Что пережил мцыри за три дня. Три дня на воле ( по поэме Лермонтова «Мцыри). Ощущения Мцыри от свободы

Мцыри – главный герой одноименной поэмы М.Ю.Лермонтова.

Еще маленьким ребенком, Мцыри попадает в монастырь. Он чувствует себя чужим в стенах обители, но постепенно мальчик начинает понимать язык и привыкает к своему плену. Перед постригом Мцыри, которому так хочется почувствовать жизнь и ощутить свободу, сбегает из монастыря. Три дня длятся поиски юноши и на четвертый его находят умирающим. Мцыри приносят обратно в стены монастыря, где он рассказывает о самых счастливых днях своей недолгой жизни.

«Ты хочешь знать, что видел я На воле?»

С этими словами умирающий Мцыри обращается к пожилому монаху, который спас его от смерти много лет назад. Монах слушает исповедь умирающего юноши, который воскрешает в памяти события последних дней.

Что видел Мцыри на воле? Первые чувства, которые он испытал за стенами монастыря, это радость и счастье. Восхищению героя не было предела, он видел пышные поля, горные хребты и голубое небо. Он ощущал дуновения ветра и прикосновения теплых лучей солнца. Летний день гостеприимно принял героя в свои объятия. Мцыри вспоминает свое детство, родину, к которой он и стремится. Поэтичная душа героя не испорчена злостью и ненавистью. Она способна радоваться журчанию ручья, пению птиц, наслаждаться красотой природы. Целой жизнью становятся для героя всего лишь три дня, которые он бы ни на что не променял.

Впервые в своем путешествии Мцыри сталкивается с бурей, но она не пугает смелого и решительного юношу. Напротив, она отражает состояние его взволнованной души. Он был бы рад «обняться с бурей», поэтому чувство восторга переполняет сердце героя, созерцающего грозную непогоду природы.

Но на смену дню приходит холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество. Лес тенятся, и герой начинает терять надежду на возвращение в родные края. Природа, такая дружелюбная и спокойная днем, посылает герою страшное испытание – встречу с барсом. Победа над ним герою стоит собственной жизни. Но именно эта победа дарит Мцыри то ощущение жизни, к которому он и стремился, он познает радость соперничества и вкус счастья.

За три дня, проведенных на воле, герой узнает больше, чем иной человек за всю жизнь. Мцыри, выросший в плену, хочет вернуться на родину, но с сожалением понимает, что и там он будет чужим. Как и у каждого романтического героя, у Мцыри тесная связь с окружающей природой. Дни, проведенные на воле становятся для героя ценнее всего его существования. Он познает радость победы, красоту природы, любовь.

20 стр., 9895 слов

Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме ...

... героя, когда, заблудившись, он вновь оказывается у стен монастыря, от которых бежал. Трагический финал не лишает Мцыри ... –26. Рассказ Мцыри о трех днях Жизни вне монастыря На воле герой очарован ... (развязка) Выйдя из лесу, герой видит места, где провел юность: «Вернулся ... И крови... да, рука судьбы Меня вела иным путем... ... переживает чувство влюбленности: «И мрак очей был так глубок, / Так полон тайнами ...

Вариант 2

Мцыри является главным героем произведения Лермонтова. С самого детства ему приходится несладко, ведь он попадает в монастырь. Сначала он даже не понимает языка, на котором здесь разговаривают, но немного погодя начинает их понимать и даже разговаривать. Вот только жить он здесь не собирается и поэтому уже давно вынашивает план побега. И вот однажды ему все это удается сделать. После того как поняли, что он сбежал его начинают искать, вот только отыскать его трудно. Парня искали в течение трех дней, а когда нашли, то парень был практически мертвым. Перед тем как умереть Мцыри рассказывает о своих самых счастливых трех днях.

И так они и не узнали, что же такого счастливого он увидел на воле. И только монаху, который много лет назад уже помог ему выжить, он рассказывает всю правду.

Как только он оказался за пределами монастыря, то почувствовал, что его одолевает счастье и радость. Кроме этого он восхищался всем, что видел вокруг себя. А здесь он видел бескрайние зеленые поля, горные хребты, а также голубое небо, по которому плыли большие и белые облака. К нему прикасался нежный и тихий ветер, а спину и бока грело теплое и ласковое солнце. И тут он вспомнил свою родину, где родился. Он еще не испытал на себе все горести и несчастья, а также обман и предательство, но совсем скоро ему придется все это испытать.

Немного погодя тихая и спокойная погода сменилась бурей, которая буквально рушила и крошила все, что попадалось ему на пути. Вот только это совсем не напугало парня.

