Постоянная атмосфера опасности, измены и подвига позволяет держать читателя в напряжении. Произведение «Тарас Бульба» максимально приближено к историческому эпосу и героическому роману. Детально описывается быт Сечи, представляется картина украинской степи. Подробно повествуется о городе, который осажден казаками. Он изображен глазами Андрия, восхищенным красотой музыки, девушки, природы. Гоголевские гиперболы позволяют воссоздать богатырский и былинный образ. Правильность поступка и внешняя красота зачастую противопоставлены в поэме.
Поэт описывает взросление и формирование героев
Все основные персонажи умирают — Андрий погибает от руки отца, который не простил предательства, Тараса и Остапа берут в плен, где они также умирают — один от мучительных истязаний, второй на костре. В поэме отсутствуют известные исторические личности, основными героями являются обычные люди, но именно такая «обыкновенность» и сделала их необычными для читателя, а саму эпоху превратила в героическую.
Художественные образы
Повесть является любимым жанром Гоголя. Изображение главного героя в произведении создано на основе выдающихся лидеров национального движения:
- Тарас Трясыло.
- Наливайко.
- Остраница.
- Гуня.
- Лобода.
В произведении автор описал судьбу свободолюбивых людей. Образ Тараса воспроизведен на фоне противостояния казаков против татарских и турецких завоевателей. Речь идет сразу о нескольких стихиях повествования — простых явлений и торжественного лирического пафоса народного поэтического эпоса. Смысл последнего состоит в описании мощи Русской земли.
Князь Игорь в поэме Слово о полку Игореве (Образ и характеристика)
... произведения был найден и переведен на русский язык Мусиным-Пушкиным, а в тысяча восемьсот двенадцатом году сгорел во время пожара в Москве. Главный герой поэмы – новгород-северский князь Игорь, в ... и ждет. Ей было отведено отдельное место в произведении, а ее роль в нем колоссальна. Описание князя позволяет читателю представить себе конкретный образ. Он был изображен как молодой тридцатилетний ...
Создавая произведение, поэт изучал фольклорные, исторические и документальные хроники. Автор являлся большим знатоком народного творчества. В песнях Николай Васильевич находил отображение жизни простого народа.
Автор черпает образы из героических народного творчества. Он применяет былинные и песенные приемы. Вот один из ярких фрагментов поэмы.
Как плавающий по ясному и светлому небу ястреб, сделавший множество кругов мощными крыльями, неожиданно останавливается на одном месте, как распластанный среди воздуха и оттуда силой наносит удар по гуляющему около пшеничного поля перепелу, — так сын Тараса, Остап, налетел на хорунжего и тут же набросил ему на шею петлю.
Художественные особенности в «Тарасе Бульбе» заключаются в распространенном приеме троекратного повторения. Так, Тарас в разгаре сражения трижды перекликается со своими воинами: «А что, пацаны? Есть еще порох в пороховницах? Не ослабла казацкая сила?». И трижды слышит: «Есть батьку, не ослабла казацкая сила, не гнутся казаки!». Сочинение Гоголя наполнено мыслями о ценности родной земли, о желании погибнуть за независимость и свободу. На свете нет большего позора и преступления, чем измена Родине.
Изображение природы в повести «Тарас Бульба»
Повесть «Тарас Бульба», написанная Николаем Васильевичем Гоголем, по праву считается одной из самых прекрасных в русской литературе. В центре повести мы видим героический и бесстрашный образ народа, который сражается за независимость и свободу. Никогда прежде народная жизнь не была представлена настолько ярко и полноценно. Здесь мы видим описания жестоких сражений, поэтичных картин природы и различных чувств людей. Каждый герой имеет свои характерные черты, которые привлекают читателя или отталкивают.
Изображение природы по-особенному прекрасно. Перед нами предстает описание украинской степи, которая для Гоголя является символом сильной и могучей Родины. Каждое слово пропитано любовью к родным краям, верой в могущество и восхищением безграничными просторами. Бескрайние степи помогают нам понять, какими были запорожцы. Ведь в такой среде могут жить только сильные, смелые, гордые и мужественные люди, которые всем сердцем любят свою Родину и намерены сражаться за нее до последнего.
