Способна ли война уничтожить в человеке запасы
человеческого? Что позволяет человеку остаться
человеком в страшных условиях войны?
Как относились к пленным в годы войны русские
солдаты?
Что влияет на нравственный выбор человека в
условиях войны?
Что помогает выжить на войне?
Что такое человек перед сокрушающей силой
бесчеловечных обстоятельств?
7. Мужество, повседневный героизм, сила духа, человеческое достоинство, осознание жизни как высшей ценности:
МУЖЕСТВО, ПОВСЕДНЕВНЫЙ ГЕРОИЗМ, СИЛА ДУХА,
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО, ОСОЗНАНИЕ ЖИЗНИ
КАК ВЫСШЕЙ ЦЕННОСТИ:
- В чём проявляется стойкость и мужество
человека на войне?
- Как сохранить память о защитниках Отечества,
погибших во время войны? Почему нельзя
забывать о прошедшей войне?
- Благодаря чему была одержана победа?
- Как меняется мироощущение человека на
войне?
- Как влияют военные события и связанные с ними
человеческие трагедии на душевное состояние
людей,
на
их
способность
чувствовать,
- Как влияет война на судьбу человека?
8. Женщина на войне
ЖЕНЩИНА НА ВОЙНЕ
- Тема любви в произведениях о Великой
Отечественной войне
- Есть ли на войне место любви?
- Совместимы ли понятия «женщина» и «война»?
9. ДЕТИ И ВОЙНА
- Почему на войне быстро происходило
взросление юношей и девушек?
- Что обнаруживает противоестественность всего
происходящего на войне?
- «Война – страшная необходимость» (Л.Н.
Толстой»)
10. III) Подбор «универсальных» текстов
III) ПОДБОР «УНИВЕРСАЛЬНЫХ»
ТЕКСТОВ
направление
произведение
Нравственный выбор
«Сотников», глава про Тушина,
«Сашка,» Виктор Некрасов «Василий
Конаков» , «А зори..», «В списках…»
«Судьбва человека» «Иван»
Мужество, сила духа,
осознание ценности жизни
(влияние на человека, смена
мироощущения)
Проблема истинного и ложного героизма в романе война и мир. Тема
... произведений в отечественной литературе . Свое высокое значение роман заслужил благодаря серьезности проблематики. Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир» – ... и из крови, и из смерти. Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в ...
«Сотников», гл.про Тушина, «Сашка» ,
Виктор Некрасов «Василий Конаков»,
«А зори..», «В списках» «Судьба
человека» «Иван»
Женщина на войне
«А зори..» «В списках…»
Дети и война
«Ночевала тучка…» «Война и мир»
«Судьба человека» «Иван»
11. IV).
Сопутствующий текст
IV).
СОПУТСТВУЮЩИЙ ТЕКСТ
Афоризмы
Крылатые выражения
Народная мудрость
Внимание на эпиграф к произведению (если
есть)
- Стихотворные строчки/фрагменты о войне
(Друнина, Берггольц)
12. Стратегия создания текста
СТРАТЕГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА
I) Работа над черновым вариантом
II) Как начать и как закончить?
III) Расширяем объем
IV) Что должен проверить?
13. I) Работа над черновым вариантом
I) РАБОТА НАД ЧЕРНОВЫМ
ВАРИАНТОМ
- 1) Устно отвечает на вопрос темы,
«поворачивает» тему к себе, спрашивает себя:
«Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я
могу сказать по этому поводу?»
- То есть излагает собственное мнение ( можно с
использованием конструкций «Мне кажется…» «
На мой взгляд..»)
14. Зачем?
ЗАЧЕМ?
- Цель — показать проверяющему, что понял суть
поставленного вопроса (первый критерий
проверки!)
Задача: своими словами кратко сказать, о чем
эта тема? Изложить свое мнение: что я по этому
поводу думаю?
15. 2) подбираем литературные аргументы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sposobna-li-voyna-unichtojit-v-cheloveke-zapasyi-chelovecheskogo/
2) ПОДБИРАЕМ ЛИТЕРАТУРНЫЕ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sposobna-li-voyna-unichtojit-v-cheloveke-zapasyi-chelovecheskogo/
АРГУМЕНТЫ
- Задача: Показать разный уровень осмысления
художественного текста (пересказ-анализ,
смысловой анализ, комплексный анализ)
- Формы:
- комментарий(объяснение) сюжета, поступков
героя и т.д.;
- интерпретация (понимание произведения в
соответствии с авторским замыслом)
- Установка: нужна ли эта информация(этот
аргумент) для ответа на поставленный вопрос?
