Прочитайте тексты. Для каждого текста сформулируйте проблему, которая поднимается в нём. Обращайте внимание на выделенные слова. Составьте план с опорными фразами для сочинения. Придумайте свой заголовок. Что вы думаете о влиянии книг на разум и чувства человека? Выскажите свою мысль о литературе и её роли в вашей жизни.
Всякое приятное чтение имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет. В самых дурных романах есть уже некоторая логика и риторика: кто их читает, будет говорить лучше и связнее совершенного невежды, который в жизнь свою не раскрывал книги. К тому же нынешние романы богаты всякого рода познаниями…
Напрасно думают, что романы могут быть вредны для сердца: все они представляют обыкновенно славу добродетели или нравоучительное следствие. Правда, что некоторые характеры в них бывают вместе и приманчивы и порочны; но чем же они приманчивы? Некоторыми добрыми свойствами, которыми автор закрасил их черноту: следственно, добро и в самом зле торжествует. Нравственная природа наша такова, что не угодишь сердцу изображением дурных людей и не сделаешь их никогда его любимцами. Какие романы более всех нравятся? Обыкновенно чувствительные: слёзы, проливаемые читателями, текут всегда от любви к добру и питают её. Нет, нет! Дурные люди и романов не читают. Жестокая душа их не принимает кротких впечатлений любви и не может заниматься судьбою нежности. Гнусный корыстолюбец, эгоист найдёт ли себя в прелестном романическом герое? А что ему нужды до других? Неоспоримо то, что романы делают и сердце и воображение… романическими: какая беда? Тем лучше в некотором смысле для нас, жителей холодного и железного севера! Без сомнения, не романические сердца причиною того зла в свете, на которое везде слышим жалобы, но грубые и холодные, то есть совсем им противоположные! Романическое сердце огорчает себя более, нежели других; но зато оно любит свои огорчения и не отдаст их за самые удовольствия эгоистов.
(Н. Карамзин)
Любовь к отечеству
Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества. В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастие, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть… Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется…
Бог, природа, человек в поэзии есенина (2)
... природа — человек» в поэзии Есенина можно подытожить его же словами: «Я думаю: как прекрасна земля и на ней человек. « Бог, природа и человек в поэзии С. Есенина Определение 1 Элегия – это ... речь идет о вечной, неизбежной смене поколений, ... Есенина ощущается лирическое «чувствование». Его светом и теплом наполнены и картины родной природы, изображенные поэтом. Природа у него неотделима от человека ...
С кем мы росли и живём, к тем привыкаем. Душа их сообразуется с нашею; делается некоторым её зеркалом; служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. Сия любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее: ибо время утверждает привычку. Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями отечества! Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих: ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство, и жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдалённых колец или звеньев…
Но физическая и моральная привязанность к отечеству, действие натуры и свойств человека не составляют ещё той великой добродетели, которою славились греки и римляне. Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и потому не все люди имеют его.
Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества…
Не говорю, чтобы любовь к отечеству долженствовала ослеплять нас и уверять, что мы всех и во всём лучше; но русский должен по крайней мере знать цену свою.
(Н. Карамзин)
Я изучал Москву с лишком тридцать лет и могу сказать решительно, что она не город, не столица, а целый мир — разумеется, русский. В ней сосредоточивается вся внутренняя торговля России; в ней процветает наша ремесленная промышленность.
Как тысячи солнечных лучей соединяются в одну точку, проходя сквозь зажигательное стекло, так точно в Москве сливаются в один национальный облик все отдельные черты нашей русской народной физиономии. Европейское просвещение Петербурга; не вовсе чуждое тщеславия хлебосольство наших великороссийских дворян; простодушное гостеприимство добрых сибиряков; ловкость и досужество удалых ярославцев, костромитян и володимирцев; способность к письменным делам и необычайное уменье скрывать под простою и тяжёлою наружностью ум самый сметливый и хитрый — наших, некогда воинственных, малороссиян; неуклюжество и тупость белорусцев; страсть к псовой охоте степных помещиков; щегольство богатых купцов отличными рысаками; безусловное обожание всего чужеземного наших русских европейцев и в то же время готовность их умереть за славу и честь своей родины; безотчётная ненависть ко всему заморскому наших запоздалых староверов, которые, несмотря на это, не могут прожить без немецкой ма- дамы или французского мусью; учёность и невежество, безвкусие и утончённая роскошь; одним словом, вы найдёте в Москве сокращенье всех элементов, составляющих житейский и гражданский быт России, этого огромного колосса, которому Петербург служит головою, а Москва сердцем.
