Характеристика Лизы (образ героини повести Бедная Лиза)

Сочинение

(На иллюстрации портрет, написанный О. Кипренским по произведению Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Бедная девушка Лиза – главная героиня повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», напечатанной в 1792 году в «Московском журнале» и являющейся ярким примером классической сентиментальной прозы. В то время в русской литературе царила догматическая, церковная направленность, напрочь лишенная чувств и эмоций. Повесть, написанная автором после посещения более продвинутой Европы, где публика во всю зачитывалась образчиками сентиментальной литературы, стала настоящим прорывом в русской литературе и конца 18 начала 19 века и ознаменовала новый этап в её дальнейшем развитии. В ней сосредоточены все самые яркие признаки сентиментализма: идеализированные герои, простые и понятные широкой публике проблемы, весьма посредственная и уже далеко не новая сюжетная линия (соблазнение богатым барином бедной крестьянской девушки в условиях обыденной русской реальности).

Герои

Полный анализ повести «Бедная Лиза» невозможен без детального рассмотрения образов главных героев произведения. Лиза и Эраст, как уже было отмечено выше, воплотили в себе разные идеалы и принципы.

Лиза — обычная крестьянская девушка, главной чертой которой является способность чувствовать. Она поступает согласно велению своего сердца и чувств, которые в итоге и привели ее к гибели, хотя нравственность ее осталась нетронутой. Однако в образе Лизы мало крестьянского: ее речь и мысли ближе к книжному языку, однако чувства впервые влюбившейся девушки переданы с невероятной правдивостью. Так что, несмотря на внешнюю идеализацию героини, ее внутренние переживания передаются очень реально. В этом отношении не утрачивает своего новаторства повесть «Бедная Лиза».

11 стр., 5494 слов

Характеристика бедной лизы с цитатами. по повести Н.Карамзина ...

... что ей «не надобно лишнего». Образ Лизы стал первым в русской литературе образом женщины из народа. Вариант 3 В повести «Бедная Лиза» Карамзин затрагивает тему противостояния города и деревни. В ней ... постановок 1980‑х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот». Образ главной героини Карамзина – сочинение , Вариант 1 Сентиментализм – одно из самых ...

Какими описаниями начинается произведение? Прежде всего созвучными характеру героини, помогающими читателю узнать ее. Это естественный идиллический мир.

Совершенно другим предстает перед читателями Эраст. Он офицер, который озадачен лишь поиском новых развлечений, жизнь в свете его утомляет и навевает скуку. Он неглуп, добр, но слаб характером и переменчив в своих привязанностях. Эраст по-настоящему влюбляется, но совершенно не задумывается о будущем, ведь Лиза не его круга, и взять ее в жены он никогда не сможет.

Карамзин усложнил образ Эраста. Обычно подобный герой в русской литературе был проще и наделен определенными характеристиками. Но писатель делает него не коварным соблазнителем, а искренне влюбившимся человеком, который по слабости характера не смог пройти испытания и сохранить свою любовь. Такой тип героя был новым для русской литературы, но сразу прижился и позднее получил название «лишнего человека».

Здоровье и энергетика имени , Здоровье и таланты имени Елизавета:

В раннем возрасте Лизочка очень плаксивая, долго привыкает к дому. До года Елизаветы почти не болеют. Но когда режутся зубы у Елизаветы, может перенести респираторное заболевание. Она вообще предрасположена к простудным заболеваниям, гриппу, ветрянке и другим заболеваниям вирусного характера. У нее слабый иммунитет, поэтому не следует ее отдавать в ясли.

«февральская» Лиза расположена к ревматизму и болезням сердца. Уже с детства у Елизаветы могут наблюдаться шумы в сердце. От шоколада, шоколадных конфет и апельсинов у нее может развиться диатез. В грудном возрасте девочка по имени Елизавета может переболеть краснухой.

У «майской» девочки в грудном возрасте плохо отходят газы, поэтому ей надо давать укропную воду. «Декабрьская» — очень шустрая. У нее плохо заживают ранки и царапины, что связано с группой крови. Елизавета у них в основном третья. У «зимней» Лизы очень настырный характер, и упрямство Елизаветы нужно пресекать уже с трех лет, иначе потом будет сложно. У нее слабое здоровье, ей надо соблюдать строгий режим дня. У «июльской» — очень слабые бронхи.

