Образ маленького человека в рассказе «Тоска» (А.П. Чехов)

Рассказ «Тоска» — это совсем небольшое, но глубокое произведение, которое необходимо в своей жизни прочитать каждому образованному человеку. Его написал признанный классик русской литературы конца девятнадцатого – начала двадцатого века – Антон Павлович Чехов. На его счету немало подобных рассказов – небольших, жизненных и остросоциальных. Даже спустя многие годы его читают последующие поколения, потому что в его книгах прописаны вечные истины. Данная статья посвящена подробному анализу его известного рассказа «Тоска».

Жанр и направление

«Тоска» является по жанру рассказом, так как это прозаическое произведение небольшого объема с повествовательным содержанием. Повествование ведётся от третьего лица.

Рассказ описывает реальную жизнь, максимально правдоподобные ситуации, чувства, в нем используется простонародный язык. Это значит, что он восходит к такому направлению, как реализм. Можно смело утверждать, что все произведения Чехова относятся именно к реализму, как и проза других писателей второй половины девятнадцатого века. То, что произошло с Ионой в рассказе, – это очень реалистичная и даже обыденная ситуация, но это не значит, что она не заслуживает внимания. Иногда в простых вещах и кроется проблема, решив которую, можно добраться до истины.

Суть

О чем же книга? Рассказ о старом извозчике Ионе, у которого умер сын. Его тоска была необычно огромна, беспредельна, и единственное, что могло облегчить ему страдания – это одна единственная живая душа, готовая выслушать его историю о сыне полностью. Но никто не был настроен слушать и вникать. Все люди, которые ему встречались, жили своими заботами, и никому не было дела до горя Ионы.

В конце концов, так и не найдя себе собеседника, он рассказал свою историю лошади. Таковые основные события, описанные в произведении. Подробно сюжет рассказывается здесь .

Композиция

В рассказе присутствует эпиграф, задающий эмоциональную тональность произведению: «Ком повем печаль мою?». Далее следует небольшая экспозиция, описывающая условия, в которых будет развиваться конфликт. Это описание времени года и суток, погоды, а также знакомство с главными героями. Так, первое, что узнаёт читатель, это то, что на улице города сгущаются сумерки, идёт мокрый крупный снег, который набело красит извозчика и его лошадь, делая их почти неприметными.

12 стр., 5646 слов

Одиночество в рассказе чехова «тоска»

... эти языковые средства? Рассказ Чехова “Тоска”. Тема одиночества главного героя Конспект урока Тема урока: Тип урока: ... люди реагируют на рассказ Ионы о смерти сына. <p> Поработайте в группах. Найдите ... в группах по анализу художественного произведения. Ребята, скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово – тоска. Составление кластера. <p> Вопросы классу: Что значит ...

Но уже совсем скоро статика повествования заменяется динамическим развитием событий: Иона начинает искать выход своему чувству. Он ищет людей, которым можно излить душу, но каждый раз его попытка рассказать о гибели сына заканчивается провалом. Напряжение держится почти до конца, затем следует развязка – это исповедь своего горя собственной лошадёнке.

История создания

Произведение «Тоска» было впервые напечатано в середине января 1886 г. в «Петербургской газете», в колонке «Летучие заметки». Во время издания писателю было 26 лет. Автор был уже известен в литературном обществе своими небольшими циклами сатирических рассказов и стихотворениями, которые печатал в этом же журнале под псевдонимом Антоша Чехонте.

Точно неизвестно, откуда появился замысел написания произведения «Тоска»

В определении слова «тоска» можно проследить несколько толкований. Первое — скука. Однако существует и другое, более глубокое определение — терзание, грусть, томление души, сомнение. Тоска в этом понимании — это то, что так мучает главного персонажа.

Антон Павлович в этом коротком произведении смог на примере своего героя Ионы Потапова раскрыть более масштабные проблемы, находящиеся в любом человеке.

Главные герои и их характеристика

  1. Главный герой рассказа – старый извозчик Иона . Он относится к такому популярному типу литературного героя, как «маленький человек». Это значит, что он — обладатель низкого социального статуса, не наделённый какими-либо особыми способностями и качествами, но и не причинивший никому никакого вреда. Иона – простой дворовый извозчик, зарабатывающий себе крохи на хлеб. Его желание очень скромное и простое – поделиться с кем-нибудь горем. Он не несёт этому миру никакого зла, но и героическими качествами также не наделён. Даже на грубость своих седоков он не отвечает той же грубостью, а лишь пытается завязать приятный разговор. Образ маленького человека подробно описан тут.
  2. Другим главным героем рассказа можно называть лошадь Ионы , так как без неё это произведение не имело бы той законченности, глубины, которой сумел добиться Чехов. Именно она – жалкое, обессиленное животное, является истинным другом Ионы, в конце концов, спасшим его от неизбывной тоски.

