Императорский Царскосельский лицей был основан 12 августа 1810 г., а первого марта 1811 года отец Пушкина подал заявление о допуске своего сына к вступительному экзамену. Экзамен был сдан 12 августа 1811 г., в этом же году А. С. Пушкину исполняется двенадцать лет. Мальчик присутствовал на открытии учебного заведения, которое проходило по всем традициям торжественного открытия.
23 октября 1811 г. начались трудовые будни, которые ничем не отличались от будней в других закрытых учебных заведениях. Здесь все был четкий распорядок дня: подъем в шесть утра, в десять вечера отбой. В течение учебного дня было время на отдых, затем снова учеба. С самого первого дня обучения в лицее Пушкин чувствовал себя уютно в этом месте и по дому он не сильно скучал. Лицей стал для мальчика даже больше, чем дом. Здесь он встретил отличных педагогов и быстро нашел общий язык со сверстниками. Когда я представляю себе Пушкина- лицеиста, то сразу вижу счастливого подростка, который учится в свое удовольствие, а свое свободное время проводит за чтением книг.
Позже, спустя несколько лет, Пушкин написал стихотворения о лицее, о людях, которые окружали его в продолжении всего времени обучения. И это прекрасные стихи. Они передают эмоции поэта об учебе в лицее и воспоминания о былых временах.
Среди учеников было много тех, кто увлекался писательством. Конечно, Пушкин не был исключением. У многих это увлечение стало развиваться и в конечном итоге, переросло в писательский талан. Было даже организовано литературное собрание, на котором все делились своими работами и слушали критику. Исходя из этого, начинающие писатели могли корректировать свои произведения и нарабатывать навык. Стихотворения Пушкина по праву считались одними из лучших.
Однажды в лицее проходил экзамен, на котором ученики не только отвечали на вопросы и выполняли задания, но и зачитывали свои работы. В лицее Пушкин начинает активно писать, и, будучи лицеистом, его произведения в первый раз печатают в журнале, а позже его признают лучшим поэтом Царскосельского Лицея. В лицее Пушкин заводит друзей, там же зарождается его первая любовь, происходит знакомство с известными писателями и рождается Муза поэта. Словом, лицей стал хорошим началом дальнейших действий и определил судьбу известного всем человека Александра Сергеевича Пушкина.
Раннее детство поэта
Родился в 1799 году, в семье обедневших дворян. Отец Сергей Пушкин был в чине майора, состоял в Военном Комиссариате, на пенсию ушел в должности статского советника. Мама была внучкой крестного Петра I Ганнибала Абрама, своему супругу, отцу Александра Пушкина, приходилась внучатой племянницей. Всего в семье было 8 детей, но выжили только Александр, его сестра Ольга и младший брат Лева.
Описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)
... что Александр блестяще сдаст этот экзамен. И станет известным поэтом… Хотя, конечно, завистники и враги у него были. ` Пушкин на лицейском экзамене ... и возможности – а их у будущего поэта имелось предостаточно. Друг Пушкина по лицею И.И. Пущин вспоминал, что это был настоящий ... описание Эта картина богата на персонажей. Тут столько народу! Хотя они, конечно, больше выступают фоном. На первом плане, ...
С раннего детства в кругу общения будущего поэта были самые образованные и знатные люди: Фонвизин Денис Иванович, Карамзин Николай Михайлович, Батюшков Константин Николаевич.
В детстве был неразговорчивым и ленивым мальчиком
Учился плохо, с больши́м трудом, преподавателей совсем не слушал. Но постепенно ребенка заинтересовало чтение, тайком ночью пробирался в отцовский кабинет и читал книги одну за другой до самого утра.
Слова бабушки о своем внуке: «Не знаю, что выйдет из него. Мальчик умен и охотник до книг, а учится очень плохо, бросается из одной крайности в другую, нет у него середины».
Творческое вдохновение
Кругозор и интересы молодого юноши расширяются и благодаря его тесным контактам с друзьями, профессорским составом, литературными деятелями и гусарами. Мировоззрением юноши становятся справедливость, небезразличие и доброта. В основу будущих произведений полностью включаются эти чувства.
Значение занятий в жизни
Главный этап развития поэта стал отправной точкой в светлое будущее. Пушкин вышел из учебных стен другим человеком, с индивидуальным мировоззрением, самостоятельной личностью.