Девушка подвержена нарушению обмена веществ, что передается Елизавете по генотипу от матери. Нужно обратить внимание на питание Елизаветы, она расположена к заболеваниям желудочно-кишечного тракта: колиту, гастриту. У нее неустойчивая нервная система. Часто замыкается в себе, расположена к неврозам, неврастении. Трудно Елизаветы поддаются воспитанию. «Апрельская» — расположена к депрессиям, долго не может устроить свою личную жизнь. У некоторых нарушен вестибулярный аппарат, их укачивает в любом транспорте. «Декабрьская» — часто болеет ангиной, респираторными заболеваниями.

Расположена Елизавета к дерматиту, что является последствием холецистита. Подвижная, неспокойная девочка, расположена к травматизму, особенно к ожоговым ранам, что сохраняется у Елизаветы и в зрелом возрасте. У «декабрьской» — может быть наследственный псориаз. В зрелом возрасте Елизавета страдает заболеванием поджелудочной железы. Могут быть трудными первые роды Елизаветы, а вторые — проходят легко. К старости резко падает зрение, развивается варикозное расширение вен.

2 стр., 749 слов

Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть

... Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни. Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» — Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных ...

Проблема

Карамзин в произведении «Бедная Лиза» затрагивает различные проблемы: социальные и моральные. Проблематика повести строится на противопоставлении. Главные герои разнятся как в качестве жизни, так и в характере. Лиза – чистая, честная и наивная девушка из низшего сословия, а Эраст – избалованный, слабохарактерный, думающий только о своих удовольствиях, молодой человек, принадлежащий к дворянству. Лиза, влюбившись в него, не может ни дня без мыслей о нем, Эраст же наоборот начал отдаляться, как только получил, что хотел от нее.

Итогом таких мимолетных моментов счастья Лизы и Эраста становится гибель девушки, после которой молодой человек не может перестать винить себя в этой трагедии и до конца жизни остается несчастным. Автор показал, как сословное неравенство привело к несчастливому финалу и послужило поводом для трагедии, а также, какую ответственность несет человек за тех, кто ему доверился.

Творческий метод и стиль

Новаторским подходом в повести является сам образ рассказчика. Повествование ведётся от имени автора, человека, которому не безразличны судьбы главных героев. Его сопереживание и участие передается в манере изложения, что делает повесть соответствующей всем законам сентиментализма. Рассказчик сочувствует героям, переживает за них и никого не осуждает, хотя в ходе повествования он даёт волю своим эмоциям и пишет, что готов проклинать Эраста, что плачет, что сердце его обливается кровью. Описывая мысли и чувства своих героев, автор обращается к ним, спорит с ними, страдает с ними – всё это тоже было новым в литературе и тоже соответствовало поэтике сентиментализма.

Карамзин смог также по-новому показать в повести пейзаж. Природа в произведении уже не является просто фоном, она гармонирует и соответствует чувствам, которые переживают герои повести. Становится активной художественной силой произведения. Так, после признания Эраста в любви вся природа ликует вместе с Лизой: поют птицы, ярко светит солнце, благоухают цветы. Когда же молодые люди не смогли противостоять зову страсти, грозным предупреждением шумит буря, и дождь льётся из чёрных туч.

Тест по сюжету повести

1. Сколько лет было Лизе, когда умер ее отец?

2. Почему после смерти отца, семья стала жить бедно?

3. По какой цене продавала Лиза ландыши?

4. Почему Лиза не стала продавать цветы за 1 рубль?

5. Почему Лиза и Эраст встречаются ночью?

6. Почему Лиза испугалась грозы во время одной из их ночных встреч с Эрастом?

7. Почему Эраст не отказался следовать на войну ?

8. Почему Эраст не боится умереть на войне?

9. Почему Эраст приказал Лизе забыть его?

10. Что сделала Лиза с деньгами, которые ей отдал Эраст?

11. Как восприняла мать Лизы ее смерть?

12. Что думают крестьяне, услышав завывание ветра в доме, где жила Лиза с матерью?

Сюжет произведения «Темные аллеи»

Во двор частной гостиницы въезжает карета с пожилым пассажиром. Мужчина намерен утолить голод и отдохнуть на постоялом дворе, чтобы двигаться дальше к железнодорожной станции. Зовут его Николай Алексеевич, он военный, дворянин. Образованный и уважаемый человек.

владелица гостиницы — любовь его юности

Их беседа становится неловкой и напряженной. Оказывается, Николай Алексеевич бросил Надежду 30 лет назад. Тогда девушка была крепостной. Она любила его всю жизнь, и не искала счастья с другими мужчинами. Даже спустя годы, не простила его за жестокое предательство. Надя уже не та наивная девочка, а сильная, самостоятельная и умная женщина.

