Человек в творчестве Горького — это, прежде всего, свободолюбивая личность, независимый индивидуум. Писателю был интересен внутренний мир людей, он с завидным постоянством размышлял над их мечтаниями и стремлениями. Все персонажи прозаика живут на рубеже столетий, XIX и XX века, в период мощных политических потрясений. Но, как и люди любой другой эпохи, они имеют право выбора — соблюдать мораль или быть примитивными.
Противопоставляя героев друг другу, автор на контрасте пытается найти истину. Писатель преувеличивает некоторые черты характера людей, пытаясь добраться до сути. В раннем произведении «Старуха Изергиль», как писательский прием используется полное противопоставление положительного и отрицательного героя. Речь идет о горделивом и надменном Ларре и чутком и самоотверженном Данко. Первый герой выбирает личную свободу и жизнь без обязательств. Второй — жертвует собой во спасение собственного народа. В этом произведении Данко — идеал человека в глазах писателя. На начальном этапе творческого пути Горький считает, что люди должны жить и творить исключительно во благо общества.
В произведении «На дне», Горький повествует о Луке и Сатине. Каждый из них думает по-своему о человеке, его предназначении и возможностях. Лука склонен считать, что сладкая ложь всегда во спасение. Он утешает страждущих завсегдатаев ночлежки, даже перед смертью дает слабую надежду на будущее. Умирающей Анне он красочно описывает преимущества сладкой жизни в потустороннем мире, несчастной Насте дает веру в любовь ветреного студента. Даже беспробудному пьянице Лука рассказывает об общедоступной больнице для алкоголиков. Философия этого героя — даже на самом дне человек должен поддерживать веру в светлое будущее и сохранять достоинство до последнего вздоха. В противовес Луке описана позиция завсегдатая притона Сатина. Скептично настроенный, но пассивный и апатичный персонаж придерживается мысли, что человек должен просто топтать землю. В отличие от Луки он считает, что жалость и сострадание унижают, лишают чувства собственного достоинства. Вранье — религия рабов и безумцев! Тут явно прослеживается точка зрения творца произведения — только самоуважение и жизнь в согласии с самим собой, принятыми моральными устоями может сделать счастливым.
На примере этих двух произведений можно проследить внутреннюю эволюцию самого М. Горького. В начале жизни он думал, что борьба и жертвенность для всеобщего блага есть высший идеал. На закате творческого пути понимал — при самых сложных обстоятельствах нужно сохранять честь и не опускаться до инертного бессмысленного существования. При этом автор учитывал влияние непреодолимых жизненных обстоятельств: Мировая революция, никчемная политика государства, сложная экономическая ситуация. Горький преклонялся перед человеком творческим, способным ставить высокие цели и с упорством их преодолевать. Такой человек, в понимании писателя, звучит гордо!
Пейзаж в расскрытии замысла автора по произведению Горького «Старуха Изергиль»
... жажда яркой жизни. Рассказы этого прекрасного писателя до сих пор не утратили своего значения. Пейзаж в расскрытии замысла автора по произведению Горького «Старуха Изергиль» Библиотека Рефераты Курсовые Дипломы Поиск ... они могут выкинуть какой-нибудь фокус. Таковы герои рассказов «Чудик», «Микроскоп», «Срезал». Но их стремление сделать «людям как лучше» постоянно натыкается на стену непонимания, ...
Другие сочинения: ← Критика о повести Детство Горького↑ ГорькийЧто лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне? →
Темы сочинений и тезисные планы по творчеству М.Горького материал по литературе по теме
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ И РЕФЕРАТОВ
1. Судьбы русской интеллигенции в произведениях А. П. Чехова и М. Горького. 2. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни» в произведениях М. Горького. 3. Пафос романтических произведений Горького. 4. Идеи и стиль романтических произведений М. Горького. 5. Тема человека в ранних рассказах М. Горького. 6. Поиски правды и смысла жизни в произведениях М. Горького. 7. Трагические судьбы «людей дна» в произведениях М. Горького. 8. «Человек» в произведениях М. Горького («Фома Гордеев», «На дне» и др.).
9. «Свинцовые мерзости» русской жизни в ранних рассказах М. Горького. 10. Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького. 11. Спор о правде и человеке в пьесе М. Горького «На дне». 12. Проблемы гуманизма в пьесе М. Горького «На дне». 13. Тема революционного насилия и нравственной ценности христианства в романе М. Горького «Мать». 14. «Очень своевременная книга» и «Несвоевременные мысли» М. Горького (по роману «Мать» и «Несвоевременным мыслям»).
15. Жизнь, подобная смерти, и бессмертие (Ларра и Данко).
16. Кто из ночлежников вызывает у меня симпатии и почему? (по пьесе «На дне»), 17. «Человек- вот правда!» (по пьесе «На дне»).
18. Проблема нравственного выбора в романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина». 19. Художественное своеобразие пьесы М. Горького «На дне». 20. Роль афоризмов в раскрытии характеров героев в пьесе «На дне». 21. Традиции русской классики в творчестве М. Горького (на примере одного или нескольких произведений).
