«Сказка о потерянном времени. «Сказка о потерянном времени Сказка о потерянном времени продолжение сказки

Главные герои «Сказки о потерянном времени» — школьники, два мальчика и две девочки. От других школьников они отличались тем, что часто теряли время понапрасну, плохо учились и считали, что они всё успеют. Однажды один из этих ребят, Петя Зубов, пришел, как обычно, в школу, но гардеробщица его не узнала и назвала дедушкой. Посмотрел Петя в зеркало и очень испугался. На него смотрел настоящий старик с бородой. Побежал он домой, но мама его тоже не узнала.

Пошел Петя куда глаза глядят и оказался в лесу. Там он набрел на домик, в котором и уснул на куче сена, что лежала в углу. А ночью мальчик-старик проснулся от разговора. За столом сидели два мальчика и две девочки, которые, кряхтя, как старики, что-то подсчитывали на счетах. Из разговора Петя узнал, что это злые волшебники, которые забирают время у ребят, теряющих его понапрасну, и сами от этого молодеют. Петя также узнал тайну волшебников. Если школьники, у которых они украли время, соберутся вместе и ровно в полночь переведут часы, висящие в домике на семьдесят семь оборотов назад, то они вновь станут детьми, а волшебники погибнут.

Дождавшись, когда домик опустел, Петя побежал в город искать ребят, ставших старыми. Первой он встретил старушку, которая играла в мячик, как маленькая девочка. Ее звали Маруся Поспелова. Потом они вдвоем нашли еще одну старушку, которая прыгала во дворе на одной ножке. Это оказалась школьница Надя Соколова.

Но четвертого товарища по несчастью долго не удавалось найти. Уже наступил вечер, когда они увидели старика, прицепившегося к трамваю. Это был Вася Зайцев. Не теряя времени, вся компания поехала на трамвае к лесу. Домик пришлось искать долго и только за пять минут до полуночи удалось его найти. Злые волшебники спали в домике на куче сена. Они стерегли время. Потихоньку ребята-старички пробрались в дом и ровно в полночь начали крутить стрелки в обратную сторону. Волшебники пытались им помешать, но не могли сдвинуться с места. Они постепенно взрослели, а потом начали стареть. Ребята же с каждым оборотом стрелок молодели. На последнем обороте стрелок волшебники пропали, а ребята стали прежними школьниками. Им удалось вернуть потерянное время.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл «Сказки о потерянном времени» состоит в том, что в реальной жизни потерянное время вернуть невозможно и надо правильно распоряжаться своим временем. Сказка учит ценить каждое мгновение жизни, ни одна минута в жизни человека не должна пропасть даром, чтобы потом не пришлось сожалеть о потерянном времени.

18 стр., 8839 слов

Языковая реализация концепта «потерянное поколение» ...

... и охарактеризовать самостоятельные концепты, репрезентирующие концепт ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ; исследовать языковую реализацию концепта ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»; разработать материал для ... 2009.p. 46). «Концепт - это многомерный слиток смысла. Это семантический кусок жизни»; «Концепты - это посредники между словами и экстралингвистической реальностью» (перевод ...

В сказке мне понравился Петя Зубов, который хоть и потерял в своей жизни много времени понапрасну, сумел справиться с тяжелой ситуацией. Он нашел всех товарищей по несчастью и с их помощью вернул потерянное время и победил злых волшебников.

Какие пословицы подходят к «Сказке о потерянном времени»?

Пропущенный час годом не нагонишь.

Без беды друга не узнаешь.

Жизнь невозможно повернуть назад.

(11 )

Недавно на уроке мы читали «Сказку О потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. В ней нет царевичей и принцесс, волшебных предметов и помощников, только злые волшебники, похожие на обычных стариков. Но эта сказка оказалась не только увлекательной, но и поучительной. Перед нами история обычного школьника Пети Зубова, третьеклассника, который плохо учился и «всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению». Этот мальчик похож на других школьников, но с ним случилась фантастическая история.