Ошеломленный этой встречей, Николай приказывает запрягать карету, и быстро ретируется, снова оставив Надю в одиночестве. По пути на станцию он представляет жизнь с этой женщиной, и как бы могло сложиться их будущее.

Характер Лизы

Лиза фактически была ребенком, несмотря на то, что ей пришлось рано пойти работать, так как ее отец умер. Но жизни она не успела научиться как следует. Неопытность девушки и привлекла молодого поверхностного дворянина, видящего цель своей жизни в наслаждении. В этом ряду находится и бедная Лиза с ее восхищением. Эрасту очень льстило отношение такой молодой и такой свежей девушки, а она была наивна до крайности. Принимала отношение молодого повесы за чистую монету, а это все была игра от скуки на самом деле. Как знать, может быть, даже Лиза втайне надеялась на положение барыни со временем. Из других ее качеств характера стоит отметить доброту и непосредственность.

Возможно, мы описали не все грани личности главной героини, но, как кажется, здесь достаточно информации, чтобы характеристика Лизы из повести «Бедная Лиза» была понятной и охватывающей самую суть ее существа.

Анализ рассказа

Рассказ входит в сборник «Темные аллеи», который содержит 38 произведений, объединенные одной идеей — главные герои несчастны в любви. Влюбленные люди живут под звездою рока — чувства их исполнены боли и драматизма.

Исключением не стал и одноименный рассказ сборника. Чтобы понять персонажей лучше, можно обратиться к таблице с характеристикой образов действующих лиц рассказа.

Главные персонажи

В «Темных аллеях» Бунина главные герои описаны очень детально, чтобы читатель мог максимально погрузиться в сцену произведения. Писатель мастерски использует этот прием во всех своих работах.

Николай Алексеевич Портрет персонажа: уже немолодой мужчина, высокого роста, лет 60. Внешность его еще напоминает о былой красоте, но автор описывает его как «стройного старика». Хоть брови его еще черны, но виски и усы — белые. Волосы с проседью, бледная красота лица. Взгляд темных глаз строгий, но уже усталый. У Николая Алексеевича высокий военный чин, о чем говорит и его шинель, и поведение, и внешность. Образ этого персонажа ярко демонстрирует, как складывается судьба человека, который поступает трусливо по отношению к себе и окружающим. Николай был сконфужен встречей. От начала до конца вел себя нерешительно, мужчине было стыдно за свои прошлые поступки, и стыдно за то, что и сейчас он остался таким же трусом. Он пытается быть небрежным, делая вид, что ничего и нет в этой истории, называя ее пошлой. А позже выясняется, что он несчастен в браке. Николай осознает, что Надя — самое лучшее событие его жизни. И все же, неясно — любил ли он Надежду по-настоящему… Автор оставляет этот вопрос на решение читателя.
Надежда Портрет персонажа: до сих пор красивая, темноволосая, с черными бровями женщина. Бунин описывает ее как «похожую на цыганку». Она полная, с покатыми плечами, полногрудая, с красивой шеей. Надежда предприимчивая хозяйка ухоженной гостиницы. Дела ведет уверенно и аккуратно. Образ героини очень интересный, и вызывает у читателя уважение. Надя искренняя, прямолинейная, тактичная, но довольно откровенная. Она смело рассказывает о своей жизни и чувствах. До самого конца этой встречи женщина держится гордо и уверенно.

В рассказе есть три второстепенных персонажа. Описанием их жизней писатель усиливает черты характера главного героя, и показывает, что расплата за прошлые поступки неизбежна.

Второстепенные герои , Интересным является тот факт, что одну из основных фраз рассказа произносит кучер Клим

Жена Николая Алексеевича «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя». (Николай о своей супруге).

Клим — кучер Клим — деревенский мужик, который подвозит Николая Алексеевича к поезду, рассказывает о Надежде и ее постоялом дворе. «…крепкий мужик в туго подпоясанном армяке, серьезный и темноликий, с редкой смоляной бородой, похожий на старинного разбойника…» Клим простой, но внимательный. Описывая Надю, как женщину и хозяйку, кучер намекает пассажиру на его слабый характер.
Сын Николая Алексеевича О своем ребенке отец отзывается так: «Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести».

Поражает, как Бунину удается в достаточно коротких произведениях коснуться стольких человеческих чувств и переживаний. Всего три сцены небольшого рассказа раскрывают целый мир бушующих эмоций главных героев «Темных аллей»:

  • старик военный оказывается на постоялом дворе;
  • волнующая встреча с любовью молодости;
  • мысли мужчины, когда он уезжает из гостиницы.