Любовь и дружба в лирике Пушкина
... знакомый, который зашел погреться у твоего камина. Истинная дружба и любовь способна многое перенести. К сожалению, в настоящем мире ... по сторонам. Лишь благодаря любви люди счастливы. Только в любви рождаются счастливые дети, они растут и радуются, что у них ... не знает, что дружба не перейдет в любовь. Бывшие любовники становятся друзьями, поскольку у них осталась общая увлеченность, хобби. ...
Москва — богатый, неисчерпаемый рудник для каждого наблюдателя отечественных нравов.
(М. Загоскин)
Если в детях нельзя видеть идеала нравственного совершенства, то, по крайней мере, нельзя не согласиться, что они несравненно нравственнее взрослых. Они не лгут (пока их не доведут до этого страхом), они стыдятся всего дурного, они хранят в себе святые чувства любви к людям, свободной от всяких житейских предрассудков. Они сближаются со сверстником, не спрашивая, богат ли он, ровен ли им по происхождению; у них замечена даже особенная наклонность — сближаться с обиженными судьбою, с слугами и т. п. И чувства их всегда выражаются на деле, а не остаются только на языке, как у взрослых; ребёнок никогда не съест данного ему яблока без своего брата или сестры, которых он любит;
- он всегда принесёт из гостей гостинцы своей любимой нянюшке;
- он заплачет, видя слёзы матери, из жалости к ней. Вообще мнение, будто бы в детях преобладающее чувство — животный эгоизм — решительно лишено основания. Если в них не заметно сильного развития любви к отечеству и человечеству, это, конечно, потому, что круг их понятий ещё не расширился до того, чтобы вмещать в себе целое человечество.
Они этого не знают, а чего не знаешь, того и не любишь.
Нет, не напрасно дети поставлены в пример нам даже тем, пред кем с благоговением преклоняются народы, чьё учение столько веков оглашает вселенную. Да, мы должны учиться, смотря на детей, должны сами переродиться, сделаться как дети, чтобы достигнуть ведения истинного добра и правды. Если уже мы хотим обратить внимание на воспитание, то надо начать с того, чтобы перестать презирать природу детей и считать их не способными к восприятию убеждений разума. Напротив, надо пользоваться теми внутренними сокровищами, которые представляет нам натура дитяти. Многие из этих природных богатств нам ещё совершенно неизвестны, многое, по слову Евангелия, утаено от премудрых и разумных и открыто младенцам!..
И мы думаем — главное, что должен иметь в виду воспитатель — это уважение к человеческой природе в дитяти, предоставление ему свободного, нормального развития, старание внушить ему прежде всего и более всего правильные понятия о вещах, живые и твёрдые убеждения, заставить его действовать сознательно, по уважению к добру и правде, а не из страха и не из корыстных видов похвалы и награды…
( Н. Добролюбов )
Оканчивая курс воспитания и вступая в общество, мы находим себя в необходимости или отречься от всего, чему нас учили, чтобы подделаться к обществу, или следовать своим правилам и убеждениям, становясь таким образом противниками общественного направления. Но жертвовать святыми, высшими убеждениями для житейских расчётов — слишком безнравственно и отвратительно; а идти против общества — где же взять сил на это? К такой борьбе с ложным направлением общества воспитание совсем не готовит нас. Оно даже совсем не заботится о том, чтобы вкоренить в нас высшие, человеческие убеждения; оно хлопочет только о том, чтобы сделать нас учёными, юристами, врачами, солдатами и т. п. Между тем, вступая в жизнь, человек хочет иметь какое-нибудь убеждение, хочет определить, что он такое, какая его цель и назначение. Всматриваясь в себя, он находит уже готовое решение этих вопросов, данное воспитанием, а присматриваясь к обществу, видит в нём стремления, совершенно противоположные этим решениям. Он хочет бороться со злом и ложью, — но здесь-то и оказывается вся несостоятельность его прежнего воспитания: он не приготовлен к борьбе, он должен сначала перевоспитать себя, чтобы выйти на арену бойца… А между тем годы летят, жизнь не ждёт, нужно действовать… и человек действует как попало, часто падая под бременем тяжёлых вопросов, увлекаясь стремительным течением толпы то в ту, то в другую сторону, — потому что сам собою он не умеет действовать — в нём не воспитан внутренний человек, в нём нет убеждений. А убеждения даются нелегко…
Образ и характеристика василия егоровича князева в рассказе “чудик” шукшина
... сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Анализ рассказа Шукшина «Чудик» В своих произведениях Шукшин часто использовал образы простых людей. Их он искал ... себе лучшие черты русского национального характера. Образ Чудика Образ Чудика Скачать сочинение Тип: Проблемно-тематический анализ произведения Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других ...
