Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака

В стихотворении «Быть знаменитым некрасиво» Б. Пастернак отвечает на вопрос, в чем заключается назначение поэзии:

Цель творчества — самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

«Быть знаменитым некрасиво»

Самоотдача — вот слово, которое дает ключ к пониманию твор­чества Пастернаком. Сам поэт писал не потому, что стремился к из­вестности, славе, всенародному признанию, а потому, что поэзия — крик его души, способ самовыражения. Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его честностью и силой отзвука в сердцах читателей. Пастернак умел добиться это­го отзвука. Став лауреатом Нобелевской премии, он писал:

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Для того чтобы заставить читателя плакать, нужно быть гением. Творчество Пастернака не оставляет читателя равнодушным. В про­тивовес всем обстоятельствам, созданным тоталитарным государ­ством, обрекающим на молчание и творческую гибель не только Пастернака, но многих его современников, поэзия осталась жить. Творчество Пастернака оказалось выше запретов и гонений. Это может означать только одно: поэт верно понимал свое предназначе­ние и делал то, что считал правильным.

Вспомним стихотворения «Так начинают. Года в два…», «Определение поэзии», «Поэзия». Особенно интересно и необычно второе из упомянутых стихотворений. В нем бросается в глаза мни­мая произвольность определений поэзии: кажется, что подбор слов обусловлен не смысловой, а, скорее, звуковой близостью. Действи­тельно, на первый взгляд, странный ряд: свист, щелканье льдинок, ночь, поединок соловьев:

Это — круто налившийся свист,

Это — щелканье сдавленных льдинок,

Это — ночь, леденящая лист

Это — двух соловьев поединок

«Определение поэзии»

Мир, раздробленный на такие несхожие составляющие, все же представляет собой необыкновенную цельность, единство всего сущего. Все предметы связаны между собой, превращаются один в другой. В этом романтическом стихотворении неожиданным оказывается финал-вселенная глуха к поэзии. Но главное не в этом, а в том, что поэзия — есть, и она воплощение и единство всего, что только существует на свете. Близко к «Определению поэзии» и другое сти­хотворение — «Поэзия». Даже названия их сходны. Во втором сти­хотворении тоже дается в некотором смысле определение: поэзия не есть нечто искусственное, надуманное, противостоящее жизни, это часть жизни, составляющая человеческого бытия. Поэт умеет находить лирическое начало в самых обыденных вещах и мыслях, которые на деле оказываются не такими уж и обыденными.

15 стр., 7226 слов

Образ города в поэзии Пастернака

... поэзии авторов, творчество которых связано с поэзией Пастернака -- и сравнение Городов у разных поэтов. Главные кандидаты для такого исследования -- Александр Блок и Владимир Маяковский. 1.1 Поэтика Пастернака: основные исследования Поэтический мир ... в данной работе. Чтобы добиться определённой точности в определении объекта исследования, примем некоторые формальные ограничения. В работе будут ...

Вспомним одно из ранних стихотворений Пастернака «Фев­раль. Достать чернил и плакать…». Оно построено на уподоблении природных явлений и поэтического вдохновения, начала творчества. Творчество становится прямым продолжением весенних процессов в природе, причем стихийность написания стихов так же естествен­на, как ливень и ветер:

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уве­ренно отвечает, что в ней — наше право на бессмертие: «А в рифмах умирает рок». В рифмах рождается та правда, которая невозмож­на в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит «миров разноголосица». Поэзия имеет своим истоком саму жизнь -во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пас­тернаку, поэзия есть непреходящее чудо и является «и творче­ством, и чудотворством». Поэзия творит «образ мира в слове явлен­ный». Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование — в этом его нравственная задача, в этом — утвержде­ние принципов добра и красоты.

Искусство и простота — тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности обра­зов и приемов. И потому в стихотворении «Волны» он решает раз и навсегда определить характер и пределы поэтической простоты. Поэзии доступно особое знание, она находится в родстве «со всем, что есть», она знается «с будущим в быту», и потому мир для нее предстает в первозданной его простоте. Однако поэт не имеет права выносить эту правду в ее чистом виде, он должен создать мир более сложный: простота в этом случае, наверное, похожа на эссенцию, которая должна быть разбавлена, чтобы ее можно было использовать:

Есть в опыте больших поэтов

Черты естественности той,

Что невозможно, их изведав,

Не кончить полной немотой.

В родстве со всем, что есть, уверяясь

И знаясь с будущим в быту,

Нельзя не впасть к концу, как в ересь,

В неслыханную простоту.

Но мы пощажены не будем,

Когда ее не утаим.

Она всего нужнее людям,

Но сложное понятней им.