Ученикам предоставлялась максимальная свобода действий
Отношения со сверстниками, воспитанниками были неоднозначными — одни его любили, боготворили, другие кратко называли «французиком» и относились с недоверием. Из-за вспыльчивого нрава и взрывного характера часто возникали ссоры, склоки внутри коллектива. Несмотря на плотную и искреннюю дружбу с воспитанниками и одноклассниками, они не всегда прощали Александру неуместных высказываний в их адрес и задирок.
Первая дуэль поэта случилась в лицее, с Кюхельбекером
На экзамене Пушкин прочитал эссе «Воспоминания в Царском Селе» личного сочинения и до слез растрогал Державина. Юный поэт становится популярным, члены императорской семьи заказывают ему оды, рассказы и пьесы, а признанные писатели расхваливают юное дарование.
Изложение, доклад, сочинение по творчеству Пушкина (6 класс) позволяет ученикам проанализировать стремление Александра Сергеевича найти «свое место в жизни», заниматься любимым делом.
7 стр., 3068 словТекст книги «Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы»
... класс. Что касается темы, советую отвечать прямо на поставленный вопрос. Например, если тема сочинения «Образ Татьяны Лариной», не нужно на страницу распространяться, какой замечательный поэт Александр Сергеевич Пушкин. ... Древнерусская литература [Электронный ресурс]//URL: ... Книга «Сочинения на отлично» пригодится абитуриентам, школьникам в течение многих лет учебы, ...
Развитие литературного дара
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/sochineniya-pro-pushkina-klass/
По приезде в лицей Державина Пушкин создает стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Александр впервые встречается с Жуковским, и с этого момента завязывается их дружба. Собеседники читают друг другу стихи, рассуждают о литературе, ведь во время учебы будущий поэт являлся членом литературного общества в борьбе за просвещение.
Большое влияние на ум юноши оказала встреча с Чаадаевым, Карамзиным, Крыловым. Участие в литературных кружках сформировало собственное мнение и взгляды на жизнь. Пушкин научился находить, ценить, изображать природную красоту, женское обаяние, нежность чувств и гениальность.
Первое стихотворение «К другу стихотворцу» было написано после окончания учебы, но талант гения полностью раскрылся в подростковые годы, когда юное дарование поражало своими произведениями ровесников и преподавателей.
Для прилежной Царскосельской учебы юному Саше не хватало усидчивости, терпения и внимания. Отличное знание французского языка побудило его сочинять стихи, но на русском он составлял эпиграммы и небольшие заметки.
По окончании учебы Пушкин в Михайловском обрел огромный багаж знаний, сведений, навыков по русской литературе, латинскому языку, истории, мифологии, французской риторике, отечественной поэзии, математическим и иностранным дисциплинам.
Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» затрагивает основные моменты жизни поэта. В кратком содержании указывается, что лицейские годы стали самыми беззаботными и основополагающими для мальчика. Здесь он познакомился со значимыми в его судьбе людьми и друзьями, с которыми шел рядом десятки лет. Лицеистская жизнь воспевалась в произведениях.
Начало творчества
Глава семьи каждый день читал своим детям книги Вольтера. Но, конечно же, самую большую роль в становлении Александра как личности и поэта сыграла его любимая няня Арина Родионовна, которая все детство рассказывала мальчику народные сказки и придания.
Свои первые мини-произведения будущий маленький поэт сумел написать в 7 лет
Поддерживал всячески деятельность революционеров, за что отправлялся неоднократно в ссылки. Начинал с написания маленьких комедий на французском языке, затем приступил к написанию басней. Все книги, которые он прочитал, каждый раз вдохновляли на что-то новое, благодаря им начало развиваться творчество.
Царскосельский лицей в поэтическом мире Пушкина (сочинение)
Периоды творческой деятельности
Всю писательскую деятельность условно можно разделить на этапы:
- 1813 г. — май 1817 г. — время обучения в лицее.
- 1817 год — май 1820 г. — петербургское время.
- Май 1820 года — конец августа 1824 года — южная ссылка.
- 1824 г. — сентябрь 1826 год — отбывание ссылки в селе Михайловское.
- 1826 г. — сентябрь 1830 года — всё творчество до середины Болдинской осени.
- Середина сентября — конец ноября 1830 года — Болдинский осенний период.
- 1831 г. — 1835 г. — творческий период 1830 -х г.
Решение поступить в лицей
При достижении мальчиком 11-летия, родители приняли решение отдать сына на обучение в лицей. К тому времени у него уже было хорошее образование, полученное дома после лучших преподавателей, поэтому попасть на обучение особого труда не составило. Он прошёл обучение и неплохо разбирался в литературе Франции, ознакомился с поэтическими работами М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, разговаривал на нескольких иностранных языках, старался постоянно быть в курсе новинок в литературе. Как признались в будущем товарищи по лицею, он был впереди во всём, знал то, о чём ещё и не слышали.
