Анализ стихотворения суриков детство. Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство Что такое сравнение в литературе детство суриков

У любого человека в жизни было детство. Ведь юность не может без этой прекрасной поры настать. Чтобы стать полноценным взрослым, нужно пережить прекрасное детство, полное воспоминаний и мечтаний.

Именно такие хорошие, добрые воспоминания хотел передать читателям Суриков, автор стихотворения «Детство». В этом произведении раскрывается мысль о том, что когда ты мал и юн, каждая мелочь может показаться тебе волшебством и необычным явлением. Именно потому детство – прекрасная пора, воспоминания о которой надо хранить, так как никогда свет не бывает так ярок и красочен, как в детстве. Любой маленький человечек найдет в своем следующем дне – что-то новое и интересное, что будет для него открытием. Суриков в стихотворении «Детство» показывает, что никто никогда не был точен и уверен в своем первооткрывании какого-то явления, как малыш.

Стих поделен на несколько этапов. Первая часть раскрывает читателю красоту природы зимой, и что она – для природы в целом. Вторая же часть раскрывает, какая у зимы большая роль в жизни каждого человека. И дальше описывается, что роль эта и правда большая и очень важная. Ведь зимой можно столько всего сделать. Когда читаешь стихотворение в начале, можно заметить, что все довольно бодро и по-боевому написано, но дальше — строчки написаны немного с грустной интонацией. Вообще, в целом, стих довольно большой. Каждый куплет имеет четыре строки, поэтому читается удобно и рифмовано.

3 класс

Анализ стихотворения Детство по плану

Анализ стиха №2

У каждого человека в жизни есть как счастливые, так и печальные воспоминания из жизни. Чаще всего у взрослого человека детская пора вызывает самые теплые и незабываемые воспоминания. Некоторые говорят, что у них не было детства, это совсем не так! У каждого, без исключений есть детство, его не может не быть. Даже у подростка, который большую часть своего времени проводит в школе – детство, самое ясное воспоминание, которое сразу поднимает ему настроение. Еще в совсем юном возрасте, малыш каждый день открывает для себя что-то новое и интересное, в этом ему должны помогать его родные и близкие, ведь этот этап формирует многие качества человека.

9 стр., 4460 слов

Примеры сильного человека из жизни

... переступить через себя, осознать свои ошибки или смог простить другого человека. Сочинение Примеры сильного человека из жизни ГИА Ответы. 9 класс. Номер сочинение-рассуждение № 15.1, 15.2, 15.3, 2016, 2017 Скачать бесплатно несколько ...

В стихотворении «Детство», Суриков хотел передать именно те незабываемые эмоции, пережитые в младенческом возрасте. Смысл стихотворения несет в себе мысль о том, что каждый ребенок по-своему уникален, но в каждом предмете он видит что-то необыкновенное, волшебное. Автор пытается донести до нас, что рано или поздно мы вспомним о тех минутах, проведенных на печи рядом с бабушкой, о том, как мы резвились и бегали, играя в футбол с друзьями или же о том, как дедушка, сидя на стуле в уголке, плел лапти, а мама пряла лен на прялке. Такие воспоминания навсегда останутся в нашей памяти.

Для того чтобы выделить состояние мальчика, автор использует такие эпитеты к ветру как: злой и сердитый. Это помогает нам понять, что переживает мальчик, когда слушает сказку, которую рассказывает ему бабушка. Ее речь «журчала», как говорится в стихотворении, это о том, что ее речь словно ручеек: плавная, спокойная, тихая и приятная.

Начало в стихотворении довольно-таки радостное, но в самом конце, в последней строфе стихотворения прослеживаться симфония грусти из-за того, что детство так быстро и скоротечно. Оно закончится, и ты даже не успеешь оглянуться, поэтому необходимо проживать детство так, чтобы при воспоминании о нем, на лице появлялась только улыбка.

Жизнь – самое сложное, что есть на всей планете. Порой самые маленькие огорчения для маленького человека кажутся большим горем и бедой, но потом, через некоторое время все забывается и перекрывается позитивными эмоциями. Детские годы — действительно самые лучшее время, оно проходит рядом с любимыми и родными взрослыми, которые сделают все, чтобы ваши воспоминания о детстве стали незабываемыми и прекрасными.

