Одной из сквозных тем русской литературы является тема пути-дороги, которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Почему возник такой сквозной сюжет и почему выделяют такую тему в русской классической литературе.
Мотив пути прослеживается и в древнерусской литературе, и во многом это обусловлено историческими обстоятельствами, которые определили судьбу русской земли. Древние князи и цари отправлялись в путешествие по разным причинам — осваивать новые территории, защищать свои земли и расширять свой кругозор.
Если говорить о более позднем периоде, то даже по названиям произведений 18 века видно, что такая тема активно развивалась в литературе. Примером может послужить книга А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» и книга Н. Карамзина «Письмо русского путешественника», в основу которой легли его впечатления от Франции, Англии и Германии.
Тема пути-дороги развивается и в литературе 19 века, и теперь она выступает в роли сквозного сюжета во многих знаменитых произведений русской классической литературы. Это и «Евгений Онегин» Пушкина, в котором главный герой «в пыли на почтовых» мчится в деревню и через некоторое время снова отправляется в путь, и «Горе от ума» Грибоедова, где Чацкий возвращается из-за границы на Родину.
А главный герой романа «Герой нашего времени» Печорин постоянно находится в разъездах, и даже находит смерть в дороге. Известным путешественником был Чичиков, колоритный персонаж «Мертвых душ» Гоголя. Да и в самом произведении можно найти величественные описания образа дороги, которые раскрывают мощь и красоту русской земли.
А в произведении Тургенева «Отцы и дети» персонажи постоянно находятся в пути — с дороги начинается сам роман, и на протяжении его герои перемещаются по разным губерниям и имениям.
Мотив пути и традиции духовной литературы
Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде «Войны и мира», в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.
Сны и сновидения в русской литературе. Сон как литературный прием. ...
... (19 век). И произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Рассмотрим, чем обычно бывают наполнены сновидения. Презентация на тему: Сны героев произведений русской литературы XIX века ... пути для будущих научных исследований сновиденческого пространства произведений А.С. Пушкина. № слайда 12 Описание слайда: 3. Сны и циклы сновидений в произведениях Ф. Достоевского Слова “сон”, “сновидение” попадают в ...
Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога», «Для берегов отчизны дальней», «Бесы», «Дорожные жалобы», стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» и «Прощай, немытая Россия…», стихотворения Н. Некрасова «Железная дорога», «В дороге», «Размышления у парадного подъезда».
Дорога в фольклоре
Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога — это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.
Ярким примером служит образ «странников», созданный Некрасовым. Он посвятил поэму «Коробейники» именно тем, кто постоянно кочует с одного места в другое, для них нахождение в дороги — это привычный образ жизни.