Москва Марины Цветаевой

В своих стихотворениях о Москве Марина Цветаева обра­щается к родному городу не просто как к отчему дому, где на­ходит себе приют любой «бездомный», живущий на Руси, но и как будто к кому-то живому и в то же время невидимому и далекому.

Москва!

Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси — бездомный,

Мы все к тебе придем.

[sms]

М. Цветаева не зря так подробно описывает московские до­ма и жизнь их бывших обитателей. В каждом четверостишии «Домиков старой Москвы» перед нами всплывают почти забы­тые образы:

Кудри, склоненные к пяльцам,

Взгляды портретов в упор.

Странно постукивать пальцем

О деревянный забор!

Для Цветаевой Москва — это также огромный храм, кото­рый исцеляет любой душевный недуг. Так, в стихотворении «Над синевою подмосковных рощ» Марина Ивановна описывает слепцов, «во тьме пасших Бога» и ступающих по Калужской до­роге по направлению, откуда доносится звон московских коло­колов. Эти люди-слепцы, хотя вполне возможно, что глаза их видят, а слепота выражает себя в бесплодных жизненных поис­ках, в отчаянии, в унынии. Однако в то же время эта слепота настолько уже задушила, высушила этих людей, что как в предсмертный час умирающему внезапно становится легче, так и их в самый критический момент жизни вдруг озаряет звон московских колоколов, который пророчит спасение и уте­шение. Этот звон доносится откуда-то с небес. И мне кажется, что как раз именно это и показывает отношение Марины Цве­таевой к Москве как к святыне.

В другом стихотворении Цветаева так говорит об этом:

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Легче дышится — чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарей в Кремле

Я молюсь тебе — до зари.

Отчего М. Цветаева заостряет свое внимание именно на Кремле, ведь Москва — большой город, где существует много мест, которые Цветаева могла бы назвать также самыми духовно чистыми? Нет, Кремль действительно является в этом смыс­ле центром Москвы. Ведь даже история его возведения носит мистический оттенок. Молитву рядом с Кремлем М. Цветаева обращает не только к Москве, России, но и к небесам.

28 стр., 13630 слов

Марина Цветаева: судьба, личность, творчество

... германская» [7] Здесь же, во Фрейбурге, зародились две страсти Цветаевой – Наполеон и Россия. Тоска по Родине, которую девочка не видела почти три года, ... Еленой, с одним против всех, с одним – без всех, точно знала, что не успеет… так вот – хотя бы это, и хотя ... Принц и Нищий! Первым поэтом Цветаевой оказался Пушкин. В пять лет она наткнулась в шкафу Валерии на «Сочинения» Пушкина. Мать не разрешала ...

Анна Саакянц в своей вступительной статье к сборнику стихов М. Цветаевой упоминает о ее высказываниях о жизни, которые, естественно, отражаются в ее творчестве: «Вся моя жизнь — роман с собственной душой»; «Мне ничего не нужно, кроме своей души». Мне кажется, что подобные мысли могут быть высказаны только человеком, обладающим огромной вну­тренней дисциплиной, богатой культурой, уверенностью в сво­их силах.

Жаль, конечно, что к концу жизни Марина Ивановна утра­тила веру в себя. И наверное, поэтому она закончила свой жиз­ненный путь так трагично. Однако она оставила великое насле­дие после себя — свои стихи, в которых живет ее душа.[/sms]