«Я — мистический реалист», — говорил о себе один из самых удивительных писателей XX века Михаил Афанасьевич Булгаков. И действительно, не много найдется мастеров в литературе, способных так естественно, так органично переплетать в одном произведении события реальной действительности и ирреальные, созданные фантазией художника. Булгаков обладал уникальной способностью в рамках одного романа или повести отражать несколько совершенно самостоятельных линий, как бы несколько отдельных произведений в одном. И в таком произведении рядом часто существуют и сказочные персонажи, и библейские образы, и реальные герои нашего мира. Одним из ярких образцов такого сочетания является роман «Мастер и Маргарита», в котором фантастика сосуществует с узнаваемой действительностью Москвы 30-х годов XX века.
Рисуя жизнь москвичей, автор раскрывает всего лишь одну сферу деятельности — литературно-художественную. Прибыв в Москву, Воланд вступает в разговор с редактором и сотрудником «толстого журнала»; затем он и его свита поселяются в квартире, где живут Берлиоз и директор Варьете. Да и все столкновения ирреальных сил с жителями столицы происходят в театральных и литературных учреждениях. Но в этом довольно узком пространстве встречаются все черты, характерные для общества в целом. Это своеобразное средоточие человеческих пороков, которые неизменны в любой среде и любой сфере деятельности. Область же культуры наиболее ярко разоблачает эти пороки, так как те, кто должен отвечать за духовность людей, сами обладают никчемной, «черной» и «мертвой» душой.
Герои романа помещены автором в Зазеркалье, в потусторонний мир, туда, где не властвуют земные критерии, где все подчинено вечной, высшей нравственности. При этом весь этот волшебный мир существует в рамках одной обычной квартиры. И весь этот мир принадлежит духу зла, повелителю теней Воланду и его свите. Современность, реальность в романе проходит испытание вечными истинами, и Воланд со своей свитой становятся проводниками этого испытания.
Следует сказать, что писатель никогда не прибегал к фантастике ради самой фантастики. Он всегда входил в эту область с определенной целью. В «Мастере и Маргарите» Булгаков делает фантастических героев своего рода судьями над миром людей.
Стилистические средства раскрытия внутреннего мира героя, на ...
... героя, на примере романа Джейн Остин «Гордость и предубеждение». Данная цель позволила сформулировать следующие задачи работы: 1. Рассмотреть жизнь и творчество Джейн Остин. 2. Проанализировать структуру и язык романа «Гордость и предубеждение». ... дар, который благодаря верности чувства и описания делает увлекательными даже самые заурядные и обычные события и характеры. Какая жалость, что ...
В этом отношении и сам бал у Воланда не только своеобразный парад человеческих пороков и коварства. Он больше напоминает торжественное заседание суда. Все гости на этом балу жили по трагедийным сценариям. Но эти трагедии они создали сами, своими поступками, образом жизни обрекли себя на печальную участь. Поэтому автор одновременно и смеется над ними, и упрекает, и жалеет, и печалится об их участи, и — главное — сожалеет о несовершенстве всего человеческого рода.
В реальной жизни люди уже успели совершить столько зла, что на его фоне настоящая нечистая сила кажется доброй.
Мир настолько изменился и «прогнил», что в нем уже нет места честному художнику, талантливому писателю, но прекрасно приживаются бездарные приспособленцы, сущность которых проявляется особенно отчетливо в столкновении с образами, символизирующими вечное: «Но что он сделал? Я не постигаю, — заявляет поэт Рюхин памятнику Пушкина. — Что особенное есть в этих словах: «Буря мглою…»? Не понимаю! Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…»
Перед нами проходят вереницей безобразия жуликов, плутов, мелких бесов и пошляков — Степы Лиходеева, буфетчика Сокова, администратора Варенухи, финдиректора Римского. Вся будничная Москва открывается нам в своем безрадостном, черном обличий. И вершить суд над этой Москвой способен только такой судья, как Воланд. Кто же он сам и его приближенные? Кто выступает палачами на этом смотре грехов? Воланд — воплощение черной, дьявольской силы. Но у Булгакова это — всесильный, жестокий, но справедливый блюститель законности и морали. Необычно, странно — но от этого лишь усиливается общее впечатление от романа, яснее становится главная мысль автора, стремящегося показать все пороки общества и донести до людей тот факт, что никто не останется безнаказанным. Воланд наказывает только тех, кого приговорил. Но даже им палачи дают шанс проявить себя. Немаловажная роль в раскрытии подлинной сущности людей принадлежит свите Воланда — глумливому фигляру Коровьеву, своими издевками и остротами не оставляющему ни малейшего шанса греху быть незамеченным; «лучшему из шутов» коту Бегемоту; Азазелло с присущей ему «разбойничьей прямотой».
