Разделы:
Интеграция предметов:
- окружающий мир,
- русский язык
Цель: создать условия для:
- образовательная: закрепить знания, полученные раннее о сердце и получить новые;
- развивающая: развивать творческие способности;
- воспитательная: применения здоровьесберегающей технологии;
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел опять звонок
Мы начнём сейчас урок
Время знанья получать
Громко, чётко отвечать.
Чтобы сдать урок на пять,
Нужно очень много знать.
II. Актуализация знаний
- Сейчас я хочу проверить ваши знания и предлагаю поработать в парах. У вас на столах находятся кроссворды. Предлагаю вам разгадать эти кроссворды, помощником вам может быть учебник «Окружающий мир».
- Отгадайте загадку:
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
III. Сообщение новой темы урока.
Если вы решили правильно кроссворд, то у вас должно появиться в клеточках слово «сердце».
Тема нашего урока «Сердце».
1слайд.
А теперь ответьте на такой вопрос:
- Что произойдёт, если стук сердца прекратиться?
- А как узнают — жив человек или умер?
2 слайд.
- Сердце человека невелико, как можно определить его размер?
Сердце человека, немного больше кулака. ежедневно оно прокачивает примерно 10 тонн крови, т.е целую цистерну, равную весу 2-х огромных слонов.
- Почему же оно не устаёт?
Сердце наше умеет отдыхать. Протолкнёт сердце кровь и отдохнёт, и т.д. А иначе оно бы оно не выдержало круглосуточной работы на протяжении всей жизни. Сердце наше имеет очень сложное строение, четырехкамерное, т.е, состоит их 4-х отделов — двух желудочков и двух предсердий. Кровь в сердце не смешивается, потому что между отделами есть «дверцы» — клапаны, которые открываются в одну сторону.
Вот как о работе сердца говорит поэтесса Кнушевицкая:
В груди у каждого из нас
15 стр., 7234 словОписание внешности человека (друга 7 класс)
... с ним знакомы» Цель урока: систематизировать и проверить выработанные у учащихся навыки описания внешности человека. ... по русскому языку в 6 классе на 1988-89 учебный год. Русский язык в школе. №5. 1988, с.115 Интернет. Слайд 3 Тема урока: «Сочинение-описание внешности человека на тему «Вы ...
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный
Конечно, вам известный,
Любой его назвать бы мог
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится —
Начнёт тут сердце биться.
Оно как маленький насос,
Совсем не в шутку, а в серьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читаем или пишем.
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, —
Забьётся посильнее
Моторчик наш, он непростой
Он не железный, а живой
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.
А теперь попробуйте ответить на вопросы:
- Когда сердце бьётся тихо? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)
- Когда сердце бьётся сильнее? (когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит:)
- Было ли у вас состояние, когда сердце «готово выскочить из груди»? Приведите примеры.
Так, что же такое сердце, если оно не только «качает кровь», но «тоскует», и любит и жалеет. Если бы я вас попросила дать объяснение этому слову, к какому источнику вы бы обратились?
Совершенно правильно, мы обратились к толковому словарю.
Вот как об этом написано у Сергея Ивановича Ожегова, значение слова «сердце»
Слайд 3
Внимание на экран , прочитайте все четыре значения «сердце»:
Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка., Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений., Важнейшее место чего-нибудь, средоточие.
4- Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведенного сверху, книзу сужающегося и
- Какое значение слова подойдёт, если бы мы разбирали это слово на окружающем мире?
- Какое значение слова чаще используют поэты?
В стихах, в прозе используют эпитеты, т.е образное художественное определение, например : «золотое сердце»
Слайд 4
- Какие эпитеты можете назвать вы?
Слайд 5
Доброго, отзывчивого человека, часто называют сердечным, подарки дарят от чистого сердца: Много в русском языке устойчивых сочетаний со словом «сердце», наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем:
Мы их часто слышим, но всегда ли правильно воспринимаем их значение. Я предлагаю сейчас в группах выполнить следующие задание.
Слайд 6
— Соедините фразеологизм и его значение:
Положа руку на сердце | понравилось |
От чистого сердца | искренне |
Сердце кровью обливается | забыть кого-либо |
Сердце не камень | откровенно |
Вырвать из сердца | почувствовать облегчение |
Отлегло от сердца | пожалел кого-либо |
По сердцу пришлось | чувствовать сострадание, горесть |
А теперь давайте проверим вашу работу.
Слайд 7
- Положа руку на сердце — откровенно,
- От чистого сердца — искренне,
- Сердце кровью обливается — чувствовать сострадание, горесть,
- Сердце не камень — пожалеть кого-либо,
- Вырвать из сердца — забыть,
- Отлегло от сердца — почувствовать облегчение,
- По сердцу пришлось — понравилось.
IV. Физкультминутка
Слайды 8,9
V. Продолжение работы над темой «Сердце»
Сердцем человек реагируют на окружающий мир, а как и что чувствует само сердечко?
Если бы оно могло говорить, что бы оно рассказало бы нам?
Слайд 10 (звучит спокойная, тихая музыка)
Положите руки на сердце, закройте глаза и представьте, что это ты стучишь в груди.
Ты сердце.
- в груди какого человека ты бьёшься?
- что тебя радует?
- что огорчает ?
- о чём ты мечтаешь?
Откройте глаза и всё, что вы сейчас чувствовали, запишите в тетради.
Слайд 11
(Дети пишут мини-сочинение)