Украинскую степь мы видим и днем, и ночью. В каждое время суток она имеет свои особенности. Днем степь как океан, в котором нашли свое место степные цветы и звонкие птичьи голоса. А вечером она приобретает совсем другой облик. Мы видим насколько красив закат солнца, и как небо становится темным. Вдали слышится свист сусликов и громкий крик лебедя. Для более детального описания автор использует эпитеты: «девственная пустыня», «серебряно-розовый свет», «зелено-золотой океан».
Символика цвета в повестях А.П. Чехова «Степь» и «Огни»
... философию пессимизма. Сопоставляя идейное содержание произведений «Степь» и «Огни», Чехов подводит своих читателей к мысли о том, ... рассмотреть приемы и роль «цветописи» в портретных характеристиках, описании и пейзажа. Методы: теоретический, реферативно - описательный, сравнительно ... дельцам, которые изводят несметные природные богатства степи. Природа активная в этом конфликте. Только первые страницы ...
В каждой строчке описания пейзажа мы чувствуем восхищение богатством красок природы. Именно она помогает нам понять душевное состояние героев. К примеру, когда сыновья покидают хутор, Гоголь обращает наше внимание на серость дня и пение птиц невпопад. Этого описания вполне достаточно, чтобы читатель понял состояние и чувства героев. Люди огорчены и все вокруг им кажется лишенным гармонии.
Читая описание города Дубно, мы не чувствуем какого-то особого восхищения. Скорее наоборот, появляется ощущение тревоги. На сердце юноши Андрия, по словам автора, «какая‑то духота», которая сопоставлена с образом июльской ночи. Появляется «что-то величественное и грозное», и оно как бы говорит о предстоящих страшных событиях.
При виде удивительных картин дикой природы герои забывают о грусти и проблемах: «все, что смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».
Изображение природы в повести играет особую роль. Именно поэтому это творение Гоголя считается одним из самых прекрасных.
Описание природы
Восторженность, изумление, восхищение, любовь и любование — именно эти чувства переполняют душу Гоголя. Описание природы в «Тарасе Бульбе» в высшей степени эмоционально, оно патетически взволнованно и лирически окрашено.
Прочитав описание степи днем, можно увидеть «картинку художника-живописца»
Отрывки о степи из «Тараса Бульбы»: через степную траву заметны наливающиеся колосья пшеницы, «лиловые, синие и голубые волошки», «белая кашка», «желтый дрок» с пирамидальной макушкой, белая чайка, которая «роскошно» купается «в синих небесных волнах», мелькая в выси черной точкой. И все это наполняется выглянувшими солнечными лучами. Такого множества разных оттенков природа не знает, поэтому абсолютно ясно, что поэт пытается передать в первую очередь не разнообразие цветов, а впечатления.
Картинка, которая отображает степь днем, условно делится на две части:
- Степь и безбрежное, бездонное небо над ней.
- Зеленовато-золотая поверхность земли.
На фоне зеленовато-золотистого бесконечного моря, которое уходит куда-то вдаль, на переднем плане пестрят разные цвета. Тут же бегают и куропатки, шныряющие между колосьями пшеницы. Птиц огромное количество. «Тысячами различных птичьих свистов смогла наполниться степь», но непосредственно птицы описаны у автора необычно рельефно. К примеру, можно обратить внимание на неподвижно находящихся в небе ястребов с распластанными крылами и устремленным в землю взором. Можно даже проследить направление их взгляда, соответственно, читатель смотрит на них с довольно близкого расстояния.
«Туча диких гусей» темным пятнышком летит «в стороне», очень далеко. Нужно о гусей» означает не количество, а впечатлением — очень много! Чайка вылетает из-под ног путешественников. На картинке можно выделить несколько моментов — полет птицы и превращение ее в точку в небесной дали.
Описание степи в произведениях Гоголя, Тургенева, Чехова
Цель:
воспитание грамотного, квалифицированного читателя. Задачи: 1) углубить представления учеников о комплексно-сравнительном анализе текста, познакомить с приемами работы над художественным текстом (описанием); 2) развивать умение определять идею текста, анализируя средства выразительности, используемые в нем, и аргументированно излагать ее в самостоятельно созданном тексте;3) воспитывать бережное отношение к слову автора. |
Оборудование:
репродукции картин художников, изображающих степь; мегафон, распечатки отрывков.
