1899 г. Масло, холст. 495 x 373 см Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.
Описание картины Сурикова В.И. «Переход Суворова через Альпы»
Яркое полотно в духе демократического реализма. В основе сюжета – историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции.
Беспрецедентный случай в истории военных действий – поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией.
Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский.
Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами. Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой, указывающий рукой дорогу.
Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины.
Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы. Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием – штыками, пушками, кинжалами.
Талант Сурикова-пейзажиста проявился в изображении снежной гористой поверхности на переднем плане и крутого горного склона с облаками на заднем.
Ослепительно белый альпийский снег контрастирует не только с общей человеческой массой, но и с синеватыми скалами, заслоняющими небо.
Природа швейцарских Альп не раскрыта во всей ее эффектной красоте, скорее, она сурова и враждебна к непрошенным гостям.
Картина была написана к 100-летию подвига Суворова, показана обществу в том же 1899 году на 27 выставке передвижников, но большого резонанса не вызвала. Ее приобрел император Николай II. Сейчас она выставлена в экспозиции Государственного Русского музея.
11 стр., 5041 словПо картине в голубом просторе рылова 3 класс описание
... играют в белые барашки. А ещё дальше виднеются горы. Автор нарисовал так, будто картина движется на холсте. Сочинение Мирзоевой Мадины На уроке мы познакомились с картинойА.А.Рылова «В ... удален Комментарий удален Комментарий удален Комментарий удален Комментарий удален александр даниленко Мария Суворова Лебеди летят к солнцу, в теплые края. Солнце освещает их широкие крылья, ...
Лучшие картины Сурикова В.И.
Картина В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»
Подробности Категория: Искусство России XIX века Опубликовано 19.02.2019 09:13 Просмотров: 792
Работу над картиной «Переход Суворова через Альпы» В. Суриков закончил в 1899 г., к 100-летию итальянского похода Суворова.
Картина была выставлена сначала в Санкт-Петербурге, затем в Москве, после чего её приобрёл император Николай II для музея Александра III.
В. Суриков «Переход Суворова через Альпы» (1899).
Холст, масло. 373х495. Государственный Русский музей (Петербург)Замысел картины возник у художника ещё в 1895 г. Летом 1897 г. В. Суриков посетил Швейцарию, где писал этюды к картине.
Но прежде чем говорить о самой картине, необходимо сказать об историческом событии, которому она посвящена.
Историческая основа картины
Портрет А. В. Суворова. Рисунок Н.М. Аввакумова. Бумага, карандаш (1939)1799 год. А.В. Суворову почти 70 лет, он на покое. Не сложились отношения с императором Павлом I. Император был сторонником прусской военной системы Фридриха Великого. В соответствии с этой системой он и стал реформировать русскую армию.
Были введены новая форма одежды, новый воинский устав. Главное внимание уделялось муштре войск, смотрам и парадам. Суворов выступал против прусских палочных порядков в армии и продолжал воспитывать солдат по-своему.
Он говорил: «Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?», «Пудра не порох, букля не пушка, коса не тесак, и я не немец, а природный русак». В 1797 г. Суворов был уволен в отставку без права ношения мундира.Но уже в начале сентября 1798 г.
Суворов стал необходим в русской армии: Павел I отправил к нему генерал-майора Прево де Люмина, чтобы тот узнал мнение Суворова о том, как вести войну с французами в современных условиях. Суворов продиктовал девять правил ведения войны – наступательную стратегию полководца.В 1798 г.
Россия вступила во 2-ю антифранцузскую коалицию (Великобритания, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство).
Была создана объединённая русско-австрийская армия для похода в северную Италию, захваченную войсками Французской Директории. По настоянию Англии Австрия обратилась с просьбой к Павлу I назначить командующим Суворова.
Так великий русский полководец вновь стал востребованным. В марте 1798 г. он прибыл в Вену, где император Франц I присвоил ему звание австрийского фельдмаршала.Перед Суворовым стояла практически невыполнимая задача – выступить против Наполеона, который к тому времени занял часть Италии и Швейцарии. Но полководец, прорвав оборону, занял Турин и Милан, практически вся северная Италия стала свободной от французов.
