Урок литературы в 5-м классе «Путешествие в Лукоморье»

Сочинение

Разделы:

Урок литературы в 5 классе по теме “Путешествие в Лукоморье” (по сказкам А. С. Пушкина и его поэме “Руслан и Людмила”).

Включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса.

Цели урока:

1) обобщение знаний пятиклассников по сказкам А.С.Пушкина;

2) развитие устной речи учащихся, умения делать выводы, высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией;

3) развитие эстетического вкуса учащихся.

Опережающие задания к уроку:

  • устное сочинение “Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина”
  • устное сочинение “Моя любимая героиня или мой любимый герой из сказок А.С. Пушкина”
  • инсценировки эпизодов из сказок: “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”
  • выразительное чтение отрывка из поэмы “Руслан и Людмила”
  • иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина

Оборудование к уроку:

  • репродукция картины М. Врубеля “Царевна-лебедь”
  • репродукция картины В. Васнецова “После побоища”
  • “Марш Черномора” из оперы М. Глинки “Руслан и Людмила”
  • выставка рисунков-иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

Эпиграфы к уроку:

Что за прелесть эти сказки!

А.С. Пушкин

В эти дни, когда живут игрушки,

Реки светлым мёдом налиты,

В первый раз ко мне приходит Пушкин

В сказках золотых.

П. Шубин

Ход урока

Учитель : “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, — говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” — и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” — изгиб берега).

1 стр., 445 слов

Сказочные и реальные образы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»

... леший, русалки, колдуны, богатыри. Пролог наполнен разными фантастическими элементами. Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в поэме «Руслан и Людмила» тонко смешал реальные события с волшебными и фантастическими чертами сказки. Понравилось сочинение? А вот еще:

А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения)

Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими.

А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок.

Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта?

Ученики: Восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые…

Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра.

Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”.

Учитель: Конечно, у каждого эта встреча происходит по-своему, но главное, что она состоялась, и сейчас мы все вместе можем отправляться в путь на встречу с добрыми старыми друзьями. Итак… У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса…

А вот и первое чудо: камень заветный, на нём надпись:

Прочти заданье.

Если дашь ответ,

Вперёд иди –

Тебе преграды нет.

Задание 1

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву (кроткого) такого.

Братья (милую) сестрицу

Полюбили.

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту

На (прекрасную) невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Учитель: Почему именно такие эпитеты использует поэт? Что он подчёркивает в характере своей героини? (красоту, скромность, доброту, душевность…)

Инсценировка отрывка из “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях” (Можно взять эпизод “Царевна и нищенка”)

Задание 2.

Леший нас по тропка водит,

Снова к камню нас приводит,

Нам задание даёт.

Выполняем – и вперёд.

Ответьте на вопрос: Действие какой сказки движется по кругу: события, начавшись, повторяются трижды и возвращаются к своему началу (зачин= концовке)?

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

Инсценировка отрывка из сказки

Учитель: Ребята, о чём предупреждает Пушкин своих читателей в этой сказке?

(Жадность, алчность наказуемы)

Задание 3.

И вот опять мы у заветного камня.

5 стр., 2112 слов

Статья : «Победа добра над злом в сказке А. С. Пушкина «Сказка ...

... А командиров я прошу подойти ко мне. Сочинение на тему победа добра над злом в сказках 5 класс Итак «добро и зло» – является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к ... написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы ...

Чтобы снова быть в пути,

На картину посмотри.

Ребятам демонстрируется репродукция картины Врубеля “Царевна-лебедь”

Учитель: Какая героиня пушкинской сказки изображена на этой картине?

Почему вы сразу её узнали?

Инсценировка отрывка из “Сказки о царе Салтане…” (Эпизод “Царевна-лебедь и князь Гвидон”).

Учитель: Какими качествами наделяет Пушкин своих любимых героинь? Что делает их красивыми?

Устное сочинение “Моя любимая героиня из сказок Пушкина”

Учитель: Три задания – три испытания, данные камнем путеводным, вы преодолели успешно. А вот четвёртое задание я сама загадаю. Мы отправляемся в Лукоморье музыкальное.

(Звучит “Марш Черномора” из оперы М. И. Глинки “Руслан и Людмила”)

Учитель: Как вы думаете, какой герой появляется а опере под эту музыку?

Как характер Черномора отражается в музыке?

Какому событию в поэме соответствует?

Чтение наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Шествие Черномора”.

(Можно показать ребятам репродукцию картины В. Васнецова “После побоища”, попросить найти в поэме отрывок, который изображает такую же картину и ответить на вопрос: что роднит картину художника и картину, созданную поэтом? – герои, ситуация, чувства авторов – скорбь и гордость.)

Учитель: Ребята, а почему мы в Лукоморье встречаемся с поэмой “Руслан и Людмила”? (В ней много сказочного.) Назовите сказочные элементы поэмы.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказок, созданных замечательным поэтом.

А каким человеком вы представляете А. С. Пушкина, прочитав его произведения?

(умный, добрый, весёлый, остроумный, талантливый, справедливый…)

Встреча со сказками Пушкина происходит в детстве. А нужны ли сказки взрослым? Нужны ли они будут вам, когда вы повзрослеете? Почему? (Ребята высказывают свою точку зрения.)

В заключение учитель читает стихотворение Татьяны Кузовлёвой “Пушкину”.