( Н. Добролюбов )
«О родина, святая родина! Какое на свете сердце не встрепенётся при виде твоём? Какая ледяная душа не растает от веянья твоего воздуха? »
Так думал Владимир Ситцкий, с грустною радо- стию озирая с коня нивы, и пажити, и рощи пере- славские, свидетелей его детства, и любопытным взором, как будто желая испытать память свою, искал и предугадывал он мелькающие из-за лесу главы обителей. Правда, они не казались теперь ему, как прежде, огромными; окрестность не была уже бесконечна; но она была по-прежнему светла, всё по-старому приветна. Он выехал, наконец, на озеро Плещево и стал, поражённый красотою природы, чувствами давно забытыми и новыми.
Тихо, как сон его детства, лежало перед ним озеро в изумрудных рамах своих, отражая вечернее небо, и снежные стены обителей, и сумрачный город, и чуть оперённые майскою зеленью рощи. Ладьи рыбарей, мнилось, летели в шаровидном небе, и утомлённые чайки дремали на развешенных сетях или, чуть зы- блемые, на влаге хрустальной. Весенние жаворонки провожали солнце с поднебесья и сверкали там последними его лучами, сливая звонкое своё пение с гремле- ньем тысячи ручьёв, сбегающих в озеро.
Как пыль сражения улегается под дождём, смывающим кровь с лица земли, улеглись страсти в душе Владимира. Память буйной молодости, дворское честолюбие, жажда битвы и славы и всё, всё уступило место чувству, близкому к раскаянию. Он слез с коня, припал к воде, которою часто плескался в отрочестве, в которой теперь, как в святочном зеркале, мелькало ему прошедшее, жадно пил её, — и спокойствие вливалось в него струёй вместе с прохладой!..
Полный надеждою взор Владимира стремился к стенам Переелавля. Там уже не было его родителей; но добрая память стерегла их могилы и сердечное добро пожаловать ждало их наследника у порогов друзей. Долго ещё лежал Владимир на свежей мураве, улелеянный мечтами под крылом родимого неба, и сон росою упал на утомлённые члены путника — сон, какого давно не знала кипучая душа его, и летнее солнце невидимо вскатывалось над ними.
(А. Бестужев-Марлинский)
«Когда возникает выбор между верностью и предательством?»: с ...
... изменяют своим принципам и даже жертвуют жизнью, действительно стоит гордиться. Выбор между верностью и предательством: аргументы для ЕГЭ про предательство на войне Когда возникает выбор между ... по законам военного времени он обязан был сделать. Когда возникает выбор между верностью и предательством: аргументы про Юшку Платонова для ЕГЭ, толерантность Когда возникает выбор между ...
- Это бревно никуда не годится,— сказал он плотнику, — в нём сгнила сердцевина.
- Так-то и с нашею Русью, Петрович,— ответствовал плотник, вонзая топор носком в дерево и присев на венец, — Москва, сердце её, испорчено, а мы терпим. Она кличет к себе из Польши царей, а мы подавай войско то за них, то против них драться! Поляки пируют в Москве; вор Сапега обложил Троицу, а от неё далеко ли и до нас! Прогневали мы господа неправдой; коротается наш век бедами; кто скажет, что моё добро, моя голова будут у меня завтра?.. В плохие мы живём годы, Петрович.