Благодаря им театральное действие расцвечивается яркими красками, освещается миллионами огней, под которыми становится отчетливо видна истинная сущность людей: приспособленцев из МАССОЛИТа, посетителей сеанса «черной магии» в Варьете, стяжателей, «сидящих за валюту». Все они ничем не лучше всех тех доносчиков, висельников, тюремщиков и палачей, которых судят на балу черной силы.
Меткими саркастическими характеристиками наделяет писатель всех героев романа. Эти характеристики также нереальны, фантастичны, но от того лишь более явной становится реальная суть вещей, безжалостнее срываются маски. Вспомним сцену из главы «Беспокойный день»: «За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге. Костюм был при галстуке, из кармашка костюма торчало самопишущее перо, но над воротником не было ни шеи, ни головы, равно как из манжет не выглядывали кисти рук. Костюм был погружен в работу…» Костюм — безликий, бесхарактерный обобщенный образ среднего московского чиновника. Так же показателен и хоровой порыв людей «шагать в ногу»: толпа, помимо собственной воли, начинает распевать «Славное море — священный Байкал».
Роль тёмных сил в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
... Булгакова Воланд в буквальном смысле возрождает сожженный роман Мастера. Продукт художественного творчества, сохраняющийся только в голове творца, материализуется вновь, превращается в осязаемую вещь. Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри, считает всех людей ...
Стадность, автоматизм, полный паралич человеческой индивидуальности — вот что встречаем мы в реальном мире буквально на каждом шагу. Все эти мелкие людишки абсолютно равны по своей нравственной сути. Это стремится показать Воланд, творя чудеса в Варьете. Теряя голову, все без исключения «солидные» дамы бросаются за бесплатными нарядами, открывая истинную свою натуру, полностью погрязшую в пошлости и порабощенную жаждой легкой наживы.
С появлением в романе фантастической силы происходит мгновенная переоценка ценностей: то, что раньше считалось страшным, оказывается нелепым и смешным. Яркий пример этому — попытки властей арестовать свиту Воланда. Перед нами словно разыгрывается комедия, фарс: безопасная стрельба, бестолковая суета, притворство кота и т. д.
Такой же безобидной, пустой суетой оборачивается и высшая ценность земных честолюбцев — власть над людьми: «Не пугайтесь, — успокаивает Маргариту Коровьев, — мы увидим лиц, объем власти которых в свое время был чрезвычайно велик. Но, право, как подумаешь о том, насколько микроскопически малы их возможности по сравнению с возможностями того, в чьей свите я имею честь состоять, становится смешно и, даже я бы сказал, грустно». Да, грустно сознавать всю никчемность людей, живущих мелкими собственническими интересами, понимать, что в современном .мире все осталось так же, как в прошлые времена. «Люди не меняются», — очередной раз убеждается в своей правоте Воланд. Лишь очистительный огонь Тайной вечери, «с которого все началось и которым все заканчивается», возможно, способен положить конец этой пошлости и безнравственности. Пожар в Доме Грибоедова, устроенный «неугомонной парочкой» Коровьевым и Бегемотом, растекается по всей Москве. В этом огне безжалостно горят бездуховность, пошлость и ложь.
М.. А. Булгаков создал произведение огромной философской емкости, в котором сложная система символов связывает прошлое, настоящее и будущее, высокое и низменное, повседневное и фантастическое. Он оставляет немало загадок и недосказанности, предлагая нам самим размышлять, анализировать, делать выводы. Роман «Мастер и Маргарита» — сложное произведение, наполненное глубоким смыслом, глобальное по тематике и идейности, требует серьезного подхода. Несмотря на обилие фантастических образов и сюжетов, это не сказка, это наша жизнь, преломленная сквозь призму вечного и отраженная во всех, часто нелицеприятных, подробностях. И наша основная задача — прочитать, постичь, разобраться не только в сюжете, но и в себе самих — и постараться что-то изменить к лучшему. Пока не поздно!