По рассказу Лескова «Тупейный художник

Рассказ Лескова «Тупейный художник» датирован 19 февраля 1883 года. Это знаковая дата, имеющая свой подтекст. Дело в том, что это время, когда был подписан указ об освобождении крепостных (19 февраля 1861 года).

И в этом году на 19 февраля совпал день поминовения усопших. В том же 1883-м рассказ был опубликован впервые. Он увидел свет в художественном журнале, который не был предназначен для широкой аудитории. Но только, замаскировав произведение под профессиональную литературу, его можно было тогда напечатать.

Мы знаем немало историй о талантливых крепостных крестьянах. Певцы с чудесными голосами, талантливые актеры, поэты, ремесленные мастера и другие. О них нам рассказывает история, литература и кинематограф. Все эти люди не могли развивать свой талант и служили лишь утехой для барина и его гостей. Талантливый крепостной – это вещь, которой всегда спешил похвастаться барин. А если этот «предмет» вел себя не так, как нужно, его убивали или «забривали» в солдаты.

Н.С. Лесков начинает свой рассказ с размышлений о художниках. В обществе обычно так называют живописцев, иногда скульпторов. Но только известных и общепринятых. Но мы забываем о более общем смысле этого слова, философском понятии. Художник – это состояние души.

Главного героя книги сейчас бы назвали парикмахером, визажистом или стилистом. Тогда же его называли цирюльником или тупейным художником. За то, что он умел придавать лицам особое, необходимое для обстановки, выражение. Аркадий служил при театре графа Каменского. И «убирал» актрис к роли, создавая полноценный образ. Крепостные актрисы и сам Аркаша были марионетками в руках жестокого барина. А любимыми развлечениями Каменского были театр и физические истязания крестьян.

Эту трагическую историю мы узнаем из уст Любови Онисимовны. Которая ранее сама была крепостной актрисой графа, а ныне няня маленького брата автора. Таким образом, композиция произведения – «рассказ в рассказе».

Основная тема книги страдания подневольного человека. Это даже не «маленькие люди» из повестей Гоголя и романов Достоевского. Это тяжелая и безысходная судьба человека, который себе не принадлежит. Любовь Онисимовна говорит своему юному воспитаннику: «простого человека жалеть и беречь надобно, он завсегда страдает». Сама она от нелегкой судьбы, которую невозможно исправить начала выпивать. Прикладываться и «посасывать плакон». Это существительное выбрано автором не только, чтобы показать малообразованность героини. Слово будто бы производное от глагола «плакать».

2 стр., 903 слов

Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)

... читателем яркий реальный образ. Беликов – это человек, заключенный в несколько футляров. Это чехол, выражающийся не только наружно, состоящий ... бдительный надзор. Так и хочется ответить цитатой из рассказа: «Вы чинодралы, у вас не храм науки, а ... и их характеристика В произведении нет героев в полном смысле этого слова, людей, выражающих авторские взгляды, раскрывающих авторский смысл. Главный герой ...

Рассказ по темам перекликается и с другими произведениями Лескова. Тема праведничества, несправедливости и горя. Невинные, добрые, простые и хорошие люди всегда страдают.

Другие сочинения: ← Внешность Левши↑ ЛесковКто виноват в страданиях героини? в рассказе Старый гений →

«Сочинение по рассказу Лескова «Тупейный художник»»

В рассказе «Тупейный художник» не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии «художник». «У нас многие думают, что «художники» — это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников… У других людей не так…» — с этого полемического захода начинается первая главка рассказа. И дальше повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово «другие».

Русский «тупейный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Придавая благородство и важность звероподобному графу-крепостнику, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает то подспудное доброе начало, которое таится в любом человеке, даже самом ничтожном и самом жестоком. Высшая одаренность, по Лескову, именно в чистоте нравственного чувства, в человечности.