Дальше он столкнулся с холодом, а также с ночью. Кроме этого ему очень сильно хотелось кушать, а также ему не хватало людей, с которыми можно пообщаться и поделиться всеми этими ощущениями. И он даже не ожидал, что в лесу водится барс, который и лишит его жизни. Конечно, парень справился с ним, но он нанес ему такие ранения, которые не совместимы с жизнью и теперь он тихонько умирает.

Одному человеку не хватает целой жизни для того чтобы понять, чего ему нужно на самом деле, а вот нашему главному герою хватило всего лишь три дня чтобы насладиться жизнью и понять, что он должен сделать в этой жизни.

Три дня на воле Мцыри

«Ты хочешь знать, что видел я / На воле?» — так начинает свою исповедь Мцыри, герой одноименной поэмы М. Лермонтова. Еще совсем маленьким ребенком его заперли в монастырь, где он и провел все свои сознательные годы жизни, никогда не видя большого мира и настоящей жизни. Но вот перед постригом юноша решается на побег, и перед ним открывается огромный мир. Три дня на воле Мцыри познает этот мир, стараясь наверстать все ранее упущенное, и правда узнает за это время больше, чем иные за всю жизнь.

Что же видит Мцыри на воле? Первое, что он ощущает — это радость и восхищение от увиденной природы, которая кажется юноше невероятно прекрасной. И правда, ему есть на что полюбоваться, ведь перед ним роскошные кавказские пейзажи. «Пышные поля», «свежая толпа» деревьев, «причудливые, как мечты» хребты гор, «белый караван» птиц-облаков — все привлекает любопытный взгляд Мцыри. Сердцу его становится «легко, не знаю, почему», и в нем пробуждаются самые дорогие воспоминания, которых он был лишен в неволе. Картины детства и родного аула, близкие и знакомые люди проходят перед внутренним взором героя. Здесь раскрывается чуткая и поэтичная натура Мцыри, который искренне отзывается на зов природы, раскрывается ей навстречу. Читателю, наблюдающему за героем, становится понятно, что он принадлежит к тем естественным людям, которые предпочитают общение с природой вращению в обществе, и душа их еще не испорчена фальшью этого общества. Изображение Мцыри именно таким было особенно важно для Лермонтова по двум причинам. Во-первых, классический романтический герой как раз таки и должен был характеризоваться подобным образом, как человек, близкий дикой природе. А, во-вторых, поэт противопоставляет своего героя своему окружению, так называемому поколению 1830-х, большинство которых было пустыми и безыдейными молодыми людьми. Для Мцыри три дня свободы стали целой жизнью, насыщенной событиями и внутренними переживаниями, — знакомые же Лермонтова жаловались на скуку и прожигали жизнь в салонах и на балах.

5 стр., 2079 слов

Сочинение радость жизни

... -таки, черт возьми, приятно нести людям радость. Сочинение на тему Радость жизни. Что такое радость жизни Говорят, что у абсолютно каждого человека есть своя радость жизни. У кого-то она большая, у ... людям, а они – нам. Для счастья надо так мало… Сочинение на тему: «Радость жизни» Крутяк! 1 Определить чувство радости и объяснить его, на мой взгляд, довольно сложно. Мы ...

Мцыри продолжает свой путь, и перед ним открываются иные картины. Природа раскрывается во всей своей грозной мощи: молнии, ливень, «грозящая бездна» ущелья и шум потока, похожий на «сердитых сотни голосов». Но в сердце беглеца нет страха, такая природа для Мцыри даже ближе: «Я, как брат, обняться с бурей был бы рад!». За это его ждет награда: голоса неба и земли, «пугливых птиц», травы и камней — всего, окружающего героя, становится ему понятны. Потрясающие минуты общения с живой природой, мечтаний и надежд в полуденную жару под несказанно чистым — таким, что можно бы было и ангела разглядеть — небосклоном Мцыри готов переживать снова и снова. Так он снова ощущает в себе жизнь и ее радость.

На фоне прекрасных горных пейзажей перед Мцыри предстает и его любовь, юная девушка-грузинка. Красота ее гармонична и сочетает в себе все лучшие природные краски: загадочную черноту ночей и золото дня. Мцыри, живя в монастыре, мечтал о родине, и оттого он не поддается на искушение любви. Герой идет вперед, и тут природа поворачивается к нему своим вторым ликом.