3 класс, по плану

LiveInternetLiveInternet

Иван Захарович Суриков

Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернулись санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой.

Всё лицо и руки Залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех!

Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно.

Весь ты перезябнешь, Руки не согнёшь И домой тихонько, Нехотя бредёшь.

Ветхую шубёнку Скинешь с плеч долой; Заберёшься на печь К бабушке седой.

И сидишь, ни слова… Тихо всё кругом; Только слышишь — воет Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись, Лапти дед плетёт; Матушка за прялкой Молча лён прядёт.

Избу освещает Огонёк светца; Зимний вечер длится, Длится без конца…

И начну у бабки Сказки я просить; И начнёт мне бабка Сказки говорить:

  • Как Иван-царевич Птицу-жар поймал; Как ему невесту Серый волк достал.

Слушаю я сказку,— Сердце так и мрёт; А в трубе сердито Ветер злой поёт.

Я прижмусь к старушке. Тихо речь журчит, И глаза мне крепко Сладкий сон смежит.

А во сне мне снятся Чудные края. И Иван-царевич — Это будто я.

Вот передо мною Чудный сад цветёт; В том саду большое Дерево растёт.

Золотая клетка На суке висит; В этой клетке птица Точно жар горит.

3 стр., 1279 слов

Василий Иванович Суриков

... воспитала во мне Сибирь с детства", - вспоминал он. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать: "...Мне шесть лет, ... Первым, кто заметил мальчика, был Н. В. Гребнев - учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков окончил в 1861 ... ясная сила которого сродни светлому мировосприятию русского народа. Суриков сумел выразить в великолепной живописи "Боярыни Морозовой" ...

Прыгает в той клетке, Весело поёт; Ярким, чудным светом Сад весь обдаёт.

Вот я к ней подкрался И за клетку — хвать! И хотел из сада С птицею бежать.

Но не тут-то было! Поднялся шум, звон; Набежала стража В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили И ведут меня… И, дрожа от страха, Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко, Солнышко глядит; Пред иконой бабка Молится, стоит.

Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.

Суриков Иван Захарович (6.04.1841-06.05.1880) — выдающийся поэт, самоучка. Его творчество стали превращать в народные песни, и тем самым он стал ярким представителем «крестьянского» направления.

Суриков Иван Захарович родился в деревне Новоселово Ярославской губернии 6.04.1841. Отец Работал в мелочной лавке в Москве. Суриков вместе с матерью жили в деревне, но позднее переехали к отцу. Мальчик много помогал своему отцу по работе и параллельно обучался грамоте и письменности. Иван много своего времени посвящал книгам и чтению, благодаря этому он рано начал писать стихи, которые к сожалению до наших дней не дошли.

Житье Сурикова в деревне оставило свой отпечаток. В его творчество четко наблюдаются деревенские мотивы.

Самое знаковое событие в жизни Ивана — стало прочтение им стихов. Так же ряд романов Мерзлякова, песни Цыганкова. Мальчик обучался на «старинный лад» он распевал стихи, а не читал их. В будущем это послужило ему для проверки своих стихов на их длительность.

По достижению Суриковым подросткового возраста, отец решил посадить сына за прилавок. Отцу совершенно были не интересны пристрастия и увлечения мальчика. Но Иван все же решил продолжить в тайне ото всех чтение книг и написание стихов. Но вскоре все это дало свои плоды и Суриков написал свой первый стих, который вдохновил его случившийся в их доме пожар. Их сосед Добротворский, который давал для чтения книги Ивану похвалил его за этот стих и дал совет продолжать этим заниматься. Вдохновленный такими пожеланиями мальчик вскоре написал несколько пьес в форме песентябрь.

Позднее 1857 Суриков написал уже целую тетрадь стихотворений. Хотя ему едва стукнуло 16. Друзья стали советовать ему отнести свои стихи двум известным поэтом. От одного он получил полезные советы и даже принял участие. От второго он услышал неблагоприятный отзыв, что повергло его в уныние. Но это только закрепило дух Ивана, он стал более усерднее работать. Он стал более совершенствовать плавность, звучность в своих стихах. И это привело к тому, что в его поэзии стали проявляться простота образа и художественность.