Стоит внимательно перечитать рассказ, чтобы убедиться, как многоступенчата повествовательная манера в «Тупейном художнике», как сложно переплетаются в ней разные времена. События, составляющие сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней старухой, а произошли они в ее далекой теперь молодости. В свою очередь, повествователь уже зрелым человеком делится с читателями собственными воспоминаниями детских лет. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живое единство времен. Рождающиеся в этом общении взаимопонимание и сочувствие между няней и мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. Прошлое органично присутствует в лесковских героях и обнаруживает свою неиссякаемую значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе: «Души их во благих водворятся», — означают у автора ненапрасность добра, творимого человеком. Все, что в жизни случается, в ней же не пропадает. Аркадий, защищая свою любовь, защитил добрые, светлые, истинно человеческие начала жизни. Все, что произошло с ним и с Любой, не напрасно, если их история оказала такое огромное нравственное воздействие хотя бы на одного человека — повествователя. Вызванные в памяти перипетии чужой судьбы открывают простые, но мудрые истины уже взрослому человеку, участвуя в его духовном развитии. Чувство сострадания, к которому призывала старая няня («…никогда не выдавай простых люде потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё страда-тели…»), вошедшее в душу ребенка, на всю жизнь вооружает человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

Этический аспект, не отменяя социального обличения, выдвигается на первый план и в рассказе «Зверь». В иной ситуации опять происходит испытание человека на человечность. События увидены как бы двойным зрением: впечатления пятилетнего ребенка, воспринимающего мир сугубо эмоционально, передаются уже зрелым человеком как его детские воспоминания.

17 стр., 8258 слов

«Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа «Антоновские ...

... крестьян. Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ... Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также проникнуты красотой, любовью. Как, например, рассказ Антоновские яблоки. Это очень красивый, интересный и ...

В мире взрослых понятия «зверь» и «человек» далеко разведены. В детском восприятии медведь Сганарель и крепостной Ферапонт уравниваются чувством любви и сострадания к ним обоим: «Нам было жаль Сгана-реля, жаль и Ферапонта, и мы даже не могли себе решить, кого из них двух мы больше жалеем». Но человек и зверь в лесковском рассказе уравниваются и художественно. В нем постоянно звучит мотив подобия медведя и крепостного, обрисованных почти одними и теми же словами: красавец Ферапонт — «среднего роста, очень ловкий, сильный и смелый», Сганарель был «большим, матерым медведем, необыкновенной силы, красоты и ловкости». Это сходство еще более увеличивает бессознательное подражание медведя человеку: Сганарель умел ходить на двух лапах, бить в барабан, маршировать с большой палкой, таскать кули с мукой на мельницу, надевать мужицкую шляпу.

Рациональная логика как будто оправдывает уничтожение медведя, в котором пробудились звериные инстинкты. Но против нее восстает нелогичное человеческое чувство, чувство сострадания к другому живому существу. И непосредственное душевное движение ребенка у Лескова безошибочнее рациональной логики, которая обнаруживает свою внутреннюю противоречивость. Зверь осуждается на казнь, и его приговаривают к смерти по закону, придуманному людьми для людей. Преданность зверя людям заставляет оценить этот приговор как людское предательство.

Ферапонт все-таки спасает зверя, но суть рассказа в том, что, избавив от неминуемой гибели медведя, он тем самым спасает и человека, развращенного безграничной властью крепостника. Деспотизм, субъективно понимаемый как мужественная сила и непреклонная твердость духа, уступает мягкосердечию, которое раньше расценивалось как непростительная слабость.

Человеческий талант, в чем бы он ни проявлялся, всегда вносит в жизнь светлое, жизнеутверждающее начало, потому что необходимо связан, по Лескову, с духовной красотой и теплотой человеческого сердца.

В рассказе «Тупейный художник» не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии «художник». «У нас многие думают, что «художники» — это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников… У других людей не так…» — с этого полемического захо да начинается первая главка рассказа. И дальше повествователь приводит несколько примеров, которые иллюстрируют, как именно понимают это слово «другие».

Русский «тупейный художник» Аркадий, всматриваясь в живое, неповторимое лицо, находит в нем всякий раз «новое воображение». Придавая благородство и важность звероподобному графу-крепостнику, Аркадий не лжет своим искусством, а как бы высвобождает то подспудное доброе начало, которое таится в любом человеке, даже самом ничтожном и самом жестоком. Высшая одаренность, по Лескову, именно в чистоте нравственного чувства, в человечности.