ХОД УРОКА
1.
Прослушивание фрагмента народной песни «Степь да степь кругом».
2.
Ученики читают стихи о степи А.Кольцова, И.Бунина, С.Есенина.
Объявление темы урока
Степи без конца и края, ровные, скучные, раздольные, волнистые, холмистые… Степь, словно живое существо, меняет свои наряды. Разные поэты – разное восприятие степи.
На сегодняшнем уроке в центре внимания будут прозаические тексты Гоголя, Тургенева, Чехова, описывающие степь.
Работа с текстами
I. Описание степи у Н.Гоголя («Тарас Бульба»)
Выразительное чтение отрывка
Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство… до самого Черного моря было зеленою, девственною пустынею…
Ничего в природе не могло быть лучше; вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще… Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.
В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.
Вот она пропала в вышине, только мелькнет одною черною точкою; вот она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Беседа по тексту
Учитель.
Какое настроение автора передает текст?
Ответы учеников:
- Настроение, конечно, радостное, недаром описание завершается восклицательным предложением.
Учитель.
Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?
Ответы учеников:
степь – зелено-золотой океан, синие волны воздуха, брызнули по океану…
брызнули миллионы разных цветов.
- Степь у Гоголя особенная: она живет, дышит, шумит.
Учитель.
Какими языковыми средствами это передается?
Ответы учеников:
ястребы стояли, крик гусей отдавался, чайка подымалась и купалась
брызнули миллионы разных цветов, стояли ястребы, подымалась чайка
- Автор использует гиперболу: вся поверхность земли представлялась океаном, миллионы цветов, тысячи птиц, туча гусей;
- среди многообразия цветов – один колос;
- среди тысячи птиц – одна чайка. Все до мелочей стремится видеть писатель.
неподвижно стояли… неподвижно устремив;
сравнение:
чайка мелькнула черною тучкою.
- Картина степи озвучена тысячью птичьих свистов, криком диких гусей.
- Атмосферу шуршания в степной траве и движения в степном небе создают также глухие и шипящие звуки: [с], [ч], [ф], [ш].
Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
(Некоторые преподаватели не склонны задавать вопросы о художественной изобразительности средств при анализе текста, т.к. это разбивает всеобщее восприятие картины. Но в классе всегда есть слабые ученики, на которых приходится ориентироваться.)
Учитель.
Почему Гоголь так восхищен степью? Для ответа на этот вопрос вспомните содержание произведения.
- Степь у него не сама по себе, а символ Родины. А она прекрасна. И Гоголь создает великолепную, дорогую и милую сердцу каждого человека картину.
II. Описание степи у И.Тургенева («Лес и степь») Выразительное чтение отрывка
Далее, далее!.. Пошли степные места.
Глянешь с горы – какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки… Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец – безграничная, необозримая степь!..
(Анализ этого отрывка сильные ученики подготовили заранее.)
Ответы учеников:
- Книга И.Тургенева «Записки охотника» завершается картинами природы. Данная в разное время года (весна, лето, осень), она символизирует вечное обновление жизни.
едете вы, глянешь с горы.
Удивляет, что у Тургенева есть такая же метафора, что и у Гоголя, – сравнение холмов с разбегающимися волнами.
Видимо, эта необозримость, необъятность степи рождала и будет рождать еще не раз ассоциации с морской стихией.
– В остальном степной пейзаж кажется у Тургенева более реалистичным и конкретным: холмы, овраги, небольшие рощи, узкие дорожки. Эта реалистичность, может быть, достигается тем, что читатель вместе с писателем осязаемо видит и чувствует степь. Именно поэтому в тексте почти отсутствуют тропы. Ведь Тургенев – это мы.
холмы разбегаются, овраги вьются, рощи разбросаны, дорожки бегут
(олицетворения).
Как и у Гоголя, тургеневская степь полна движения. В тексте особый синтаксис: длинные бессоюзные предложения. Такие же длинные, монотонные, как сама дорога в степи. Отсюда и повторы:
далее, далее…
и вновь
в степь далее и далее
какой вид!; безграничная, необозримая степь!