Петя всегда говорил, что всё успеет, и постоянно опаздывал. Его потерянное время забрали злые волшебники. Сам Петя превратился в старика, а один из волшебников — в мальчика. Только после этого герой понял, что время бежит быстро и надо его ценить. Злые волшебники и волшебницы коварны и хитры.

Они готовы на всё, чтобы остаться молодыми. Однако волшебники продолжают вести себя, как старики. «Кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики». Именно это и выдаёт волшебников — Пете удаётся их распознать. Мальчик и его новые друзья, тоже превратившиеся в стариков, делают всё, чтобы

снова стать детьми. И это им удаётся. Читая сказку, словно переживаешь захватывающие приключения вместе с героями и до последнего момента не знаешь, чем всё закончится. Но это не просто увлекательное произведение, а очень поучительное.

Автор говорит: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет». Эта сказка учит ценить каждую минуту жизни и проводить её с пользой.

Составить план «Сказки о потерянном времени» Шварца Вы можете используя разные варианты.

«Сказка о потерянном времени» план

1. Третьеклассник Петя Зубов

2. Отставание Пети в учёбе

3. Превращение Пети в дедушку (Случай в гардеробе)

4. Разочарование Пети

5. Домик в лесу

6. Злые волшебники

7. Секрет волшебников

8. Поиск Петей стариков-третьеклассников

9. Первые знакомства со стариками-школьниками

10. Случай в автобусе

11. Поиск дома волшебников в лесу

12. Превращение стариков снова в детей

План «Сказки о потерянном времени»

1. Петя Зубов превращается в старика:

а) Петя в школьной раздевалке

б) Петю не узнает мама

в) Петя из города уходит в лес

г) Петя вошел в домик

2. Петя у злых волшебников:

41 стр., 20493 слов

По философской сказке в начальной школе

... знакомстве с подобными сказками философский подтекст остаётся неясен, а смысл сказки потерян. В этом видится основное противоречие, которое привело нас к разработке темы: «Понимание философского смысла художественного ... которые каждый ребенок получает из собственного опыта, посредством литературы он знакомится с еще одним аспектом жизни. С пониманием её глубокого смысла, с тайнами её устройства и ...

а) дети за столом

б) Сергей Владимирович и ходики. (Обратная сила волшебства)

3. Поиски детей-старичков:

а) старушка с булочкой

б) бабушка со скакалкой

в) старичок катается на трамвайной «колбасе»

4. Победа детей над волшебниками

«Сказка о потерянном времени» Шварц план

1) Потерянное время Пети.

2) Превращение в старика.

3) Мама не узнала.

4) Петя в лесной избе.

5) Разоблачение волшебников.

6) Поиск детей — стариков.

7) Поиски первой ученицы.

8) Поиски второй ученицы.

9) Поиски ученика.

10) Трудная дорога к домику злых волшебников.

11) Приключение в домике.

12) Снова дети.

МОУ Николаевская средняя общеобразовательная школа

Конспект открытого урока

по литературному чтению

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/skazka-o-poteryannom-vremeni/

Составила и провела:

Тема: Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Цель: продолжить работу над «Сказкой о потерянном времени» .

Задачи:

Образовательные

Развивающие:

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

Девиз нашего урока:

Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Если спорить – доказательно!

Всем — обязательно!

II. Проверка домашнего задания.

1. 2–3 ученика перечитывают начало «Сказки о потерянном времени», затем учащиеся читают или рассказывают продолжение сказки, которое они придумали дома. Учитель может спросить учащихся о том, какое продолжение сказки им понравилось больше всего и почему.

2.– Мы услышали много интересных вариантов того, что могло произойти с детьми, потерявшими своё время, дальше. А как закончилась сказка у Евгения Шварца?

  • Благодаря чему школьникам опять удалось стать детьми?
  • Чему их научила произошедшая с ними история?
  • А чему она научила вас?

– В каких строчках заключается главная мысль произведения? Прочитайте их. Евгений Шварц прославился в XX веке благодаря своим замечательным сказкам. Некоторые вы прочитали на прошлом уроке и дома. А каким человеком вы себе представляете Е. Шварца?