12 стр., 5780 слов

Что послужило причиной расставания базарова и аркадия кирсанова?

... под влияние окружающих. Так, к примеру, Одинцова, прекрасно разбираясь в людях, сразу начинает относиться к Аркадию, как к младшему брату. Несмотря на восторги в адрес Базарова, уже в ... еще в Марьине, в доме Аркадия. Молодой человек не соглашается с мнением Базарова, что Николай Петрович – «человек отставной» и «его песенка спета». Аркадий не способен «выбросить» человека на свалку, даже если ...

Стоит внимательно перечитать рассказ, чтобы убедиться, как многоступенчата повествовательная манера в «Тупейном художнике», как сложно переплетаются в ней разные времена. События, составляющие сюжетную основу рассказа, воспроизводятся семидесятилетней старухой, а произошли они в ее далекой теперь молодости. В свою очередь, повествователь уже зрелым человеком делится с читателями своими воспоминаниями детских лет. Бывшая крепостная актриса была его няней. Так в «Тупейном художнике» возникает живое единство времен. Рождающиеся в этом общении взаимопонимание и сочувствие между няней и мальчиком укрепляют связь людей, не дают распасться цепи поколений. Прошлое органично присутствует в лесковских героях и обнаруживает свою неиссякаемую значимость для настоящего.

Слова из погребальной песни, приведенные в эпиграфе: «Души их во благих водворятся», — означают у автора нена-прасность добра, творимого человеком. Все, что в жизни случается, в ней же не пропадает. Аркадий, защищая свою любовь, защитил добрые, светлый, истинно человеческие начала жизни. Все, что произошло’с ним и с Любой, не напрасно, если их история оказала такое огромное нравственное воздействие хотя бы на одного человека — повествователя. Вызванные в памяти перипетии чужой судьбы открывают простые, но мудрые истины уже взрослому человеку, участвуя в его духовном развитии. Чувство сострадания, к которому призывала старая няня (» ..никогда не выдавай простых людей, потому что простых людей ведь надо беречь, простые люди всё страдате-ли..»), вошедшее в душу ребенка, на всю жизнь вооружает человека страстным стремлением к деятельному добру и красоте.

klassreferat.ru

Повесть Н.Лескова Тупейный художник состоит из девятнадцати глав. Повествование ведется от лица главной героини, няни Любови Онисимовны. Историю своей жизни она рассказывает девятилетнему ребенку, с которым часто ходит гулять на кладбище и где всегда садится на одну простую могилку со старым крестом. Некогда няня была актрисой у графа Каменского в театре, кроме нее в его театре были и другие прекрасные актрисы, а прически и макияж всем дамам создавал парикмахер и гримировщик с тупейной гребенкой за ухом — тупейный художник по имени Аркадий. Он обладал удивительным талантом в своем личном деле, за что граф Каменский сделал Аркадия и своим личным парикмахером; слишком нехорош лицом был граф, а Аркадий умел графу сделать вид. Любовь Онисимовна тогда была в возрасте девятнадцати лет, Аркадию было около двадцати пяти, они, разумеется, были знакомы, но о своей любви говорить почти не могли. Свиданья с глазу на глаз были запрещены, а завет целомудрия мог нарушать только граф. Перед одним из спектаклей выясняется, что заболела одна из главных актрис. Заменить ее вызвалась молодая Люба, чему граф весьма обрадовался и велел отнести ей от него камариновые серьги. Камариновые серьги были лестным и противным подарком, это был знак будущего возведения в одалиски владыки.

После этого подарка обычно отдавалось приказание убрать обреченную в наряд святой Цецилии и доставить на графскую половину. …В это время же время приезжает в город брат графа из деревни. Ему тоже хочется выглядеть неплохо, но из-за долгого житья в деревне он давно не брился, и лицо его было все в буграх. Никто из городских цирюльников не отваживается побрить грозного старика, но ему сообщают об Аркадии. Когда Аркадий появляется перед братом князя, тот ставит перед ним два заряженных пистолета и горсть золотых, да заявляет сделай мне туалет в самой отважной мине, и получай десять золотых, а если обрежешь, — убью. Аркадий, уже знающий о том, что ждет его возлюбленную, в исступлении соглашается. На вопрос старика – отчего, мол, ты не испугался пистолетов, Аркадий отвечает, что успел бы ему горло перерезать. …Во время спектакля брат жалуется графу, что тупейный художник собирался его зарезать, мол. После представления на Любу приказывают одеть наряд Цицилии, а прическу доверяют сделать Аркадию. И завивая локон, Аркадий часто и тихонько шепчет Не бойся, увезу. Заканчивая завивку, он видит, что возле дверей его уже ждет стража, поэтому вышибает столом окно и, схватив невесту, выскакивает оттуда.