Сочинение на тему тоска чехов

У старика извозчика Ионы умер сын («Тоска», 1886).

Сломленный горем старик чувствует себя: бесконечно одиноким в огромном городе, полном «чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей…» Скоро неделя, как умер сын, а он еще ни с кем не смог поделиться своим горем. Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что говорил перед смертью, как умер. Один за другим сменяются седоки, и с каждым из них Иона пытается завести долгий, облегчающий душу разговор, но никому нет дела до его горя. «Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни его тоски»…» Так и не дождавшись человеческого внимания, Иона идет ночью в конюшню, где стоит его лошадь, пусть неразумное, но все-таки живое существо, «…Так-то, брат кобылочка, — говорит Иона. — Нету Кузьмы Ионовича… Приказал долго жить… Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать… И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить… Ведь жалко?.. Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина-Иона увлекается и рассказывает ей все,..» Самое страшное в судьбе Ионы, а также в судьбах Дениса Григорьева («Злоумышленник», 1885) и токаря чем страх перед нищетой.

4 стр., 1700 слов

По рассказу Тоска Чехова 9 класс

... другому человеку, не отгораживаться от участия к нему своими проблемами. Сочинение по рассказу Тоска Чехова 9 класс А.П. Чехов – один из самых талантливых писателей в истории русской литературы: ... людям сочувствовать чужому горю, сопереживать, уметь выслушать. Проблематика: Вырождение нравственности в людях. Иона столкнулся с тотальным равнодушием. Среди людей он не встретил ни одного милосердного, ...

«Через час а она была уже в дороге». «Назовите мне хоть одного корифея нашей литературы, который стал бы известен раньше, чем не прошла по земле слава, что он убит на дуэли, сошел с ума, пошел в ссылку…» В этих словах героя чеховского рассказа «Пассажир 1-го класса» (1886) слышатся горькие раздумья самого автора. Несмотря на умение Чехова все переживать молча, у него как-то вырвалось признание, что «одиночество в творчестве — тяжелая штука». Люди, окрулсавшиеписателя, .не могли по-настоящему оценить значение его труда. Литературный муравейник считал Чехова способным юмористом. Однако мысль о том, что бок о бок с ними тянет журнальную лямку замечательный писатель, показалась бы литературным коллегам Чехова смехотворной. Чехов очень скоро расстался с иллюзиями относительно нравственных качеств Лейкина. «Лгун, лгун и лгун»,—характеризует он его в письме к брату. Ложью, была игра Лейкина в либерализм, ложью было его якобы писательское отношение к таланту Чехова. Процесс разложения буржуазного общества Чехов показал в рассказах «Володя большой и Володя маленький» (1893), «Бабье царство» (1894), «В усадьбе» (1894), в повестях «Три года» (1895) и «Моя жизнь» (1896).

Писатель И. Горбунов-Посадов писал Чехову, что его рассказ «Бабье царство», в котором описана жизнь хозяйки большой фабрики, наводит на «печальные и строгие размышления». Мыслящие честные люди не могут быть счастливы в мире угнетения, тунеядства и пошлости. В этом: Чехов видел залог того, что лучшая часть интеллигенции в будущем станет по-настоящему близка к народу. Антона Павловича глубоко волновал вопрос, что же именно должна делать интеллигенция, . чтобы в корне изменить участь народа. Этой теме носвящена повесть Чехова «Дом с МЕЗОНИНОМ» (1896).