Годы жизни и творчества С. Есенина
... в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского. В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как ... в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных. ...
Лицей в Царском Селе
В заведение было вложено всё лучшее, что было в культурном развитии России того времени. В нём сначала планировали обучаться даже младшие братья царя.
Создал проект лицея М. М. Сперанский, который хотел, чтобы это была не только хорошая школа с качественным образованием для детей чиновников, но и место, откуда могли выпуститься люди, способные преобразовать Российское государство. Директором назначили члена коллегии Василия Фёдоровича Малиновского.
Царскосельский Лицей собрал руководство из умнейших людей страны, это были не просто обычные преподаватели, а просветители, такие как В. Ф. Малиновский, А. А. Энгельгардт. Каждый преподаватель читал ученикам не просто дисциплину, а профессорскую науку. Под влиянием А. П. Куницина у молодого поэта сформируются вольнолюбивые и в какой-то степени тираноборческие взгляды. Состав библиотеки постоянно пополнялся литературой, средств на это не жалели.
Для каждого учащегося давалась отдельная комната, не применялись в заведении и физические воздействия в виде наказаний.
Отвёз Александра на учёбу его дядя, известнейший писатель того времени, Василий Львович Пушкин. Мальчик сильно волновался перед сдачей экзамена, но всё прошло хорошо и его приняли в заведение. 19 октября 1811 года будущий поэт официально стал лицеистом. На празднике в честь открытия заведения присутствовала и царская семья, но больше всего в памяти ученика отложились слова и встреча с профессором Кунициным, которая повлияла на дальнейшее нравственное развитие писателя, на его становление как личности. Профессор давал наставление молодым дворянам чтить и знать законы, любить отечество, жизнь и свободу.
Лицейское братство в жизни и творчестве А. С. Пушкина ученицы 8 класса
... поэзии, математическим и иностранным дисциплинам. Сочинение на тему «Пушкин-лицеист» затрагивает основные моменты жизни поэта. В кратком содержании указывается, что лицейские годы стали самыми беззаботными и основополагающими ... впервые печатается в журнале. А далее его признают первым поэтом Царскосельского Лицея. В Лицее Пушкин обрел дружбу, там же зародилась его первая любовь, произошло знакомство ...
Лицейские годы Пушкина (сочинение)
А. С. Пушкин поступил в лицей в 12 лет, а закончил его 18-летним. Там сложились его взгляды на жизнь, общество, литературу. Из Москвы в Царскосельский лицей под Петербургом Сашу привёз дядя Василий Львович.
Лицей бесплатно давал высшее образование наравне с университетом, но требовалось учиться и жить в нём безвыездно все 6 лет. Только родственникам разрешалось посещение во время каникул. Известно, что Александр всегда ожидал не родителей, а возможности увидеть сестру своего товарища Катеньку Бакунину, в которую был очень влюблён. С первых дней стало ясно, что этот подросток живёт чувствами, а не рассуждениями.
В первые два года отношения с товарищами, которых было 30 человек, у Пушкина не ладились. Нелюбимый ребёнок в семье, он был замкнутым, неуверенным в себе. Имея ранимое самолюбие, Александр вспыхивал гневом, если видел даже намёк на насмешку. Он заслужил прозвища Обезьяна и Тигробез (смесь тигра с обезьяной).
Правда вскоре к нему пристало и третье – Француз, за великолепное знание французского языка и преобладание во внешности южных черт.
Одноклассники вскоре оценили его искренний характер, надёжность в дружбе. Его первым другом стал Иван Пущин, сосед через стенку на спальном этаже. Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер будут ему так же дороги всю жизнь, как и всё лицейское братство. К нему каждый год 19 октября поэт обращался мысленно или в стихах.
Через 2 года Пушкин превратился в живого, смышлёного лицеиста, чьё первенство в литературе стало бесспорным. В 1814 г. журнал “Вестник Европы” напечатал стихи 15-летнего поэта “К другу стихотворцу”. А в следующем году на публичном экзамене сам Державин не мог сдержать слёз, слушая стихи Пушкина “К Лицинию”. Любимыми учителями были: Куницын – профессор нравственных наук; Кошанский, Галич – преподаватели словесности.
Юного Пушкина не очень огорчали скромные успехи в математике, естествознании. Ведь он знал своё поприще, на котором взрослые литераторы открыли перед ним, как равным, двери в общество “Арзамас”. И произошло это за год до окончания лицея.