(А. Бестужев-Марлинский)
…Странные дни начались для о. Василия, и небывалое творилось в уме его. До сих пор было так: существовала крохотная земля, и на ней жил один огромный о. Василий со своим огромным горем и огромными сомнениями, — а других людей как будто не жило совсем. Теперь же земля выросла, Стала необъятною, и вся заселилась людьми, подобными о. Василию. Их было множество, и каждый из них по-своему жил, по-своему страдал, по-своему надеялся и сомневался, и среди них о. Василий чувствовал себя как одинокое дерево в поле, вокруг которого внезапно вырос бы безграничный и густой лес. Не стало одиночества, — но вместе с ним скрылось и солнце, и пустынные светлые дали, и плотнее сделался мрак ночи.
Все люди говорили ему правду. Когда он не слышал их правдивых речей, он видел их дома и лица: и на домах, и на лицах была начертана неуловимая правда жизни. Он чувствовал эту правду, но не умел её назвать и жадно искал новых лиц и новых речей. Исповедников в рождественском посту бывало немного, но каждого из них поп держал на исповеди по целым часам и допрашивал пытливо, настойчиво, забираясь в самые заповедные уголки души, куда сам человек заглядывает редко и со страхом. Он не знал, чего он ищет, и беспощадно переворачивал всё, на чём держится и чем живёт душа. В вопросах своих он был безжалостен и бесстыден, и страха не знала его родившаяся мысль. И уже скоро понял о. Василий, что те люди, которые говорят ему одну правду, как самому богу, сами не знают правды о своей жизни. За тысячами их маленьких, разрозненных, враждебных правд сквозили туманные очертания одной великой, всеразрешаю- щей правды. Все чувствовали её, и все её ждали, но никто не умел назвать её человеческим словом — эту огромную правду о боге, и о людях, и о таинственных судьбах человеческой жизни.
Начал чувствовать её о. Василий, и чувствовал её то как отчаяние и безумный страх, то как жалость, гнев и надежду. И был он по-прежнему суров и холоден с виду, когда ум и сердце его уже плавились на огне непознаваемой правды и новая жизнь входила в старое тело.
( Л. Андреев )
С каждым днём опостывал мне двор… Я вырывался из душных палат кремлёвских, чтоб подышать отзывным мне ветром и бурею, чтобы выместить на зверях свою ненависть к людям. Однако ж, по какой-то пагубной привычке, я не мог жить вовсе без людей, с которыми не мог ужиться. Такова-то цепь общества: снять её мы не в силах, а разорвать не решимся.
(А. Бестужев-Марлинский )
Дождливый летний день. Я люблю в такую погоду бродить по лесу, особенно когда впереди есть тёплый уголок, где можно обсушиться и обогреться. Да к тому же летний дождь — тёплый. В городе в такую погоду — грязь, а в лесу земля жадно впитывает влагу, и вы идёте по чуть отсыревшему ковру из прошлогоднего палого листа и осыпавшихся игл сосны и ели. Деревья покрыты дождевыми каплями, которые сыплются на вас при каждом движении. А когда выглянет солнце после такого дождя, лес так ярко зеленеет и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное и радостное кругом вас, и вы чувствуете себя на этом празднике желанным, дорогим гостем.
Цветы в нашей жизни литературное
... И, о чудо! Весь куст покрылся вскоре красными цветами. Читая и слушая древние легенды, мы видим, как жизнь цветов, людей и богов тесно переплетается, как взаимосвязываются все явления ... цветок алой крови, символ мятежности, борьбы за справедливость, равенства, братства людей, а также любви и верности. В средневековье некий граф попал в заточение и начал выращивать ...
(Д. Мамин-Сибиряк)
И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям — не из другой ли комнаты? и к часам — не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол… Наконец Миша уверился, что музыка точно играла в табакерке. Он подошёл к ней, смотрит, а из-за деревьев солнышко выходит, крадётся тихонько по небу, а небо и городок всё светлее и светлее; окошки горят ярким огнём, и от башенок будто сияние. Вот солнышко перешло через небо на другую сторону, всё ниже да ниже, и наконец за пригорком совсем скрылось; и городок потемнел, ставни закрылись, и башенки померкли, только ненадолго. Вот затеплилась звёздочка, вот другая, вот и месяц рогатый выглянул из-за деревьев, и в городке стало опять светлее, окошки засеребрились, и от башенок потянулись синеватые лучи.
