; в XVIII в. «романтическим» называли всё необычайное, вымышленное, фантастическое, встречающееся в книгах, а не в жизни)
1) Художественно-литературное направление, интенсивно развивавшееся в период конца XVIII — середины XIX в. и выдвинувшее на передний план конфликт личности, одержимой тоской по идеалу, с миром, в котором этот идеал невоплотим. Данный конфликт разрабатывался в двух основных вариантах:
- ситуации побега героя от косной действительности в царство мечты, фантазии и красоты (природы, поэзии, одухотворенной любви и т.п.);
- ситуации непримиримой борьбы героя с действительностью, часто заканчивавшейся для него поражением и гибелью.
В обоих вариантах на фоне обнаженных противоречий между романтическим идеалом и «прозаической» действительностью утверждалась ценность романтической личности. В качестве образцов такой личности фигурировали, как правило, незаурядные натуры, нацеленные недюжинной энергией и способностью переживать «неистовые» страсти, одержимые мучительной тоской по идеалу и стремлением к внутренней свободе, ощущающие тягу ко всему необычному — героическому, таинственному, фантастическому, экзотическому Особую разновидность романтического героя представляла собой творческая личность, находившая разнообразные воплощения в образах художников, поэтов, музыкантов, артистов. Темы, сюжеты, персонажи романтических произведений требовали особого арсенала художественных средств, в котором ведущая роль принадлежала антитезе, символу, иронии, гротеску, гиперболе. Термин «романтизм» является также названием эпохи в культуре, хронологические границы которой приблизительно датируются концом XVIII — серединой XIX в.
2) Наряду с реализмом одно из художественных направлений в искусстве. Романтик стремится уйти от реальной, не удовлетворяющей его действительности в иное время (прошлое, будущее, фантастика), создавая свой особый поэтический мир, в котором воплощаются его мечты, его идеалы. Так возникает романтическое «двоеми-рие». Романтический герой наделен сильными страстями, он не принимает законов окружающего общества, часто нарушает их. В свою очередь, среда не принимает романтического героя, отвергает его самого и его способ жизни. В результате герой чаще всего терпит поражение. Великой заслугой романтизма было раскрытие сложности и противоречивости духовного мира человека; отсюда напряженный интерес к раскрытию тайных движений души, попытки понять психику человека. Типичный романтический конфликт — неразрешимое противоречие между идеалом и действительностью. Распространено деление романтизма на революционный (активный) и реакционный, консервативный (пассивный).
Основные мотивы лирики Блока. Образ лирического героя
... героя (пленительный образ Незнакомки). Однако ситуация не исчерпывается традиционным романтическим конфликтом «мечты и действительности». ... мотива стала особенно важной в поэзии XX века). Л. Д. Менделеевой, Л. А. Колобаева Каковы же эти аналогии, каков символистский «шифр» ранней лирики Блока? ... цветов в живописной палитре. Основной раздел «Стихов о ... Блока образ Христа связан с идеей творческой личности ...
Справедливее, однако, говорить о романтизме гражданском и психологическом, хотя и такое деление очень условно, ибо в ряде случаев гражданские и психологические мотивы объединяются. Романтические тенденции проявляются и в творчестве тех писателей, которых мы по традиции называем реалистами, — таких, как И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов и др.
3) Романтизм как литературное направление появляется в Западной Европе в конце XVIII века, а в России наиболее полно он проявился вскоре после войны 1812 года.
Пафос романтизма в утверждении абсолютной свободы человеческой личности, которая стоит в центре враждебного мира.
Романтизм как направление в литературе связывают с такими зарубежными писателями и поэтами, как Байрон, Гейне, Шиллер, Гёте, Гюго. В России это прежде всего В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, а также декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Дань романтизму отдали и молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Романтическими произведениями являются такие произведения, как «Смерть Ермака» К. Ф. Рылеева, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Светлана» В. А. Жуковского, «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкина.
4) Романтизм — явление неоднозначное. Развивается в литературах Европы и России с конца XVIII — в первой трети XIX в. В каждой стране романтизм имел свои особенности. Высокими ориентирами романтизма являлись в Англии — Дж.Г. Байрон, во Франции — В. Гюго, в Германии — Э.Т.А. Гофман и Г. Гейне, в Польше и Беларуси — А. Мицкевич.
В романтизме доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к действительности, которая выражается не столько в воссоздании, сколько в пересоздании ее. Писателей романтизма объединяли некоторые общие черты: Материал с сайта
- Неудовлетворенность действительностью, разлад с ней, разочарованность вели к созданию картины мира, соответствующей идеалам писателя. Все писатели-романтики отходят от действительности. Одни — в мир туманных мечтаний, мистического прошлого, потусторонний мир (так называемый пассивный романтизм, или, точнее, — религиозно-мистический).
Другие мечтали о будущем, звали к борьбе за переустройство общества, за личную свободу (активный или гражданский романтизм).
- Герои романтической поэзии — личности необычные, исключительные. Это либо разочарованные в жизни бунтари-одиночки, уходящие из общества, либо совершающие героические поступки сильные и смелые натуры, ради счастья других готовые на самопожертвование.
- Исключительные характеры действуют в исключительных обстоятельствах, в которых они и проявляют все свои необыкновенные качества, причем герои действуют вне социально- бытовых условий. Действие может происходить в экзотических странах, в потустороннем мире.
- В романтических произведениях преобладает лирическое начало. Тон их — эмоциональный, приподнятый, пафосный.
В России религиозно-моралистический романтизм представлен творчеством В. А. Жуковского, гражданский — К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера. Отдали дань романтизму А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, ранний М. Горький.
Расцвет романтизма Жуковского
... прекрасное и поэтическое произведение, где сосредоточен весь смысл, вся благоухающая прелесть романтики Жуковского» (VII, 171). Напечатанное в 1815 г., в период общественного подъема, это ... произведение знаменует собой вершину романтической поэзии Жуковского. Идея баллады - торжество любви над сословной разобщенностью, превосходство морального равенства над ...
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