Классное по поэме «Мёртвые души»

Сочинение

«Классное сочинение по поэме «Мёртвые души»»

Урок в 9 классе Классное сочинение по поэме «Мёртвые души»

Цели урока:

  • обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»;

  • закрепить умение создания письменного монологического высказывания с использованием фрагментов исходного текста.

  • повысить интерес к литературе

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/temyi-sochineniy-po-mertvyim-dusham-gogolya-klass/

Развивающие задачи:, Воспитательные задачи:

Ход урока

1.Слово учителя

Сегодня на уроке мы с вами попытаемся в буквальном смысле слова объять необъятное, потому что именно таковой является поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Без преувеличения можно сказать, что перед нами целый мир. Вселенная, заключенная в этой маленькой книге. А чтобы нам с вами не потеряться в этой бесконечности, мы будем придерживаться плана, который вы видите на доске.

Итак, давайте рассмотрим 1-й пункт и скажем, что мы говорили о сатире.

(Обращение к толковому словарю Ожегова, литературоведческому и энциклопедическим словарям).

Сатира — это уничтожающая критика пороков окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключен в эпиграфе к нашему уроку (читаем) .

Так над чем же смеется, что критикует Гоголь в своей поэме? На этот вопрос нам поможет 2-й пункт нашего плана.

2.Вопрос:, Слово учителя

Вот прозвучало слово, которого я ждала – «пошлость». Напомните, что оно обозначает? (Низкий, вульгарный, недостойный…).А какое слово является его антонимом? (Высокий, возвышенный…).

«пошлость»

Как вы думаете, вот из этого среднего положения, куда легче дойти? (Ребята дают однозначный ответ: скатиться всегда легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат времени, сил, работы тела, ума, сердца).

Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя, а чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть свое «оскотинившее лицо», надо много работать над собой, уметь видеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему. Вы скажете: « Мы это знаем, сколько раз нам это говорили!» Но тут начинается самое интересное: Гоголь, писатель-провидец, как бы предчувствует это наше восклицание и говорит, напрямую обращаясь к нам с вами . Давайте найдем и прочитаем лирическое отступление, которое, возможно, осталось вне вашего внимания.

11 стр., 5309 слов

Чичиков-рыцарь копейки (по поэме Н. В. Гоголя Мертвые души)

... просмотров: 1373 ; Образ Чичикова — “Рыцаря копейки” Сочинение. Николай Васильевич Гоголь “Мертвые души” В поэме “Мертвые души” Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная ... корыстных целей. Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его ... неудача Чичикова. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою Отсутствие в завещании высоких слов о ...

«Много свершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ребенок. Какие искривленные, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь… Но мимо его в глухой темноте текли люди… Умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь слепой туман друг другу в очи… Видит теперь все ясно текущее поколение, смеется над неразумием своих предков… и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки»(т.1,гл.10).

Горько звучат эти слова, но есть в поэме и обнадеживающее напутствие, и вы его знаете. Какое? (Учащиеся находят в тексте)

«Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымите потом!»

3. Дискуссия с учащимися

Н.В.Гоголь, как не раз отмечалось, — это следующая после Пушкина столбовая веха на пути нашей литературы. Без него немыслимы ни Салтыков-Щедрин, ни Достоевский, ни Чехов… Герои и идеи Гоголя перекочевали и расселились у писателей – сатириков начала 20 века, как у себя дома (произведения Зощенко, Ильфа и Петрова, Булгакова).Хотя гоголевские образы претерпели фантастические изменения, суть осталась та же. На очень печальной ноте заканчивается это новое похождение Чичикова. Попробуйте объяснить эту интонацию.(Конечный вариант ответа: пока есть условия, будут жить и чичиковы, и ноздревы… Где «служат лицам, а не делу», где льстят и угодничают, там всегда будут те же самые «звериные морды», вместо человеческих лиц).

4. Работа над сочинением.

5.Домашнее задание, Читать пьесу Островского «Бедность не порок»