Суворову было приказано выступить в Швейцарию, где в то время находилась армия французского генерала Массена. Альпийский поход продолжался 16 дней. Самым трудным был ночной сентябрьский штурм перевала Паникс: здесь снег лежал слоем до полуметра, а туман полностью застилал видимость.
А. И. Шарлемань «Фельдмаршал Суворов на вершине Сен-Готарда 13 сентября 1799 г.Удивительно, но факт: этот поход не достиг своей цели (разгрома французских войск в Швейцарии), но героический Швейцарский поход Суворова 1799 г. стал великой страницей русской истории. В Швейцарском походе проявились полководческий гений Суворова и тактическое мастерство русских командиров.
В походе армия Суворова прошла с боями через Сен-Готард и Чёртов мост и совершила переход из долины Рёйса в Мутенскую долину, где попала в окружение.
Но в сражении в Мутенской долине Суворов нанёс поражение французской армии и вывел русскую армию из окружения, после чего она совершила переход через заснеженный труднодоступный перевал Рингенкопф (Паникс), откуда направилась в сторону России.
Французский генерал Массена говорил впоследствии, что отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова – так оценил Суворова его главный противник.Вот этот переход и запечатлен на картине В. Сурикова. Это был последний, наиболее тяжелый горный переход. Тяжело раненных пришлось оставить.
Войска двигались по извилистой тропинке, передвигаться по которой можно было только в одиночку, в густом тумане, при снегопаде и сильном ветре. В пропасти пришлось бросить все орудия. Спуск с него был ещё сложнее подъема.Суворов после перехода через Альпы писал в донесении Павлу I: «Много людей с лошадьми с величайшим стремлением летели в преисподние пучины, где многие убивалися, а многие спасались; никакое описание неспособно к изображению сей картины во всем ее ужасе».
Но В. Суриков всё-таки смог создать такую картину.
Описание картины
На картине изображено русское войско, которое скатывается с ледяной кручи. Сам художник отмечал, что долго работал над передачей стремительного движения войска: «Главное в картине – движение. Храбрость беззаветная…Верхние тихо идут, средние поскорее, а нижние совсем летят вниз…Около Интерлакена сам по снегу скатывался с гор, проверял.
Сперва тихо едешь, под ногами снег кучами сгребается. Потом – прямо летишь, дух перехватывает». В нижней части картины на первом плане изображён солдат, мчащийся вниз по склону. «Долго бился я над этим солдатом, – рассказывал Суриков. – Никак не летит в пропасть, а когда я поднял неестественно его локти вверх – полетел.
Иногда приходится утрировать, чтобы добиться нужного эффекта». Моментов утрирования в картине несколько. Например, расчехлённые штыки солдат до сих пор остаются предметом критики. Считается неправдоподобным такой спуск – солдаты могли поранить штыками друг друга.
Фрагмент картиныСуворов подъехал к краю пропасти и шуткой подбадривает войска. На его шутку откликнулись двое солдат. В такой момент шутить? Это кажется неправдоподобным. Ведь, по словам самого Суворова, доносившего царю об этом походе, «на каждом шагу в этом царстве ужаса зияющие пропасти представляли отверстые и проглотить готовые гробы смерти.
Дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, лиющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах, с каменьями вершин низвергавшихся, увеличивали трепет». Но настолько велика была вера русских солдат в своего полководца, что даже в такую минуту они были в согласии со своим командиром и откликнулись на шутку.Впереди всех спускаются опытные солдаты.
В центре изображён седой ветеран с орденом на груди. Он крестится, готовясь ринуться в пропасть. Перед ним два солдата: у одного лицо очень серьезное, напряжённое, а другой прикрылся плащом, видимо, от страха. А черноусый солдат уже летит вниз, придерживая свою треуголку. Лицо его сурово и решительно.