Наступает ночь, холодная и беспроглядная ночь Кавказа. Лишь слабо светится где-то вдали огонек одинокой сакли. Мцыри узнает голод и ощущает одиночество, то самое, которое томило его и в монастыре. А лес все тянется и тянется, окружает Мцыри «непроницаемой стеной», и тот осознает, что он заблудился. Природа, такая дружественная к нему днем, внезапно оборачивается страшным врагом, готовым сбить беглеца с пути и жестоко над ним посмеяться. Более того, она, в облике барса, напрямую встает на пути Мцыри, и ему приходиться биться с равным себе существом за право продолжать путь. Но благодаря этому герой познает неведомую доселе радость, радость честного соперничества и и счастье достойной победы.

Нетрудно догадаться, отчего происходят такие метаморфозы, и Лермонтов вкладывает объяснение в уста самого Мцыри. «То жар бессильный и пустой, / Игра мечты, болезнь ума» – так отзывается герой о своей мечте вернуться домой, на Кавказ. Да, для Мцыри родина значит все, но он, выросший в тюрьме, уже не сможет найти путь на нее. Даже конь, сбросивший седока, возвращается домой, — с горечью восклицает Мцыри. А вот он сам, выращенный в неволе, подобно слабому цветку, утратил то природное чутье, безошибочно подсказывающее путь, и заблудился. Мцыри восхищен природой, но он уже не ее дитя, и она отторгает его, как отторгает стая слабых и больных животных. Зной палит умирающего Мцыри, мимо него шелестит змея, символ греха и гибели, она мечется и прыгает, «как клинок», а герой может лишь наблюдать за этой игрой…

3 стр., 1133 слов

Герой и народ в поэме А. Твардовского «Василий Теркин»

... прости меня! В поэме Твардовского имя «Василий» несколько раз рифмуется со словом «Россия». Это, на мой взгляд, говорит о том, что герой Василий Теркин в поэме является своеобразным воплощением богатырства всего русского народа. Теркин - «герой-народ», победивший в великой ...

Всего несколько дней был на свободе Мцыри, а заплатить за них ему пришлось смертью. И все же они не прошли бесплодно, герой познал красоту мира, любовь, и радость битвы. Оттого этм три дня для Мцыри ценнее всего остального существования:

Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней…

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

    Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

Начать тест(новая вкладка)

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Мцыри
  • Это сочинение списано 118 472 раз

Поэма 1839 г. «Мцыри» ― одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. Действие разворачивается на Кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. Мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»:

Таких две жизни за одну.

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б смог.

Время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… Три дня воли стали истинной жизнью:

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил ― и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.

Эти три дня полной, абсолютной свободы позволили Мцыри узнать себя. Он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина:

И вспомнил я отцовский дом,

Ущелье наше и кругом

В тени рассыпанный аул…

Он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан…

Мцыри за три дня прожил всю жизнь. Он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». Он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа:

… да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

За три дня на воле Мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

30 стр., 14676 слов

Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова

... героя (обрести свободу) важнее чувств, вызванных грузинкой. Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри ... факты жизни главного героя, а его переживания. Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, ...

Да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. Его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. Когда Мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. Это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни.

То, что испытал и увидел Мцыри за три «блаженных» дня, привело героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. Выразив такие мысли в поэме, М. Ю. Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.