В 1860 Сурикову помогает поэт Плещеев, он опубликовывает в журнале «Развлечение» его стихи. В том же году умирает его мать и отец жениться на другой, которая всеми силами создает ужасные условия жизни в доме и Иван уходит из дома. Он пробует разную работу переписчиком бумаг, типографским наборщиком.

Потом мачеха уходит от отца Ивана и оберет его до нитки и сын возвращается домой.

4 стр., 1947 слов

Особенность работ Василия Ивановича Сурикова

... Творчество Сурикова тесно связано с яркими периодами истории России, в своих масштабных произведениях художник правдиво передал характерные признаки русского народа, его самобытность и жизненную сущность. Василий Суриков ... ёс именно он. О ранних годах жизни, детстве Сурикова, мы знаем в основном из работы ... село Сухой Бузим. Василий Иванович Суриков В возрасте восьми лет Суриков приезжает в Красноярск и ...

В 1871 выходит первый в жизни Сурикова сборник его стихов. Спустя несколько лет его выбирают членов Общества любителей российской словесности. Параллельно он создает собственный кружок для помощи начинающим писателям и поэтам.

Суриков умер в Москве от туберкулеза, в полной бедности. Был захоронен на Пятницком кладбище.

Воспоминания из детства прекрасны. Потому как этап этот особенный «Вас не омрачает горе и беда» пишет автор, кто может с этим не согласится. Наполненный счастьем и радостью он словно лучик света в памяти человека, где остается навсегда.

Иван Захарович Суриков в стихотворение «Детство» погружает нас в замечательный мир. Наполненный, чувством свободы и радости жизни. Излюбленное развлечение детворы зимой кататься на санках. С ветерком скатываться по горе, а влетая в сугроб от души хохотать.

Отряхнувшись от снега, вытирая лицо и руки, защипавшие на морозе, снова бежать в гору, тянув за собой салазки. В моменты, когда ты упал и все смеются над тобой, чувство жалости к себе проходит быстро. И ты уже вновь летишь с горы. В этом и есть детство, радоваться обычным вещам. Дни зимой короткие и солнце рано спешит на закат. Ребятня, накатавшись, разбредается по избам, околев от холода, а желания идти нет. Совершенно обыкновенная Русская деревня коих немало, где дым из печных труб тянется над деревней, сбиваясь в кучу, словно летний туман. В окнах появляется свет, зажжённых лучин, скрашивающая своим тусклым огоньком длинный, зимний вечер. Дом наполняется запахом смолы и копоти. Вся семья собирается возле большой теплой печки, всем хватает места и тепла, а за окном лютует вьюга. Каждый занимается своим делом.

Отогревшись после мороза устроившись на печи, где бабушка рассказывает сказки, ее тихий журчащий голос погружает в сладкий сон. А во сне сказка становится явью ведь в детстве все возможно, потому что веришь и в Ивана-царевича с Серым волком, и жар-птицу в золотой клетке. Вот уже ты превращаешься в сказочного героя, все переплетается явь и сон. Проснувшись, все продолжается.

Спустя годы, иногда хочется вернуться, просто жить и смеяться. Во взрослой жизни парой нам так не хватает способности легко и просто относиться к нашим проблемам, разочарованиям и верить в сказку со счастливым концом, а если упал вставать и быстро бежать вверх. Благодаря, этому произведению, возникает щемящее чувство ностальгии, способное нас вернуть туда, где тепло бабушкиных рук, уютно и все вместе. Давайте чаше возвращать в детство.

analiz-stihov.ru

Художественные средства

И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:

  • анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
  • однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
  • риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
  • эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
  • антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
  • синонимы: «Горе и беда»;
  • просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
  • междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
  • звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук [ш], а в 8 — звуки [о] и [а];
  • лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».

Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.