3. Сообщение заранее подготовленных учащихся о.

Послушайте сообщение ребят о писателе, запомните о нём как можно больше сведений. Показ презентаций.

III. Речевая разминка

1. Отработка навыков разных видов чтения.

Учебник. (на доске)

Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели?

Взгляни, пожалуйста! Он тут,

Его учебником зовут.

(В. Берестов)

Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания.

Прочитайте по слогам.

Прочитайте выразительно.

Прочитайте по ролям.

2. Беседа по содержанию стихотворения.

Как вы поняли смысл стихотворения?

Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник? Вывод о значении учения.

IV. Изучение нового материала. Установка на сбережение зрения. Упр.

1. Словарно-орфографическая работа. (на доске) (иллюстрации на слайдах)

ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая

КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА — лампа, освещающая при помощи керосина.

ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.

ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.

Подберите синонимы к словам:

хмурый (угрюмый, ненастный)

состариться (помолодеть)

трудиться (бездельничать, лениться)

2. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.

Как звали героя сказки?(Петя Зубов)

Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).

Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века).

Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).

Где случилась эта история? (В городе).

Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)

Прочитайте этот эпизод на странице.

Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок

Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?

Что произошло вследствие этого решения?

Кого Петя нашёл сначала?

Каким образом? (Выборочное чтение на страницах)

Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?

Почему дети смогли победить волшебников?

Выводы детей.

Физминутка.

Гадкий утёнок

Царевна-лягушка

Красная шапочка

Дикие лебеди

Иван-царевич и серый волк

Сивка-бурка

Спящая красавица

Гуси-лебеди

Семь воронов

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

V . Работа в группах.

А)1 группа(1 ряд)

Выбери те черты характера, которые помогают добиться цели.

Целеустремлённость

Самостоятельность

Внушаемость

Настойчивость

Настырность

Дисциплинированность

Смелость

Сила воли

Рассеянность

Нерешительность

Решительность

Упрямство

Сдержанность

Несдержанность

Трусость

Безволие

2 группа (2ряд)

Прочитай. Отметь зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.

Быть настойчивым

Быть решительным

Не расстраиваться при неудаче, ошибке

Не торопиться

Не ждать быстрого результата

Верить в успех

Верить в то, что всему можно научиться

Поддерживать друзей в трудную минуту

Не унывать

Не сдаваться

Не пасовать перед неудачей или трудностями

Не стесняться попросить помощи

Не бросать начатое дело

3 группа(3 ряд)

Выберите подходящие к уроку пословицы.

Всякому дню подобает забота своя.

Поспешишь, да людей насмешишь.

На хотенье — есть терпенье.

Не спеши языком, торопись делом.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Без дела жить — только небо коптить.

Труд человека кормит, а лень портит.

После дела гулять хорошо.

Работе время, досугу час.

Б).

Работа над пословицами. Крылатыми выражениями

Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.

Все пропало (с.6)

Терять время понапрасну (с.8)

Держать ухо востро (с.10)

Как сквозь землю провалился (с.13)

И в ус не дует (с.13)

Не терять времени даром (с. 14)

VI. Итог урока.

Графический диктант.

Если согласны с утверждениями, ставим « +» ,если не согласны ставим «-»

1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.

2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.

3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.

4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.

5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.

Ответы: + — + + +.

Понравилась вам сказка? Чем? Чему она учит?

Найдите главную мысль сказки прочитайте её (страница –

“…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”).

Как понимаете название сказки? Какой еще совет дает писатель? (Cтраница – “…иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь”)

Как называется раздел учебника? (“Делу время – потехе час”).

Как понимаете смысл этой поговорки? Какие ещё поговорки про время вы помните? (“Кончил дело – гуляй смело”)

Как вы считаете, Петя – положительный или отрицательный герой? Почему вы так думаете?

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие качества вы развивали во время урока?

Рефлексия

Будете ли теперь внимательнее относиться ко времени?

Если вам было на уроке интересно и всё понятно на листочке изобразите смайлик настроения

VI I .Д/з подготовиться к чтению по ролям, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.