(В. Одоевский)
Самые первые предметы, уцелевшие на ветхой картине давно прошедшего, картине, сильно полинявшей в иных местах от времени и потока шестидесяти годов, предметы и образы, которые ещё носятся в моей памяти, — кормилица, маленькая сестрица и мать; тогда они не имели для меня никакого определённого значенья и были только безымёнными образами. Кормилица представляется мне сначала каким-то таинственным, почти невидимым существом. Я помню себя лежащим ночью то в кроватке, то на руках матери и горько плачущим: с рыданием и воплями повторял я одно и то же слово, призывая кого-то, и кто-то являлся в сумраке слабоосвещённой комнаты, брал меня на руки, клал к груди… и мне становилось хорошо. Потом помню, что уже никто не являлся на мой крик и призывы, что мать, прижав меня к груди, напевая одни и те же слова успокоительной песни, бегала со мной по комнате до тех пор, пока я засыпал. Кормилица, страстно меня любившая, опять несколько раз является в моих воспоминаниях, иногда вдали, украдкой смотрящая на меня из-за других, иногда целующая мои руки, лицо и плачущая надо мною. Кормилица моя была господская крестьянка и жила за тридцать вёрст; она отправлялась из деревни пешком в субботу вечером и приходила в Уфу рано поутру в воскресенье; наглядевшись на меня и отдохнув, пешком же возвращалась в свою Касимовку, чтобы поспеть на барщину. Помню, что она один раз приходила, а может быть и приезжала как-нибудь, с моей молочной сестрой, здоровой и краснощёкой девочкой.
( С.Аксаков )
Жулька также принадлежала к очень распространённой породе мбіленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой чёрной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой её характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевёртывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки).
Нет, к доброму человеку она подходила с свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность её выражалась главным образом в манере есть. Она никогда не попрошайничала, наоборот, её всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила й сторону с таким видом, который как будто бы говорил: «Кушайте, кушайте, пожалуйста… Я уже совершенно сыта…» Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда.
Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс
... А для чего, по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи? «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова». Слайд № 1. 3. Основная ... смерти: «Я умру в крещенские морозы…» Трудные жизненные обстоятельства жизни, внутренние противоречия, владевшие его душой, привели Рубцова к трагической развязке. Он был далеко не простым человеком. В нем уживались самые, ...
(А. Куприн )
Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались. Дельвиг вышел на лестницу, чтоб дождаться его и поцеловать ему руку, руку, написавшую «Водопад». Державин приехал. Он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара: где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига, который отменил своё намерение и возвратился в залу. Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и весёлостью. Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…
Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…
(По А. Пушкину )
- Озаглавьте текст. Выделите главную мысль текста. Согласны ли вы с мнением автора? Напишите сочинение, используя данные литературные аргументы.
Я сидел и глядел кругом, и слушал. Листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не весёлый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаками; она то озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбалось… то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли… и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на берёзах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая…
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.
Создает человека природа, но развивает его общество
... Белинский, великий русский мыслитель и литературный критик XIX века утверждал: «Создает человека природа, ... и развивает» человека. Эссе на тему “«Создает человека природа, но образует ... человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Истинности высказывания ...
(И. Тургенев )
- В предложенные тексты вставьте литературные аргументы.
Верность нравственным идеалам
Наши далёкие предки полагали, что Земля стоит на трёх китах. В это вряд ли кто поверит. Однако всё же мы часто задаёмся вопросом: «На чём держится мир?» Главный «кит», на котором покоится мир человека, — верность. Верность нравственным идеалам, Родине, служение избранной цели, идее, традициям, мечте, законам. Это и есть истинный путь человека.
Смысл слов «верность», «вера» очень схож, у них один корень. Если человек верит в добро, в то, что живёт он ради лучшего, высокого, светлого, ради того, чтобы помочь благоустроить мир, жизнь на земле, то он будет верен своей матери, будет верен памяти, заветам предков — деда, прадеда, земляков, будет стараться что-то сделать для своей земли, края, дома, для своей малой родины.
Однако наша Родина состоит из маленьких уголков, и все ручейки вливаются в большую реку. Делать «малое дело» — значит, и помогать своей большой Родине. (Приведите литературные аргументы.)
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/solntse-na-zemle-odinakovo-svetit-dlya-vseh/
Что ещё служит ориентиром духовного пути человека? Конечно, верность данному слову, присяге, законам чести… Верность традициям своего народа, знание его истории, песен, пословиц. (Приведите примеры русских народных пословиц.) Знать пословицы, народные песни — значит, быть верным народным традициям, родному языку. Они укрепляют нас на нашем жизненном пути.