Рядом с седым ветераном два солдата возятся с пушкой, стараясь спустить ее вниз со скалы. В их умелых руках пушка покорно едет вниз. За стариками движутся молодые солдаты.Главным действующим лицом картины является народ. Суриков говорил: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы».
Суворов изображён не в центре картины, но художник ясно показал его роль организатора.На краю пропасти он еле удерживает своего белого коня. Сняв с головы треуголку, он с улыбкой показывает вниз. В его фигуре столько бодрости и энергии, столько веры в своих солдат! И его авторитет среди солдат был велик.
Это был патриот, настоящий друг солдат, человек с живым сердцем и прямой душой. Он часто говорил: «Горжусь, что я русский». Солдаты видели его ежедневно, знали, чем живет их генерал, с какой любовью и вниманием относится к ним, и поэтому беззаветно верили ему и горячо любили его.Эту любовь народа к своему полководцу выразил художник в картине.
С какой готовностью подчиняются воины его приказу, как весело смеются его шутке! О своих солдатах он говорил после швейцарского похода: «Орлы русские облетели орлов римских».Пейзаж картины суров и величественен. Горы занимают почти всё полотно, виден лишь кусочек покрытого тучами неба. Вершины гор уходят ввысь. Отдельные облака проходят по ущельям и закрывают скалы.
В картине преобладают синие, зеленоватые и темно-лиловые тона с проблесками красного и желто-зеленого. Этот колорит усиливает впечатление суровости и трудности условий, создаёт у зрителя ощущение холода. Немного оживляют картину ярко-красные мундиры солдат на втором плане.
История создания картины
Чтобы быть правдивым в изображении этого исторического события, Суриков в 1897 г. побывал в Швейцарии, где познакомился со швейцарской горной природой, написал множество этюдов, сделал переход по маршруту армии Суворова, сам спускался по снегу с горы.
Картину художник создавал почти 5 лет.Художник знал, конечно, о том, что суворовские походы изображали и другие художники: А. Коцебу «Переход А.В. Суворова через хребет Панике», «Сражение у Чертова моста».
Но его не устраивало то, что горы подавляли солдат, которые были изображены людским муравейником.
А. Коцебу «Переход русских войск через Паникс в Альпах»Суриков всегда выделял своих героев крупным планом. Поэтому он долго изучал портреты Суворова, а также его скульптурные изображения. Обращался он и к посмертной маске полководца.
Но всё-таки писал Суворова художник с живого человека. Вот как он сам рассказывает об этом: «Суворов у меня с одного казачьего офицера написан. Он и теперь жив еще: ему под девяносто лет».
Это был отставной сотник Фёдор Фёдорович Спиридонов.
Оценка картины современниками
В момент появления картины мнения о ней разделились. Л.Н. Толстой и художник В.В. Верещагин резко критиковали её за некоторые «неправды». Они говорили, что никогда не бывает, «чтобы лошадь над обрывом горячилась», чтобы «пушки спускались с горы вместе с людьми» и т. д.Композитор С.И. Танеев записал в марте 1899 г. в дневнике: «Пошел к Толстым…
Лев Николаевич возмущен картиной Сурикова, на которой он изобразил Суворова, делающим переход через Альпы. Лошадь над обрывом горячится, тогда как этого не бывает: лошадь в таких случаях идет очень осторожно. Около Суворова поставлено несколько солдат в красных мундирах. Л.Н.
говорил Сурикову, что этого быть не может: солдаты на войне идут как волны, каждый в своей отдельной группе. На это Суриков ответил, что «так красивее».Но художник считал, что целью искусства является не натуралистическое изображение отдельных фактов действительности: «В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так.
Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать».
Но император Николай II обратил внимание на картину Сурикова и купил её для музея Александра III по случаю 100-летия швейцарского похода русской армии.
Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-rossii-xix-veka/946-kartina-v-surikova-perekhod-suvorova-cherez-alpy
Переход Суворова через Альпы
Живопись русских художников Картина Василия Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Холст, масло, размер картины 495 × 373 см. Почти сразу же после окончания картины «Взятие снежного городка» художник увлекся новой идеей, которая родилась еще в Красноярске.
