Основные термины и понятия, Образовательные ресурсы, Предметные
-
сформировать умение строить текст в определённой последовательности;
-
систематизировать речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в составлении сочинения по картине.
Личностные, Метапредметные, ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА, Организация урока.
Трое суток шагать, трое суток не спать
«Трое суток шагать, трое суток не спать
Ради нескольких строчек в газете…, Если снова начать, я бы выбрал опять, Бесконечные хлопоты эти».
- Как вы думаете, какой профессии посвящены строчки этой песни?
- Что вы знаете о профессии репортера? …
- Возможно, наш урок поможет вам расширить представления об этой профессии. А кто-то и захочет им стать. Так, чем занимается репортёр?
- Вспомните, что такое репортаж?
- Запишем определение
- О каких событиях обычно рассказывается в репортаже?
- В каком стиле речи создаётся репортаж?
- Профессии репортера.
Корреспондент, пишущий репортажи.
- пишет репортажи
Репортаж — это живой рассказ с места события)
О каком-то значимом событии — празднике, спортивном состязании, запуске космических кораблей; об исторических местах, знаменитых людях и т. д.
Репортаж создаётся в публицистическом стиле речи, цель которого: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя.
П-осознание учебной задачи.
Постановка целей урока-2 мин.
- Сегодня вы сможете познакомиться с особенностями работы журналиста-репортера. Цель нашего урока — подготовиться к сочинению в жанре репортажа. Поможет нам в этом картина русского советского художника Сергея Григорьева. (Слайд «Тема урока»)
Сергей Алексеевич Григорьев родился в 1910 году. Его живописные полотна посвящены молодёжи, проблемам нравственности, их отличает точность и ясность образов. Эти произведения искусствоведы относят к сюжетно-тематическому жанру. Но о многих его картинах – в том числе и о той, с которой будем работать сегодня — можно сказать, что это «жанр в жанре». (Слайд «Картина»)
Профессия – телевизионный и радиожурналист
... происшествия или знаменитости. Но журналисты просто честно делают свою работу! Ведь репортажа без личного присутствия репортера на месте события не бывает. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия, ... зарубежных авторов. 1. Виды специализации на телевидении и радио 1.1 Репортёр – ведущая профессия на телевидении и радио По сути, репортерская работа – основа современного телевидения; без ...
Начиная работу с картиной С. Григорьева «Вратарь», необходимо вспомнить, в какую эпоху она была создана. 1949 год — это сложное для советских людей время. После завершения Великой Отечественной войны прошло всего 4 года, и страна быстрыми темпами восстанавливалась. Появлялись новые предприятия и жилые дома. Преобладающее большинство граждан жило бедно, но мирное небо над головой вселяло в них надежду на светлое будущее. Послевоенные дети, помнящие все ужасы лишений и бомбёжек, росли неизбалованными и умели радоваться обыденным вещам. Например, игре в футбол. Именно такой эпизод и передаёт художник в своём произведении.
умение строить речевое высказывание.
К- развитие умения слушать и вступать в диалог.
Беседа по картине.-10 мин.
- Нравится ли вам картина?
Почему это «жанр в жанре»?
- Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь сделать это таким образом, чтобы человек, не знакомый с картиной, мог составить представление о ней.
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Предположите, какие названия можно было бы ещё дать этой картине?
- Художник назвал картину «Вратарь». Что он хотел подчеркнуть?
- Рассмотрим его. Как он одет? Какое у него лицо?
- Волнуется ли он?
- Что мы видим в правом нижнем углу картины?
- Как вы думаете, что происходит на второй половине поля?
- Мы уже отметили, что на картине изображена осень.
Уточните, пожалуйста, как вы это определили?
- Опишите зрителей.
Да, нравится. Художник смог передать напряжённость зрителей, их увлечённость матчем: нам кажется, что мы вместе с ними следим за игрой.
Городской пейзаж, сюжетно-тематическая живопись, портрет мальчика.
Художник изобразил пасмурный осенний день. Мы словно стоим рядом со спортивной площадкой. На переднем плане – мальчик-вратарь. За ним – мальчик в красной одежде. Его задача – приносить мяч, если он улетит за пределы поля. На заднем плане – зрители: здесь и мальчик с маленьким братом или сестрой на коленях, и девочка-школьница, и взрослый мужчина. Все они сосредоточенно следят за игрой. Их внимание обращено на ту часть поля, которую мы не видим. Наверное, так художник хотел заинтересовать нас. За спинами болельщиков виднеются очертания высоких домов. Видимо, ребята играют на пустыре на окраине города.
Азарт, нам хочется узнать исход игры.
«Игра», «Футбол», «Ответственный матч», «На стадионе».
Центральная фигура – мальчик-вратарь.
Сосредоточенное, внимательный взгляд.
Нет, он спокоен, уверен в себе, хотя и напряжён. Мы видим, что этот матч для него очень важен.