С одной стороны, можно оценить поступок Николая, как подлый. Он легкомысленно разбил сердце юной девушке. С другой стороны, в то время такой мезальянс был априори невозможен. Они оба это знали.

демонстрирует принцип бумеранга

Ирония в том, что, спустя годы главный герой так и не стал смелее. Как и 30 лет назад, он снова струсил, быстро ретировавшись из дома Надежды. А может быть, с его стороны и не было никакой любви? Так, пылкая влюбленность юного парня.

Надежда, безусловно, была влюблена в этого мужчину всю свою жизнь. Она сказала, что не простила его поступок, но до последней секунды стояла у окна и глядела вслед уезжающей карете. Скорее всего, в душе, женщина надеялась, что любимый вернется.

Надежда сделала свой выбор, и прожила жизнь в одиночестве, и горьких воспоминаниях. Любовь, обида и ощущение несправедливости разрывали ее душу, но она была верна своему чувству.

Рассказ повествует о том, что людям стоит больше прислушиваться к себе. Можно уйти от другого человека, но нельзя уйти от себя.

Сюжет и своеобразие

Сюжет произведения довольно незамысловат. Это история трагической любви крестьянки и дворянина, итогом которой стала гибель Лизы.

Какими описаниями начинается повесть «Бедная Лиза»? Карамзин рисует природную панораму, громаду монастыря, пруд — именно здесь, в окружении природы и живет главная героиня. Но главное в повести — не сюжет и не описания, главное — чувства. И эти чувства рассказчик должен пробудить у публики. Впервые в русской литературе, где образ повествователя всегда оставался вне произведения, появляется герой-автор. Этот сентиментальный повествователь узнает историю любви от Эраста и с грустью и сочувствием пересказывает читателю.

Таким образом, в повести три основных героя: Лиза, Эраст и автор-рассказчик. Также Карамзин вводит прием пейзажных описаний и несколько облегчает тяжеловесный стиль русского литературного языка.

Эраст и его внутреннее содержание

Второе главное действующее лицо повести — Эраст — это типичный эстетик и гедонист. Он живет только за тем, чтобы наслаждаться. У него есть ум. Он мог бы быть блестяще образован, но вместо этого молодой барин просто прожигает свою жизнь, а Лиза для него — развлечение. Пока она была чиста и непорочна, девушка интересовала Эраста, как увлекает орнитолога недавно открытый им вид птиц, когда же Лиза сдалась Эрасту, то стала такой же, как все, а значит, ему стало скучно, и он, гонимый жаждой наслаждения, двинулся дальше, не особенно задумываясь о последствиях своего мерзкого поведения.

Хотя неэтичным поведение молодого человека становится только сквозь призму определенных моральных ценностей. Если же человек беспринципен (каким и был Эраст), то он даже не может почувствовать ту долю низости, которая содержится в его поступках.

Человек, ищущий в жизни только удовольствий, поверхностен по определению. Он не способен на глубокие чувства. И, конечно, он приспособленец, что и доказывает брак Эраста ради денег с уже немолодой вдовой.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obraz-glavnoy-geroini-povesti-karamzina-bednaya-liza/

  1. Б. Ю.Хигир. Энциклопедия имен и отчеств. — Вече, 2000. — 576 с.
  2. Б. Ю.Хигир. Тайна имени и отчества. — Терра-Книжный клуб, 1999. — 608 с.
  3. Б. Ю.Хигир. Серия «Знаки судьбы» (комплект из 3 книг).

    — Амфора, 2020. — 640 с.

  4. Б. Ю.Хигир. Тайна женского имени. — Амфора, 2020. — 192 с.
  5. Б. Ю.Хигир. Энциклопедия имен вашего ребенка. Практическое пособие для родителей. — Центрполиграф, 2002. — 640 с.
  6. Б. Ю.Хигир. Имя и сексуальность. — Амфора, 2020. — 224 с.
  7. Д. и Н. Зима. Тайна имени. — Рипол Классик, 2013. — 640 с.
  8. Д. и Н. Зима. 365 тайн имени. — Рипол Классик, 2007. — 672 с.
  9. Д. и Н. Зима. Как назвать вашего ребенка. — Рипол Классик, 2005. — 640 с.
  10. Д. и Н. Зима. Полная энциклопедия мужских и женских имён. — Рипол Классик, 2020. — 638 с.