Как в лирике М.Ю. Лермонтова отразился конфликт поэта и толпы?
Надо отдать должное, тема эта — одна из наиболее ярких в творчестве поэта. Собственно, именно с этого острого явления и началось литературное становление юного Лермонтова в широком кругу. Как известно, общественность узнала поэта в тот момент, когда он бесстрашно обвинил ее во всех смертных грехах, приведших к гибели А.С. Пушкина. В недвусмысленных выражениях досталось всем, включая высшие эшелоны власти. Слава Богу, политика 30-х гг. XIX века была относительно лояльной к подобным вспышкам, благодаря чему мы сегодня имеем возможность наслаждаться и другими произведениями вечно юного романтика-обличителя.
Поэт у Лермонтова всегда против. Против всего, по большому счету. Свет ему не мил, развлечения пошлы и скучны, общество в целом – главный враг героя. Это вечное противопоставление, причем порой довольно насмешливое и агрессивное, хотя, безусловно, в известной степени трагическое. Невольно напрашивается одно несколько циничное выражение, которое сейчас нередко употребляется в описании перипетий западных киношедевров: «Меня в детстве не любили, вот и вырос я плохой».
Лермонтовский поэт — и жертва, и палач одновременно. Все-таки и тут сквозит печоринское двуличие. Рассмотрим некоторые строки:
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит.
Это из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал мою таинственную повесть»… Нескромно, да. Мол, что нам за дело до презренной толпы: собака лает – ветер носит.
Есть и другие пылкие выражения. Например, «пускай толпа растопчет мой венец…» Очевидно, что речь не только о конфликте лично Михаила Юрьевича с определенным кругом лиц, а подразумевается некоторое обобщение.
«Как часто, пестрою толпою окружен…» — снова противопоставление.
Но тепла-то хочется! «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды…»
Из произведения «Журналист, читатель и писатель»:
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь,
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь?
Это слова писателя. В принципе, можно с чистой совестью распространить это высказывание и на поэта…
Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас иной
25 стр., 12236 словОбразы моря и паруса в творчестве М.Ю. Лермонтова
... предысторию многих произведений поэта и писателя. В этих же книгах мы находим объяснение появлению многих мотивов, пронизывающих творчество М.Ю.Лермонтова. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, ... пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах ...
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.
Поэт явно не принадлежит к этому бренному миру. Да и к Всевышнему он, судя по всему, как-то ближе… Особенно четко это прослеживается в концовке стихотворения «Нет, я не Байрон…»
По совести сказать, вся эта юношеская пылкость на грани максимализма выглядела бы смешной, если бы за ней не стояла подлинная человеческая трагедия, история одинокой и отверженной души, которая столь часто озлобляется именно по причине непринятия миром. Кто тут виноват — та самая пресловутая толпа или все же и гордый поэт тоже — вопрос сложный. Это всегда палка о двух концах.
И Лермонтов-то прекрасно это понимает. Да, его Поэт почти всегда обличитель, а толпа — синоним праздной пустоты, но хуже от этого все же Поэту. Толпа переживет, ничего ей не сделается. А восставший против общественного мнения раздираем как чисто внешними проявлениями конфликта, так и в еще большей степени — терзаниями душевными. Никакая чернь его не растерзает, он с этим великолепно справляется сам.
Вообще если здесь уместно было бы проведение аналогий, можно было бы отметить очень похожие взаимоотношения того же Печорина (вот она, квинтэссенция лермонтовского мировосприятия) и так называемого «водяного» общества. Да, он язвит, наблюдает, констатирует, издевается над своим окружением, но над собой он склонен измываться еще хлеще. Колоссальная потребность в выражении взаимопонимания, любви, ласки… причем, любви безусловной, материнской (и снова — в детство поэта!).
Но что лермонтовский Поэт, что Печорин — личности уже в значительной мере искалеченные. Они не могут принимать ту самую, столь необходимую им любовь, они не могут ни оценить, ни «ожить» от нее. Просто потому что уже поздно…
Образ поэта, как и многое у Лермонтова, трагичен. Временами — до нелепости, до абсурда. Но трудно всерьез упрекать в излишней романтизации героев автора, не дожившего даже до тридцати.
Конфликт поэта и толпы сложен тем, что сам Михаил Юрьевич не уверен на сто процентов, кто в нем подлинно виноват. Вернее, ясно, что оба виноваты. Ясно и то, что Лермонтову ближе позиция отверженного творца, нежели сытого скучающего читателя. Но он не был бы сам собой и уж явно не мог бы создать первого в русской литературе психологического романа, занимай он однозначно непримиримую позицию… Что было раньше: курица или яйцо? Общество породило злого (в прямом смысле) гения или он своим язвительным пером намеренно лишает себя права на взаимопонимание и поддержку?.. Вопрос открыт по сей день…
Лидия Рыжова
Поэт и общество в произведениях Лермонтова , Поэт и общество в лирике М.Ю. Лермонтова.