«Волны». 1931

Фигура поэта неоднократно предстает перед нами в творчестве Пастернака. Нередко он обращается в своих стихах к образам ху­дожников прошлого и современности: Шекспир, Пушкин, Блок, Маяковский, Шопен, Мейерхольд — вот герои его произведений и их адресаты. У поэта особая судьба. Поэтами действительно рождают­ся, это дар, данный судьбой. Поэт есть такое же явление природы, как деревья, как море. Пастернак в какой-то степени романтизирует судьбу художника. Особенно это чувствуется в цикле «Темы и акации», неназванным героем которого стал один из поэтических кумиров автора, Пушкин. Герой дан у Пастернака скорее как тип, общий об­разец судьбы художника. Он есть стихия самой жизни, стихия природ­ная — автор обращается к пушкинскому образу моря, соединяя в нем одновременно «стихию свободной стихии с свободной стихией сти­ха». В поэтическом призвании равно заключены и свобода, и подчине­ние, поэтому в стихах появляется, наряду с образом свободной стихии моря, образ пустыни — где, как известно, был вручен герою пушкин­ского «Пророка» дар «глаголом жечь сердца людей».

6 стр., 2814 слов

Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии ...

... крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака «Август» Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не ...

Поэт вынужден платить за свой гений, платить отказом от частного «я». Но при этом мир поэзии Пастернака не знает таких трагедий выбора между призванием и личной жизнью, как, к при­меру, у Маяковского, которому приходилось наступать «на горло собственной песне». Мир уравновешен по своей сути — иначе он просто не смог бы существовать, поэтому автор говорит о траги­ческом противопоставлении поэта и действительности. Конфликт, конечно, присутствует, но не в таких предельных формах, как у мно­гих собратьев по творчеству. Более того, герой Пастернака не снимает часть вины за него и с себя:

Я послан Богом мучить

Себя, родных и тех,-

Которых мучать грех.

Применительно к личности художника автор употребляет оп­ределения, которые вряд ли бы показались уместными кому-либо еще: поэт — заложник и должник, раб; он — в плену и в долгу перед жизнью:

Жизнь ведь тоже только миг,

Только растворенье

Нас самих во всех других

Как бы им в даренье.

Судьба поэта потому полна испытаний и тягот: «…строчки с кро­вью — убивают, // Нахлынут горлом и убьют!»

Целью творчества Пастернак считает самовыражение, самоот­дачу. Его не прельщает просто людская слава: поэт должен творить так, чтобы завоевать любовь пространства. Мир этот ждет труда художника так же, как труда пахаря. Поэт должен исполнить свое предназначение на земле, несмотря ни на что: судьбой за него проду­ман распорядок действий, и он не вправе отказаться играть свою роль.

Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах. Он во всем пытался «дойти до самой сути», он был требователен к себе, к своему мастерству: известно, что он тщательно и подолгу редактировал свои произведения. Талантливый человек не должен возвышаться над толпой, «но быть живым, живым и только». В этом — высшее пред­начертание поэта.

Вариант 2

(по стихотворениям <<февраль. Достать чернил и плакать…>>, <<На ранних поездах>>, <<Лето в городе>>, <<Гамлет>>, <<Зимняя ночь>>)

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

5 стр., 2123 слов

Я последний поэт деревни» (судьба крестьянства в поэзии С. А. Есенина)

... имажинизма. Здесь искали: я последний поэт деревни анализ анализ стихотворения я последний поэт деревни я последний поэт деревни анализ стихотворения Возможно вам ... поэзии. Первый сборник есенинских стихов называется “Радуница”. С ним нам открывается возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. ... есть из судеб людей, сломленных и отвергнутых новым миром. Среди них и сам поэт. Он предсказывает ...

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман «Доктор Живаго». Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении «Февраль» (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник «Начальная пора», поэт

выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Февраль.

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное ; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что «чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд». И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), — «На ранних поездах» (Передел- кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания времени года, погоды: «зима», «январь», «снег», «стужа», «на улице ни зги»…

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт «сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты» узнает «России неповторимые черты». Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством «обожания» и «боготворения» он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: «здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря», — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

2 стр., 911 слов

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия М. Цветаевой)

... поэтов “серебряного века” прошли через испытания, потребовавшие огромных душевных затрат. Однако талант нельзя растерзать и покорить. Доказательством этой мысли стало творчество прекрасной русской поэтессы М. Цветаевой. ... ”, вложила М. Цветаева в стихотворения о родине. Россия ... это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные ... что отразилось в поэзии Цветаевой на решении всех ... Мой милый, что тебе я сделала?” Цветаева ...

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за «взасос» читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении «Гамлет» (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака «Доктор Живаго». Уже в первых строках писатель строчкой «я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку» определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: «неотвратим конец пути». Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): «На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси», — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — «Зимняя ночь», также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: «Мело, мело по всей земле…». Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы («судьбы скрещенья»).

Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. «Озаренный потолок» — небо, Бог. «Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья», «крест», «ангел» — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.