Наконец, верность в любви, в дружбе… (Приведите литературные аргументы.)
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/solntse-na-zemle-odinakovo-svetit-dlya-vseh/
Думается, что быть человеком — это чувствовать свою ответственность за выбранный путь. Жизнь без высоких нравственных идеалов не имела бы, в сущности, никакой цены, как и жизнь, прожитая без служения интересам общества.
Обыватель
Обыватель. Мещанин. Что это за человек? Духовное мещанство ненавидят многие, однако это зло, бороться с которым не просто. (Приведите литературные аргументы из произведений А. Чехова и М. Горького.)
Зададим себе вопрос: кому же хочется становиться мещанином — быть врагом свободно думающих и чувствующих людей, губителем жизни? Представить себе человека, который сознательно хотел бы быть врагом и губителем, очень трудно. Но в том-то и беда, мещанином можно стать постепенно и для себя незаметно. Как это происходит и что к этому ведёт?
Начнём не с главного, но характерного — чересчур большая занятость вещами. Мещанство не случайно связывают со стремлением к уюту. Жить в материальном достатке каждый не прочь, но жить исключительно ради уюта и материального довольства способен только мещанин.
Модные вещи и увлечения сами по себе ничего не значат в жизни. Сами по себе они не способны ни возвысить, ни принизить человека. Мещанином его делает не мода, а страстная преданность ей, добровольное рабство.
Ужасна атмосфера общения на мещанский лад. Один с важной серьёзностью относится только к тому, что говорит сам, всему и всем даёт быстрые и категорические оценки, другой на всё, что бы ему ни сказали, безапелляционно возражает. Третий всех поучает, четвёртый, боясь попасть впросак, пытается свести разговор к обмену никчёмными сведениями, новостями, анекдотами. Но все они похожи друг на друга тем, что не испытывают глубокого интереса и доверия друг к другу, предвзяты — не ждут друг от друга ничего нового, полезного для сердца и ума.
В гармонии с природой может жить только высокотехнологическое ...
... человека и природы, которая и обеспечила бы это. Таковой и является гармония человека с природой. Отсюда вытекает и цель работы: рассмотреть процесс взаимодействия природы и человека, как гармоничного союза, и вытекающие из этого взаимодействия проблемы. Глава 1. Гармония человека и природы ...
Многим свойственно молиться на вещь и моду. Это те, кто духовное ставят выше материального, совесть — выше расчёта, нравственный и гражданский долг — выше личного благополучия, кто живёт своим умом. (Приведите литературные аргументы из произведений М. Горького.) Эта нетерпимость идёт рука об руку с ограниченностью и самодовольством. Мещанин требователен и строг к инакомыслящим, но при этом слепо слушает чужие мысли, которые однажды принял, поддаётся внушению и грубой силе.
Поэтому в переломные моменты недалёкий человек может стать губителем жизни не только в переносном, но и в прямом смысле слова.
Часто, говоря о мещанстве, подчёркивают такие качества, как «умеренность и аккуратность». (Приведите литературные аргументы из комедии А. Грибоедова «Горе от ума».)
Мещанин враждебно относится к тем, кто, не желая ограничивать свои возможности, живёт и думает свободно. Если мы хотим, чтобы никто и ничто не могло подавить наши лучшие стремления, надо развивать в своей душе высокие чувства сострадания и великодушия, не отказываться от помощи тем, кто в нас нуждается, болеть за тех, кому сейчас плохо. Это и есть наш духовный путь.
Таким образом, богатая духовная жизнь не даст нам перейти эту грань, за которой начинается пустое мещанское бытие.
Воздействие природы на человека
Нравственное воздействие природы на человека измеряется той правдой, которую она ему открывает. Читая стихи русских поэтов, приходишь к мысли: природа — единственная книга, страницы которой полны глубоким содержанием. (Приведите поэтические литературные аргументы.)
Для русской литературы традиционным является отождествление природы с определённым настроением и состоянием человеческой души. Приём образного параллелизма широко использовали русские поэты, сравнивая увядающую природу с измученной человеческой душой. Поэзия с изумительной точностью передаёт красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно удивляют необычные и всегда точные эпитеты. (Приведите примеры.)