В траурные дни гибели Пушкина, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось, обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Начало своей поэтической деятельности Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь пренебрежительно: “Когда я начал марать стихи в 1828 году…”. Традиционно творческий путь Лермонтова делят на три периода. Первый – с 1828 по 1832 год – время ученичества, поиска себя: своего голоса, своего мира, осознание своего дарования. Замечательно, что этот период как бы завершается стихотворением:
Мой любимый писатель и поэт лермонтов
... Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов) Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я ...
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник
Как он гонимый миром странник,, Но только с русскою душой.
Неслучайно это сравнение с Байроном. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – бунтарскому романтизму, и близкое мировосприятие. В лермонтовском стихотворении звучат уже главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое мною стихотворение “Смерть поэта”, написанное на смерть Пушкина. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки направлены против царских палачей, которые также виновны в гибели Пушкина. Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимостью, непонятной для других душой. А появление убийцы и человека, который лишь смеялся над чужой культурой, — следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,, Свободы, Гения и Славы палачи!, Таитесь вы под сению закона,, Пред вами суд и правда – все молчи.
Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение и функцию:
В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,, Свое утратил назначенье,, На злато променяв ту власть, которой свет, Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием в устах умелого “воина”. Он говорит о значении поэзии, как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”.) Сейчас же поэзия утратила свое назначение и уже не играет такой роли, как раньше. Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.
Важно также для понимания данной темы стихотворение “Пророк”. В нем поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему, насмехаются и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам. И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
Сочинения | Сочинения 9 класс. «Я ваш поэт!» Ваш ли поэт Маяковский?
... и в бою. пою мое отечество, республику мою! Обратившись к истокам и причинам революции, замечу, что лирика Маяковского того периода, ее призывность явились не просто результатом приверженности поэта тому или иному ... имеем, мы не ценим». И от таких мыслей становиться горько. Маяковский - мой поэт. Однажды познакомившись с его стихотворениями в детстве, я да сих пор продолжаю восхищаться ими. Этот ...
С тех пор как вечный судия, Мне дал всеведенье пророка
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Общество времени жизни Лермонтова – масса жестоких, эгоистичных, самовлюбленных людей. Лишь единицы были исключениями. Но жизни большинства из них длились недолго. Лермонтов прочувствовал свое время, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов показывал в своих стихай судьбу поэта, живущего в государстве, где подавляется личность и правит невежество и бездуховность.
В чём своеобразие конфликта поэта и толпы в лирике
В.В. Маяковский всегда считал себя особенным человеком и это было действительно так. Он мог чувствовать наш мир очень остро, он, в отличие от других людей, мог обнажить перед ним свою душу. Все свои чувства он излагал в довольно резких и местами грубых, но искренних стихотворениях. И как многие поэты он много рассуждал о конфликте поэта и толпы.
Но его своеобразие в том, что он рассуждает не столько со стороны поэта, сколько со стороны чувственного и искреннего человека, который хочет что-то сказать, но его никто не слушает.
Например, стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Его Маяковский написал после ужина в одном из захудалых московских кабаков. В нем на разных инструментах играли музыканты и из этого ансамбля больше всего выбивалась скрипка. Она вопила, что-то хотела сказать, но в конце концов ее одернули. Маяковский хочет сказать нам, что скрипка не просто не попадала в ноты, она хотела добиться внимания других, хотела обратить взор на то, что другие не замечали. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Лирический герой пробирается через ноты, чтобы успокоить скрипку и говорит ей, что он очень похож на нее, герой тоже кричит, но ничего не может добиться. В этих строках видны переживания Маяковского на тему его взаимоотношений с толпой. Сколько бы он ни кричал, никто не хочет его слушать.
В стихотворении «Нате» Маяковский рассуждает на тему того, что большинству людей поэзия нужна только для развлечения. Но Маяковский далеко с этим не согласен, он считает, что поэт должен доносить новые мысли до народа, освещать проблемы. Он высмеивает людей, которым нужна не внутренность поэзии, а только оболочка.
Таким образом можно сделать вывод, что людям начала двадцатого века не было важно, что говорится в стихотворении, что чувствовал автор во время написания стихотворения. Им была важна только красивая оболочка. Маяковский же, будучи человеком, который ходил с душой нараспашку, был против такого расклада дел и посвятил множество стихотворений посвященных этой проблеме. Он был особенным, искренним человеком, которому было что сказать, но которого не слушали.
Мой ли поэт Маяковский?
... на действительность. Вот почему трудно ответить на вопрос, является ли Владимир Маяковский моим поэтом. Много воды утекло с тех пор, изменилось общество, трансформировались взгляды каждого человека, ... Маяковского. Что же я могу сказать ... содержания стихотворений Маяковского. Тем более, что ... моему мнению, в этом и заключается его ценность - автор произведения сумел предугадать настроение толпы ...
Полезный материал по теме:
- В каких произведениях русских поэтов раскрывается тема взаимоотношений поэта и толпы и в чем они близки стихотворению Маяковского “Нате”?
- В чем В.В. Маяковский видит предназначение поэта?
- Маяковский о назначении поэта
- Биография Маяковского. Смерть поэта
- Биография Маяковского. Революция поэта