В лирических отступлениях, как и во всей поэме, Гоголь предстает как писатель-реалист: лирические отступления позволили автору высказать свое отношение к героям, охарактеризовать общество и создать образ «живой души» — России. Гоголь был убежден, что в условиях современной ему действительности идеал и красоту жизни можно выразить только через отрицание безобразной действительности. Лирические отступления не уводят от основной мысли, а лишь еще более углубляют ее. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.
Кроме того, лирические отступления — необходимый жанрообразующий элемент поэмы: именно в них автор приводит обобщения эпического характера (например, о живой душе русского народа, которая воплощается в его языке), раскрывает свою душу (например, лирическое отступление об утрате искренности и непосредственности восприятия в начале б-й главы).
Очень много размышлений автора «рассыпано» по всей поэме. Гоголь иронически рассуждает о «толстых и тонких» представителях дворянства, о «господах большой руки и средней руки», о «тонкостях» обращения с людьми разного типа, о языке дам города N, о читателях высшего сословия, о человеческих страстях, о метко сказанном русском слове и русской песне.
Приведем некоторые примеры. Первое лирическое отступление — «о толстых и тонких» — необходимо автору для дополнительной характеристики главного героя, Чичикова, цель жизни которого и состояла в том, чтобы перейти в разряд «толстых» (а он был «ни толст, ни тонок»).
Лирическое отступление, характеризующее тонкости обращения («муха и Прометей»), не только вносит дополнительные оттенки в образ Чичикова, но рисует нравы целого общества: в России с помещиком, у которого двести душ, говорят иначе, чем с тем, у которого их триста.
Чичиков разговаривает с Коробочкой не так, как разговаривал с Маниловым: здесь он не церемонится, поминает черта, стучит кулаком по столу. В этом проявляется очень плохая черта, характеризующая не только Чичикова, но и общество в целом. Общаясь с подчиненными и с людьми невысокого социального статуса, правитель канцелярий «высматривает орлом, выступает плавно, мер-. но». Но, по мере приближения к кабинету начальника, орел превращается в куропатку. Такая же метаморфоза происходит с Чичиковым: из любезного и приятного в обращении собеседника он превратился в человека грубого и требовательного.
Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии ...
... Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, И творчество, и чудотворство». Анализ стихотворения Пастернака ... в несколько лет, в 1922 году. В книге «Сестра моя — жизнь», создававшейся в предреволюционное лето, практически нет примет грозной реальности. В раннем творчестве ... и ударением на втором слоге. Рифмовка перекрестная – АВАВ. Главный мотив произведения – сон, в котором лирический ...
Немало пошлого, нелепого видит автор в заседаниях чиновников. Он очень тонко высмеивает всю эту пошлость: «В собравшемся на сей раз совете очень заметно было отсутствие той необходимой вещи, которая в простонародье называют толком».
Размышляя о роли писателя и его творчестве, Гоголь, признавая «сладкое обаяние романтических произведений», сам избирает другую судьбу: судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь». Писатель второго типа подвержен гонениям за сатирическое отражение действительности. Лирическое отступление о двух путниках и о двух типах писателей раскрывает точку зрения самого Гоголя на реализм и сатиру: художник, пишущий правду, обречен на одиночество.
Вершины мастерства достигает Гоголь, давая авторскую оценку своим героям. Например, Плюшкину, который смешон в своем засаленном халате, с чулком на шее, похожий на ключницу. При виде этой «прорехи на человечестве» сам писатель не в силах сдержать слез. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!» — восклицает он. Дополнительные характеристики в образ Плюшкина вносит лирическое отступление в начале 6-й главы. Здесь автор предостерегает о возможной утрате жизненных сил души и вспоминает о своем детстве. Когда-то, в юности, все занимало его живое воображение: и лавочки, и проезжающий мимо чиновник, и дома странной архитектуры. Внимание к жизни сменилось равнодушием и апатией, то есть живая душа оказалась утраченной…
Гоголь обращается к читателям с призывом сохранять с юношеских лет «всечеловеческие движения». Это лирическое отступление не случайно помещено в начало 6-й главы. Плюшкин — единственный помещик, у которого когда-то была живая душа, которую он утратил. В лирическом отступлении слышатся размышления автора о необходимости беречь силы души, чистоту восприятия, интерес к окружающему миру: «О моя юность! о моя свежесть!»
Главный герой поэмы — не Чичиков, а русский народ. Гоголь говорит о меткости и силе русского слова: «Выражается сильно русский народ!». Прозвища закрепляются за человеком на всю жизнь, потому что содержат очень точные характеристики: даже имени Плюшкина соседские крестьяне не знают, им известно только малоприличное, но меткое прозвище! По мнению Гоголя, в языке народа отражена «животворящая способность души», у каждого народа — свое ело- во, которое выражает его внутреннюю суть. «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко бы так вырвалось из-под самого сердца, как метко сказанное русское слово!»
Одним из самых важных является лирическое отступление о России, помещенное в начало 11-й главы. Русь в описании Гоголя поражает своей двойственностью. С одной стороны, она бесприютна и бедна, нет в ней ни красивых пейзажей, ни причудливых арок, ни виноградников… С другой стороны, это неохватные просторы, где звучит вольная песнь и рождается свободный и сильный духом человек: «Здесь ли не быть богатырю?» Русь превращается в чудную даль, манящую автора к себе.
МЭО: Литература 9 класс. Занятие 14. Н. В. Гоголь Интернет-урок ...
... воплощает образ Руси в поэме «Мертвые души». Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу. Образ России и народа в поэме Гоголя Мертвые души «Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не ...
Миру «мертвых душ» в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?…» Именно Россия, заставляющая «другие народы и государства» давать ей дорогу, а не Россия маниловых, собакевичей и Плюшкиных является идеалом Гоголя. Автор с любовью говорит, что «птица-тройка», летящая по необъятным просторам русской земли, «могла родиться только у бойкого народа».[/sms]