Разделы:
Цели урока:
Планируемые результаты:, Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Снегурочка”.
3. Подготовительная работа.
Учитель: Вы разделились на 3 группы.
1) “Мы – художники”. Подготовить сообщение о художнике В.М.Васнецове.
2) “Мы – музыканты”. Подготовить информацию о композиторе Н.А.Римском –Корсакове.
3) “Мы – корректоры”. Подготовить правила для написания сочинения.
Каждый выбрал свою группу самостоятельно.
Цель: обобщить знания ребят по экскурсии в Третьяковскую галерею.
4. Работа над темой.
Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.
Учитель: Отгадайте загадки.
Все его зимой боятся – Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице …
Ответ (Мороз)
Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Ответ (Мороз)
(Слайд 2)
Рыхлый снег На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла …
Ответ (Весна)
Шагает красавица, легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ (Весна)
(Слайд 3)
Учитель: Чтобы все узнать о Снегурочке, нужно отправиться в сказочное путешествие.
Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.
Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).
Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.
Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.
(Слайд 4)
Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать?? — Давай сделаем, — говорит старуха.?
Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.
( Слайд 5)
Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.
(Слайд 6)
В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка”
(Слайд 7)
Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.
Учитель: А теперь ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках
(Слайд 8)
Дети: Сообщение ребят по группам.
“Мы – художники”.
Наша группа подготовила сообщение о русском художнике В.М. Васнецове (1848 – 1926).
В Третьяковской галерее мы были на обзорной экскурсии. Экскурсовод познакомила нас с жизнью и творчеством В.М. Васнецова.
(Слайд 9)
Вырос Виктор Михайлович в семье священника, в Вятской губернии. Первые уроки рисования давал ему отец, и они мальчику очень понравились, пробудили тягу к изобразительному искусству. В.М. Васнецов окончил Петербургскую Академию искусств. Нам понравились картины: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.
Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.
“Мы – музыканты”.
Наша группа узнала на уроке музыки о композиторе Н.А. Римском-Корсакове. Мы слушали увертюру к опере “Снегурочка”. Звучала таинственная, завораживающая музыка. Хотелось слушать еще.
Учитель: Спасибо! Вы нам помогли узнать новое о нашей героине.
5. Работа над репродукцией.
Учитель: Возьмите учебник, откройте учебник на странице 123 упражнение 238. На страницах учебника размещена картинная галерея. Найдите репродукцию В.М. Васнецова “Снегурочка”.
(Слайд 10-11)
Учитель: Кого вы видите на картине?
Дети: Мы видим Снегурочку.
Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?
Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
Учитель: Откуда она вышла?
Дети: Она вышла из волшебного леса.
Учитель: Как выглядит природа на картине?
Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.
Учитель: Используя опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.
Дети: Из леса вышла Снегурочка. На ней красивый наряд. На девушке парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки. Вся одежда жемчужно-серебристого цвета.
Учитель: Какие краски использует художник?
Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.
Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?
6. Работа над планом.
Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.
Подумайте, в сочинении должно быть три части:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
План:
- В.М. Васнецов.
- Снегурочка.
- Мое отношение к картине.
(Слайд 12)