Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Эпиграф сосредотачивает в себе главную идею произведения. Так, в своей поэме «Мцыри» Лермонтов выбрал строчку из Библии, которая звучит следующим образом: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». Произведение известно своим трагичным финалом, к которому привело одно-единственное желание главного героя — свобода. Стоит разобраться, в чём же смысл эпиграфа в «Мцыри».

Свобода в произведении Мцыри

Михаил Юрьевич Лермонтов написал замечательную поэму «Мцыри», которая завоевала любовь и доверие большого количества читателей не только ушедшей эпохи, но и нынешней. Сюжет произведения очень прост и романтичен. Любой сможет понять в чём заключается суть вечного бегства мальчика.

Всю свою сознательную, да и не особо сознательную жизнь мальчик провёл в плену, но всегда хотел вырваться из оков. И понятно, ведь любой человек хочет быть свободным. Никому не нравится быть невольной птицей в клетке.

Всё начинается с того, что мальчик попал в плен к русскому офицеру, но ему помог монах, которой в дальнейшем и приютил мальчика. Вроде бы всё шло хорошо, но вдруг по наступлению юношеского возраста Мцыри сбежал из монастыря. Конечно, его нашли спустя некоторое время умирающим. Но вопрос остаётся вопросом « Почему имея все необходимое для жизни он сбежал?» Видимо, для Мцыри понятие свобода не такое, как у других людей. Он хотел быть свободным и независимым человеком.

Однако, мальчик поведал наставнику, причину побега. Мцыри сказал, что монастырь так и не стал ему домом, что родных душ здесь нет и это всё кажется добровольным пленом. Мальчик хотел увидеть место, где родился. Мальчик видел горы, безмятежное небо, солнце, реки,.Он хотел увидеть вольную жизнь и увидел, но это стоило ему жизни. В схватке с барсом парень получил смертельные раны, которые ничем нельзя залечить. Всё-таки человек рождённый на воле, на свободных просторах становится диким, даже если он прожил достаточное время в социальном обществе. Это ощущение свободы невозможно купить или продать. Никакие деньги не смогут вернуть её. Мцыри умирает непобеждённым и это его главная заслуга. Быть стойким, целеустремлённым, верным, отважным, быть приверженцем одной идеологии и никогда не сдаваться.

8 стр., 3831 слов

Что пережил мцыри за три дня. Три дня на воле ( по поэме Лермонтова ...

... пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними ... который воскрешает в памяти события последних дней. Что видел Мцыри на воле? Первые чувства, которые ... Лермонтов Произведение: Мцыри Это сочинение списано 118 472 раз Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно ... томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью: Ты ...

Так же жаль что он умирает, а его мечта так и не сбывается. Для Мцыри свобода была всем. Ради неё он не побоялся рискнуть собственной жизнью. Это так похоже на Лермонтова, который на протяжении всей жизни боролся с бесправием, чем и заслужил нелюбовь высшего света.

Автор сам всегда мечтал стать свободным человеком, поэтому не только боролся в жизни за неё, но и на книжных страницах создавая неповторимые шедевры. Он был свободным на деле, но всегда существовали и существуют предрассудки, преграды, барьеры, которые придумали сами люди. И чем дальше идут года, тем больше барьеров становятся. Это в буквальном смысле сковывает человеческие действия, загоняя в определённые, ненужные рамки.

Подводя итог, можно сказать, что для Мцыри быть свободным и независимым было дороже, чем собственная жизнь. Свобода — это клад, который имеет не каждый человек, но каждый может иметь её, если только захочет. Сами люди определяют степень свободы для самих себя.

