«Нравственная смерть и духовное возрождение Раскольникова»

возрождение Раскольникова в романе

Ф. М. Достоевского «Преступление

и наказание».

Мастерство писателя

в раскрытии драмы «падшего человека»»

Ф. М. Достоевский был религиозным человеком, и почти все его

произведения проникнуты духом православия. В них доказывается

неразрывность веры и нравственности, тождественность нравственных

законов и законов божественных, христианских. А главная идея

его романов — идея воскресения «падшего человека». Достоевский

пишет о грехопадении и исправлении, о покаянии и возрождении

к новой жизни, жизни в любви и добродетели.

Идея возможности воскресения «падшего» человека является

основной идей романа «Преступление и наказание». Уже само название

несет в себе христианскую мысль — мысль о неотвратимости

расплаты (или наказания) за преступление, за содеянное зло — зло

всегда наказуемо. Но наряду с законом справедливости существует

закон милосердия Божия. Нет такого греха, такого преступления,

которое невозможно было бы искупить покаянием. Вот об этом роман.

Жизнь любого человека — это его внутренняя борьба между

добрым и злым началами человеческой сущности. Из-за гордости,

ожесточенности Раскольников заглушает в себе голос добра, голос

света. Озлобленный ум не может принимать в себе Христа, а «если

Бога нет, то все дозволено». Раскольников остается один на один со

злом и теряет ощущение света, а эта потеря ведет к стиранию граней

между добром и злом. В таких условиях, где потеряно различие между

началом и концом, где царствует один лишь озлобленн ый ум, и возникает

почва, благоприятная для прорастания злой мысли. Достоевский

с самого начала романа, с «самой пробы» развертывает перед

читателем борьбу между добрым и злым началами. Мысль, рожденная

в тесной каморке, похожей на гроб, бессонными ночами сначала забавляет

бедного студента, а затем, набирая все большую и большую

силу, превращается в теорию о двух разрядах людей, теорию, требующую

немедленного воплощения в жизнь.

Писатель, тонко чувствующий психологию «гордого» человека,

3 стр., 1105 слов

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным ...

... Достоевского о том, что зло не является естественным состоянием человека, ... на первый взгляд, жестоком человеке (убийце, уличной девке). В «Преступлении и наказании» Достоевский ... кроме общеполитических тем, автора волнует ... то, что был настоящая личность ... на которую не сможет повлиять среда. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ...

не желающего влачить жалкое существование, в начальных главах первой

части романа, развертывает перед читателем картину постепенного

превращения мечты в навязчивую идею. И Раскольников теряет свободу

  • становится рабом. Иногда он спрашивает себя: «… да неужели

ж, неужели я в самом деле возьму топор…» Доброе начало не

могло позволить убить, да и сам Раскольников не верил, что выполнит

свой злой замысел. Но он раб и должен повиноваться.

Достоевский указывает читателям, что Бог желает всем спасения,

но только когда сам человек захочет этого.

Поэтому Раскольникову даются предостережения, чтобы не совершалось

преступление. Встреча с Мармеладовым, который говорит

о Страшном Суде и о прощении смиренных: «… потому их приемлю,

разумные, потому приемлю, премудрые, что ни единый из сих сам

не считал себя достойным сего…», «И прострет к нам руце Свои

и мы припадем… и все поймем… Господи, да прийдет Царствие

Твое!» Смирение противопоставлено гордости, аименно гордость приводит

Раскольникова к идее «сверхчеловека».

Второе предостережение — это сон. Достоевский умело использует

символику снов для реализации идеи романа. Сон — пророчество,

в котором показана безжалостная идея — «Миколка, добивающий

лошадь» и в котором он (Родя — ребенок) показан сострадательным.

И в то же время во сне показана вся мерзость убийства.

После этого снова внутренняя борьба и почти победа совести

и добра, но… поздно, зло пустило крепкие корни, и уже маленькому

доброму мальчику не противостоять силам зла. И никто уже не

может спасти его от рокового удара топором (он слышит разговор

студента с военным, слышит, что старуха будет одна).

Происходит

окончательное падение Раскольникова. Ударом топора он отрубает

себя от общества, от мира. Совершается его нравственная смерть.

Но идея неотвратимости наказания в этом романе не основная,

главная идея — это воскресение падшего человека, ибо нет такого

греха, нет такой глубины падения, которую бы не искупить покаянием.

И как воскрес Христос, так может воскреснуть любая падшая душа.

Для реализации этой идеи Достоевский включает в роман очень

важный эпизод, эпизод воскрешения Лазаря. Этот эпизод, где блудница

и убийца сошлись за чтением Божественной книги, по праву

можно назвать величайшими христианскими страницами романа.

Смерть Лазаря и его воскрешение — прообраз судьбы Раскольникова

после преступления до его полного возрождения.

В этом эпизоде показана и вся безысходность смерти, и вся ее

непоправимость, и величайшее, непостижимое чудо — чудо воскресения!