16. аргументы
АРГУМЕНТЫ
1.
2.
3.
4.
5.
- 3) Пишем заключение: делаем вывод из
вышесказанного или обобщаем мысль автора
- 4) Формулируем начало и переход к
аргументам
17. II) «Как начать и как закончить» или «о пользе шаблона»
II) «КАК НАЧАТЬ И КАК ЗАКОНЧИТЬ» ИЛИ
«О ПОЛЬЗЕ ШАБЛОНА»
- Повторить фрагмент темы с позиции ее
значимости, важности, затем
сформулировать ваш ответ, далее перейти к рассмотрению произведения
Например:
Теме … в русской литературе посвящено немало
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sposobna-li-voyna-unichtojit-v-cheloveke-zapasyi-chelovecheskogo/
произведений./Тема… представлена во многих
произведениях русской литературы./Тема
Трудом а не войной человек проявляет свое мужество трудом больше чем
... действующей правоприменительной практики в сфере труда. И, несмотря на все главной потребностью людей является труд. Труд нужен для нормальной жизни ... профсоюзов, а также собственников - всех субъектов трудового права Украины. Вместе с тем, учитывая, что организационно-управленческое ... частью этого статуса. Другие расширяют эту категорию еще больше и включают в нее еще и юридическую ответственность, ...
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sposobna-li-voyna-unichtojit-v-cheloveke-zapasyi-chelovecheskogo/
……является одной из основных тем литературы о
войне. На мой взгляд…
18. КАК НАЧАТЬ?
- ПЕРЕФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕМУ с вопроса на
утверждение, затем дать свой ответ на вопрос.
Война влияет на каждого человека. Я считаю, это
происходит потому, что любая война несет страшные
испытания, после которых люди начинают ценить жизнь,
пересматривают свое отношение ко многим вещам.
19. КАК НАЧАТЬ?
- НАЙТИ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО, ДАТЬ ЕМУ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (понимание!).
ИСХОДЯ ИЗ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЙ ОТВЕТ
НА ВОПРОС
Например: В чём проявляется стойкость и
мужество человека на войне?
- Мужество и стойкость — это, прежде всего, сила духа и
преодоление страха смерти во имя победы. Я думаю, что
именно эти качества помогли нашему народу добиться
победы в Великой Отечественной войне.
20. КАК ЗАКОНЧИТЬ?
- Обобщить основную мысль автора (в связи с
тезисом)
- Привести цитату (крылатое выражение)
- Привести собственное мнение
- Таким образом, на основании вышеизложенного
можно сделать вывод…
- Подводя итог, хочется сказать…
- Обобщая сказанное, можно сказать, что…
- Этот текст заставил меня ещё глубже задуматься
над тем, как……/ над проблемой
21. Ошибки:
ОШИБКИ:
- 1) Война влияет на судьбу каждого человека. Эту
тему можно рассмотреть на примере рассказа
Шолохова
- 2) Тема в чем проявляется стойкость и мужество
человека на войне представлена во многих
произведениях русской литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sposobna-li-voyna-unichtojit-v-cheloveke-zapasyi-chelovecheskogo/
22. III) Расширяем объем
III) РАСШИРЯЕМ ОБЪЕМ
1)К сущ. притягиваем прил.
2)К глаг. — наречия
3)Добавляем материал о твор-ве писателя
4)Ещё одно произв.
5)Историч.справка
23. IV) Что должен проверить?
IV) ЧТО ДОЛЖЕН ПРОВЕРИТЬ?
- 1) «повтор»
- 2) обороты разговорной речи
- 3) В одном предложении- глаголы одного вида!
- 4) Связь подлежащего и сказуемого:
Стойкость и мужество Соколова потрясло немцев.
5) Проверить запятые перед КОТОРЫЙ, КОГДА, ГДЕ,
ПОТОМУ ЧТО, ЧЕМ, ЧТО, КАК И Т.Д.
24. Учиться, учиться и учиться!
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ!
- 1) читать ежедневно – по 70-100 страниц
(классический музыкальный фон)
- 2) на выходных – написание сочинения
(родители!)
- 3) психологическая подготовка (час работы – пять
минут проверки; полчаса – для чистоты!)