Посмотрите эти сочинения

  • Мцыри — свободолюбивая личность (сочинение) Романтическим эпосом называли поэму «Мцыри» литературные критики. И это действительно так, ибо в центре поэтического повествования – свободолюбивая личность главного героя. Мцыри – романтический герой, окруженный «ореолом избранности и исключительности». Ему присуща необычайная внутренняя сила и мятежность духа. Эта незаурядная личность от природы непреклонна и горда. В детстве Мцыри терзал «мучительный недуг», который сделал его «слабым и гибким, как тростник». Но это только внешняя сторона. Внутри же он […]
  • Чем меня привлекает «Мцыри»? (сочинение) Чем же так необычен Мцыри? Своей сосредоточенностью на огромной, колоссальной страсти, своей волей, своим мужеством. Его тоска по родине приобретает какие-то вселенские, выходящие за привычные человеческие мерки, масштабы: За несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве шрал, Я б рай и вечность променял. Натура гордая, неизмеримо-глубокая… Такие герои привлекают писателей романтиков, которые склонны искать в жизни скорее исключительное, чем обыкновенное, «типическое». Человек, который […]
  • Характеристика Мцыри (сочинение ) Поэма «Мцыри» написана абсолютно в духе М.Ю.Лермонтова и отражает главную направленность тематики всего творчества автора: романтичные и мятежные настроения, скитания, поиски истины и смысла, вечное стремление к чему-то новому и захватывающему. Мцыри – молодой монах, предпринявший попытку сбежать от службы и начать вольную жизнь. Важно отметить, что бежал он не потому, что к нему плохо относились или ему приходилось жить в неблагоприятных условиях. Как раз наоборот, монахи его спасли, когда он был еще мальчиком, […]
  • Мцыри как романтический герой (сочинение) В первую очередь, произведение «Мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи […]
  • Картины природы в поэме Мцыри Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы ― это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни. Открытый им «чудный мир» резко контрастирует с мрачным миром монастыря. Герой так жадно вглядывается в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно […]
  • Пьянящий аромат свободы «Мцыри» Лирический герой поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова — Мцыри, является яркой личностью. Его история не может оставить читателя равнодушным. Главным мотивом данного произведения является, безусловно, одиночество. Оно сквозит во всех мыслях Мцыри. Он тоскует по Родине, о своих горах, об отце и сестрах. Это история о мальчике шести лет, который попадает в заключение к одному из русских генералов, который увез его из аула. Малыш, в связи с трудностями переезда и из-за тоски по родным тяжело заболел, и его приютили в […]
  • Почему не удался побег Мцыри? Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее: И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. […]
  • Откуда бежит Мцыри и к чему он стремится? В центре поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― образ юноши‑горца, поставленного жизнью в необычные условия. Ребенком больным и измученным, он попадает в плен к русскому генералу, а затем оказывается в стенах монастыря, где о нем проявили заботу и вылечили. Монахам казалось, что к плену мальчик привык и что он «хотел во цвете лет изречь монашеский обет». Сам же Мцыри скажет потом, что он «знает одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Не понимая внутренних стремлений Мцыри, монахи оценивали свое отношение к […]
  • Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича…» Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора. Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически. Его произведение пронизано народной поэтикой. «Песня про купца Калашникова» представляет собой […]
  • Дуэль Печорина с Грушницким (анализ и сочинение) Приличьем скрашенный пророк Я смело предаю позору – Неумолим я и жесток. М. Ю. Лермонтов Грушницкий – представитель целого разряда людей – по выражению Белинского, – имя нарицательное. Он из числа тех, которые, по мнению Лермонтова, носят модную маску разочаровавшихся людей. Меткую характеристику Грушницкому дает Печорин. Он, по его словам, позер, выдающий себя за романтического героя. «Его цель – сделаться героем романа», говорит он «пышными фразами, важно драпируя в необыкновенные […]
  • Тема судьбы и образ «потерянного» поколения в «Герое нашего времени» В любом качественном произведении судьба героев связывается с образом своего поколения. А как же иначе? Ведь люди отражают характер своего времени, они являются его «продуктом». Наглядно мы видим это в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Писатель на примере жизни типичного человека этой эпохи показывает образ целого поколения. Безусловно, Печорин — представитель своего времени, в его судьбе отразилась трагедия этого поколения. М.Ю.Лермонтов первым создал в русской литературе образ «потерянного» […]
  • Печорин в кругу честных контрабандистов «Да и какое дело мне до радости и бедствий человеческих?» М.Ю. Лермонтов В романе Лермонтова «Герой нашего времени» решается злободневная проблема: почему люди, умные и энергичные, не находят применения своим недюжинным способностям и вянут без борьбы в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов. Задаче всестороннего и глубокого раскрытия личности героя и той среды, которая воспитала его, подчинены […]
  • Первый психологический роман в русской литературе – «Герой нашего времени» И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят — все лучшие годы! М.Ю. Лермонтов В романе “Герой нашего времени” Лермонтов ставит перед читателем волнующий всех вопрос: почему самые достойные, умные и энергичные люди его времени не находят применения своим недюжинным способностям и вянут в самом начале жизненного порыва без борьбы? На этот вопрос писатель отвечает историей жизни главного героя Печорина. Лермонтов […]
  • Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову. Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, […]
  • Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (сочинение) Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», единственная часть, которая мне нравится-это «Бела». Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад. Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями. Вот как Лермонтов описывает горную природу: «Славное […]
  • Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
  • Осень в лирике русских поэтов (по стихотворениям Лермонтова «Осень» и Тютчева «Осенний вечер») Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, «дышали с природою одной жизнью», как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. […]
  • Как Печорин относится к проблеме судьбы? (сочинение) Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Пессо Тема судьбы, предопределения и свободы человеческой воли является одной из важнейших сторон центральной проблемы личности в «Герое нашего времени». Наиболее прямо она поставлена в «Фаталисте», который не случайно завершает роман, служит своего рода итогом нравственно‑философских исканий героя, а с ним и автора. В отличие от романтиков […]
  • Стихотворение Лермонтова «Пророк» (анализ) Восстань, пророк, и виждь, и внемли Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. А. С. Пушкин «Пророк» Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно‑художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и […]
  • Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» (анализ) Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю. В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый […]