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывает у вас картина?

    4. Определите тему и основную мысль вашего сочинения. Озаглавьте его.

    5. Составьте план.

    6. Соберите материал по картине.

    7. Подберите цитату из стихов А.С. Пушкина, И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.А.

    Фета.

    1. Помните, главное передать своё отношение к картине , найти свои слова: яркие,

    эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник.

    1. Избегайте ненужных повторов, используйте синонимы, например: художник, автор картины, живописец; изобразил, показал, передал; картина, репродукция картины, произведение живописи.