22. Что я принимаю и с чем спорю в произведениях М. Горького?
23. Согласны ли вы с высказыванием Горького: «Каждый сам себе судьба» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергилъ»).
24. Устарел ли Максим Горький?
По одной из последних трех тем написать сочинение – эссе.
ТЕЗИСНЫЕ ПЛАНЫ СОЧИНЕНИЙ
СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»
Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже
Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо
куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов
I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди «с солнцем в крови» герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, даже «на дне» жизни. Поиски смысла жизни, совести, назначения человека на земле, возвышенной любви занимают ночлежников, которые, казалось бы, утратили все (многие даже имя), но не утратили надежды. III. Что может дать надежду на возрождение: суровая правда или красивая, утешительная ложь? IV. Противопоставление утешительной, сострадательной лжи Луки и горькой, обличительной правды Сатина — основной драматургический конфликт пьесы. V. Жизненная философия Луки: «Не всегда правдой душу вылечишь». Лука убежден, что люди нуждаются в жалости, потому что на земле все люди «странники» и найти здесь справедливость невозможно. Он призывает к терпению, состраданию, потому что человек переустроить жизнь не может, а может лишь «устроиться» в ней, «приспособиться». Его надежды связаны не с разумом, а с верой (притча о «праведной земле»).
Люди «дна» и «хозяева жизни» в произведениях М.Горького 1890-х ...
... в жизни. Решение этого вопроса построено у писателя романтически. Так, любимые герои уже раннего Горького (рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и другие) выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира. В «Старухе Изергиль» ...
VI. Позиция Сатина в споре о правде. Сатин — обличитель лжи как «религии рабов и хозяев», прибежища нищих духом. Правда Сатина — «бог свободного человека», правда Человека, который звучит гордо, верит в возможность переустройства жизни на земле, в возможность уничтожения зла. VII. Человек Луки — отдельная, конкретная личность («я всякого уважаю»), Человек-Сатина — это общность людей, человечество («Это не ты, не я, не они… нет! Это — ты, они, старик» Наполеон, Магомет… в одном»).
VIII. На чьей стороне Горький в споре о правде и человеке? Художественная правда характера и замысел писателя не совпали в изображении Луки — это утверждал первый исполнитель его роли И. Москвин, чья талантливая игра заставила многих критиков утверждать, что автор на стороне Луки, а не Сатина. Споры продолжаются. XI. Гуманизм Горького в пьесе «На дне», философский смысл пьесы (разработка им в пьесе вечных тем; смысл бытия человека, ответственность перед собой и миром).
Современные постановки и трактовки пьесы.
ЧТО Я ПРИНИМАЮ И С ЧЕМ Я СПОРЮ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ГОРЬКОГО
I. Посещение музея-квартиры М. Горького. Противоречивые впечатления; роскошный особняк в стиле модерн (реквизированный у миллионера купца-мецената Рябушинского) — для пролетарского писателя, редкая коллекция миниатюрных фигурок из кости и нефрита. Строгие шкафы с книгами до самого потолка, дорогие картины, фотографии сына, внучек, друзей и знакомых… Известно, что Горький не любил этот дом, чувствовал себя в нем как в золотой клетке. Побывавший у него в 1925 г. Р. Роллан записал в дневнике: «Он очень одинок, хотя никогда не бывает один», «в его душе происходит жестокая борьба, о которой никто ничего не знает». И уж совсем красноречивый вывод: «у старого медведя на губе кольцо». II. Разные версии о гибели сына и смерти самого М. Горького. Секретарь Горького, оказывается, был агентом ГПУ… Все это требует осмысления и переоценки того, что знал раньше о Горьком и что знал? То, что в учебнике, особенного интереса не вызывало. Из прочитанного запомнилось лишь что-то из раннего творчества… Вероятно, написано талантливо. III. Романтические песни «Старуха Изер-гиль» — все это, на мой взгляд, подлинное искусство; прекрасный, «цветистый» язык, сказочная метафоричность, яркость, необычайность героев, возвышенные мечты и чувства, великолепная пейзажная живопись. IV. Ранние реалистические рассказы перекликаются с тем, что описано в автобиографической трилогии («Детство», «В людях», «Мои университеты»).
«Свинцовые мерзости русской жизни» и в то же время «здоровое, яркое, творческое», что есть в русском народе. Все это написано в традициях русской классики XIX в. и близко мне. V. Драматургия Горького, по-моему, сродни чеховской, но более заострена социально. «Дачники», «Дети солнца», «Васса Железнова», увиденные по телевизору, достаточно интересны. «На дне» — пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о смысле человеческого существования, о сострадании,- об ответственности за свою личную судьбу. Афористичность языка привлекает, многое запоминается надолго. Поражает мастерство речевых характеристик: ночлежники — живые человеческие типы. Спорным представляется Сатин как антипод Луки. Он гораздо менее убедителен, чем Лука, к тому же сам признает его правоту («молодец старик»).
