Приблизиться к пониманию главного смысла бунинского рассказа-новеллы «Чистый понедельник» можно, уже рассуждая о его названии. В календаре, которому подчиняют свою жизнь верующие люди, исповедующие православие, чистым понедельником начинается Великий пост. Ему предшествует прощёное воскресенье, когда людьми прощаются друг другу все обиды и в ходе покаяния и причастия звучит просьба об отпущении грехов в церкви. Чистый понедельник – это молитвенная настройка на праведную, строгую жизнь; необходимый переход от масленичных празднеств к посту в надежде встретить Пасху просветлёнными, свободными от суеты.
Именно в такой день главной героиней делается важнейший выбор дальнейшего жизненного пути: она оставляет в прошлом всё, что у неё было, и переступает порог монастыря, чтобы жить для Бога.
А что у неё было? Богатый отец-коммерсант и коллекционер, живущий своей жизнью в другом городе, но полностью обеспечивающий дочь. Она могла позволить себе снимать дорогую квартиру в Москве с видом на храм Христа Спасителя. Правда, рядом нет близких людей: мать умерла, отец далеко.
Влюблённый в её ослепительную красоту молодой человек служит её прихотям только с одной надеждой – быть вознаграждённым. Ни он, ни читатель не ждут столь неожиданной развязки в отношениях. О ней, казалось, ничто не говорило. Оба богаты, молоды, красивы. Они ловят на себе восхищённые взгляды, обедая в ресторанах, разъезжая беззаботно по театрам, посещая цыганскую слободу с зажигательными песнями и плясками.
Красавица с рассеянным видом принимает подарки: шоколад съедает, не успевшие завянуть цветы заменяет свежими; подаренные книги выборочно читает. Одно кажется необычным – героиня большей частью молчит.
Будучи тонким психологом, Бунин убеждает читателя, что люди способны видеть только внешнюю сторону жизни тех, кто находится рядом, и не могут проникнуть в суть мыслей и переживаний, скользя поверхностным взглядом по лицу, фигуре, наряду. А между тем, любой человек представляет загадку.
О чём молчит обожаемая женщина, невдомёк кавалеру, прямолинейному в своём стремлении добиться взаимности в любви. А она переживает внутреннее смятение, ищет ответ на вопросы о том, ради кого и ради чего стоит жить, в чём смысл каждодневного пребывания в этом городе, в своём времени, рядом с этим человеком.
О внутренней работе говорят портрет Толстого в комнате, цитирование его героя Платона Каратаева, хождение на какие-то курсы. Не случайно героиня поселилась в квартире с окнами на купола храма. В её жизни есть место Богу, паломничеству по обителям, слушанью церковного пения. Ход церковной службы притягивает девушку, она его с интересом постигает.
Добра и зла не существует. Как жить в мире без морали
... служения людям, позабыть о личном счастье ради благополучия других. Девушка не была красива в привычном понимании этого слова, однако ее большие лучистые глаза, в которых всегда сияла любовь и доброта, ... никакого добра и зла, правильного и неправильного, все наши рассуждения о них — всего лишь выдумки, чтобы нам было проще жить в обществе. А раз так, то зачем жить, веря в сказки? ...
Эта сторона её существования не ведома герою. Дверь в свой заветный мир будущая монашенка приоткрыла лишь тогда, когда приняла окончательное решение. Объяснение совершилось на кладбище Новодевичьего монастыря. Оно символично: героиня умерла для земной суеты.
Читатель, умеющий понимать недосказанное, читающий между строк, возможно, придёт и к такому пониманию её поступка: ранняя смерть матери могла в раннем возрасте поразить сознание, заставить задуматься и скоротечности жизни, тщетности поисков земного счастья и устремить на поиски непреходящего, вечного.
Другие сочинения: ← Отзыв о произведении Господин из Сан-Франциско↑ БунинХарактеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи →
Рассказ «Чистый понедельник» входит на сборник И.А. Бунина «Тёмные аллеи». Писатель говорил, что в рассказах этого сборника он стремился изобразить «тёмные аллеи любви». Вообще, любовь и смерть — две основные темы в творчестве И.А.Бунина.
«Чистый понедельник» также посвящён теме любви. В нем описываются неосвещенные, загадочные и таинственные проявления этого прекрасного чувства. Нужно отметить, что именно этот рассказ сам Бунин на склоне лет считал лучшим из написанного им.