8 класс

Как раскрывается тема свободы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» завершил линию в собственном творчестве, связанную с духом романтизма. В произведении затрагиваются важные темы, в число которых вошла и тема свободы. Центральной фигурой повествования стал образ юноши, которого в возрасте шести лет взял в плен русский генерал. Один монах, встретившийся на пути следования мальчика из Тифлиса, «призрел» его, выходил и вырастил. Мцыри всё равно не испытывает чувства благодарности по отношению к церковнику. По каким причинам герою произведения его приют в «святой обители» не приглянулся? Существует непосредственная связь между ответом на этот вопрос и ключевой темой поэмы. Для Мцыри нет иной жизни, как свобода на просторах Родины. Больше всего, герою не хотелось, бы жить на чужой земле, или умереть «рабом и сиротой». Жизнь в монастыре подразумевает физическое рабство и духовный плен, так как Мцыри не обладал правом на выбор во время пребывания в стенах обители. Герой «во свете лет» должен был «изречь монашеский обет». Персонаж в душе ощущал себя ребенком, хотя он «судьбой монах». Из-за духовного заточения герой лишается прелестей «разгульной юности», следовательно, он не имеет возможности полноценно жить. Мцыри упрекает Монаха в том, что тот свою жизнь прожил на собственное усмотрение: Тебе есть …что забыть, …я также мог бы жить! Стремление покинуть плен безволия становится толчком к совершению Мцыри отчаянного поступка: побега. Он хотел попасть к людям, которые «вольны, как орлы». В поэме, как и подобает романтическому произведению, мечта о свободе разбивается о реалии жизни. Герой вынуждено возвращается в обитель, хотя не испытывает сожаления по поводу своего побега. Он уверенно утверждает, что его жизнь без этих дней, когда он сумел ощутить вкус свободы, была бы печальной и мрачной.

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» представлен романтический конфликт мечты и действительности?

Мечта и действительность оказались слишком противоречивыми понятиями для персонажа с трагической судьбой — семнадцатилетнего юноши по имени Мцыри. Его рассматривают в качестве символа свободы в произведениях русской литературы. О нём В. Белинский написал такие строки: »огненная душа… могучий дух…!». В монастыре Мцыри оказался, будучи еще мальчиком, и поэтому ему пришлось испытать всю тяжесть одиночества (‘Я …не мог сказать …слов ‘отец’ … ‘мать’), но в голове его всё время роились мысли, связанные с родиной, где он рос. Само понятие Родина для Мцыри стало олицетворением свободы и жизни, для которой была предназначена его душа. В идеале он видит среду для своего существования: «где люди вольны». Не дожидаясь события своего посвящения в монахи, парень принимает решение о побеге из стен монастыря с целью воплощения собственных грёз в жизнь. Композиционно поэма выстроена таким образом, что небольшому промежутку времени, на протяжении которого Мцыри пребывает в бегах (3 дня), отведено всё содержание произведения. Ему удалось успеть ощутить вкус свободы, единение с природой, по его мнению, говорящей на одном языке с ним. Он даже влюбился в девушку. Хотя настоящая его мечта, связанная с возвращением на родину, не сбылась: ведь всё в природе намного сложнее. В реальности персонаж становится участником конфликта с действительностью: во время схватки с барсом Мцыри получает ранение, но одерживает победу над ним. Покинув лес, он видит монастырь — свою тюрьму, из которой сбежал. Парню ничего не остается делать, и он обессиленный остаётся лежать под жгучим солнцем. У Мцыри душа романтика, поэтому ему свойственно идеализировать жизнь на воле. Возможно герою удалось смириться с собственным роком. Три дня проведённые на свободе, для него стали более значимыми, чем вся его прошлая жизнь. Это означает, что в определенной мере мечта его была исполнена.

2 стр., 666 слов

Анализ главы «Фаталист» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

... и заканчивается. Анализ новеллы «Фаталист» — это очень необычная и интересная глава, можно сказать, загадочная. В романе «Герой нашего времени» части не идут одна за другой, нарушая хронологию. Михаил Юрьевич Лермонтов ... пробивает фуражку, которая там висела. После этого Печорин говорит, что не понимает, почему ему казалось, будто Вулич должен сегодня непременно умереть. Во время возвращения домой ...

Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

М. Лермонтов написанием поэмы «Мцыри» стремился идеализировать стойкость, решительность человека, обладающего способностью к ведению борьбы за свою свободу. Жестокой реальностью герой был обречен на страдание из-за тоски по родной земле. В его жизни отсутствовал всякий смысл, так как герой произведения находился далеко от отчего дома, к тому же, ещё и в неволе. Монастырь, в котором жил Мцыри, превратился тюрьму для него. Только мечтая, он мог радоваться и надеяться на светлое будущее. Грёзы помогали преодолевать парню чувство невыносимой горести по родному краю, которая жгла его «пламенную грудь». Обладая невероятной смелостью, желанием вести борьбу за свободу и воцарение гармонии в душе, юноша решается на побег из стен монастыря. Мятежная натура Мцыри не могла смириться с унылым монастырским существованием. Его не пугает устрашающий, могучий пейзаж грозы, или буря, — только бы оказаться на воле. Страшнее всего для героя оставаться пленником этих четырех монастырских стен: «Обняться с бурей …рад». Свобода ему подарила три чудесных дня, которые он провёл наедине с природой. Именно она стала источником обретения собственного «Я» для Мцыри, которое он мечтал отыскать.