15 стр., 7270 слов

Тупейный художник

... на сцене и танцевала танцы", а он был "тупейный художник", то есть парикмахер и гримировщик, который всех крепостных артисток графа ... Граф же, по словам Любови Онисимовны, был так страшно нехорош, через свое всегдашнее зленье, что на всех зверей сразу походил. Но Аркадий ... псы духовенство рвали", а спасся от графа только тем, что "взял греха на душу". Когда граф его велел привести и спросил: " ...

Приходит в себя Люба уже в санях, завернутая в шубу. Рядом сидит Аркадий, который объясняет, что за ними гонятся, а они, если успеют, приедут в одно село, где живет смелый священник. Тот самый, что отчаянные свадьбы венчает. Как только беглецы попадают в дом священника, они отдают ему все свои деньги и камариновые серьги. В это время раздается стук в дверь. Аркадия попадья прячет под перину, а Любе предлагает залезть в футляр из-под часов. Входят люди из погони, интересуются, не видел ли священник беглецов. Старик – священник, испугавшись, начинает креститься и пальцами через плечо показывать на часовой футляр. Беглецов увозят снова в графский двор. Любовь Онисимовны начинают водить по допросам, и однажды, когда она возвращается с допроса, ей слышится тяжелый стон. Она понимает, что именно под ее комнатой пытают Аркадия. Героиня заматывает шею косой, надеясь удавиться. Когда она приходит в себя, то видит, что оказалась на скотном дворе. Считалось, что сумасшедших могут вылечить и определить только скотники. Добрая и пожилая скотница говорит, что и сама не всю жизнь здесь была и время от времени пьет что-то из бутылочки. На вопрос Любы что это, скотница отвечает, что это яд для забвения, но Любе она его не даст, привыкнешь к яду. Она же и сообщает Любе, что Аркадий жив, граф его – за бесстрашие перед деревенским братом – отправил на войну, но не солдатом, а сержантом. Проходит еще три года. В записке выясняется, что Аркадий жив, отслужил, стал офицером и свободен от графского гнета. Что приехал он за Любой, хочет выкупить ее у графа, а остановился пока в Пушкарской слободе. Люба всю ночь не спит, а утром слышит большой шум во дворе. Выясняется, что в Пушкарской слободе постоялый дворник из-за денег зарезал сонного офицера. Офицера именуемого Аркадием Ильичем, хоронят на городском кладбище. На похоронах присутствует сам губернатор и граф. Когда отпускают гроб, солдаты пустыми зарядами вверх из ружей стреляют. На этой-то могилке и сидит Любовь Онисимовна, и время от времени прикладывается к маленькой бутылочке, говоря, что – с тех самых пор, как похоронили Аркадия, много ночей не могла уснуть, пока не предложила ей скотница для успокоения свою бутылочку, чтобы сердце как уголь не горело; да так привыкла она к бутылочке этой, что без нее уснуть не может, все Аркадия Ильича вспоминает. Так завершается повесть Н.Лескова Тупейный художник.

5 стр., 2162 слов

«Сделаем всё, чтобы помочь». Письмо Аркадия Добкина

... Аркадий и Базаров пошли в свои комнаты привести себя в порядок. Тем временем Павел Петрович расспрашивал у брата о Базарове, ... на крыльце и ждал своего сына. Увидев, что Аркадий подъезжает, он побежал. II Аркадий познакомил Николая Петровича со своим другом, Евгением Базаровым. Он попросил отца ... Базарову понравился, однако он отметил, что тот ничего не понимает в хозяйстве. Аркадий и Базаров уснули ...