Публикация «Тоски» впервые состоялась в январе 1886 года (Петербургская газета, № 26).
Чехов несколько изменил рассказ для издания в сборнике «Пёстрые рассказы». Ещё раз писатель пересмотрел текст перед включением его в третий том своих произведений (1899–1901 гг.).
Почему Антон Павлович обратился к теме рассказа, что послужило причиной — неизвестно. Возможно. К написанию его подтолкнула поездка в Петербург, состоявшаяся я в декабре 1885 года. Его впечатление от столицы — «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей». Такая среда противоречила его душевному складу и, вероятно, вызвала чувство одиночества.
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Тоска» — рассказ, что подтверждается повествовательным содержанием, небольшим объёмом его, повествованием об одном важном эпизоде из жизни человека.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Тоска» отражает состояние главного героя, чувство, заполняющее его. Вместе с тем автор обозначил в названии ещё одну проблему — одиночество, равнозначное в данном контексте тоске.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование в рассказе ведётся от третьего лица. На протяжении всего рассказа автор использует настоящее время, что бывает редко в эпических произведениях. Тем самым Чехову удаётся вовлечь читателя в происходящее, обеспечить ему мысленное присутствие рядом с героем.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
Тема: Одиночество человека в мире.
Идея содержится в эпиграфе: «Кому повем печаль мою. ». Это начало стиха «Плач Иосифа и быль»: Кому повем печаль мою, Кого призову к рыданию? Токмо Тебе, Владыко мой, Известна печаль.
Человек одинок среди людей в своём горе, никто не откликается на его боль. Невидимый Господь видит страдальца и любит его, но так хочется излить другому человеку свою боль, хочется участия. В рассказе Чехова звучит призыв к людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать.
Проблематика: Вырождение нравственности в людях.
Иона столкнулся с тотальным равнодушием. Среди людей он не встретил ни одного милосердного, сострадающего человека.
Какой вопрос о взаимоотношении людей ставит автор в рассказе, ...
... Зощенко разоблачает мещан и мещанское мышление, психологию, которая уничтожает человека в человеке. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ... этих поминках рассказчик случайно разбивает стакан. Казалось бы – велика беда. ... мещанскую, варварскую, подленькую. Кроме того, автор использует большое количество грубой ругательной ...
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Извозчик Иона неделю назад потерял сына. Горе подкосило его, боль Ионы настолько невыносимы, что ему обязательно нужно с кем-то поговорить. Он пытается завести разговор о своей беде с встретившимися ему людьми, но безуспешно. Ионе казалось, что его тоска может заполнить собой весь мир, ему нужен был всего один добрый человек, готовый выслушать рассказ о смерти сына. Он бы облегчил страдание убитого горем отца. Но никому до Ионы и его горя не было дела.
И, не найдя никого среди людей, Иона рассказывает о сыне своей лошади.
7. Система образов произведения.
Иона Потапов — простой извозчик, уже в летах. Заработки у него скромные — на хлеб. Как литературный герой Иона из категории «маленьких людей», но и «маленький человек» наделён живой страдающей душой, и ему требуется сочувствие. Иона всего лишь хочет поделиться своим горем. Но ни военный, ни компания подгулявших сквернословящих господ не проявили участия к человеку, переживающему смерть сына. Попытка заговорить с дворником и с одним из «своих», молодым извозчиком, тоже не принесла успеха. Иона принимает это как данность, не озлобляется на людей, просто идёт к своей лошадёнке и повествует ей о своей печали.
Лошадь Ионы живёт одной жизнью со своим хозяином, понимает его с полуслова, чувствует его настроение. Как и хозяин, она уже стара и устала от работы, но терпелива. Она и оказалась отдушиной для горюющего Ионы.
8. Композиция произведения.
Эпиграф рассказа («Кому повем печаль мою. ») задаёт тон произведению.
Экспозиция — описание условий, в которых будет происходить действие (зима, вечер, снегопад), знакомство с главным героем. Извозчик и его лошадь недвижно замерли под снегом.