Жанр этого произведения – рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся следующее определение рассказа: «малая форма эпической прозаической литературы». По жанру рассказ очень близок к повести. Главное его отличие в том, что в рассказе представлен один эпизод из жизни героев. В этом эпизоде полно и многогранно раскрывается характер персонажа. Мастерство И.А.Бунина заключается в том, что он высвечивает личность героя и его историю жизни всего на двух-трех страницах текста.
Сюжет рассказа «Чистый понедельник» основывается на несчастной любви главного героя, определившей всю его жизнь. Отличительная черта многих произведений И.А.Бунина – отсутствие счастливой любви. Даже самая благополучная история часто заканчивается у этого писателя трагически.
Повествование ведётся от первого лица, поэтому глубоко раскрываются чувства и переживания рассказчика. Мы погружаемся в его душевный мир, в его сильное, всепоглощающее чувство. Сила любви героя видна даже в том, как он описывает внешность своей возлюбленной: «Пушок на её верхней губе был в инее, янтарь щёк слегка розовел, чернота райка совсем слилась со зрачком – я не мог отвести восторженных глаз от её лица».
Главный герой очень тяжело переживает трагический финал своих отношений с героиней. Подтверждением того служит следующий отрывок: «Я долго по самым грязным кабакам спивался, всячески опускаясь всё больше и больше.…Потом стал оправляться – равнодушно, безнадежно». Судя по этим двум цитатам, герой — очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить об этом по состоянию души героя, по искусно подобранным внешним деталям, легким намекам.
В этом рассказе автор древность противопоставляет современности. В тексте упоминаются названия храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Наряду с этим Бунин говорит о самых известных ресторанах начала 20 столетия, о книгах современных авторов. Так, например, героиня никак не может дочитать «Огненного ангела». Здесь проявляется ирония и скептицизм автора по отношению к новым литературным направлениям. Современность, по мнению Бунина, не наделена одухотворенностью древности.
Тема любви в произведениях Куприна и Бунина (Школьные сочинения). ...
... И. А. Бунина и И.А. Куприна в аспекте любовной проблематики и разработка вопроса об изображении идеальной любви в произведениях обоих авторов. Задача реферативного исследования – выяснить, как трактуют понятие «идеальная любовь» И. А. Бунин и А. И. Куприн, сравнить и сопоставить, в ...
На героиню рассказа мы смотрим глазами влюбленного в неё рассказчика. Уже в самом начале произведения перед нами возникает её портрет: «Красота у неё была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие по своей густоте волосы, мягко блестящие, как черный соболиный мех, черные, как бархатный уголь, глаза». Устами главного героя передаётся описание мятущейся души героини, её поиски смысла жизни, волнения и сомнения. В итоге, перед нами во всей полноте раскрывается образ «духовной странницы».
Кульминация рассказа – решение возлюбленной героя уйти в монастырь. Этот неожиданный поворот сюжета позволяет понять неопределившуюся душу героини.
Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста, когда героиня объявляет о своем решении уйти от мирской жизни. В этот день закончились отношения двух влюбленных и закончилась жизнь героя. С другой стороны, название рассказа символично. Считается, что в чистый понедельник происходит очищение души от всего суетного, греховного. Причем в рассказе меняется не только героиня, избравшая монашеское отшельничество. Её поступок побуждает героя к самоанализу, заставляет и его измениться, очиститься.
«Чистый понедельник» написан автором в годы его парижской эмиграции. Однако, российская действительность сквозит буквально в каждой строчке. Об этом свидетельствуют и пейзажные зарисовки: «Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота,…, солнце только что село, еще совсем было светло, давно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг спокойными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами».
Так пронзительно мог написать лишь глубоко русский человек, хранящий образ Родины в своём тоскующем сердце.
«Чистый понедельник» написан 60 лет назад. Для истории страны – целая эпоха… Что же привлекает нас, современных читателей, в этом рассказе? Если читать вдумчиво, можно найти ответы на извечные философские вопросы: как любить и быть любимым, в чем заключается смысл жизни, что есть истинные ценности? Бунин был равнодушен к житейским будням, преходящему. Он непоколебимо сосредоточен на возвышенном и прекрасном, выраженном в конкретной человеческой судьбе. По словам П. Б. Струве, « …основной особенностью дарования Бунина является необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим».