Жизнь простых людей в творчестве художников 18 века 4 класс
... то это тождественно Жизнь и творчество художника А.П. Лежнёва В диком краю ( ... В этих попытках перенести образы простых людей в церковную живопись Венецианов действовал, как старые мастера, в ... в начале нашего века самые драгоценные черты в наследии Венецианова находят себе продолжение в творчестве К. Петрова-Водкина. Этот художник никогда не грешил подражанием своему предшественнику, в творчестве ...
VI. Больше всего спорить хочется с романом «Мать». Многие страницы написаны с большой художественной выразительностью (описание жизни рабочей слободки, история жизни и смерти слесаря Михаила Власова, интересен Андрей Находка, волнуют переживания Ниловны, ее загадочный сон и др.), но в целом читать довольно скучно, а уж идея насильно осчастливить все человечество, оправдание революционного террора (чего стоит Николай Весовщиков, готовый «забрызгать кровью небеса» во имя идеи) — абсолютно неприемлема для меня. Думается, что «своевременность» этой книги в прошлом, и сухой, схематичный, холодный Павел никого уже увлечь не сможет. А вот материнская великая любовь Ниловны, которая, как библейская Мария, приносит своего сына в жертву людям, не может не привлечь. VII. Послеоктябрьское творчество Горького мало знакомо мне. Изучено обзорно «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина», последний роман, судя по телевизионной версии, грандиозное и, возможно, самое важное и талантливое из всего, что написано Горьким. Обязательно надо прочитать, если осилю.
VIII. Несмотря на то что я не все принимаю в Горьком, я думаю, не правы те, кто заявляет о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Мне интересна личность Горького, поскольку он один из тех, кто «сделал себя сам». Как это ни банально звучит, в разное время Горький был разным (это доказывают его «Несвоевременные мысли»), и, следовательно, справедливо будет сказать, что никакой эпизод из жизни писателя не может характеризовать его полностью, что он лишь звено в цепи сложной, но исполненной глубокого смысла судьбы.
РАННИЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М. ГОРЬКОГО
Он выдумал жизнь сильную, радостную, полную волнующих предчувствий… Этого невероятного и ожидала изнемогающая от самой себя действительность. А. Н. Толстой
I. Своеобразие романтизма ранних произведений М. Горького. Романтика не уводит от жизни, а зовет к действию. Сокол, Данко, старуха Изергиль — герои, зовущие к подвигу. II. Голос Горького-романтика был услышан, он помог многим обрести крылья в романтическом полете над пошлостью и косностью жизни. III. Что такое подвиг в горьковском понимании. Ларра и Данко — подвиг есть следствие огромной любви к людям. IV. «Безумство храбрых» и «мудрость жизни» в ранних произведениях А. М. Горького. V. Концепция человека в романтических произведениях Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит Человека. VI. Афористичность языка, гиперболы, сравнения, емкость и выразительность метафор служат формированию идейного смысла произведений. И то и другое, как в фокусе, соединяется в понятие подвига, рисуя его в ярких, жизнеутверждающих тонах. VII. Роль пейзажа в творчестве Горького романтического периода (море, постоянно меняющееся — «свободная стихия». Буря, бескрайние степи и неприступные горы, ущелья, колдовская ночь и непроницаемая темнота леса, во тьме которого вспыхивает гордое сердце Данко и т. д.).
Класс. -описание произведений народного творчества (2)
... подсказки к вашему сочинению? (Да, даются темы сочинения) - Попробуем его конкретизировать. 10. Работа над планом сочинения – описания. Запись на доске и в тетрадях. 1. Произведение, какого художественного народного промысла вы будете ... богородские мастера? Опишите одно из изделий богородских мастеров по плану. (слайд 9) 6. Работа над упражнением № 373 (стр. 32-33). 1. - А теперь познакомимся с ...
Символика пейзажных зарисовок. VIII. Антитеза как основной композиционный прием ранних произведений Горького (Девушка — смерть, Уж — Сокол, Ларра — Данко, Буревестник— глупый пингвин и т. д.).
IХ. Остро современное и вечное в романтических произведениях Горького. Написанные в период подготовки первой русской революции, они сыграли пропагандистскую роль. Однако размышления героев о смысле жизни, любви и смерти, чести и подвиге, высокие художественные достоинства этих произведений представляют ценность и для наших современников.
↑ Незаурядность творчества Горького
Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.
М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.
Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.
В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год).
Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».
В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).
От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.
Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)
↑ Итоги творчества
В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором).
Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).
В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.
Концепция общества и человека в драматических произведениях Максима Горького
... театра абсурда». Стоит обратить внимание, что предметом авторского исследования в каждой из пьес становится всего на всего одна среда. Это явственно отображается и в самих заголовках произведений Максима Горького, ... мечтающая о роковой любви Настя и отрекающаяся как от любви, так и от брака Квашня. Рассмотрев всего несколько примеров из творчества Максима Горького мы увидели, как разнообразно ...