Далее статичность ситуации сменяется динамикой действия: иона ищет людей, которым можно излить своё невыносимое горе. Автор повествует о череде попыток, каждая из которых заканчивается неудачей. Рассказ держит читателя в напряжении почти до самого конца.
Конец — развязка: Иона изливает горе своей лошадёнке.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
Чехов описывает пейзаж для передачи состояния героя. Зимние сумерки, хлопья мокрого снега соответствуют тоске героя и подчёркивают безразличие мира к его боли.
Мастерство художественной детали Чехова проявляется в обозначении лошади извозчика «лошадёнкой». Уменьшительный суффикс придаёт слову смысловой нюанс: старая, измотанная работой лошадь, похожая на хозяина.
К числу художественных приёмов относятся и эпитеты, характеризующие состояние души Ионы, масштаб его личного горя: «тоска громадная, не знающая границ», «весь свет залила бы», «распирает грудь».
10. Отзыв о произведении.
А.П. Чехов умел за внешне простыми вещами распознать драму. Его рассказ «Тоска» полностью подтверждает это. Ценность рассказа не только в его несомненных художественных достоинствах, но и в побуждении читателя внимательнее относиться к другому человеку, не отгораживаться от участия к нему своими проблемами.
Сочинение по рассказу Тоска Чехова 9 класс
А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: виртуозно используя слово, он сделал его главным инструментом для того, чтобы обнажать самые тонкие грани души как своих героев, так и своих читателей. Прекрасный пример чеховского мастерства и его сердечной чуткости – рассказ «Тоска», где автор поднимает вечно актуальную и насущную для России тему «маленького человека».
Одиночество в рассказе чехова «тоска»
... автор эти языковые средства? Рассказ Чехова “Тоска”. Тема одиночества главного героя Конспект урока Тема урока: Тип урока: Цели ... молодому извозчику.) Проследим по тексту, как эти люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына. <p> Поработайте в группах. ... в жизни человека. Кому Иона излил душу? Кто всё же его выслушал? (Лошадь.) Почему Иона решил рассказать ей всё? <p> - (В лошади Иона ...
Главный герой – пожилой петербургский извозчик Иона Потапов, который переживает тяжелейшую утрату в своей жизни – смерть сына. Иона и его старенькая кобыла вынуждены работать в любую, даже самую промозглую и снежную погоду, но не потому что Иона так уж сильно хочет заработать. Единственное, что сейчас нужно старику – крупица чьего-нибудь сочувствия к его горю. Первый пассажир за вечер – военный, который вскоре после попытки Ионы заговорить, просто закрывает глаза, давая понять, что ему нет дела до «проблем» извозчика. Следующими потенциальными слушателями Ионы становятся трое подвыпивших молодых человека, которые на протяжении всей поездки позволяют себе подтрунивать над Ионой, а позже вовсе «легонечко подбадривают его в шею» и фразой «все помрем». Но Ионе нравится даже такое внимание, ведь он готов вытерпеть всё, лишь бы отвлечься от своей безграничной тоски по сыну. Иона – не самый умелый извозчик, т.к. даже безликие встречные на дороге кричат ему в след брань и проклятия. Но Иона, кажется, рад и этим словам: к нему обращаются, его видят, он есть в этом темном заснеженном мире, и его тотальное одиночество немного отступает.
Закончив смену, Иона возвращается на постоялый двор, где в общей комнате отдыха на лавках спят коллеги – такие же извозчики. В надежде найти понимания и поддержки среди своих, Иона снова терпит поражение: все только храпят у печи, а слова о горе Ионы бесследно растворяются в духоте помещения. Внутренний голос Ионы подсказывает, что ему непременно нужно побыть рядом с существом, которое не отмахнется, а терпеливо и внимательно выслушает его. Так Иона оказывается в конюшне, где его лошадь «жует, слушает и дышит на руки своего хозяина». Блуждая в океане безразличия и отсутствия сострадания, герой находит успокоение и отдушину в кротком умном животном, которое смиряется под ударами кнута и бежит рысцой дальше, точно так же, как и Иона должен продолжать жить, несмотря на боль.
