Статья – ЭТО ПРОСТО

Сочинение

Одним их самых сложных заданий на экзамене по русскому языку является написание сочинения – рецензии. Трудность вызывает не столько понимание проблемы текста и авторской позиции, сколько подбор собственных аргументов к данной проблеме. Это происходит потому, что многие ученики не могут перенести ранее изученный материал на новую учебную ситуацию, так как у них недостаточно сформированы навыки сравнения и сопоставления, да и читательский опыт тоже небольшой, а прочитанные в школе произведения забываются, так как вовремя не соотносятся публицистическими текстами, данными на экзамене.

Как же помочь старшеклассникам справиться с этой работой? Мне кажется, обучать этому следует постепенно. Я начинаю готовить детей с седьмого класса. Благодатным является урок по теме «Обучение сочинению «Книга – наш друг и помощник». Ребята читают текст, предложенный в учебнике, и отвечают на вопросы:

— Согласны ли вы с мнением главного героя в том, что чтение — это роскошь? Какие слова и утверждения отца героя являются главными? Прошу детей назвать изученные ранее произведения, где говорится о роли книги в жизни человека. Ребята вспоминают рассказы С. Черного «Кавказский пленник» и «Игорь – робинзон», изучаемые в пятом классе. Выясняем, какова позиция писателя в данных рассказах?

Писатель считает, что художественное произведение развивает фантазию ребенка, учит его сочувствовать, сопереживать, воспитывает самостоятельность и ответственность за принятые решения. Книга помогает человеку познать мир в самом себе.

Выслушав ответы детей, даю им задание прочитать рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю» 1 и ответить на вопрос: «Какую роль играла книга в жизни Лешки?»

1 [В. Некрасов 1990: 1- 4]

Прошу ребят определить проблему текста и авторскую позицию. В. Некрасов считает, что книга помогает человеку выжить в сложных, нестандартных условиях. Обязательно повторим композицию сочинения – рассуждения. После подготовительной работы ученикам предлагается написать сочинение – рассуждение и в качестве аргументов использовать предложенные тексты.

В десятом классе во время изучения романов И. А. Гончарова «Обломов» и И.С.Тургенева «Отцы и дети» снова говорим о роли книги в интеллектуальном и нравственном развитии личности. Анализируя эпизоды взаимоотношений Ольги Ильинской и Обломова, обращаю внимание ребят на то, как меняется речь Обломова, когда он читает книги, предложенные Ольгой. Ребята замечают, что герой становится интересным собеседником, речь его льется свободно, не встречая рядом стоящих местоимений «который». В романе Тургенева интересен эпизод, где Аркадий по совету Базарова предлагает отцу, вместо Пушкина, читать книгу немецкого писателя «Материя и сила», которая не понравилась Николаю Петровичу, «Цыгане» А. С. Пушкина больше волновали его. Анализируя эпизоды, говорим о том, что влияет на выбор книги человеком, как отличить хорошую книгу от плохой. На уроке русского языка предлагаю ребятам для работы текст В. Иванова, 2 где поднимается проблема выбора книг для чтения.

14 стр., 6840 слов

Утопичность взглядов Базарова на искусство в романе И,С.Тургенева ...

... старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение «детей» будет больше проявлять уважения к старшим. Конфликт поколений в романе И.Тургенева “Отцы и дети” Сочинения ... великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. ...

Определяем проблему текста и авторскую позицию. Прошу ребят ответить, какие книги «перепахали» их души и почему, а какие они отнесли бы к «литературному попкорну». Сочинение по этому тексту не вызвало у подростков затруднения, так они хорошо владели литературным материалом.

Наибольшую сложность вызывают тексты, в которых поднимаются социальные проблемы, например, проблема вытеснения книги телевидением или компьютером. Художественных произведений по данной проблеме нет. На помощь приходит публицистика, представленная в учебнике А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой «Русский язык», надо лишь проанализировать ее.

2 [Цыбулько И. П. ЕГЭ 2010: 53]

В упражнении №22 этого пособия есть текст из книги И. Н. Горелова и В. Ф. Енгалычева «Безмолвный мысли знак» 3 , где авторы говорят о том, что телевидение вытеснило чтение. Постоянная возможность видеть изображение, понятое без текста, ослабляет навыки чтения и потребность обращаться к книге. Авторы считают, что актеры и режиссеры изменяют авторский текст, он становится коллективно приемлемым. По их мнению, индивидуальный образ должен предшествовать экранизации. Здесь же можно поговорить о вреде рекламы на телевидении. Она разрывает восприятие сюжета, что приводит к невозможности создать единый образ, ухудшает память.

После работы над этим упражнением обращаемся к статье В. Я. Лакшина, 4 где автора интересует проблема вытеснения книги телевидением. Определяем проблемы текста и авторскую позицию, а затем ребята пишут сочинение и в качестве аргумента используют статью из упражнения.