Картина «Переход Суворова через Альпы» органично продолжает тему воинского героизма русски людей, начатую в «Покорении Сибири Ермаком. Холст расположен вертикально и демонстрирует неприступность скалистых гор, героически преодолеваемых русской армией.
Пейзаж Василий Иванович писал в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода.
Подбирая расположение фигуры генералиссимуса и нужный ракурс, художник советовался со старшей дочерью Олей, у которой был отличный глазомер и чувство композиции. Однако на предложеие девушки убрать штыки, дабы верхние солдата не попали на них, Суриков категорически воскликнул: «Ни за что! Красота в сверкании. Нельзя русскому солдату без штыка».
За эти непримкнутые по уставу штыки он впоследствии услышал много критики Но автор лишь хотел подчеркнуть, что у Суворова многое было «не по уставу», и при этом он оставался великим полководцем.
На Двадцать седьмой выставке передвижников новая работа Сурикова, как обычно, оказалась в центре внимания. Главной ее удачей было, по мнении критиков, «сродство духовного начала» создателя картины и гениального полководца.
Именно в этот год отмечалось столетие итальянского похода Суворова. И снова живописец случайно попал к официальной дате. Картина «Переход Суворова через Альпы» была приобретена императором за двадцать пять тысяч рублей.
В 1901 году Василию Ивановичу Сурикову был пожалован орден Святого Владимира 4-й степени за картины «Покорение Сибири Ермаком» и «Переход Суворова через Альпы». Художник орденов не носил, но для него было очень важно признание его заслуг перед отечеством.
Вскоре пришло письмо из Франции: Люксембургский музей желал приобрести одну из исторических картин, «отличающихся большим патриотизмом».
Живописцу было приятно, что его слава вышла за пределы горячо любимой родины: «Наконец-то, помаленьку узнают, что я такое!» Но, будучи патриотом, он хотел видеть свои полотна только в русских музеях.
В этом же году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Это было уже далеко не первое предложение подобного рода, которое он отклонил.
Еще в 1893 году мастер не захотел преподавать в родной Академии художеств, о чем вежливо, но твердо уведомил администрацию, а позже, в 1907, отверг еще одно подобное лестное приглашение. На этот раз Василий Иванович объяснил причину отказа так: «Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу..
, считаю для себя как художника свободу выше всего». Теперь он был по-настоящему свободен, много путешествовал и отдавал все свое ничем не ограниченное время творчеству.
Перейти к следующей работе мастера ►
Сочинение по картине Сурикова Переход Суворова через Альпы кратко
Василий Суриков был прославленным художником, чьи талантливые полотна запечатлели драматические моменты российской истории. Их настроение разное, как и у самой истории. Где-то это трагедия, а где-то героический эпос. «Переход Суворова через Альпы» — картина, безусловно, прославляющая дух русского народа, его мужество, стойкость и верность.
На полотне художник изобразил момент перехода суворовской армии через Альпы. Сам полководец на коне и пешие солдаты остановились перед довольно крутым спуском. Несколько человек уже скользят вниз. Остальные еще только примеряются. На некоторых лицах можно прочесть растерянность и испуг. Но другие – смеются, глядя на Суворова.
Знаменитого военачальника Суриков изобразил щуплым старичком с улыбкой. Но в его глазах и жесте – не старческая немощь или дряхлость. В них сила и уверенность. Перед лицом опасности Суворов смеется и подбадривает своих людей. И они откликаются ему, отвечая доверием.
Художнику мастерски удалось передать различные эмоции на лицах солдат. Собранность, выдержка, испуг, решимость, веселье. Те, кто стоит у самого края спуска и уже начали скольжение, явно испытывают страх. Даже лошадь Суворова, кажется напуганной.
В картине преобладают оттенки синего. Склон, снег, тени. Суриков словно подчеркивает высоту, на которой находятся его герои.