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... Финал поэмы проникнут жизнеутверждающим пафосом Композиция и сюжет Экспозиция. Глава 1 Описание природы и развалин монастыря Предыстория героя Глава 2 Мальчиком Мцыри был ... героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри ... Лермонтов с симпатией воспевает воинственные мечты Мцыри. В снах являются Мцыри ... лесу, герой видит ... судьбы Меня ...

Стремление его жизни и причина бегства заключались в том, чтобы «Прийти в родную страну». Фантазии парня были воплощены в реальность столкновением мечты с действительностью. Мцыри ждала схватка с барсом. Герой выжил, и понял, что наделен такой силой, которой обладали его предки. Это стало доказательством того, что душа персонажа живет на родине, а тело пребывает от неё вдали. Событие стимулировало героя к продолжению пути к заветной цели – воплощению мечты в жизнь. И не важно, что ожидает парня впереди — голод, жажда или смертельные раны. Мцыри пришлось вернуться назад – в тюрьму, отнявшую у него когда-то свободу. Там он умирает, и жалеет лишь об одном, что похоронят его не на территории родной земли. По мнению Лермонтова, нужно вести борьбу за духовную свободу.

Ряд аналогий в произведении

принял свою смерть с большим достоинством и наслаждением

Схожесть Мцыри и Лермонтова в определённых моментах неоспорима. Если посмотреть ещё чуть глубже в произведение, то можно заметить одну деталь. Три самых счастливых дня главного героя, его блуждания в природе, поиск родины и своего дома равнозначен тому, как писатель ищет себя и своё творческое «я». Это поиск истинного пути, на котором также встречаются различные трудности, например, такие, как схватка с барсом.

произведение Лермонтова до нынешнего времени до конца не изучено

Поэма открывает перед читателями важность свободы физической и духовной. Каждая глава здесь играет важную роль. В первой части рассказывается история юноши в монастыре, затем описана трогательная часть с его откровениями о свободе.

С одной стороны, значение эпиграфа «Мцыри» объяснить достаточно легко, но с другой стороны — невероятно сложно. Каков же истинный смысл поэмы, знал лишь Лермонтов.

Жизнь человека должна заключаться в стремлении к свободе — как физической, так и духовной. Эта независимость возможна лишь тогда, когда будет найден истинный путь, ведь это знание способно предпослать к жизни в гармонии с самим собой.

Образ и характеристика Мцыри с цитатами

М.Ю. Лермонтов любил тему Кавказа. Его приводили в восхищение виды и красоты этих краев. В произведение он постарался вложить и передать любовь к этим местам, а романтическое начало внесло в поэму особый колорит. Образ и характеристика Мцыри является ключевым и сюжетообразующим. Одиночество главного героя и тоска по родным местам, толкают его на побег. Рискуя жизнью, он покидает стены монастыря с единственной целью – вернуться домой. Мцыри воплощение человеческого достоинства. Пример настоящего мужества и беззаветной отваги.

Лучшая рецензия на книгу

Сел за рецензию «Мцыри» и понял, что не помню ничего из поэмы. Читал её в школе, остались смутные ощущения свежего отзвука бунта, но что я мог понимать тогда, в самом начале средней школы? В общем, пришлось перечитать. Стало понятно, что отзвук, доносившийся из прекрасного далеко, сохранил персонально для меня суть смысла поэмы. Уже тогда находились вещи, имеющие отклик для только-только возникающему мировоззрению, восприятию несправедливости мира, которое вскоре проявило себя в полном цвете пубертата. Впрочем, сама поэма. М.Ю. Лермонтов, вдохновленный гордым духом горцев Кавказа, с одной стороны, и чувствующий угнетение имперской гегемонией с другой, в 1839 году пишет поэму «Мцыри» о пленном грузинском юноше, вкусившим несколько часов свободы. Его только что расцветшая жизнь уже видит свой закат. Сюжет прост и умещается на нескольких страницах, но в этой простоте и краткости гений поэта умудряется затронуть важнейшие темы, которые нашли отражение в сердцах пробудившейся интеллигенции. Собственно, критика империализма сквозит через всю поэму от первой до последней строки. Империя — чудовище, которая заполняет собой все незанятое пространство, сметает на своем пути небольшие препятствия и порабощает неспособные сопротивляться народы. Такая форма государства пожирает больше, чем способно переварить. Служа своему чреву, империя питается свободой и страданиями простых людей, ломает и перемалывает в пыль их судьбы. В этих условиях закономерно рождается вопрос — а для чего создан человек? Рожден ли он свободным?