Сравнивая два отрывка, можно сделать вывод. Образным может быть язык писателя, и образность языка писателя у каждого своя, она индивидуальна.
Однако у каждого писателя вовсе не всякий образ свой, неповторимый, как раз чаще всего повторим (как образ степи), но дан в своей особой ситуации, в своем особом употреблении.
(Не прошу класс добавить чего-либо к этому анализу, в данный момент это не нужно делать.)
Учитель.
В 1888 году Чехов создает произведение, которое он рассматривает как «пропуск в большую литературу», – повесть «Степь». Предметом чеховских размышлений становится судьба Родины в целом и на этом фоне – судьба отдельного человека. Ребята, вам, наверное, не кажется странным, что мы сегодня, говоря об образе степи, несколько раз уже повторили слово
Родина
В «Степи» обозначена одна из важных сторон чеховского мироощущения – стихия природного мира, являющая собой идеальный образ гармонии, противопоставленный скучному миру людей. Повесть организуют две сюжетные линии: жизнь природы и жизнь человека. Пейзаж в этом произведении и становится самостоятельным сюжетом.
Он демонстрирует представление автора о полной, осмысленной и гармоничной жизни.
III. Описание степи у А.П. Чехова. («Степь»)
Выразительное чтение отрывка
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается…
Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу.
Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издалека похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы…
и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой… в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы… Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку… неожиданно послышалось тихое пение.
Где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять… Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла.
Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным… Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер, с шумом, со свистом закружился по степи.
Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи, и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле… Вдруг рванул ветер… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же загремел гром… Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки…
По дороге текли ручейки и прыгали пузыри…
Диалог двух групп
(Анализ отрывка построен на диалоге двух групп. Одна из групп получила задание составить вопросы для лингвистического анализа отрывка, другая внимательно прорабатывает текст. На уроке звучат вопросы и ответы, учитель только при необходимости вносит поправки.)
- Чьими глазами мы видим степь?
- Мы видим степь то глазами автора, то глазами Егорушки. Взгляды их на степь различны.
- Как воспринимает степь Егорушка?
- У Егорушки детское восприятие мира, похожее, может быть, на сказку, а может, на игру.
У него ветряная мельница – маленький человечек, размахивающий руками; чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем (а не молнией); перекати-поле бегут, спотыкаясь и прыгая; в дождь по дороге прыгают пузыри…
- Степь у Чехова живет своей жизнью и развивается по своим законам. Продемонстрируйте это примерами из текста.
- Июльская степь на глазах ехавших меняется несколько раз: вот она широкая
и
величественная, улыбающаяся;
то вдруг
обманутая степь замирает;
то
поднимает ропот,
все кружит и затуманивает солнце.
- Разноликая степь – величественная и просторная, страшная и не всегда понятная. А происходит это потому, что дается в разных восприятиях – автора и его маленького героя.
(Группа, задающая вопросы, имеет свои варианты ответов.)
застыло и остановилось
, вечерний пейзаж дан на фоне приближающейся грозы.
роса испарилась, воздух застыл, трава и бурьян подняли ропот, чернота дыхнула белым огнем
…
широкая, бесконечная равнина
(изобразительные),
обманутая степь, загорелые холмы
(лирические).
- Конечно, у каждого писателя свои художественные средства. Но что отличает чеховскую степь от гоголевской и тургеневской? Что это за особенность?
сбросила полутень, улыбнулась и засверкала росой
- Солнце над ней, как хозяйка по утрам, тихо, без хлопот принялось за свою работу. Так и хочется нарисовать степь капризной девушкой. И все потому, что она так часто меняет свой нрав.
- Степь становится действующим лицом, живым человеком.
- Чеховская «Степь» напоминает лирическую прозу.
– Автор использует приемы аллитерации и ассонанса. В первом абзаце отрывка очень много звуков [с], [ш], [х], [ц]. Это звуки, передающие глухой стук колес телеги, ехавшей по степи. Монотонность повторяющихся шипящих звуков: едеш
ь-еде
ш
ь
и не разбереш
ь
- передает чувство скуки и надоедливости дороги.