Рецензия на рассказ И. А. Бунина Чистый понедельник
Рассказ Незапятнанный первый день недели помещается на сборник И. А. Бунина Беспросветные аллеи. Сочинитель говорил, что в рассказах данного сборника он устремлялся представить беспросветные аллейки любви. Вообще, привязанность и погибель две основные темы в творчестве И. А. Бунина. Незапятнанный первый день недели да приурочен к теме любви. В нем описываются неосвещенные, таинственные и мистические проявления данного распрекрасного чувства. Необходимо отметить, что конкретно данный рассказ сам Бунин на склоне лет считал лучшим изо нацарапанного им. Разряд данного творения рассказ. В словаре литературоведческих терминов даётся последующей установление рассказа: незначительная выкройка бесстрастной прозаической литературы. По жанру рассказ бесконечно недалек к повести. Суть (дела) его распознавание в том, что в очерке препровожден другой — и обчелся случай из жизни героев. Тут-то моменте всесторонне и многогранно обнаруживается уклон персонажа.
Тема смысла жизни в произведениях бунина
... совести. Сочинения » Сочинение » Тема смысла жизни в произведениях бунина («господин из сан-франциско») (нет оценок) Loading… http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/tema-smyisla-zhizni-v-proizvedeniyah-bunina-gospodin-iz-san-frantsisko/ Тема жизни и смерти в рассказах И. А. Бунина ...
Искусство И. А. Бунина охватывается в том, что он озаряет фигуру богатыря и его историю жизни в (итоге на двух-трех страничках текста. Сюжет рассказа Незапятнанный первый день недели обосновывается для несчастливой симпатии генерального героя, установившей от мала до велика его жизнь. Знак многих творений И. А. Бунина неимение блаженной любви. Даже если самая пре самая благоприятная летопись довольно частенько подходит к концу у этого беллетриста трагически. Повествование полагается по штату от первого лица, по этой причине по-серьезно обнаруживаются ощущения и переживания рассказчика. Мы погружаемся в его душа, в его сильное, всепоглощающее чувство. Крепость симпатии богатыря видна ведь даже в том, как он обрисовывает наружность своей возлюбленной: Волос для её верхней губе был в инее, солнечный камень щёк чуть-чуть розовел, темнота райка абсолютно соединился со зрачком я не был способным предотвратить экзальтированных присмотр через её лица. Фундаментальный богатырь бесконечно невозможно испытывает катастрофический конец своих касательств с героиней. Доказательством такого предназначивает поступающий отрывок: Я долго по самым черномазым кабакам спивался, всеми правдами и неправдами спускаясь большею частью и намного больше После сковаться льдом выздоравливать равнодушно, безнадежно. Клеймя в области данным двум цитатам, богатырь бесконечно деликатный и эмоциональный человек, талантливый для совершенное чувство. Бунин отвиливает непосредственных оценок, но позволяет обсуждать обо данном в области состоянию дави героя, по искусно подвернутым наружным составным частям легковесным намекам. Тут-то очерке составитель престарелость противополагает современности. В тексте упоминаются наименования храмов, монастырей, икон, приводит цитаты из молитв. Вместе с данным Бунин рассказывает о самых популярных ресторанах основания 20 столетия, о книгах сегодняшних авторов. Так, в частности андромеда ни под каким видом не имеет возможности прочитать Пламенного ангела.