Рассказ «Тоска» ни много ни мало разбивает сердце. Ужас бесконечного одиночества простого безобидного человека сталкивается в неравной схватке с всеобъемлющей безучастностью и равнодушием к беде своего брата. Кстати, Иона называет всех окружающих именно «брат» или «милый», как бы подсознательно надеясь на родство душ и поддержку. Но Иона так и не находит ни того, ни другого. Его тоска укореняется глубоко внутри, и всё что остается этому человеку – его неблагодарная работа на овёс и сено единственному благодарному существу рядом – лошади, которая тоскует вместе с ним.
Но Чехов всё же оставляет надежду Ионе и читателю, упоминая невзначай, что в деревне у Ионы еще осталась дочка Анисья. Может быть спустя время, весной, когда растает снег, а солнце выглянет из-за туч, Иона с его молчаливой напарницей, «похожей на копеечную пряничную лошадку», умчатся прочь от городского хладнокровия туда, где старика ждёт дочь, а лошадь – её жеребеночек.
Образ маленького человека в рассказе «Тоска» (А.П. Чехов)
... другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски. Сочинение на тему тоска чехов У старика извозчика Ионы умер сын («Тоска», 1886). ... «Моя жизнь» (1896). Писатель И. Горбунов-Посадов писал Чехову, что его рассказ «Бабье царство», в котором описана жизнь хозяйки большой ... свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен ...
Многие критики называют рассказ «Тоска» вершиной чеховского гения. Лаконичная и нестерпимо грустная история об извозчики Ионе призывает к, пожалуй, важнейшей идее гуманизма – сострадательности и эмпатии, которые должны быть неотъемлемым атрибутом каждой человеческой души. Именно эти черты были присущи самому Чехову, как творцу, и именно эти черты он продолжает взращивать в своих читателях по сей день.
2 вариант
Антон Павлович Чехов великий российский классик. Его имя знает весь мир. “Краткость-сестра таланта”-эта фраза полностью описывает автора, ведь он мог мастерски излагать свои мысли, причем коротко и ёмко. Его небольшие по объёму рассказы наполнены смыслом, Чехов поднимал в них множество интересных вопросов. Рассказ “Тоска” не стал исключением из правил.
Произведение было опубликовано в 1886 году, зимой. Несколько лет спустя и введения некоторых поправок, Чехов решил включить “Тоску” в третий сборник своих произведений. Рассказ имел ошеломительный успех у читателей, критики дали ему самую высокую оценку, даже Толстой восхищался рассказом.
Название говорит о многом, ведь именно тоска погладила главного героя практически полностью. Обыкновенный извозчик Иона совсем недавно похоронил любимого и единственного сына, понятное дело, что ему хотелось найти хоть немного понимания в других людей, но он не находил его, все его попытки были тщетны. Никто из окружающих его людей никогда не испытывал ничего подобного, но Иона открывал свою душу им, рассказывал самые сокровенные вещи, но в ответ он получил от других людей лишь безразличие, холодность и полное игнорирование.
Он даже разговаривал с пассажирами о горе, но они быстро убегали, как только доехали до нужного им места, и Иона часто размышлял, глядя в толпы людей. Он мечтал, чтобы хотя бы один человек из этих миллионов просто выслушал его, проявил хоть немного сочувствия. Все люди постоянно торопятся, сами не знают куда, они даже на минуту боятся думать о смерти, уж тем более они ничего не желают слышать о смерти чужого для них человека, ведь они считают, что смерть обойдёт их стороной, думают, что обязательно найдут место в жизни и все будет прекрасно. Но они ошибаются. Жил он в лачуге, без семьи, совсем один, от безысходности он решил рассказать о горе лошади.
Все рассказы Чехова относятся к жанру реализма. В данном рассказе описывается обычная ситуация из жизни обыкновенных людей, но рассказ именно этим и ценен. Он заставляет читателя размышлять над реальной жизнью, он учит тому, что нужно уметь слушать других, стараться проявлять сочувствие, не игнорировать чувства других людей.