»Роль образа Татьяны Лариной в раскрытии идейного содержания романа», »Базаров и Павел Петрович», »Семейное гнездо Ростовых в изображении и оценке автора», »Образ Родиона Раскольникова» и т.д.
Сочинения, основанные на анализе произведения в целом
»Прием антитезы в романе И.А. Гончарова »Обломов», »Композиционное своеобразие романа М.А. Булгакова »Мастер и Маргарита», »Смысл названия романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева» и т.д.
Разборы отдельных эпизодов и частей произведения, Литературные обзоры, Рассуждения (размышления) учащихся об отношении литературы к жизни, Сочинения-исследования проблемного характера, Требования к ученическому сочинению
1. Соответствие содержания сочинения заданной теме.
-
Содержательность, завершенность, полнота охвата темы.
-
Доказательность высказанной мысли, аргументированность защищаемых положений.
-
Логичность и последовательность в изложении материала.
-
Самостоятельность в походе к раскрытию темы.
-
Единство стиля изложения, ясность, точность, доступность, образность
языка сочинения.
-
Точность в использовании эпиграфа (если он имеет место) и цитатного
материала.
-
Рациональное сочетание материала художественного произведения, литературной критики с собственными рассуждениями автора работы.
-
Отсутствие фактических ошибок и неточностей.
-
Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность,
соблюдение норм литературного языка.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/uroki-podgotovki-k-sochineniyu-v-starshih-klassah-po-literature/
Разумеется, учащихся необходимо готовить к написанию сочинения.
Основная деятельность осуществляется на уроках анализа текста художественного произведения. Однако на уроках развития речи необходимо учить школьников разбираться в формулировке темы сочинения, отбирать материал, составлять план высказывания, подбирать цитаты для аргументации мыслей, последовательно излагать и связывать темы и микротемы внутри сочинения, выбирать жанр высказывания, определять идею сочинения.
Советы по сочинениям (Изучаем роман “Обломов”)
... Примеры тем Антиподы ли Обломов и Штольц? Что требуется Сопоставительный анализ образов, произведений, авторов, проблем и пр., определение ... или вступительное сочинение, учтите: есть ли у меня опыт в написании сочинений на подобном материале? успею ли я ... обязательно); нумеруйте части черновика в соответствии с планом. 9. Сочинение уже написано Редактирование, проверка и переписывание — ...
Огромную роль в обучении сочинению играет анализ сочинений учащихся, коллективная и индивидуальная работа над ошибками, написание рецензий на сочинение одноклассника, переработка сочинения учащимся с учетом замечаний и т.д.
Учителю важно помнить: прежде, чем давать учащимся задание – написать контрольное сочинение, необходимо много внимания уделить написанию обучающих сочинений.
Вопросы для самоконтроля.
-
Каковы основные направления по работе над развитием речи учащихся?
-
Назовите критерии речевого развития школьников.
-
Как и когда необходимо вести работу по развитию речь учащихся?
-
Что важно учитывать, создавая речевую ситуацию на уроке?
-
Каковы основные принципы и направления работы по развитию речи учащихся?
-
Чем письменная речь отличается от устной?
-
Какие бывают виды изложений и сочинений?
-
Перечислите требования к письменному сочинению.
-
Какие сочинения должны проводиться чаще: обучающие или контрольные?
Тестовые задания.
1.Работа по развитию устной речи учащихся должна проводиться
а) на каждом уроке,
б) на специальных уроках,
в) от случая к случаю.
-
Продуктивным высказывание будет, если
а) учащиеся пересказывают текст,
б) учащиеся делают доклад,
в) учащиеся читают вслух.
-
Работа по развитию речи зависит от
а) темы урока,
б) от умений учителя,
в) от уровня литературного развития школьников.
-
Письменный пересказ – это
а) сочинение,
б) изложение,
в) ответ на вопрос.
-
Способствуют развитию творческих способностей учащихся
а) изложения,
б) сочинения,
в) тестирование.
Творческие задания.
-
Составьте библиографию к теме «Развитие устной и письменной речи учащихся».
-
Познакомьтесь с методическими рекомендациями по развитию речи учащихся и составьте алгоритм обучения школьников изложению.
7 стр., 3487 словУрок развития речи.Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую ...
... Итак, получился ряд слов (они прикрепляют на доске). Слова на доске Милосердие: 1-это доброта и тепло 2- любовь к людям 3- сострадание к людям 4- стремление ... участие в этом уроке развития речи. Определение темы урока. Целеполагание . СЛАЙД 1 Учитель. Чтобы определить тему урока, восстановите схему. Слайд 2 Учитель. Что нужно, чтобы написать сочинение – рассуждение? Определить основную ...
-
Напишите план обучающего урока развития письменной речи (тема, вид работы, класс – на Ваше усмотрение).