Классное «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Р/р. Классное сочинение «Над чем меня заставил заставил меня задуматься рассказ «Кавказский пленник»?">задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?»

Цели:

Образовательные: обобщение и систематизация полученных знаний; формирование умений выделять главное в тексте; обучение сравнительному и сопоставительному анализу персонажей; обучение умению отбирать текстовый материал для работы над сочинением.

Развивающие: формирование интереса к учебно-исследовательской деятельности.Воспитательные: формирование нравственно-эстетических представлений учащихся о понятиях «совесть», «мужество», «отзывчивость», «эгоизм», «сила воли» и др.; воспитание толерантности и гуманистического мировоззрения.

Планируемые результаты изучения темы:, Личностные:, Метапредметные:

  • Познавательные:

Регулятивные:

  • Коммуникативные:

Предметные:

выявление заложенных в рассказе «Кавказский пленник» непреходящих нравственных ценностей; понимание авторской позиции и свое отношение к ней; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя; создавать письменные монологические высказывания, умение вести диалог.

План урока.

1 Оргмомент

2.Сообщение учителем темы урока:

-Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию сочинения по прочитанному произведению. Запишем название темы в тетради: «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник?»

3.Целеполагание.

-Дети, подумайте, какой может быть цель нашего урока? ( Разобраться в теме сочинения, понять, о чем писать и как писать).

Что такое сочинение?(Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.)

Учитель записывает на доске вопросы: «О чем писать? Как писать?»

4.Актуализация ранее полученных знаний.

2 стр., 674 слов

Сочинение идея рассказа кавказский пленник

... он даже отказывается от второй попытки. Проблематика «Кавказский пленник» — не просто занимательный патриотический рассказ. Толстой обращает внимание юных читателей на причины кровавой вражды и пути ее преодоления. В ... Тема и сюжет Главная тема произведения — война на Кавказе. Толстой писал рассказ специально для детей, поэтому сюжет довольно-таки прост и понятен. Два русских офицера ...

  • Давайте вспомним, что такое «тема»?
  • А что мы называем «композицией»?
  • Из скольких частей должно состоять сочинение?

5. Подготовка к написанию сочинению.

— Работа над названием темы.

  • Найдите ключевые слова в названии темы вашей творческой работы. (над чем заставил задуматься)
  • Попробуем ответить кратко на этот вопрос. На доске записано начало предложения, продолжите его.

Дети отвечают на поставленный вопрос, учитель дописывает : «Рассказ Л.Н.Толстого заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

1 дружбы, 2вражды,

8 бесхарактерности.

Работа над вступлением к сочинению. Практикум.

-А как вы понимаете значение этих слов? Выскажите свое мнение в двух — трех предложениях. Записать от всей группы. (Учитель дает рекомендации в том, что созданный ими мини-текст может состоять из предложений разных по цели высказывания.)

Выступления учащихся. Защита работ

-Как вы думаете, в какой части сочинения можно использовать этот материал? Да, конечно, во вступлении.

-Работа над основной частью сочинения. Практикум. Осмысление текста.

-Придумайте предложение — «мостик», которое свяжет вступление с основной частью сочинения. Подсказку можно найти в теме сочинения. ( Обсуждаются предложенные варианты. Один из них : »Вот и в рассказе Л.Н.Толстого говорится( повествуется о…)»

-Давайте найдем в тексте и озаглавим те эпизоды, в которых автор поднимает обозначенные нами проблемы. ( Дети работают в своих группах, готовят материал для выступления.)

-Выступления учащихся. Защита работ.

Ученики, работающие над понятием, что такое дружба, выделили следующие эпизоды: Дина подкармливает Жилина, пытается сбить замок с колодки, помогает сбежать из плена.

У группы, выбравшей слово «вражда», подобран материал, раскрывающий отношения Жилина и Абдул -Мурата, эпизод, повествующий об истории старика, жившего под горой.

Третья группа назовет эпизоды, о поведении Костылина по дороге из крепости, о его поведении в плену.

4-Жилина схватили по пути домой, сцена приказа писать письмо, Жилин выведывает путь домой

5- Жилина схватили пути домой, упорство в сценах первого и второго побега,

6- Жилин мастерит в плену,

7 – Сцены побега, сцены подготовки к побегу

8 – Костылин в плену, Костылин бежит под влиянием Жилина.

-Работа над заключительной частью в сочинении. Практикум.

  • Ребята, а каково ваше мнение о поступках этих героев? Ответьте письменно на этот вопрос.

-Выступления учащихся по группам. (

6.Выводы, достижения, цели. Беседа.

-Зачем была рассказана Л.Н.Толстым эта история? Что вы почерпнули для себя, изучив это произведение и готовясь сегодня к сочинению?

(Рассказ учит тому, что дружба возможна между людьми разных национальностей, что в трусости проявляется слабость характера, что вражда между народами опасна).

18 стр., 8777 слов

Испытание дружбой по роману В. Каверина Два капитана. «Испытание ...

... на их нарвавшись кулаки. Испытание дружбой (по роману В. Каверина "Два капитана") Саня Григорьев попадает в детский дом. Там он знакомится с двумя ... представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа. Дружба – ... вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду ...

  • В чем вы видите эту опасность?

Творческое задание. Дополните по одному слову от каждого человека не повторять –сущ, прилаг, глагол 1 человек от группы у доски: «Дружба», «Вражда», «Трусость». (Дети работают в группах)

Дружба

Вражда.

Трусость.

Требования, предъявляемые к школьному сочинению.

Оцениваются: 1) содержание

2) оформление

3) фактический материал, его точность, знание текста

Требования к содержанию:

1) раскрыта ли тема

2) глубина и полнота раскрытия темы

3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.

Рефлексия.

  • Оцените работу всего класса на уроке. Решили ли вы поставленные задачи?
  • Чьи выступления понравились больше всего и почему?
  • Поставьте оценки себе сами.