В текстах, поднимающих одну и ту же проблему, авторская позиция может быть различной. Очень важно обратить внимание детей на это. Например, при чтении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» обращаем внимание на говорящие детали в комнате Манилова. Книга в его кабинете открыта много лет на четырнадцатой странице. А в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» обязательно проанализируем эпизод «Маргарита в квартире Латунского». В комнате человека, считающего себя литературным критиком, не было признаков духовной жизни (в том числе книг).

Эти произведения тоже о роли книги в жизни человека, но писатель объясняет, что наличие в доме книг говорит о духовности людей.

Опыт показывает, что подросткам трудно подобрать аргументы к текстам, где поднимается проблема уважительного отношения к языку, сохранения чистоты нашей речи. Рассказы М. М. Зощенко – кладезь материала на эту тему.

9 стр., 4318 слов

Постановка проблемы примеры. Учимся писать Проблема текста (Как ...

... сформулировать проблему приведённого ниже текста. Внимательно читаем текст. (1)Умеете ли вы читать? (2)Этот вопрос часто задают психологи учащимся различных возрастов. (3)Подавляющее большинство опрашиваемых удивляются самому вопросу, особенно если он адресован старшеклассникам и студентам. (4)«Что за вопрос? (5)Естественно умеем. ...

3 [Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. 1991:24]

4 [Цыбулько И.П., ЛьвоваС.И. Коханова В.А. ЕГЭ 2009:64-65]

В восьмом классе читаем «Историю болезни», говорим о гуманном отношении к больным в медицинском учреждении и обязательно о канцелярите – самой опасной болезни нашей речи. «Обмывочный кабинет», куда приглашает рассказчика санитарка, становится для современников Зощенко

милее ванны. В «Рассказе про няню, или Прибавочная ценность у этой профессии” уже в заглавии содержится намек на экономическую теорию К. Маркса, но по ходу рассказа становится ясно, что рассказчик воспринимает словосочетание “прибавочная ценность” поверхностно-примитивно, лишь как речевой штамп, имеющий социально-философские корни. В конце рассказа повествователь снова возвращается к своей мысли о неправильном воспитании: “это прямо ее какой-нибудь каприз и, главное, наверное, прежнее мелкобуржуазное воспитание, бессмысленная тяга к деньгам и неправильное мировоззрение”.

Делаем вывод, что идеологизированная речь формирует новый тип сознания, в котором мышление осуществляется при помощи готовых, клишированных форм. А на уроке русского языка необходимо обратиться к статье Норы Галь «Берегись канцелярита» 5 . Молодой отец строго выговаривает четырехлетней дочке за то, что она выбежала во двор без спросу и едва не попала под машину.

  • Пожалуйста, — вполне серьезно говорит он крохе, — можешь гулять, но поставь в известность меня или маму.

Сие – не выдумка фельетониста, но подлинный, ненароком подслушанный разговор.

Или серьезно пишут в статье о работе экипажа космической станции: «Производится забор проб выдыхаемого воздуха». Этот забор не залетел бы в космос, если бы не стеснялись сказать попросту: космонавты брали пробы.

Слышишь, видишь, читаешь такое – и хочется снова и снова бить в набат, взывать, умолять, уговаривать: «Берегись канцелярита!»

Работаем над видами односоставных предложений и обязательно определяем проблему текста и авторскую позицию. Дома предлагаю ребятам написать сочинение и в качестве аргументов использовать рассказы М. М. Зощенко. В одиннадцатом классе понимание этой проблемы расширит повесть А. Платонова «Сокровенный человек». Проанализируем эпизод сдачи экзамена

героем. Принимая Пухова на работу монтером, комиссия проверяет его познания в механике. Помимо вопросов о паре, типах двигателей, Фому спрашивают, «когда было восемнадцатое брюмера». Абсурдность этого вопроса в том, что в нем нет никакого смысла. Герой удивительно точно улавливает пустоту языковых штампов, поэтому его ответы так же нелогичны, как и вопросы. Писатель считает, что, обессмысливая слово, мы обессмысливаем нашу жизнь.

Такой методический прием учит детей связывать информацию, найденную в предложенном тексте, с информацией, полученной из других ис-

точников, то есть применять приобретенные знания в нетипичной ситуации. Кроме этого, происходит постоянное повторение и воспроизведение ранее изученного материала и вместе с тем расширение и углубление его. Важно проводить такую работу в системе в течение четырех – пяти лет, чтобы к концу одиннадцатого класса у детей был сформирован навык, накоплен богатый материал, и самое трудное задание на экзамене станет по плечу даже слабым ученикам.

46 стр., 22977 слов

Формирование нравственных ценностей у детей младшего школьного ...

... для театра; формирование интереса к искусству театра. В связи с этим целью работы является выявление и определение педагогических возможностей театрального искусства в формировании нравственных ценностей у детей младшего ... им знания, умения, которые потребуются им в бедующей их работе(«Занимаюсь серьезно компьютером, в будущем пригодится»; «Учу второй язык - хочу стать переводчиком»). Дети удивляют ...

5 [Галь Н. 2001: 368]