Особенно интересно видеть, как художнику удалось передать движение спускающихся людей. Фигуры словно оживают и двигаются на самом деле.
Любопытно, что Суворова живописец изобразил не сразу бросающимся в глаза зрителю. Взгляд какое-то время блуждает по лицам солдат, а потом находит и их командира. Суворов не выделен ни особым цветом, ни положением относительно других фигур. Он лишь немногим выше голов солдат.
По мнению критиков, так художник подчеркнул и вывел на первый план народ, чье мужество и стойкость, храбрость и решимость стали залогом исторических свершений.
Интересно, что картину и ее сюжет часто вспоминают в наше время. Журналисты, политики, общественники нередко говорят о спустившемся в Европу «на копчике» Суворове, подчеркивая широкие возможности русской армии, способной удивлять другие страны.
«Переход Суворова через Альпы» и сегодня может считаться символом и гимном в красках, который исполнен во славу военных талантов России.
У меня эта картина вызывает чувства гордости и сопричастности к делам наших предков. Думаю, она не оставляет равнодушным никого, для кого подвиги и честь военных – не пустой звук. Суриков наглядно показывает идеальный образ полководца, за которым не боятся идти солдаты. Это эталон, с которым еще много веков будут сравнивать военачальников будущего и настоящего.
Вариант №2
Василий Иванович написал картину, открывающую перед зрителем неподдельный мир русского героизма и самоотверженности. Переход через Альпы – очень опасная миссия, которая в случае провала может стоит жизни. Полководец приказал двигаться подчиненным по этому маршруту. Никто не имел права оспаривать или обсуждать приказ. Погода в местности оставляет желать лучшего. Горы. Снег. Ледники.
Никто не может гарантировать, что через несколько часов или минут, не поднимется снежная буря. А что ещё хуже, может сойти ледник. В таком случае все военнослужащие окажутся погребенными заживо.
Мало того, перевал, изображенный на картине до 1799 года именовался неприступным. До русской армии его никто не осмеливался преодолеть. При одном виде его людей окутывал страх.
Примечательно, что для написания этюдов, автор отправился в швейцарские Альпы. Так что основа взята с мест, где всё происходило на самом деле. Величественные горы навевают страх.
Заставляют людей задуматься о бытие, своей жизни и её качестве. Потому что один ледник может лишить жизни всех. Несмотря на опасность, воины выполняют свой долг.
Они присягали на верность отечеству и обязаны беспрекословно подчиняться командованию.
Суворов – величайший полководец не боится трудностей. Он видит, что перед бойцами стоит сложнейшая задача и подбадривает их в этот час. Александр Васильевич никогда не превозносился. Всегда был наравне со всеми. Благодаря такому командующему, как он, многие солдаты забыли о чувстве страха. Кто-то участвует в разговоре, кто-то смеётся, а кто-то внимательно смотрит перед собой.
Тем, кто движется следом, намного легче. Во-первых, им следует делать то, что делают впереди идущие. Во-вторых, рядом полководец, который поднимает настроение. Больше всего повезло именно последующим рядам.
Художник изобразил все детали того времени. Одежда, обмундирование, мечи, кони. Всё погружает нас в то величественное время, когда совершался подвиг и победа людей над собственным страхом.
Погода в горах спокойная. Наверху всё затягивает туман. Горы окрашены в голубой цвет и покрыты белым снегом. Чем ниже спускаешься, тем больше снежных участков.
Слева расположены глыбы льда. Их ни в коем случае нельзя задевать. Иначе они обрушатся вниз, и мог упасть на первые ряды. В подобной ситуации есть риск допустить много ошибок, которые будут стоить жизней.
Никто не хочет повредить сослуживцам, поэтому все действуют с предельной аккуратностью. Даже кони идут очень осторожно.
Уздцы затянуты до предела, чтобы животные не вырвалось и не допустило резких и лишних движений.
В целом, всё прошло успешно. Русское войско преодолело серьёзный перевал и отправилось дальше.