Кроме того, в русской литературе очень интересно используется приём образного параллелизма. Природа предстаёт участницей жизни влюблённых, она помогает понять их чувства, выразить эмоции. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)
В изображении природы многих поэтов сближают общие мотивы: понимание природы как могучей силы, как содружества стихий. Это мотивы моря и огня, образ звёздного неба как могущества природы, её величия и силы. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)
Поэты призывают обращаться к природе в сложную минуту, искать у неё вдохновения и поддержки.
(Приведите из произведений Тютчева и Фета литературные аргументы, подтверждающие это.)
Итак, мы рассмотрели отношение к природе крупнейших поэтов. Для них она является могущественной силой, носителем величайшей мудрости. Часто, изображая природу, поэты передают состояние своей души.
Любовь
В любви, как в истории жизни и мысли на земле, постоянно появлялось нечто новое. Оставаясь уникальным духовно-телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новыми состояниями человеческой души — живой, ищущей, развивающейся.
Поэты всегда открывали в ней возвышенно-нравственное начало — нежность, гармонию, человечность. (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)
Человеческое сердце, подобно ребёнку, делало открытие за открытием. Оно наслаждалось этими озарениями, как наслаждался человек сиянием солнца. Человек учился видеть человека. Именно в любви открывалось нечто великое, бесконечная ценность человеческой личности, радость милосердия и умаления себя ради того, кого любишь.
Пожалуй, нет двух любящих, которые бы видели что-то совершенно одинаковое в тех, кого они любят. Каждому открывается в любимом что-то совершенно особенное, единственное, отвечающее потребностям именно его души. Что ни любовь, то новая истина. Но несмотря на разнообразие этих истин, существует и нечто абсолютное, объединяющее их, — чувство бесконечной ценности человеческой личности.
Нравственный труд по развитию этой ценности в любимом существе и должен составлять содержание любви. И совершён он может быть только сознательным усилием. Из состояния «для себя» человек должен перейти в состояние «для тебя», перенести центр личного существования из «я» в «ты».
Истинная любовь — духовное материнство. Она раскрывается в вынашивании лучших частей души любимого человека, они вынашиваются с материнской самоотверженностью и материнским терпением. Именно тут и ожидает нас чудо… (Приведите литературные аргументы, подтверждающие это.)
История человеческих чувств — история восхождения к человечности.
Самое романтическое в истории человеческих чувств — романтизм русской любви. (Приведите литературные аргументы из романа А. Пушкина «Евгений Онегин» и др.)
Главное свойство любви — всё возвышать и облагораживать. И это чудо любви было у многих. Во все времена тысячи простых мужчин и женщин ничуть не уступали великим мира сего в понимании и переживании любви, потому что и для них она была не утехой, а поиском великой истины в человеческих отношениях и битвой, порой трагической, за сокровища человечности.
Любовь к родине
Из чего вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — Родина?
Родина очень много для нас значит. У каждого она своя. Это тропинка с бродом через ручей, пространство в одну шестую всей земной карты, ракета, нацеленная к Марсу, и птицы, пролетающие над нашим домом на юг. Это и Москва, и совсем малые деревеньки. Это имена людей, названия новых машин, балет, которому неистово рукоплещут во всём мире. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на Волге. Это мы с нашим миром чувств, радостями и заботами. (Приведите литературные аргументы.)
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/solntse-na-zemle-odinakovo-svetit-dlya-vseh/
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, Что мы делаем доброго, прибавляет ему сил. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй.
Корни — это то, чем мы жили вчера, год, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело. Народ, не имеющий таких глубоких корней, — бедный народ, сколь ни высоки его здания из алюминия и стекла.
Лет восемьдесят назад многие думали, что всё это лишнее. В прошлом было действительно много, от чего в новом мире надо было избавиться. Но оказалось, не всё надо сбрасывать с корабля истории.
В крутые годы войны мы призвали на помощь себе нашу историю. Многих вдохновляли мужественные образы наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Нас вдохновляли эти имена. В соединении с духом наших идей прошлое стало оружием. Силу его никто не измерил. Но можно сказать, что была она не слабее знаменитых «катюш».
Оно, прошлое, и теперь нам послужит, если дела в мире примут крутой оборот.