где-то неблизко пела женщина, а где именно и в какой стороне, трудно было понять…
- Когда все больше вчитываешься в текст, прислушиваешься к его звукописи, то удивляешься: как она помогает точно нарисовать картину.
Посмотрим, как Чехов рисует приближение грозы: Вд
ру
грв
анул
в
ете
р
… Че
р
нота на небе
р
аск
р
ыла
р
от и д
ы
хнула белым о
г
нем; тотчас же за
гр
емел
гр
ом…
Прочитали? Почувствовали, как на вас накатывает гроза? А помогли это почувствовать сочетания звуков: [др], [рв], [р], [г], [гр].
Все это происходит потому, что фонетический, звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить аллитерацию на [р], [г], нет даже надобности знать язык, на котором писал Чехов, это и так слышно.
Сравнение описаний степи. Выводы
- Если бы у вас в руках были краски, то какие цвета вы бы использовали, рисуя степь Гоголя, Тургенева, Чехова?
зеленый, зелено-золотой, синий, черный
- А цветов миллионы! Вот где буйство красок!
- У Тургенева степь скупа на краски.
Рисуя тургеневскую степь, цвета надо додумывать. Скорее здесь будет преобладать цвет засеянных (желтый) и распаханных (черный) земель. Небольшие рощи будут написаны редким зеленым цветом.
- Ярко-желтый, лиловый, буро-зеленый цвета появились бы на картине, изображающей чеховскую степь.
Учитель.
Сравнив отрывки, постараемся сделать выводы.
Ответы учеников:
- У каждого большого писателя даже при общности художественных образов, сравнений, метафор, при всем сходстве ассоциаций возникает своя индивидуальная картина степи, выраженная по-своему.
- Разные писатели, разное время, разные литературные пристрастия, но язык един.
Получаешь эстетическое удовольствие от такого русского языка.
Домашнее задание.
Напишите сочинение-рецензию по любому из отрывков.
Сравнение с главными героями
Гоголь изображает едущих по степи Тараса с сынами так: «Уже и черных шапок не видно, одна лишь молния сжимаемой травы указывает на их бег». При этом «молния сжимаемой травы» является зрительным образом. Кажется, что издали скачущие казаки по траве перемещаются зигзагообразными движениями, которые по форме напоминают молнию. Помимо этого, трава, раздвинутая скачущими лошадьми, сжимается молниеносно быстро. Гоголь вводит в поэму яркие словесные образы. А самое важное — стремится описать свое настроение и чувства. Это можно проследить в одном из монологов:
Черт вас побери, степи, как вы прекрасны, как давно хотелось по вам погулять!
Прослеживая, как преображается степь ночью, можно заметить, что в описаниях основное место уделено музыке, которая звучит в эту пору, запахам цветов. То есть днем нельзя услышать стрекота кузнечиков и свиста сусликов. В описании все сказочно таинственно, великолепно и прекрасно. На первый план выходит не сама картинка, а впечатления от нее — степь ночью фантастична и необыкновенна.
«Тарас Бульба»
Примеры текста
В описании степи ярко прослеживается связь природы с настроением главных персонажей, а также их внутренним миром. Вначале «все три наездника скакали молчаливо». Тарас задумался «о былом», вспоминая погибших друзей, «слеза тихонько круглилась на его веке, и седая голова уныло опустилась». Остап «душевно был растроган слезами матери, и лишь это его смущало, заставляя в раздумьях свесить голову». Андрий «потупив взгляд в гриву своей лошади, грустил о расставании с панночкой».
Однако степное пространство, его удивительный простор были дороги и близки сердцу главных героев. Степь являлась их Родиной-матерью, и она, как родная мать, принимая несколько печальных сыновей «в зеленые объятия», утешая и подбодряя их, вливала жизненную энергию и силу. Наконец, Тарас, откинув грустные мысли, весело окликнул сынов. Они посмотрели на степь, которая была облита живительными солнечными лучами, и все, что «смутно находилось на душе, вмиг сошло, сердца их взлетели, словно птицы».