На этом месте имеет место быть драматичность и скепсис творца что касается к новым писательским направлениям. Современность, по Бунина, не наделена одухотворенностью древности. На героиню рассказа пишущий эти строки глядим глазами возлюбленного в неё рассказчика. Уже в самый-самом основанье творения накануне нами завязывается её портрет: Благодать у неё была непонятно какая индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, замечательные и некоторое количество наизловещие по своей густоте волосы, палатально блестящие, как черный соболевый мех, черные, как бархатный уголь, глаза. Губами генерального богатыря передаётся представление мятущейся дави героини, её поиски резона жизни, переживания и сомнения. В целом, накануне нами во всей хорошего понемножку обнаруживается характер внутренней странницы. Вершина рассказа решение любовнице богатыря смотаться в монастырь. Данный непредсказуемый переворот киносюжета дает возможность постичь неопределившуюся давлю героини. Бесконечно большущее свойство иметь в распоряжении наименование рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: незапятнанный первый день недели первый период знаменитого поста, рано или поздно андромеда провозглашает о своем заключенье смотаться через светский жизни. В этот период завершились взаимоотношения двух возлюбленных и завершился жизнедеятельность героя. С другой стороны, наименование рассказа символично. Ходят слухи что в незапятнанный первый день недели приключается освобождение дави через в (итоге суетного, греховного. При всем этом в очерке модифицируется не столько героиня, избравшая строгое отшельничество. Её поступок активизирует богатыря к самоанализу, принуждает и его измениться, очиститься. Незапятнанный первый день недели нацарапан творцом в годы его парижской эмиграции. Все же отечественная действенность сквозит действительно в каждой строчке. Про это ставить печать и пейзажные зарисовки: Концерт был мирный, солнечный, с инеем на деревьях, на кирпично-кровавых стенках монастыря лепетали в тиши галки, похожие на монашенок, часы в таком случае и дело горестно резали на колокольне. Скрипя в тиши в области снегу, мы вошли в ворота, , светило исключительно что село, еще совсем водился светло, давным-давно красовались на золотой эмали захода сероватым кораллом сучья в инее, и таинственно тлились кругом безмятежными огоньками неувядаемые лампадки, невнимательные по-над могилами. Так пронзительно мог написать исключительно по-серьезно великорусский человек, выдерживающий характер Разрешение от бремени в своём грустящем сердце. Незапятнанный первый день недели нацарапан 60 лет назад. Для истории державы целостная пора Делать нечего приковывает нас, сегодняшних читателей, тут-то рассказе? В случае если декламировать вдумчиво, не возбраняется обнаружить выводы для стародавние мировоззренческие вопросы: как любить и быть любимым, в чем охватывается логос жизни, что есть настоящие ценности? Бунин был хладнокровен к будничным рабочим дням преходящему.
Окаянные дни анализ произведения. Иван Бунин “Окаянные дни” (1926)
... что ради погибели «проклятого прошлого» большевики готовы на погибель хоть половины русского народа. Анализ 2 Рассказ Ивана Бунина «Окаянные дни» представляет собой собрание дневниковых записей автора, которые демонстрируют ... России и лучшие люди страны на распутье перед трудным выбором. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Окаянные дни Популярные сегодня темы Образ Тришки в комедии ...
Значение в православии
Тема чистого понедельника затрагивается ещё в Ветхом Завете, чтение которого во всех храмах начинается с этого дня, начиная с шестого часа. В этом часе читается Книга пророка Исаии (I:1-20), в которой в частности говорится:
16Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,— как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю.
— Исаия, глава I
В «Чистый понедельник» во время первого великопостного Великого повечерия начинается чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы, напр., молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», которая в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.
Рецензия на рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник»
... женщины. Очень большое значение имеет заглавие рассказа. С одной стороны, оно очень конкретно: чистый понедельник – первый день великого поста. С другой стороны, оно символично. Происходит ... цитатам, герой - очень чуткий и эмоциональный человек, способный на глубокое чувство. Бунин избегает прямых оценок, но позволяет судить по состоянию души ... человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/retsenziya-na-rasskaz-bunina-chistyiy-ponedelnik/
- Чистый понедельник / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица).
— С. 552–555. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
- Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др.
Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб.: Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта).
— ISBN 5-210-01497-5.
- Коза / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки).
— С. 522-524. — ISBN 5-7133-0982-7.
- Дубровский Н.
Масляница. — М.: Типография С. Селиванова, 1870. — 46 с.
- Карпова Л. Л.
Среднечепецкий диалект удмуртского языка: Образцы речи. — Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. — 581 с. — ISBN 5-7691-1643-9.
- Толстая С. М.
Полесский народный календарь. — М.: Индрик, 2005. — 600 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
— ISBN 5-85759-300-X.
- Холодная В. Г.
Чистый понедельник. РЭМ. Архивировано 5 августа 2012 года.
- Бунин И. А.
Чистый понедельник. Рассказ.
Иван Бунин — Чистый понедельник
— Вот если бы я была певица и пела на эстраде, — сказала она, глядя на мое растерянное лицо, — я бы отвечала на аплодисменты приветливой улыбкой и легкими поклонами вправо и влево, вверх и в партер, а сама бы незаметно, но заботливо отстраняла ногой шлейф, чтобы не наступить на него…
На «капустнике» она много курила и все прихлебывала шампанское, пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское, на большого Станиславского с белыми волосами и черными бровями и плотного Москвина в пенсне на корытообразном лице, — оба с нарочитой серьезностью и старательностью, падая назад, выделывали под хохот публики отчаянный канкан. К нам подошел с бокалом в руке, бледный от хмеля, с крупным потом на лбу, на который свисал клок его белорусских волос, Качалов, поднял бокал и, с деланной мрачной жадностью глядя на нее, сказал своим низким актерским голосом:
- Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!