Жизнь и условия в заведении
К каждому учащемуся был приставлен надзиратель, следивший за его поведением и предоставляющий доклад об ученике руководству. Запрещено было бегать, сильно шуметь и играть в самом лицее. Приглядывали за ними даже ночью, для этого в дверях комнаты были специальные окна.
Комната учащегося
обстановка у всей была одинаковой и скромной:
- Ученический стол.
- Кровать.
- Одно кресло.
- Небольшой шкаф.
- Умывальник.
Позже воспоминание у поэта о комнате было как о келье.
Форма была одинаковой для всех учеников, состояла из однобортного темно-синего мундира с красным воротником и такими же отворотами на рукаве. Брюки для каждого шились индивидуально, на ногах носили высокие сапоги.
Режим и распорядок дня
список с ним висел у каждого в комнате:
- В 6 утра подъём, умывание, сборы, молитва.
- С 7 до 9 часов время уроков.
- 9−10 часов завтрак.
- С 10 до 12 часов уроки.
- С 12−13 — свободное время.
- 13−14 часов — время обеда.
- 14−17 — уроки.
- С 17 до 18 часов полдник и прогулка.
- С 18 до 20 часов выполнение домашнего задания, танцы, спорт.
- С 20 часов ужин, вечерняя молитва, отход ко сну.
Учителя Пушкина в Лицее преподавали множество различных предметов:
- Русский, латинский, французский, немецкий язык.
- Логика.
- Математика.
- География.
- История.
- Чистописание.
- Нравственность.
- Фехтование.
Лучшим наставником для Александра стал Галич, который понравился своим простым обращением с учениками, хоть эта человечность иногда и вредила учёбе. Всего на курсе было 30 человек, обучение продлилось 6 лет, принцип был похожий на университетский.
Первые годы изучали программу старших классов гимназии, затем шли основные науки из университетского курса — словесные, нравственно-политические, физико-математические.
Образовался в лицее товарищеский кружок, в него входили, кроме Пушкина, Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, будущий русский канцлер князь Горчаков, Ильичёвский. Все юноши были одарёнными, проводили вместе много времени, гуляли, много читали повестей и стихов вслух друг другу, организовали даже свой выпуск журнала. Главой издания и самым прилежным и старательным его работником был будущий писатель.
Будни и учеба
Лицейская жизнь Пушкина была насыщенной и интересной. Со всеми преподавателями складывались дружеские и уважительные отношения. Для учеников предоставили полную свободу в своих действиях. Некоторые педагоги, такие как профессор А. Галич, даже принимали участие в посиделках по праздникам со своими учащимися.
Пушкину особенно были интересны римские прозаики, классическая мифология и другая литература, но любимый предмет был история. С интересом также изучал русскую и французскую словесность.
Александр являлся членом коллегии всех лицейских рукописных изданий
Отношения с учащимися лицея складывались по-разному, ему удалось познакомиться со многими замечательными и интересными людьми. Там его одни обожали и боготворили, другие − называли «французам», не доверяли и относились холодно и настороженно.
Поскольку Пушкин был вспыльчивым, частым заводилой ссор, многие его побаивались. Но вспыльчивость его быстро проходила, потом долго терзался в раскаяниях, надолго закрываясь у себя в комнате. Но все же многие лицеисты были его искренними и преданными друзьями, хоть иногда и не могли прощать его неуместные шутки, остроты и издевательства. Даже первая дуэль случилась в лицее с Кюхельбекером.
Не прошла бесследно для мировоззрения поэта и война 1812 года, отложилась в виде гнева и бунтарства. Патриотические чувства и настроения за державу переполняли Пушкина в то время, в то время он даже думал по-французски, начал писать послания и стихотворения о жизни народа, просторах и природе России.
Повстречал в этом учебном заведении он и свою первую любовь. Влюбился в Бакунину, девушка приезжала часто на балы в лицей к своему брату. Даже посвятил ей стихотворение под названием «К живописцу».
Одним из значимых моментов обучения стал переходный экзамен в 1815 году. Всю ночь накануне он не сомкнул глаз, так как принимать его должен сам Державин. Выступил Пушкин со стихотворением собственного сочинения «Воспоминания в Царском селе», которое до слёз растрогало старого писателя, он даже хотел обнять Александра, а тот от волнения убежал.
Сочинение на тему: «Пушкин лицеист»
Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии. В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам. Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).
Пушкин в Лицее занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина. Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам. Обучение в нём было рассчитано на шесть лет — первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года — предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического.
Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны». Программа Лицея включала разнообразные предметы. Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой. Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).
В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников. Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство. Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам.
Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении. Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа. Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».
Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село — колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», — скажет он спустя годы. Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать — в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел. После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Первой знаменательной вехой в биографии А. С. Пушкина стал Царскосельский Лицей.
Завершая работу над «Евгением Онегиным», предпоследнюю — восьмую — главу он открывает вступлением: размышлениями о том, как и когда начался этот путь, путь поэта, осмысливающего судьбу своего поколения и с исторической, и с философской позиции. И тогда возникают строки: В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно процветал… Ибо все начиналось с Лицея. Почему же Лицей стал для Пушкина понятием святым, что определили в нем шесть лет (с 1811 по 1817), проведенные на лицейской скамье? Царскосельский Лицей был создан императором Александром I как особое учебное заведение, привилегированное, где питомцы не просто получают сумму знаний, но и воспитываются, свободно общаясь с учителями и наставниками. В Лицее все равны. Никто не смеет бранить слуг, «хотя бы они были и крепостные люди». Отменены телесные наказания. Приглашены блестящие преподаватели. Все шесть лет в Царскосельском лицее воспитанники провели вместе, не расставаясь ни на день. Поездки домой были запрещены: родные навещали сыновей в строго определенные дни. И Лицей стал не просто родным домом. Он стал неким особым миром для этих мальчиков; миром, живущим по своим возвышенным благородным законам. Этот мир назывался: «Лицейская республика». Мир «Лицейской республики» стал для воспитанников родиной, отечеством: Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Разумеется, либеральный дух, царивший в Лицее, сам воспитывал юношей. Но кроме того, там преподавали идеи Вольтера и Руссо, французских просветителей. Лицеисты изучали величайшие творения мировой литературы, им преподавали политэкономию, право естественное, публичное и гражданское. Особую роль в становлении мировоззрения лицеистов сыграл убежденный вольнодумец, молодой профессор А. П. Куницын. На его лекции о «естественном праве», то есть о праве каждого человека на свободу и равенство, специально приезжали будущие декабристы: Пестель, Глинка, Оболенский, Бурцов. Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада возжена…— писал Пушкин в 1825 году.. В раннем лицейском творчестве Пушкина намечены три основные линии лирики: высокая гражданская поэзия, эпиграмматическая лирика и романтические стихи. В традициях классической оды написано стихотворение 1815 года «Лицинию». Особенно примечательны последние, заключительные строки: Свободный Рим возрос, А рабством погублен В них звучит важнейшая, определяющая для всего пушкинского мировоззрения идея: рабство страшно и губительно, своей безнравственностью. Это философское толкование свободы и рабства, безусловно, заложена А. П. Куницыным. Мысль о безнравственности, противоестественности рабского состояния приведет десять лет спустя двух других лицеистов — Пущина и Кюхельбекера — на Сенатскую площадь. Что касается ранней романтической лирики Пушкина, то в ней выделить какую-то одну тему практически невозможно. Сам художественный метод — романтизм — предполагает некое неразрывное переплетение основных тем, существующих только в своем единстве. Прежде всего, романтизм воспевает свободную человеческую личность, противостоящую серой массе — толпе. Таким образом, тема духовной, личной свободы как высшей, абсолютной ценности противостоит доминирующей в классицизме теме гражданского долга. Разумеется, духовная свобода предполагает реализацию личности в любви и дружбе — главных жизненных ценностях. Потому мотивы «вольности святой», «дружества» и любви взаимосвязаны в лицейской лирике Пушкина. Но лицейский период — эпоха ученичества для Пушкина. Это время, когда он осваивает те богатства, которые накопили русская и мировая литература, осваивает, чтобы обрести свой путь. Именно поэтому в его лирике можно различить множественные влияния: Державин, Жуковский, Батюшков, Руссо, Вольтер, Парни, Байрон… Кроме того, в Лицее формируется и исключительное для начала XIX века поэтическое самосознание Пушкина, осмысление занятий поэтических, литературных как особого дела, дела всей жизни. Державин был министром, сенатором, Дмитриев — министром, Карамзин — придворным историографом, служили Жуковский, Вяземский, Батюшков, Грибоедов. Первым профессиональным поэтом стал в России Пушкин. О значимости на государственном уровне своего дела, о праве поэта заниматься литературой и только ею, а не пописывать стихи или пьесы на досуге впервые заговорил Пушкин на лицейской скамье: Равны мне писари, уланы, Равны законы, кивера, Не рвусь я грудью в капитаны И не ползу в асессора… |