Фразы, которыми описывает Гоголь природу:
- «ветер, обольстительный, как волны океана»;
- «далее, степь полностью курилась благовонием»;
- «красные платки пролетали по нахмуренному небу» (описана вереница лебедей);
- «лебединый крик отдавался в воздухе, словно серебро».
Чувствуется неожиданность и красота таких образов, с особым эмоциональным подтекстом. Сложность может вызывать только сравнение лебединого крика и серебра. Предлагается следующая трактовка: лебедь — гордая и красивая птица, серебро — благородный и красивый металл. Такая метафора объединяет благородство и красоту крика.
Любовь к родной земле
В литературной истории Гоголь является первым поэтом, который открывает красоты украинской степи. В описании природы выражается в первую очередь горячая любовь поэта к Родине, уверенность в ее могуществе и силе, восхищение бескрайними просторами и красотой:
- «Никогда еще борона не проходила по бесчисленным волнам дикорастущих растений, по которым брызнуло бесчисленное количество различных цветов».
- «Степь, чем дальше, тем была прекрасней, и ничего в природе не может быть лучше нее».
- «Из густой травы поднималась мерными взмахами крыльев чайка, роскошно купаясь в голубом небе, вот она перевернулась и блеснула в солнечных лучах».
- «На заре вся степь полностью изменялась. Все пестрое пространство было охвачено последними отблесками солнечных лучей и постепенно смеркалось, даже видно, как тень проскользнула по нему, и оно становилось темно-зеленым. По синему небу исполинской кистью были наляпаны большие полоски из розового золота…».
- «…издалека белели клоками прозрачные и пушистые облака, и освежающий, обольстительный, как морской бриз, ветерок чуть колыхал верхушки травы…».
- Автор: Н. В. Гоголь
- Произведение: Тарас Бульба
- Это сочинение списано 47 473 раз
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни. Каждый герой повести своеобразен, индивидуален и является составной частью жизни народа.
В своем произведении Гоголь показывает народ не подневольным и покорным, а свободным и гордым, беспощадным к врагам Родины и народа, предателям и изменникам. Герои наделены чувством собственного достоинства, умом, благородством, свободолюбием, способным вытерпеть любые муки во имя Отчизны.
Образ Тараса проникнут суровой и нежной поэзией отцовства. Он является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, которые доверили ему командование. Образ Тараса – один из самых трагичных образов в мировой литературе. Его героическая гибель подтверждает величие борьбы за свободу народа.
В своей повести Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов…»
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.
Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как‑то вразлад». Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.
Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.
При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая‑то духота на сердце», которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что‑то величественное и грозное», оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей», как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.
Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.
Посмотрите эти сочинения
- Фольклорные элементы в повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть – это излюбленный жанр Николая Васильевича Гоголя. Образ главного героя повести «Тарас Бульба» создан на основе образов выдающихся деятелей национально‑освободительного движения украинского народа – Наливайко, Тараса Трясыло, Лобода, Гуня, Остраница и др. В повести «Тарас Бульба» писатель создал образ простого свободолюбивого украинского народа. Судьба Тараса Бульбы описывается на фоне борьбы казачества против турецкого и татарского владычества. В образе Тараса сливаются две стихии повествования – обычные […]
- Образ Остапа в повести «Тарас Бульба» Произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» позволяет читателю перенестись в давнее время, когда обычные люди боролись за свою счастливую, безоблачную жизнь. Они отстаивали свою свободу, чтобы спокойно растить детей, выращивать урожай и быть независимыми. Считалось, что воевать с врагами и защищать свою семью — священный долг каждого мужчины. Поэтому уже с детства мальчиков учили быть самостоятельными, принимать решения и, конечно же, драться и обороняться. Главный герой повести, Тарас Бульба, у […]