И она медленно улыбнулась и чокнулась с ним. Он взял ее руку, пьяно припал к ней и чуть не свалился с ног. Справился и, сжав зубы, взглянул на меня:
- А это что за красавец? Ненавижу.
Потом захрипела, засвистала и загремела, вприпрыжку затопала полькой шарманка — и к нам, скользя, подлетел маленький, вечно куда-то спешащий и смеющийся Сулержицкий, изогнулся, изображая гостинодворскую галантность, поспешно пробормотал:
- Дозвольте пригласить на полечку Транблан…
И она, улыбаясь, поднялась и, ловко, коротко притопывая, сверкая сережками, своей чернотой и обнаженными плечами и руками, пошла с ним среди столиков, провожаемая восхищенными взглядами и рукоплесканиями, меж тем как он, задрав голову, кричал козлом:
Сочинения | по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день»
... она не может оставить нас равнодушными. Нельзя не восхититься красотой весеннего солнечного дня. Нельзя не проникнуться оптимистичным настроением, которым пронизано буквально ... по-настоящему восхищается красотой чудесного весеннего дня, показывает искреннюю радость людей, вызванную яркими ... одежда. Одна девушка одета в персиковую юбку, на голове другой девушки ярко-красный платок. Значит, они хотят, ...
Пойдем, пойдем поскорее
С тобой польку танцевать!
В третьем часу ночи она встала, прикрыв глаза. Когда мы оделись, посмотрела на мою бобровую шапку, погладила бобровый воротник и пошла к выходу, говоря не то шутя, не то серьезно:
- Конечно, красив. Качалов правду сказал… «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…»
Дорогой молчала, клоня голову от светлой лунной метели, летевшей навстречу. Полный месяц нырял в облаках над Кремлем, — «какой-то светящийся череп», — сказала она. На Спасской башне часы били три, — еще сказала:
- Какой древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке. И во Флоренции совсем такой же бой, он там напоминал мне Москву…
Когда Федор осадил у подъезда, безжизненно приказала:
- Отпустите его…
Пораженный, — никогда не позволяла она подниматься к ней ночью, — я растерянно сказал:
- Федор, я вернусь пешком…
И мы молча потянулись вверх в лифте, вошли в ночное тепло и тишину квартиры с постукивающими молоточками в калориферах. Я снял с нее скользкую от снега шубку, она сбросила с волос на руки мне мокрую пуховую шаль и быстро прошла, шурша нижней шелковой юбкой, в спальню. Я разделся, вошел в первую комнату и с замирающим точно над пропастью сердцем сел на турецкий диван. Слышны были ее шаги за открытыми дверями освещенной спальни, то, как она, цепляясь за шпильки, через голову стянула с себя платье… Я встал и подошел к дверям: она, только в одних лебяжьих туфельках, стояла, спиной ко мне, перед трюмо, расчесывая черепаховым гребнем черные нити длинных, висевших вдоль лица волос.
- Вот все говорил, что я мало о нем думаю, — сказала она, бросив гребень на подзеркальник, и, откидывая волосы на спину, повернулась ко мне: — Нет, я думала…
На рассвете я почувствовал ее движение. Открыл глаза — она в упор смотрела на меня. Я приподнялся из тепла постели и ее тела, она склонилась ко мне, тихо и ровно говоря:
- Нынче вечером я уезжаю в Тверь. Надолго ли, один бог знает…
И прижалась своей щекой к моей, — я чувствовал, как моргает ее мокрая ресница.
- Я все напишу, как только приеду. Все напишу о будущем. Прости, оставь меня теперь, я очень устала…
И легла на подушку.
Я осторожно оделся, робко поцеловал ее в волосы и на цыпочках вышел на лестницу, уже светлеющую бледным светом. Шел пешком по молодому липкому снегу, — метели уже не было, все было спокойно и уже далеко видно вдоль улиц, пахло и снегом и из пекарен. Дошел до Иверской, внутренность которой горячо пылала и сияла целыми кострами свечей, стал в толпе старух и нищих на растоптанный снег на колени, снял шапку… Кто-то потрогал меня за плечо — я посмотрел: какая-то несчастнейшая старушонка глядела на меня, морщась от жалостных слез.