17 стр., 8095 слов

Лирика И.З. Сурикова: традиции и поэтика

... Истоки творчества И.З. Сурикова 1.1 Биографические истоки поэзии Сурикова Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии. Третьякова Т. А. К биографии И. З. Сурикова // Отечественные ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс«Образ детства в стихотворении И.Сурикова «Детство» , Какулина Наталья Михайловна, МОУ « ООШ п.Советский» Дергачевский район Саратовская область, Учитель начальных классов

Предмет: литературное чтение

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/semya-po-stihotvoreniyu-surikova-detstvo/

УМК: «Начальная школа XXI века»

Класс: 3

ТЕМА «Образ детства в стихотворении И.Сурикова «Детство», Текст для исследования: И.З. Суриков «Детство»

Тип урока

  • урок «открытие» нового знания

Цель урока

: создать условия для формирования умений знакомства с произведением И.З.Сурикова «Детство»

Задачи

:

Образовательная:

формировать умение анализировать текст, отвечать на вопросы и находить нужный ответ из текста;

Развивающая

: развитие устной речи, воображения, творческих способностей, развивать познавательный интерес, устойчивое внимание, память, развивать интерес к самостоятельной деятельности

Воспитательная

: воспитывать коммуникативные качества обучающихся, стремление к получению знаний, формирование нравственного сознания и чувства, потребности и способности к сотрудничеству.

Методы обучения

: наглядный, беседа, самостоятельная работа, диалог

Формы обучения

: фронтальная, парная, коллективная, индивидуальная

Средства обучения

для учителя

: учебник «Литературное чтение», мультимедийное оборудование, презентация;

для учащихся

: учебник «Литературное чтение»,маршрутная карта урока, карточки: «Кроссворд», « Толкование слов»,

Планируемые результаты:

предметные:

  • использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое), умения различать стихотворный и прозаический тексты, осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

метапредметные

: регулятивные — формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

познавательные

  • анализ текста, выделение в нём главной мысли;
  • коммуникативные – обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения;
  • личностные – проявлять интерес к изучению темы;
  • воспитание чувства гордости за свою Родину, её историю, народ.

Применяемые технологии

: ИКТ технология (Интернет), здоровьесберегающая технология, технология продуктивного чтения.

1. Организация совместной деятельности. Рефлексия.

Слайд 1 (Звучит музыка для релаксации)

1.Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! Солнцу и птицам Доброе утро! Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Пусть доброе утро Длится до вечера!

2 стр., 815 слов

История родом из детства. . занимательные факты по чтению (2 класс)

... волшебный дворец. Подробнее… Про книги из моего детства (rss) 9.67 (29/3) Научившись читать, ... сам… Спасибо, папа! “Памятный день” сочинение Лето мое самое любимое время года. Потому, ... ли за такие смешные истории? Для детей эти истории смешные, но для родителей ... детстве, а лет так в 10-11. И что самое странное — при повторном прочтении они вовсе не показались мне примитивом. Нормальные такие, добрые ...

  • Вдохните и выдохните. Выдохните всю тревогу и огорчение вчерашнего дня, а вдохните свежесть и красоту морозного дня. Давайте улыбнемся друг другу: вы – мне, а я – вам и скажем такие слова:

Анализ стихотворения Детство Бунина

Анализ стихотворения Детство Бунина по плану

1. История создания

2. Жанр произведения

3. Основная тема

Летняя утренняя прогулка по лесу доставляла ему невероятное удовольствие. Сознание ребенка, еще не замутненное проблемами и размышлениями мира взрослых, остро реагирует на окружающий мир. Главный герой с головой окунается в невероятное многообразие цветов, звуков и запахов, исходящих из величественного леса.

В произведении автор совершает фантастическое путешествие во времени. Он отчетливо вспоминает все чувства и ощущения десятилетнего ребенка. Легкость и безмятежность детских лет противопоставлена «величавому гиганту».

Лирический герой ощущает свою беспомощность перед могуществом и возрастом природы, но это не доставляет ему никакого беспокойства. Прикасаясь к грубой и морщинистой сосновой коре, ребенок словно постигает какую-то тайну, недоступную взрослому человеку. Автор вновь вспоминает о чудесной детской способности ощутить себя единым целым со всем миром. Сосновый запах уже невозможно отделить от природы, «кажется, что пахнет… зной и сухость… лета».

4. Композиция произведения

5. Размер стихотворения

6. Выразительные средства

7. Главная мысль