Уроки Совы Филиновны (7)

СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего»

Любовь к людям — это основа жизни, основа взаимоотношений человека с миром, природой. Именно это чувство рождает в человеке вдохнове­ние, оно способно подвигнуть нас на подвиг, на са­мопожертвование. Эту мысль развивает A.M. Горь­кий в рассказе «Старуха Изергиль».

В этом произведении A.M. Горький утверждает свой писательский идеал — героя, посвятившего свою жизнь людям. Ему противопоставлен другой персонаж — индивидуалист и себялюбец.

Рассказ создан в русле романтической традиции. Но, в отличие от настоящих романтиков, писа­тель поэтизирует не зло, а добро. Рассказ построен своеобразно: при внутреннем единстве идеи он состоит из трех как бы самостоятельных частей. Первая часть — легенда о Ларре, вторая — рассказ Изергиль о своей молодости, третья — легенда о Данко. При этом первая и третья части контрастно противопоставлены друг другу.

Ларра — это воплощение крайнего индивидуа­лизма. Сын женщины и орла, он отличается гор­достью, высокомерием, презрением к людям. Он «ловок, хищен, силен, жесток». Черты характера героя подчеркнуты в его внешнем облике: «глаза его были холодны и горды, как у даря птиц». Лappa убивает девушку за то, что она оттолкнула его. Ин­дивидуалиста Ларру решили наказать вечным оди­ночеством. И вначале юноша громко смеялся над людьми, которые бросили его, смеялся, оставаясь один. И только позднее он понял, на какую страш­ную муку обречен: «…он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… И нет ему места среди людей…». Одиночество ока­залось для него невыносимым: он стал искать спа­сения в смерти, но и смерть не приходила к нему. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему… Вот как был поражен человек за гордость!».

Подлинный герой, по мысли автора, не агрес­сивный индивидуалист. Жизнь становится непре­рывной мукой, если жизни человека">человек оторван от людей, от мира, от общества, — такова идея легенды о Ларре. В образе этого героя Горький развенчал себялю­бие, эгоизм и индивидуализм. По мысли писателя, жизнь человека вне человеческого общества пуста и бессмысленна. Истинный же героизм состоит в любви к людям, в готовности человека совершить подвиг во имя высокой цели.

7 стр., 3096 слов

Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы

... очередь, известную книгу В.Я.Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой ... отношении с Ильей Муромцем. Все герои героического эпоса без исключения сражаются с ... честного, преданного Родине, народу человека. Его не страшат ... жизни. В.Г.Белинский выделил в русских былинах киевский цикл и новгородский. Оба цикла имеют свои исторические основы. Он установил, что в русском эпосе ...

Таким героем у писателя является Данко, чело­век, ведущий свой народ на свободу. На пути людей возникали трудности, неодолимые, казалось бы, препятствия: густой лес, темнота и холод, грозные вспышки молний. И когда люди упали духом и хо­тели уже повернуть обратно, герой вынул свое серд­це и поднял его над головой. «Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к лю­дям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и осве­щая им путь людям».

В этом рассказе у Горького очень важна симво­лика света и тьмы. Она имеет романтическое про­исхождение, но у писателя положительный герой ассоциируется со светом. Ларра же появляется в ночи, старуха Изергиль видит его тень; отрицатель­ный герой у Горького ассоциируется с тьмой. И эта тема — движение «от тьмы к свету» — была одной из ключевых для литературной эпохи рубежа веков.

Легенда о Ларре, рассказ Изергиль и легенда о Данко на первый взгляд кажутся самостоятель­ными, существующими независимо друг от друга. На самом деле это не так. В каждой из этих частей рассказа автор ставит один и тот же вопрос: в чем заключается человеческое счастье? Для перво­го героя, Ларры, счастье — в индивидуализме, в утверждении собственной воли, в гордом одиноче­стве. Это, по мысли автора, глубокое заблуждение, недостойный человека идеал. Старуха Изергиль прожила яркую, насыщенную, полную приклю­чений жизнь. Она была полна сил, жизнерадост­на, энергична, открыта, любила помогать людям. Но в жизни ее не было настоящего смысла, высо­кой, одухотворенной цели. И лишь Данко симво­лизирует у Горького высшее проявление красоты человеческого духа. Этот герой воплощает исто­рическое и метафизическое дерзновение (револю­цию).

Таким образом, композиция рассказа рас­крывает его идею.

Справедливо высказывание писателя: «Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых че­ловек поднимается выше всего».