Земская деятельница Лидия Волчанннова, героиня повести, видит цель ЖИЗНИ В ТОМ, чтобы служить ближним»: организовывать школы, аптечки, библиотеки, помогать бедным крестьянам. «Правда, мы,— говорит она, — не спасем человечество и, быть может,-во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы—» правы ». Теория «малых дел», сторонницей которой является Лидия, находит страстного противника в лице художника, соседа Волчаниновых. * «Народ окутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи,—доказывает он Лидии, — а лишь прибавляете ЕГО вые звенья… голод, холод, животный страх, масса труда, точно снеговые обвалы, загородили им все пути к духовной деятельности, именно к тому самому, что отличает человека от животного и ради чего стоит жить. Вы приходите к нему на помощь с больницами и школами, но этим не освобождаете их от пут, а напротив, еще порабощаете… за мушки (лечебное средство.— Г. С.) и книжки они должны платить земству и, значит, сильнее гнуть спину». Следует сказать, что сам Чехов, осуждая теорию «малых дел», не отрицал полезности школ и больниц. Но писатель, не подводил никаких теорий под свои добрые дела, они были естественной потребностью его большого сердца. Правильно поставив вопрос о роли интеллигенции в жизни народа, Чехов не мог дать на него определенного ответа.

1 стр., 419 слов

Образ маленького человека в рассказе чехова тоска

... Чехов остро высмеивает в своих героях холопство и самоуничижение. Так, в рассказе “Толстый и тонкий” именно приятель, который многого добился в жизни, оказывается добродушным и симпатичным. А маленький человек, ... суетливого окружения Ольги. Маленькими людьми оказываются те, кто считал себя высшим обществом. Эволюция образа маленького человека в произведениях А. П. Чехова заключается в том, что выбор ...

Чехов раскрыл в своих крестьянских рассказах картину обнищания, темноты и дикости крестьян, разоблачил всю фальшь проповеди народничества, которое видело спасение деревни в возврате к патриархальной старине. Деревня, какой показал ее в своих рассказах Чехов, разрушала карточный домик народнических иллюзий. В дневнике писателя за 1897 год сохранилась запись о «болтающих либералах»: «19 февраля — обед в «Кон-тинентале», в память великой реформы. Скучно н нелепо. Обедать, пить шампанское, галдеть, говорить речи на тему о народном самосознании, о народной совести и т. п., в то время, когда кругом стала снуют рабы во фраках, те же крепостные, и на улице, на морозе ждут кучера, это значит лгать святому духу».

Темы

  1. Основная тема рассказаэто тоска главного героя , у которого умер сын. Он — «маленький человек», которого никто не замечает. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иона — просто пылинка, но его внутренний мир наполнен чувствами. Его горе не излить, оно теснится внутри, и он остро нуждается в чужом сострадании. Но даже маленькая доля этого сострадания не достаётся старому извозчику, и он вынужден оставаться со страшной тоской один на один. Никто не желает облегчить его горе. В данном эссе подробнее описаны боль и тоска в изображении Чехова.
  2. Взаимоотношения людей и их питомцев . Однако, не всё так плохо, лучик света всё-таки находится. Удивительно, но «лошадёнка» Ионы оказывается как будто «человечнее» других людей. Она — единственный друг старика, друг, которому он может поведать всё как родственной душе. Потому что она хоть и лошадь, но действительно родственная душа. Иногда животные могут помочь хозяину даже больше окружения, и это – наглядный тому пример.

Чему учит?

В конце рассказа Иона ведет диалог со своей лошаденкой. И хотя она не может ответить ему по-человечески, это все-таки диалог. Она слушает хозяина, откликается. Но даже на такую малость во всем городе не была способна ни одна живая душа. Чехов иронизирует, ставя вопрос: всегда ли быть рожденным в человеческой шкуре значит быть Человеком? Вот, какова мораль рассказа «Тоска».

Финал рассказа оставляет у читателя даже чувство вины. Осуждая жестоких людей равнодушного города, ты невольно обращаешься и к себе: а часто ли я задумываюсь о страданиях ближнего? Полагаю, этого внутреннего разговора и добивался Чехов.

Какой можно сделать вывод? Рассказ «Тоска» призван напомнить людям о том, что следует быть добрее друг другу, внимательнее, отзывчивее.

11 стр., 5101 слов

Футлярные» люди в рассказе Чехова «Человек в футляре

... нам донести А.П. Чехов через свои рассказы. Сочинение Образы футлярных людей Чехова Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он ... наряда имели темные тона. Главный герой рассказа спрятался в свой мирок, в который никого не пускает, а наоборот, старается избегать людей. Даже в гостях у своих друзей, Беликов не ...

Проблемы

Проблематика произведения, несмотря на его размер, очень богата. Мы рассмотрим лишь главные ее аспекты.