Без прошлого невозможно ни хорошо жить, ни оценить по достоинству настоящего. Дерево нашей Родины: зелёная крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях.
Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Мы должны помнить и чтить деяния пращуров, ратный и трудовой подвиг отцов.
Дела наши, мир природы и огонь домашнего очага выражаются дорогим словом — Отечество.
Невозможно заставить любить своё Отечество. Любовь надо воспитать. Солнце на земле одинаково светит для всех, но человеку с Родиной оно светит ярче.
О благородстве
«Он поступил благородно», «благородный поступок» — говорим мы, когда встречаемся с проявлением великодушия, бескорыстия, беззаветной верности долгу.
Благородство — это когда ты делаешь доброе незаметно, не ради признания и наград. (Приведите литературные аргументы.)
В годы войны тысячи советских людей отдавали свои сбережения на строительство танков и самолетов, чтобы приблизить победу. Если бы они этого не сделали, их никто бы не упрекнул — люди и без того отдавали все силы для достижения победы над врагом.
Не надо думать, что благородство проявляется в каких-то особых случаях. (Приведите примеры.)
Выполнить простую, казалось бы, просьбу бывает подчас не так уж просто — каждый из нас знает это по себе. Особенно когда никто не видит и не знает, не увидит и не узнает никогда.
Если вы умеете ценить то, что возвышает человека и поднимает его в собственных глазах, вы на правильном пути.
Если вы скептически относитесь к проявлению великодушия, бескорыстия, всегда прикидываете: «А что я с этого буду иметь? » — вам есть над чем серьёзно задуматься.
И если вы искренне хотите поступать благородно, попробуйте для начала сделать что-нибудь хорошее и доброе для других, чтобы об этом никто не узнал. Пусть это будет вашей тайной.
- Выберите одну из сформулированных проблем и напишите сочинение, приведя литературные аргументы.
- Воздействие природы на душу человека.
- Постижение прекрасного в природе, восприятие красоты природы.
- Восхваление осени русскими писателями и художниками.
- Любовь к природе.
- Неразрывная связь человека и природы.
- Тесная эмоциональная связь животных с их хозяевами.
- Отношение человека к животным, недостаток милосердия по отношению к животным;
- Бережное отношение к природе.
- Противостояние человека и природы.
- Напишите сочинение по рассказу А. Солженицына «Матрёнин двор», придерживаясь следующего плана:
- Матрёну вспоминают в селе по разным поводам.
- Отзывы односельчан о героине, которые отражают: а) неодобрение: б) презрение: в) сожаление.
- Размышление автора о личности и судьбе Матрёны: она другая, не такая, как все, её никто не понимает.
- Итог на основе впечатлений и воспоминаний: «она тот самый праведник…»
Используйте при этом следующий текстовой комментарий: «Проблему праведничества Солженицын раскрывает на примере жизни простой русской женщины крестьянки Матрёны. Писатель обращает внимание на то, что её вспоминают и после её смерти, хотя отзываются о ней неодобрительно. Солженицын отмечает, что образ жизни героини отличается от привычного. Описывая жизнь Матрёны, её быт, автор подчёркивает её духовные качества и мелочность окружающих. Он сопоставляет героиню с другими жителями села, она намного богаче духовно. Золовка, муж, односельчане недолюбливали её только за то, что она бескорыстна, не живёт ради вещей и всегда старается помочь людям».
- Прочтите текст. Подумайте, какую тему затрагивает писатель. Напишите сочинение, приведя описанное автором в качестве литературного аргумента.
Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! <…>
Он страдал от мысли: зачем он тогда себя не убил? Зачем он стоял тогда над рекой и предпочёл явку с повинною? Неужели такая сила в этом желании жить и так трудно одолеть его? Одолел же Свидри- гайлов, боявшийся смерти?
Он с мучением задавал себе этот вопрос и не мог понять, что уж и тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в убеждениях своих глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения его, будущего нового взгляда на жизнь.<…>
— Он пролежал в больнице весь конец поста и святую. Уже выздоравливая, он припомнил свои сны, когда ещё лежал в жару и бреду. Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой- то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали заражённые. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нём одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для чего зовёт, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремёсла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, — но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и всё погибало. Язва росла и подвигалась дальше и дальше. Спастись во всём мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса.
Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячешных грёз.
( Ф. Достоевский )