К произведениям русских писателей я отношусь крайне положительно: они мне очень нравятся. Мое знакомство с русской литературой началось в раннем детстве, когда мне прочитали «Сказку о рыбаке и рыбке». Не скажу, что все было понятно с первого раза. И со второго тоже. И еще много лет было непонятно, но стихи завораживали ритмом, диковинной рифмой и сами собой запоминались наизусть. Только много позже я пойму, что жадничать – очень плохо. Что терпение даже у волшебника может закончиться. И что лучше получить хотя бы новое корыто, чем ничего. А главное, что надо уметь вовремя сказать «нет» и махнуть хвостом. Спасибо тебе, дядя Пушкин!
Потом уже были еще сказки Пушкина, множество сказок в обработке А. Толстого, замечательные стихи про зайку и бычка А. Барто. Ирина Токмакова, Борис Заходер и Остер со своими замечательными советами. И еще много всего.
Позже мне было очень интересно читать «детские» рассказы Чехова: «Каштанку» и «На деревню дедушке». Было жалко и Каштанку, и бестолкового мальчика. Хотя с Каштанкой-то все кончилось хорошо, и она вернулась опять к столяру. А вот письмо дедушке точно не дойдет – замечательной почты России тогда не было, а индекс Ванька не написал.
Рассказ «Спать хочется» тоже был про девочку, но оказался не совсем детским: он заставил меня испугаться и задуматься – неужели тогда было все так плохо? И неужели нельзя было найти другой выход? Иногда я думаю об этом и теперь.
Потом в моей жизни прочно утвердились книги про Незнайку с такой «вкусной» жизнью коротышек. А какие были у них замечательные имена: Булька и Сиропчик, Листик и Буковка. А особенно любимой была «Сказка о потерянном времени» и «Три толстяка» Ю. Олеши.
Читать надо было по школьной программе, и не только – ведь кругом было столько интересного: «Кондуит и Швамбрания» с замечательными мальчиками Оськой, Лелей и нарисованным от руки «материком большого зуба». И, конечно, Катаев с Гавриком и Петей. Анатолий Алексин и Николай Дубов со своими жизненными историями.
И позже — много разных произведений о любви: где же подростку узнать о любви, как не в книгах? Ведь иногда просто невозможно спросить об этом у родителей. А друзья и сами не очень в курсе. Поэтому, читаешь все «про любовь». Может там написано, что делать, если вдруг кто-то понравился. Было много Тургенева и Куприна, Бунина и Толстого. И внезапное откровение — оказывается, любовь бывает разная: любовь-страсть в «Солнечном ударе» и любовь-привычка в «Анне Карениной». Любовь-жертва со стороны Дымова в «Попрыгунье» Чехова и эгоистичная любовь в той же «Попрыгунье» со стороны Ольги Ивановны. Немолодая взаимная любовь-трагедия в «Даме с собачкой». Как любовь способна изменить жизнь человека и на что может его толкнуть в «Лолите» и «Леди Макбет Мценского уезда». И о предательстве любимого в той же книге.
В чем секрет поздних стихов Гумилева
... последних, но это стало видно лишь в поздних стихах, Гумилев одновременно и акмеист, и футурист (притом крайний), и имажинист. В чем секрет поздних стихов Гумилева? Они отличаются необычайной мощью, притом ... Однако от откровенных ритмических экспериментов в духе Андрея Белого Гумилев постепенно уходил. Символисты и особенности их поэтических сочинений для Гумилева были школой, пройдя которую он ...
Читать становилось все интереснее и интереснее. То, что раньше часто пропускалось при чтении, теперь читалось с огромным интересом. Был просто «проглочен» весь Булгаков с многочисленной чередой героев, ставших любимыми: Шариковым и Швондером, Иваном Васильевичем и доктором Поляковым, Воландом и Бегемотом. Оказалось, что многое давно разобрано на цитаты, которые я знаю. А сколько интересного и нового можно было узнать при чтении: что веники после революции стоили два миллиарда рассказал мне в своих рассказах А.Н. Толстой, а Сологуб поведал жуткую историю, произошедшую на Ходынском поле.
Говорят, что интеллигентный человек не читает, а перечитывает. Я уже многое перечитываю не потому, что я не помню чего-то: просто мне хочется еще раз прикоснуться к замечательному русскому языку, снова окунуться в тогдашнюю атмосферу и почувствовать вкус и переживания той жизни. А для этого надо просто открыть книгу.
`