Данный урок музыки для учащихся 1-го класса разработан на основе программы «Музыка» (авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева)
Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия, особенности музыкальных и немузыкальных звуков, имеют опыт эмоционального ощущения музыки различного характера. На предыдущих уроках дети прослушали три пьесы из «Детского альбома» русского композитора П.И.Чайковского и узнали, что в музыке стучит пульс и есть душа — мелодия.
Проблема урока: что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку.
Тип урока: изучение нового материала.
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок импровизация.
Цель урока: познакомить детей с элементами сочинения музыки.
Задачи урока: сформировать представление о ритме, вызвать интерес учащихся к музыкальному творчеству. Используемые методы и приёмы: метод соучастия, метод импровизации, «сочинение — сочинённого», «Музыкальные листики», «Повторяющийся ритм».
Дидактическое обеспечение урока: учебник — тетрадь «Музыка» для учащихся 1 класса.
Проектируемый результат: понятия: ритмический рисунок;
Способы действий: чтение текста с разными интонациями, исполнение мелодий с разным настроением, изображение звуков постукиванием; суждения: личностное отношение к сочинению музыки.
1 этап.
Учитель: Ребята! Давайте вспомним, кто сочиняет музыку.
Дети:
Учитель: А музыку, какого композитора вы слушали на прошлом уроке?
Дети: Чайковского.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома».
Учитель: Какие чувства вызывает у вас эта музыка?
Дети: Нежная, ласковая, мягкая, приветливая, доверчивая.
Учитель: Молодцы, ребята!
2 этап.
Учитель: Как вы думаете, что нужно для того, чтобы написать хотя бы маленькую песенку?
Дети: Нужна душа и сердце.
Учитель: Правильно, ребята, молодцы! Ведь это живое существо, в котором бьется сердце и стучит пульс. Давайте прочитаем стихотворение так, чтобы можно было услышать шорох листьев.
(Дети читают шепотом стихотворение из учебника-тетради
«Музыка» стр. 18).
«Моя профессия — учитель музыки»
... и народной музыкой, тем более успешным станет его общеедуховно-нравственное развитие. На моих уроках ребята слушают музыкуВивальди, Генделя, Баха, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского и других ... количество различной,часто ненужной информации, непонимание в семье и среди сверстников. Многие дети замыкаются в себе, уходят в виртуальный мир, где чувствуют себя комфортно. ...
Осень листья рассылает —
Золотую стаю.
Не простые, золотые
Я листы листаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо,
Я сижу, читаю.
А.Барто.
Учитель: Попробуйте сочинить свою мелодию на эти стихи. Пусть вам в этом поможет Муза. (Дети по очереди пробуют петь свою мелодию)
3 этап.
Учитель: Вы все знаете игру «Волк и гуси». Разделитесь на
«волков» и «гусей». Постарайтесь передать характер волка и гусей в мимика и позе.
(Дети повторяют вместе с учителем)
- Гуси, гуси!
- Га-га-га,
- Есть хотите?
Да, да, да
Хлеба с маслом?
Нет, нет, нет.
А чего же вам?
Нам конфет.
Учитель: А теперь попробуйте сочинить мелодию к словам и спеть эту песенку.
(Дети поют).
Учитель: Ах, какая веселая у вас получилась песенка. Как у нас сегодня на уроке весело.
(Все вместе делаем ритмическую разминку «Если весело живется, делай так».
4 этап.
(Звучит песня «Листопад».
Детям раздаются обыкновенные тетрадные листы бумаги. В своем действии дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, которые находятся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.д. При выполнении этих действий важно соблюдать одно правило
«Вместе с музыкой». Что означает смена движения по фразам, соблюдать метрическую пульсацию, выполнять роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).
(Звучит песня «капельки», музыка В.Павленко, слова Э.Богдановой).
Учитель: Давайте прочитаем стихотворение «Дождь идёт». (Дети читают стихотворение стр.19).
- Дождь идет, дождь идет…
Ну, когда же он пройдет?
- Вот когда идти устанет,
Вот тогда и перестанет.
- Дождь идет, дождь идет,
Дождь идет…
Н.Михайлова.
Учитель: Произнесите с разной интонацией слова «дождь идет».
Попробуйте спеть их с разным настроением.
(Дети поют: уныло, печально, сердито, задиристо, неторопливо, ласково, задумчиво…)
Учитель: Изобразите звуки дождя легким постукиванием ладошки. Прислушайтесь, как чередуются два коротких звука и длинный.
Это ритмический рисунок.
(Игра «Ритмические рисунки» — по рядам.)
5 этап.
Учитель: Так что же нужно нам для того, чтобы сочинить музыку?
Дети: Нам нужен ритм и мелодия.
Учитель: Напойте песенку от лица персонажей знакомых вам сказок или мультфильмов.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомились с ритмом и мелодией. Мне кажется, что вы очень постарались, проявили себя как настоящие композиторы, сочиняя различные мелодии. А сейчас мне бы хотелось, чтобы каждый из вас дал оценку этому уроку и показал мне с помощью лучей разного цвета, насколько вам было интересно. На доске вы видите солнышко.
Учитель глазами детей. «Педагог глазами детей. Современный ребенок в моих глазах
... служит. Глазами учеников, Современный учитель. Какой он? В преддверии Дня учителя в Ивантеевской школе на уроках русского языка ребята стали авторами мини-сочинений. Тема была ... учителем. Марина Иванова Эссе «Мир современных детей глазами педагога» «Маленькие дети имеют много общего с интеллектуалами. Их шум раздражает, их молчание подозрительно!» современных детей Современный ребенок в моих глазах ...
Прикрепите, пожалуйста, лучики к солнышку. Лучик желтого цвета означает, что вам очень понравилось сочинять музыку, а лучик красного цвета — вам понравилось, но вы испытывали затруднение в выполнении заданий.