- Образ Тараса Бульбы (сочинение) Главный герой одноименной повести Гоголя Тарас Бульба воплощает в себе лучшие качества украинского народа, выкованные им в борьбе за свою свободу от польского гнета. Он щедр и широк душой, искренне и пылко ненавидит врагов и также искренне и пылко любит свой народ, своих товарищей-казаков. В характере его нет мелочности и эгоизма, всего себя он отдает родине и борьбе за ее счастье. Не любит он нежиться и не хочет для себя богатства, ведь вся его жизнь в сражениях. Все что ему нужно — это чистое поле и хороший […]
- Сравнительная характеристика «Остап и Андрий» (таблица) Остап Андрий Основные качества Безупречный боец, надежный друг. Чувственный к красоте и имеет тонкий вкус. Характер Каменный. Утонченный, гибкий. Черты Характера Молчаливый, рассудительный, спокойный, отважный, прямодушный, верный, мужественный. Смелый, отважный. Отношение к традициям Следует традициям. Перенимает идеалы от старших беспрекословно. Хочет бороться за свое, а не за традиции. Нравственность Никогда не колеблется при выборе долгом и чувствами. Чувства к […]
- Гипербола как основной прием повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» посвящена героической борьбе украинского народа против чужеземцев. Образ Тараса Бульбы эпичен и масштабен, главным источником при создании этого образа был фольклор. Это украинские народные песни, былины, сказки о богатырях. Его судьба показана на фоне борьбы против турецкого и татарского владычества. Это положительный герой, он является неотъемлемой частью казачьего братства. Он сражается и умирает во имя интересов Русской земли и православной веры. Портрет […]
- Образ Андрия в повести «Тарас Бульба» Очень ярко и достоверно Н.В.Гоголь представил читателю образ одного из главных героев повести «Тарас Бульба», младшего сына Тараса, Андрия. Его личность хорошо описана в абсолютно разных ситуациях — дома со своей семьёй и друзьями, на войне, с врагами, а также с его любимой полячкой. Андрий — ветреная, страстная натура. С лёгкостью и безумием отдался он страстным чувствам, которые зажгла в нём красавица полячка. И предав убеждения своей семьи и своего народа, он бросил всё и переметнулся на сторону противников. […]
- Образ главного героя в повести Гоголя «Тарас Бульба» Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и равенство. Большое внимание в повести уделяется Запорожской Сечи. Это вольная республика, где все свободны и равны, где интересы народа, свобода и независимость выше всего на свете, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Замечателен образ главного героя – Тараса Бульбы. Суровый и непреклонный Тарас ведет […]
- Чем Тараса не устраивала жизнь на сечи Легендарная Запорожская Сечь — это идеальная республика, о которой мечтал Н. Гоголь. Только в такой среде, по мнению писателя, могли формироваться могучие характеры, смелые натуры, настоящие дружба и благородство. Знакомство с Тарасом Бульбой происходит в мирной домашней обстановке. Только что вернулись с учёбы его сыновья, Остап и Андрий. Они — особая гордость Тараса. Бульба считает, что духовное образование, которое получили сыновья, — это лишь малая часть того, что нужно юноше. «Всё это дрянь, чем набивают […]
- Чичиков как новый герой эпохи (сочинение) На уроке литературы мы познакомились с произведением Н.В. Гоголя «Мертвые души». Эта поэма приобрела большую популярность. Произведение неоднократно экранизировалось как в Советском Союзе, так и в современной России. Так же имена главных персонажей стали символическими: Плюшкин — символ скупости и хранения ненужных вещей, Собакевич — неотёсанный человек, маниловщина — погружение в мечтания, не имеющие связи с действительностью. Некоторые фразы стали крылатыми выражениями. Главным героем поэмы является Чичиков. […]
- Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой «Мертвых душ» стала современная ему Россия. Автор считал, что «нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Именно поэтому в поэме представлена сатира на поместное дворянство, чиновничество и другие социальные группы. Композиция произведения подчинена этой задаче автора. Образ Чичикова, путешествующего по стране в поисках нужных связей и богатства, позволяет Н. В. Гоголю […]
- Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (сочинение) Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России. Даже жанр произведения автор обозначает необычно — поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни. Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России. Уже с […]