8 стр., 3625 слов

В чём смысл жизни Мцыри? ( по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

... Сочинение Смысл жизни Мцыри С начала произведения Мцыри обращается ... жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю. Что значит жить для Мцыри – описание чувств героя Лермонтова | М. Ю. Лермонтов исповедывался в ... жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме: ...

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил — и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней . Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Приведем пример викторины:

  • Где расположен монастырь?

«Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь».

  • Откуда взят эпиграф к поэме?
  • Какую клятву дал себе Мцыри в детстве? «Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной»
  • В каком возрасте мальчик попал в монастырь? «Он был, казалось, лет шести…»
  • Что является символом свободы в поэме?
  • Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
  • Почему Мцыри оставляют в монастыре?
  • Кого после своего побега вспоминает Мцыри?

необязательно выполнять всем учащимся

первое и второе задание

Относительно третьего задания замечание такое – все компоненты учебно-методического комплекса должны быть взаимосвязаны и взаимозадействованы в учебном процессе.

Помимо учебника, хрестоматии и методического руководства, в УМК входит и Рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут работать как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Приведем примерный ответ учащихся на первый вопрос:

Пейзаж в поэме можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична – «горные хребты, причудливые, как мечты», по берегам горной речки – «груды темных скал», снежные вершину гор скрываются в облаках. Главные художественные приемы в поэме – олицетворение и сравнение. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства.

Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов; И грозды полные на них, Серег подобье дорогих, Висели пышно, и порой К ним птиц слетал пугливый рой.

Этот пейзаж необыкновенно красив, для героя вдвойне, потому что для Мцыри это первое утро на воле. Все краски для него приобретают другие оттенки – яркие и необычные. Синева небес, белоснежность горных вершин, зелень листьев и трав воспринимаются юношей как «рай и вечность. Мы видим романтического героя в необыкновенных обстоятельствах.

2 стр., 715 слов

ПОЧЕМУ МЦЫРИ БЕЖАЛ ИЗ МОНАСТЫРЯ?

... мальчика. Мцыри очень одинок, монастырь стал для него тюрьмой, темницей, из которой ... и раньше, до написания им поэмы «Мцыри», она найдет отражение и в ... как «мцыри». Нам очень мало известно о жизненном пути героя. Мцыри - это ... Мцыри видел монахов, которые добровольно отказывались от полноценной жизни, от свободы и обрекали себя на безрадостное существование в монастыре, среди серых стен, унылых пейзажей ...

Библейская легенда

Чтобы перейти к определению связи между эпиграфом и поэмой, нужно до конца понять значение использованной писателем фразы. Эпиграф к поэме «Мцыри» взят из Библии, которая является первоисточником, использованным Лермонтовым, — «Первая книга Царств».

По одной из библейских легенд некий герой, царь Саул, запретил своим верным воинам притрагиваться к еде до того момента, пока враг не будет полностью разгромлен.

Ионафан, сын царя, не услышал этот указ и пошёл испробовать мёд. В наказание отец приказал лишить юношу головы. И перед своей смертью молодой человек произнёс эти роковые слова. Да, он не был согласен с решением отца, ведь после его вкушания Ионафан стал сильнее и выносливее.

Важным символом в легенде является мёд. Он словно некий соблазн, счастье и роковая сладость, которая может привести к смерти. Но сын царя готов принять смерть гордо и достойно.

Приведем примерный ответ учащихся на пятый вопрос:

В эпизоде «Бой с барсом» Мцыри предстает необыкновенным человеком. Жажда подвига, удаль, отвага придают смелости юноше, и он безоружный вступает в смертельную схватку с хищным зверем. Автор постоянно подчеркивает, его герой чужой среди людей, поэтому он и бежит из монастыря. Но в мире дикой природы он свой, где встречает такого же дикого зверя, вольного и свободного, каким хочет стать сам. Хотя смертная битва заканчивается победой Мцыри, сам он понимает, что ему недолго осталось жить на свете, что он никогда не обретет свободы.

Задания повышенного уровня:

При помощи каких изобразительных средств языка Лермонтов рисует картины природы Кавказа? Как «вписывается» Мцыри в природу Кавказа?

Как вы думаете, почему финал поэмы трагичен и не обозначает ли он поражение романтического героя?

Проверьте свое знание текста по вопросам литературной викторины в Рабочей тетради.