Сатира Маяковского

Сатира — вид художественной литературы, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности.

В начале двадцатого века сатира в России переживала расцвет. Издавались десятки журналов, писались сотни сатирических стихов. Уже в раннем творчестве Владимира Маяковского мы видим установку на сатиру. Он яростно обличает мещанство, обывательщину, пошлость, внутреннее безобразие, переходящее во внешнее:

Глядишь и не знаешь: ест или не ест он.

Глядишь и не знаешь: дышит или не дышит он.

Два аршина безлицого розоватого теста:

хоть бы метка была в уголочке вышита.

или — уже после революции:

Опутали революцию обывательщины нити.

Страшнее Врангеля обывательский быт.

Немалое место в творчестве Владимира Владимировича занимает и политическая сатира — особенно в 19-20-ом годах. Это и откровенно ремесленные «окна сатиры Роста», и рифмованные лозунги, и знаменитые частушки, и самое нашумевшее:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,

День твой последний приходит, буржуй.

Потом политическую сатиру, обличение мира «прогнившего капитализма» мы увидим в поздних стихах, посвященных Америке и Франции. Еще одна любимая тема Маяковского — обличение бюрократизма, который в период нэпа действительно стал серьезной проблемой. Изобретенное Маяковским словечко «прозаседавшиеся» прочно вошло в наш язык. Автор широко пользуется приемом гротеска, сатирического преувеличения:

Оне на двух заседаниях сразу. В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться.

До пояса здесь,

а остальное

там.

Одна из особенностей сатиры Маяковского — это обязательная мораль в конце произведения:

О, хотя бы

еще

одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Еще одна тема, очень важная для этого автора — тема поэта и поэзии. Владимир Маяковский утверждает, что искусство должно прежде всего служить народу, нести некую социально-политическую функцию. И он обличает тех, кто пишет о вещах, по его мнению, ненужных и устаревших:

2 стр., 674 слов

Сатира Маяковского (2)

... О, Хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний.» Есть в сатире Маяковского и образ «Спросим раз меня «Вы любите, — НЭП!»- «Люблю, ... выйти из этого положения? Делайте предложения?» Не сегодняшний ли это день? Разница лишь в том, что никто сейчас не ... замены В. Маяковскому, может не стоит придавать его поэзию забвению. По- моему, стоит вернуться к изучению творчества этого поэта.

Забудьте,

   плюньте

     и на рифмы,

       и на арии,

          и на розовый куст,

            и на прочие мелехлюндии

                из арсеналов искусств.

Элементы сатиры мы видим в его знаменитом обращении «Сергею Есенину»:

И несут

  стихов заупокойный лом,

с прошлых

  с похорон

    не переделавши почти.

В холм

 тупые рифмы

  загонять колом —

разве так

 поэта

  надо бы почтить?

Но то, что он так яростно обличает в искусстве, — это тоже обывательщина, но на другом уровне. Мещанство и бездуховность — главные объекты сатиры Маяковского, именно поэтому она остается современной и по сей день.