- Быт и нравы губернского города NN Творчество Николая Васильевича Гоголя пришлось на мрачную эпоху Николая I. Это были 30‑е гг. XIX столетия, когда в России после подавления восстания декабристов царила реакция, все инакомыслящие преследовались, лучшие люди подвергались гонениям. Описывая современную ему действительность, Н. В. Гоголь создает гениальную по глубине отражения жизни поэму «Мертвые души». Основа «Мертвых душ» в том, что книга является отражением не отдельных черт действительности и характеров, а действительности России в целом. Сам […]
- Чиновники города NN в поэме Гоголя «Мертвые души» Французский путешественник, автор знаменитой книги «Россия в 1839 г.» маркиз де Кестин писал: «Россией управляет класс чиновников, прямо со школьной скамьи занимающих административные должности…каждый из этих господ становится дворянином, получив крестик в петлицу…Выскочки в кругу власть имущих, они и пользуются своей властью, как подобает выскочкам». Сам царь с недоумением признавался, что не он, самодержец всероссийский, управляет своей империей, но им же поставленный столоначальник. Губернский город […]
- Образы чиновников в комедии Гоголя «Ревизор» Н. В. Гоголь писал о замысле своей комедии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Это определило жанр произведения ─ социально‑политическая комедия. В ней рассматриваются не любовные интриги, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения ― переполох среди чиновников, […]
- Особенности композиции в комедии «Ревизор» Свою комедию «Ревизор» Н. В. Гоголь построил на сюжетной основе бытового анекдота, где по самозванству или по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Этот сюжет интересовал А. С. Пушкина, но он сам им не воспользовался, уступив его Гоголю. Усердно и долго (с 1834 по 1842 гг.) работая над «Ревизором», переделывая и переправляя, вставляя одни сцены и выбрасывая другие, писатель развернул традиционный сюжет с замечательным мастерством в цельное и связное, психологически убедительное и […]
- «Смех – благородное лицо» в комедии Гоголя «Ревизор» Разъясняя смысл «Ревизора», Н. В. Гоголь указал на роль смеха: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех». Близкий друг Н. В. Гоголя, писал, что современная русская жизнь не дает материала для комедии. На что Гоголь ответил: «Комедия кроется везде… Живя среди него, мы его не видим…, но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой […]
- Характеристика помещиков в «Мертвых душах» (таблица) Помещик Внешность Усадьба Характеристика Отношение к просьбе Чичикова Манилов Человек ещё не пожилой, глаза сладкие, как сахар. Но вот этого сахару было чересчур много. В первую минуту разговора с ним скажешь, какой приятный человек, через минуту ничего не скажешь, а на третьей минуте подумаешь: «Черт знает, что такое!» Господский дом стоит на возвышении, открыт всем ветрам. Хозяйство в полном упадке. Ворует ключница, в доме постоянно чего-то не хватает. На кухне готовится бестолково. Слуги — […]
- Анализ сцены дачи взятки в комедии Гоголя «Ревизор» К началу IV действия комедии «Ревизор» городничий и все чиновники окончательно уверились в том, что присланный к ним ревизор ― значительное государственное лицо. Силою страха и благоговения к нему «фитюлька», «пустышка» Хлестаков стал тем, кого в нем видели. Теперь нужно защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. Чиновники убеждены, что проверяющему необходимо дать взятку, «подсунуть» так, как это делается в «обществе благоустроенном», т. е. «между четырех глаз, чтобы и уши не слышали», […]
- Смысл немой сцены в «Ревизоре» Немой сцене в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предшествует развязка сюжета, читается письмо Хлестакова, и становится ясным самообман чиновников. В этот момент уходит то, что связывало героев на протяжении всего сценического действия ― страх, и единство людей распадается на наших глазах. Страшное потрясение, которое произвело на всех известие о прибытии настоящего ревизора, вновь объединяет людей ужасом, но это уже не единство живых людей, а единство бездыханных окаменелостей. Их немота и застывшие позы показывают […]
- Анализ сцены вранья Хлестакова в комедии Гоголя «Ревизор» Особенностью гоголевской комедии «Ревизор» является то, что она имеет «миражную интригу», т. е. чиновники ведут борьбу против призрака, сотворенного их нечистой совестью и страхом расплаты. Тот, кто принят за ревизора, даже не предпринимает никаких обдуманных попыток обмануть, одурачить впавших в заблуждение чиновников. Развитие действия достигает кульминации в III акте. Комическая борьба продолжается. Городничий обдуманно идет к своей цели: заставить Хлестакова «проговориться», «рассказать побольше», чтобы […]