Вступительный творческий экзамен по журналистике в БГУ на специальность «Журналистика» проходит в форме сочинения. Абитуриенту предлагается написать сочинение в виде эссе по одной из трех предложенных тем.
Эти темы расположены в строгом порядке, например:
1. Человек и Байкал: проблемы экологии
2. О криминале в России и
3. об одной экранизации произведения
Первая тема соответствует общей журналистской проблематике. Обращаясь к такой теме, абитуриент должен иметь хорошие знания по ней, почерпнутые из публикаций как республиканских, так и федеральных СМИ. Важно уделить внимание источникам, на которые опирается автор, по возможности указать их. Умение работать с фактической информацией является важнейшим умением абитуриента.
Вторая тема соответствует оперативной журналистской проблематике. Здесь абитуриенту предлагается обратиться к событиям недавнего времени, которые нашли отражение в федеральных и региональных СМИ. Умение выразить свою позицию по этим проблемам является основным творческим требованием к поступающим.
Третья тема соответствует культурологической проблематике. Это поле позволяет абитуриенту выразиться личностно, показать глубину анализа и художественного проживания того или иного феномена, о котором будет рассуждать автор. Требования по раскрытию данной темы наиболее близки к требованиям, которые выдвигаются к школьному сочинению.
Темы эссе для вступительного творческого экзамена по журналистике
2. Освещение в СМИ проблемы присоединения Крыма к России
Оценивание творческого экзамена по журналистике
Оценивание эссе производится по 4 критериям: «Орфографическая и грамотность»; «Раскрытие темы»; «Работа с фактическим материалом»; «Идейная наполненность».
Критерии: Орфографическая и пунктуационная грамотность (максимум 27 баллов) |
|||
№ |
Уровень |
Баллы |
Балл эксп |
1 |
Допускается наличие 1-2 и пунктуационных ошибок. |
21-27 |
|
2 |
Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. |
19-20 |
|
3 |
Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. |
14-18 |
|
4 |
Имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок. |
0-13 |
|
Критерии: Раскрытие темы (максимум 27 баллов) |
|||
№ |
Уровень |
Баллы |
Балл эксп |
1 |
Эссе, глубоко и аргументировано раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание событий, отражавшихся в СМИ, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Фактические ошибки отсутствуют. |
21-27 |
|
2 |
Эссе, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание публицистического материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. |
19-20 |
|
3 |
Ставится за эссе, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала. Может отмечаться слабость аргументирования. |
14-18 |
|
4 |
Ставится за эссе, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание фактического материала, которое не позволяет автору подняться до необходимого уровня обобщений. Нарушается последовательность изложения мыслей. |
0-13 |
|
Критерии: Работа с фактическим материалом (максимум 14 баллов) |
|||
№ |
Уровень |
Баллы |
Балл эксп |
1 |
Автор привлекает источники СМИ, обнаруживает точное знание фактов, правильно использует фактические данные для обоснования своей точки зрения. |
8-14 |
|
2 |
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает знание фактов, возможно незначительное отклонение от точных данных. При этом подобное отклонение не должно противоречить тезису, который в результате обосновывается. |
6-7 |
|
3 |
Автор может не привлекать источники СМИ, обнаруживает общее знание фактов. |
4-5 |
|
4 |
Автор не опирается на источники СМИ, искажает факты, либо не умеет работать с фактами, делает на их основе неверные умозаключения. |
0-3 |
|
Критерии: Идейная наполненность (максимум 32 балла) |
|||
№ |
Уровень |
Баллы |
Балл эксп |
1 |
Автор обнаруживает понимание специфики эссе: в результате он либо дает выход из проблемной ситуации, либо ставит проблему так, что ее можно расценить как оригинальную точку зрения. Эссе должно включать рассматриваемое событие (явление) в ряд общественных событий, которое позволяет видеть ясную логику рассуждения и ощущать эмоциональную убедительность. |
21-27 |
|
2 |
Автор отвечает на поставленный вопрос, ограничиваясь минимальным событийным контекстом. |
19-20 |
|
3 |
Автор отвечает на центральный вопрос поверхностно или без привлечения событийного контекста или/и допускает 2-3 фактические ошибки |
14-18 |
|
4 |
Автор не отвечает на вопрос или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей |
0-13 |
|
Критерии: Уровень представления работы: структура и оформление (максимум 5 баллов) |
|||
№ |
Уровень |
Баллы |
Балл эксп |
1 |
Композиция эссе содержит все составные части (эпиграф (необязательно), вступление (завязка), развитие темы, кульминация, предложенное решение (развязка), выводы (перспективы), эпилог). |
0-3 |
|
2 |
Работа качественно оформлена (единый размер шрифта у текста-корпуса, выделение текста подзаголовками, наличие лида и т. д.) |
0-2 |
|
Общий балл |
100 |