Портфель, может быть, куртка, пионерский галстук. Ребята пришли играть, как только закончились занятия. Два портфеля обозначают границы ворот.
Возможно, возникла опасная для команды мальчика-вратаря ситуация. Может быть, бьют штрафной или пенальти. Но мы уже отметили, что вратарь довольно спокоен; скорее всего, идёт борьба за мяч, а он следит за игрой.
Краски неяркие, на земле лежат опавшие листья. Небо серое, может быть, накрапывает дождь, но увлечённые игрой болельщики этого не замечают. Вдали туманная дымка.
Описание картины с. григорьева “вратарь”
... было компьютеров или современных смартфонов. Кроме игр в войнушку дети играли в футбол во дворах, в парках и как в данном сюжете на пустыре. В картине Вратарь Григорьев, кроме наблюдающих за матчем болельщиков ... подчинен главному рассказу о детях, увлеченных игрой в футбол. Ребята собрались после школы поиграть в футбол на пустыре. Ворота сооружены у них из портфелей, сумок и беретов. Художник не ...
Внимательно следят за игрой, напряжены.
К- развитие умения слушать и вступать в диалог.
К- развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.
П.:определяют основную и второстепенную информацию
Практическая деятельность.-7 мин.
Словарная работа
Предупреждение речевых ошибок. Слова – синонимы., Ребята, чтобы у нас не было речевых ошибок, нам с вами нужно придумать синонимы к словам:
- художник , мастер живописи, автор;
- картина , полотно, произведение искусства;
- увлекательный, интересный, захватывающий;
- внимательно , сосредоточенно;
- быстрый , проворный, стремительный;
- броситься , кинуться, метнуться, ринуться, устремиться.
- Назовите словосочетания, с помощью которых передается состояние людей, изображённых на картине.
- Какие части речи помогают нам передать состояние людей? Причастия, наречия, имена прилагательные.
(притихшие зрители; сосредоточенно всматриваются; внимательный взгляд; напряжённо следит за игрой; увлечённые игрой болельщики; спокойный, уверенный в себе вратарь; застыл в ожидании).
Давайте подумаем,, Употребление деепричастных оборотов в речи.
- Ребята, чтобы ваше сочинение было ярче, выразительнее и живее, постарайтесь употреблять деепричастные обороты. А пока предположим, какими деепричастными оборотами мы можем передать действие нашего репортажа?
Ожидая мяч, защищая ворота, слегка согнувшись, поставив руки на колени, сосредоточив внимание;
- заложив руки за спину, выпятив живот, внимательно наблюдая за мячом;
- оказавшись здесь случайно, держа и руках папку с бумагами, затаив дыхание и приподняв голову, обнявши маленького брата, поставив руки на пояс, держа в руках куклу, согнувшись и скрестив мальцы рук.
П-умение структурировать знания. Р-умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу. П-умение строить речевое высказывание.
Работа над планом сочинения.-7мин.
- Сейчас вам предстоит самостоятельно составить план к сочинению, но давайте перед этим уточним:
- К какому типу речи относится репортаж? — повествование
- Исходя из этого, какой должна быть структура нашего сочинения? — Вступление, основная часть и заключение.
- Что мы напишем во вступлении? Картина и автор.
- В основной части? — повествование по картине, может быть представлено, как: завязка- развитие – развязка
- И в заключении? — Вывод, возможный исход истории
- Давайте составим план нашего сочинение, каждый у себя в тетради.
Составление плана
1. О чем картина?
2. Зачем школьники собрались на поле?
А) в какое время года происходит действие?
Б) что делают игроки?
В) что делают зрители?
3. Какой будет исход матча?
1. История создания картины
2. Напряжённый матч
А) история матча
Описание картин великих художников
... Сочинение: описание картины Г.Г. Мясоедова "Страдная пора. Косцы." Мясоедов Григорий Григорьевич был одним из самых самобытных и оригинальных, истинно самобытных русских художников. ... зимняя казачья забава как взятие снежного городка. Строили настоящий снежный городок где-то в поле ... бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела - в этой работе руками не поможешь. Главное - ...
Б) напряженный момент
3. Тсход матча
1. О картине и ее авторе
2. На пустыре в погожий осенний день
3. Бесстрашный вратарь
4. Болельщики и зрители
5. Взгляд со стороны
1.История создания картины.
2. Описание осеннего дня
3.Напряженный матч
4. Сосредоточенный вратарь
5. Исход матча
Р-умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу.
П-умение строить речевое высказывание.
П-умение строить логическую цепь размышлений.
К- Умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации.
Домашнее задание -2м.
Написать сочинение по картине в жанре репортажа.
Записывают дз в дневники.
Итоги.Рефлексия.-3 мин.
— осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Было ли вам интересно на уроке?
Что вам больше всего понравилось?
Что было трудным для вас?
Р- умение реалистично оценивать свои образовательные достижения.