Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее истори­ки, — «эпоху безвременья». Так называют время, Когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформиро­ваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века — это время ни­колаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресека­лось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем твор­честве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в твор­честве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее.

Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понима­ния данной проблемы является стихотворение «Дума». Сле­дует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума — размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.

Вторая особенность текста — это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»).

Несмотря на то что Лермонтов дает объективную кар­тину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поко­ленье!» — поэт и себя тоже причисляет к нему, так как чело­век не может быть свободен от общества. Исходя из этого сти­хотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», « бесцельное », « бесполезное ».

[sms]

В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о про­шлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не нау­чилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное рав­нодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразли­чием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказы­ваются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворе­ния, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:

2 стр., 704 слов

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт

... из лучших его стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. Произведение наполнено горьким пафосом, и ... в конце стихотворения. Данное произведение написано ямбом с обилием пиррихия. Это позволяет автору создать плавную, тягучую речь. Таким образом, стихотворение Лермонтова «Поэт» является одним ...

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Бели и останется какая-то память, то она будет негатив­ной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.

Но более резкая характеристика дана обществу в стихо­творении «Как часто, пестрою толпою окружен…». Лермон­тов описывает конфликт между лирическим героем и обще­ством, между мечтой и действительностью.

В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ мас­карада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоцииру­ется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —та­кова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, при­рода, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье…» Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник нёзванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их,

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих».

Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.

Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, сти­хотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пуш­кина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С дру­гой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушки­на стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лер­монтова толпа становится агрессивной: она не просто не при­нимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:

Завет предвечного храня,

Мне тварь покорна там земная;

И звезды слушают меня,

Лучами радостно играя.

Там он находит связь между собой и природой. Лермон­тов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они счита­ют поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же от­ношением к поэту:

Смотрите: вот пример для вас!

Он горд был, не ужился с нами.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

13 стр., 6118 слов

Преемственность поколений как фактор социокультурной динамики общества

... осмыслению отечественной культуры и истории, а также пониманию на этой основе социокультурных задач, решаемых в процессе модернизации современного российского общества и государства. Состояние ... Шевырногова и др. Весомый вклад в разработку понятийного аппарата, отражающего процесс социокультурной преемственности поколений, внесли авторы коллективной монографии «Преемственность поколений как ...

Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.

Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.

Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с пробле­мами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворе­ниях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха без­временья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лири­ка Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгля­ды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения на­полнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.[/sms]