Традиция дуэли, как способа разрешения конфликтной ситуации, издавна
существовала почти повсеместно не только в России и в Европе, но и в Азии.
В средние века судебные поединки детально регламентировались в сводах
законов. Любопытно отметить, что мнение светских и церковных властей
долгое время не были едины – с юридической точки зрения судебный поединок
был законным, даже необходимым деянием, а церковь сурово осуждала эту
практику, подтверждением тому могут служить следующие строки из романа
И.И.Лажечникова «Басурман»: «Несмотря на грозные запрещения духовных
властей, считалось постыдным делом отказаться от поля, на которое каждый за
убой волен вызвать. А запрещение духовных отцов было ужасно».
В «Судебнике» же стоял следующий закон: «Кто у кого бороду вырвет и послух
опослушествует, ино ему крест целовать и битися на поле».
Против закона, уложенного самим великим князем с сыном и боярами, нельзя
было идти…
Но и впоследствии, когда дуэли были официально запрещены светской властью,
дворяне по-прежнему придерживались древней традиции. Менялось оружие,
и, соответственно, связанные с этим правила поединка, но сама традиция
держалась до революции 1917 года.
Как и в средневековье, считалось позорным не принять вызова – написанный
кодекс чести в сознании дворянина стоял выше любых законов, как светских, так и
церковных.
В русской литературе тема дуэли представлена весьма широко и разнообразно.
Так, дуэль между героями присутствует в нескольких произведениях
А.С.а. Но насколько различны мотивы, толкающие героев к поединку!
В романе «Капитанская дочка» Петр Гринев защищает доброе имя любимой
девушки от клеветы недостойного человека:
« — Ты лжешь, мерзавец! – вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым
бесстыдным образом
Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне
руку. – Вы мне дадите сатисфакцию».
- Изволь: когда хочешь! – отвечал я, образовавшись. В эту минуту я готов был
растерзать его».
Соблюдение законов и наличие власти приводит к порядку
... школьных сочинений Трудно не согласиться с древним философом из Китая Хань Фэем, который высказал мысль о том, что к порядку в государстве приводит наличие власти и соблюдение закона, а отказ от власти и закона обязательно приведет к ...
В описываемом романе время дуэли уже запрещены, поэтому все в крепости
стараются воспрепятствовать двум молодым людям, решившим биться
не н ажинь, а на смерть. Швабрин и попал-то в эту захудалую крепость за
поединок: «Швабрин Алексей Иванович вот уж пятый год как к нам переведен за
смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он изволишь видеть, поехал
за город с одним поручиком, да взяли с собой шпаги, да и ну друг друга пырять; а
Алексей Иваныч в закол поручика, да еще при двух свидетелях!»
В повести «Выстрел» истинным мотивом дуэли послужила зависть,
испытываемая Сильвио к графу. Драться на поединках среди молодых дворян
считалось признаком особой храбрости и отчаянности духа, а Сильвио привык
первенствовать повсюду. Но вот появляется человек, яркая личность, который
оттесняет героя на второй план.
Безразличное презрение графа к возможной смерти выводит Сильвио из себя,
что еще больше подталкивает его к поединку. Жизнь главного героя «Выстрела»
проходит в мстительном ожидании подходящего момента.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» дуэль между Базаровым и Павлом
Петровичем обрисована довольно комично. Так, Павел Петрович приходит к
Базарову с тростью, не будучи уверен, как именно нигилист примет его вызов,
и намереваясь в случае отказа прибегнуть к прямому оскорблению. Однако тот
хладнокровно возражает и соглашается биться с Павлом Петровичем.
Рассуждения о дуэли мне хочется завершить размышления на эту тему
В.Высоцкого:
«И во веки веков, и во все времена
Трус, предатель – всегда призераем…»