  1. Основная проблема, поднимаемая автором в данном произведении, – это проблема одиночества «маленького человека» в большом многолюдном городе. Боль и тоска овладевают Ионой, и читатели проникаются к нему сочувствием, чего не скажешь об остальных героях произведения, с которыми он взаимодействует. Одиночество бывает страшным внутренним состоянием, и Чехов ярко и выразительно доносит это до умов и сердец читателей.
  2. Помимо этого, ещё одной проблемой, освещаемой в тексте, является проблема равнодушия . Никто из встретившихся Ионе за день пассажиров не проявил к нему должного внимания. Что военный, что трое молодых людей, которых он подвозил, что дворник и мужик со двора – все они, хотя знали о горе извозчика, но были заняты сугубо своими мыслями и планами. Более того, седоки грубо обращались с ним, когда старик правил не так умело, как им бы хотелось. Здесь мы можем увидеть и некоторую жестокость горожан по отношению друг к другу.

Почему люди так черствы, а животные так отзывчивы?

Ответ прост: у людей есть «дела», а животные ничем не заняты, они только спят, едят и работают (если речь идет о лошадях).

В остальном же они совершенно свободны, у могут выдержать сколь угодно длинный разговор. У них нет расовых, возрастных и профессиональных предрассудков. С ними легко можно говорить о смерти, так как они не знают, что это такое и никогда не узнают: у животных нет сознания, они воспринимают смерть здесь и сейчас, что позволяет им не переживать процесса умирания во время жизни. Для них смерть просто наступает как неизбежность, как естественный ход вещей, человек же склонен искать высший смысл как в жизни, так и в смерти. Вот таким он смертоцентричным получается наш анализ рассказа А. П. Чехова «Тоска».

Далее продолжаем рассуждение. Но вместе с тем об утрате близких с животными говорить стоит. Они вполне понимают человека в этом смысле, ибо некоторые звери чрезвычайно привязаны к родне и потомству. Русский классик не показывает, насколько лошадь сопереживает своему хозяину, но она уже тем лучше людей, что хотя бы выслушала его.

Смысл

А. Чехов хотел показать читателям, как страшны на самом деле одиночество и равнодушие окружающих. Главная мысль заключается в том, что все мы должны быть более внимательными к другим людям, помогать в трудных ситуациях, быть чуткими и сострадательными. Ведь в подобной ситуации, как у Ионы, мог бы оказаться каждый, а это очень тяжело. Рисуя грустную историю Ионы, автор позволяет нам взглянуть на ситуацию со стороны. Ведь в обычной жизни мы могли бы не обратить внимания на обособленного от мира сего старика, хотя возможно, именно ему нужна наша помощь.

Поэтому крайне важно заботиться о других, а не только о себе. Добро умножает добро, и наоборот. Если идея сострадания не будет распространяться в мире, то никто не поможет другому в беде.

Чему учит автор? Учитесь быть чуткими к чужому горю, приходить на помощь людям, — как бы говорит Чехов, не поучая в своём рассказе напрямую, но подталкивая читателей на самостоятельные выводы. Такова его авторская позиция.

10 стр., 4861 слов

Проблема жизни, смерти и бессметия в истории философии

... исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для ... избавляют человека от необходимости решения этих проблем. А. Л. Чехов в одном из писем написал: “Зафилософствуй - ум вскружится”, имея в виду тот или иной способ решения проблем жизни и ...

Художественные приемы , С помощью описания мельчайших деталей писатель:

  • формирует восприятие вещей;
  • раскрывает характеры героев.

Образ города, где каждый зациклен на своих интересах, создается за счет мелких деталей:

  • бледность уличных фонарей;
  • стук колес;
  • злобные взгляды прохожих;
  • нецензурная брань.

И в этом суровом, несправедливом мире вынужден влачить свое жалкое существование одинокий Иона, вырванный из привычной среды и никому не желающий зла. Отдельно стоит упомянуть о том, как главный герой обращается к каждому, кого встречает на пути, какие слова фигурируют в его речи:

  • барин;
  • милый;
  • веселые господа;
  • брат;
  • кобылочка.

В его адрес летят обидные словосочетания:

  • «старый пес»;
  • «Змей Горыныч».

Прибегнув к такому приему, как аллегория, Чехов создал своеобразный конфликт между бедным извозчиком и большим городом. Иона олицетворяет простой трудовой народ, который противопоставлен бездушной городской массе, игнорирующей проблемы маленьких людей.