«Что я вижу из окна своего дома», 6 класс
... по младше саночки, а у тех что постарше есть ледянки и снегокаты. Каждый день я вижу как мои соседи гуляют со ... вступления можно записать) 7. Запись домашнего задания : написать сочинение . Сочинение Вид из моего окна зимой 5 класс Вид из ... выйти во двор. Но я не могу оторвать глаза от горящего полукруга солнца, который еще раз мне доказывает, что Земля круглая. Обыкновенное окно открывает мне ...
- Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!
Письмо, полученное мною недели через две после того, было кратко ласковая, но твердая просьба не ждать ее больше, не пытаться искать, видеть: «В Москву не вернусь, пойду пока на послушание, потом, может быть, решусь на постриг… Пусть бог даст сил не отвечать мне — бесполезно длить и увеличивать нашу муку…»
Я исполнил ее просьбу. И долго пропадал по самым грязным кабакам, спивался, всячески опускаясь все больше и больше. Потом стал понемногу оправляться — равнодушно, безнадежно… Прошло почти два года с того чистого понедельника…
В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабвенный. Я вышел из дому, взял извозчика и поехал в Кремль. Там зашел в пустой Архангельский собор, долго стоял, не молясь, в его сумраке, глядя на слабое мерцанье старого золота иконостаса и надмогильных плит московских царей, — стоял, точно ожидая чего-то, в той особой тишине пустой церкви, когда боишься вздохнуть в ней. Выйдя из собора, велел извозчику ехать на Ордынку, шагом ездил, как тогда, по темным переулкам в садах с освещенными под ними окнами, поехал по Грибоедовскому переулку — и все плакал, плакал…
На Ордынке я остановил извозчика у ворот Марфо-Мариинской обители: там во дворе чернели кареты, видны были раскрытые двери небольшой освещенной церкви, из дверей горестно и умиленно неслось пение девичьего хора. Мне почему-то захотелось непременно войти туда. Дворник у ворот загородил мне дорогу, прося мягко, умоляюще:
- Нельзя, господин, нельзя!
- Как нельзя? В церковь нельзя?
- Можно, господин, конечно, можно, только прошу вас за ради бога, не ходите, там сичас великая княгиня Ельзавет Федровна и великий князь Митрий Палыч…
Я сунул ему рубль — он сокрушенно вздохнул и пропустил. Но только я вошел во двор, как из церкви показались несомые на руках иконы, хоругви, за ними, вся в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня; а за нею тянулась такая же белая вереница поющих, с огоньками свечек у лиц, инокинь или сестер, — уж не знаю, кто были они и куда шли. Я почему-то очень внимательно смотрел на них. И вот одна из идущих посередине вдруг подняла голову, крытую белым платом, загородив свечку рукой, устремила взгляд темных глаз в темноту, будто как раз на меня… Что она могла видеть в темноте, как могла она почувствовать мое присутствие? Я повернулся и тихо вышел из ворот.
«Тужилки по Масленице»
У православных славян первый день Великого поста и его первой недели; средоточие очистительных обрядов, связанных с переходом от масленичной скоромной пищи и разгула к великопостным ограничениям, как пищевым, так и поведенческим. У славян-католиков начало поста приходится на среду[1] (см. Пепельная среда в славянской традиции).
В конце XIX века в России больша́я часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день «полоскали рот», то есть опохмелялись. Говорили: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть». Затем они ходили в баню и покрикивали: «поддай пару маслянице». После бани опять «полоскали рот». Некоторые «полощут свой рот очищенной» почти в продолжении всей первой недели поста[4].
Дни недели рассказывают о себе 5 класс
... было упоминание пятницы как святого дня. Дни недели Что такое неделя, в нашем понимании – это определенный промежуток равный семи дням. Нередко мы ... облитый тенью угла субъект уже открывал металлическую дверь, видимо, новую, из-за отсутствия скрипучего звука. За дверью ... но гадкую пищу, оставшуюся на тарелке. Первая половина дня – до полудня – прошла очень легко, к счастью. Часы с первого ...
В некоторых местах устраивались кулачные бои, которые должны были способствовать «очищению» от скоромного, их называли «выколачивать лепёшки» (вятск.) или «блины вытрясать» (тульск.)[5].
На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла[6].
Северные удмурты первый день Великого поста называли Крэнь
«хрен». В этот день ходили в гости и угощали друг друга квасом с хреном и редькой[7].