Родные скорбят об умершем Лазаре, но своими слезами они

23 стр., 11445 слов

Инфернальность в творчестве Достоевского

... главным образом через сравнение их воздействия на героев романа. Безусловно, нельзя говорить о том, что инфернальное в творчестве Достоевского исчерпывается только тремя ипостасями, к примеру, можно ... литературы. Практическая значимость курсовой состоит в том, что данная работа может быть использована для подготовки дипломов, курсовых работ и рефератов по данной теме. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНФЕРНАЛЬНОГО ...

не оживят бездыханный труп. И тут приходит Тот, кто переходит

границы возможного. Тот, кто побеждает смерть, Тот, кто воскрешает

уже разлагающееся тело! Только Христос мог воскресить Лазаря, только

Христос сможет воскресить и нравственно мертвого Раскольникова!

Включив в роман евангельские строки, Достоевский уже открывает

читателям будущую судьбу Раскольникова, так как связь между

Раскольниковым и Лазарем очевидна.

«Соня, читая строку: «.. .ибо четыре дня, как во гробе» энергично

ударила на слово «четыре»». Это замечание Достоевский выделяет

не случайно, потому что чтение про Лазаря происходит именно через

четыре дня после убийства старухи. И «четыре дня» Лазаря в гробу

становятся равносильными четырем дням нравственной смерти Раскольникова.

А слова Марфы Иисусу: «Господи! Если бы Ты был

здесь, не умер бы брат мой!» — так же значимы для Раскольникова,

то есть, если бы Христос присутствовал в душе, то он не совершил

бы преступления, не умер бы нравственно.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении

всего романа. Гроб Лазаря приобретает особый смысл в том,

что каморка Раскольникова неоднократно называется гробом. Духота

могильной пещеры Лазаря сопоставима с вездесущей духотой Петербурга.

Камнем закрыта пещера, в которой погребен Лазарь, и именно

под камнем лежат драгоценные вещи и кошелек убитой старухи.

И когда Соня читает повеление Христа: «Отнимите камень»D кажется,

что для Раскольникова они звучат иначе: «Раскайся, осознай свое

преступление, и ты воскреснешь!»

По Достоевскому, Раскольников достигнет счастья, то есть возрождения

души, через страдания, но для этого надо преодолеть «расколо-

тость» своего внутреннего мира. А как ее преодолеть? Достоевский

вводит в роман образ, противоположный образу Раскольникова по

своему внутреннему мироощущению. Гордыне Родиона противопоставлено

смирение Сони Мармеладовой. Она приняла в себя Христа,

она уверовала в Него. Именно эта вера, несмотря на то, что она всеми

отвергнутая, униженная, всеми презираемая, придает ей мужества

и крепость переносить все свои несчастья. Именно эта вера дает

ей силы жить после того, как она преступила нравственный закон.

И именно эта вера придает ей решимость спасти, поставить на путь

воскресения Раскольникова.

В образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские

добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь

к людям, жертвенность. Судьба Сони — это подтверждение в жизни слов

Христа: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут

в Царствие Божие». Они идут впереди силой своего смирения.

Достоевский показывает на образе Сони, что смиренная любовь

  • великая сила. Только Соня, любящая и смиренная, смогла

воскресить Раскольникова к жизни. Она не стремилась силою настаивать

на своем, она не заставляла Раскольникова верить в Бога, но

любовью, смирением, всепрощением, самоотречением и молитвой

Соня воскресила его. Конечно же, это произошло не сразу. Достоевский

10 стр., 4988 слов

Как понять их воскресила любовь. Их воскресила любовь (по роману ...

... и худы; но в этих худых и бледных лицах уже сияла заря обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь. Их воскресила любовь, ... Раскольникова, который употребляет в основном одно местоимение Я, т.к. видит в себе центр и цель существования, Соня ... стихотворение? Какие цитаты из Достоевского в нем использованы? 1917г ... нее читают герои? Почему воскресение Лазаря? (надежда на чудо собственного ...

  • писатель-реалист, и его герой, сделав признание в полицейском

участке по настоянию Сони, прямо там же возненавидел эту маленькую

кроткую девушку. И только на каторге, спустя год, и однажды:

«как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то подхватило

его и как бы бросило к ее (Сониным) ногам. Они оба были бледны

и худы; но в этих больных и бледных лицах уже сияла заря обновленного

будущего, полного воскресения в новую жизнь».

Любовь… Именно теперь наказание за преступление из непонятного

страдания начнет, наконец, превращаться через живую любовь

в подвиг обновления человека. И через любовь к Соне Раскольникову

открывается новый, для него ранее неведомый мир христианских

ценностей. Он принимает в себя Христа- верует в Него. СловаХриста,

обращенные к Марфе: «Я есмь воскрешение и жизнь, верующий

в Меня, если умрет, оживет!» — претворяются в жизнь: Раскольников

окончательно воскресает для новой счастливой жизни в любви!

Центральная сюжетная линия Раскольников-Соня, конечно, основная

в реализации идеи «воскрешения падшего человека», но писатель

включает в свой роман и дополнительные художественные средства:

цвет, символику чисел, символику имен. Очень важное значение

приобретают время и место встреч, пейзаж — все, все, буквально до

мелочей «работает» на идею романа. Поэтому «Преступление и наказание

» нужно читать, так же, как и Библию, с параллельным просмотром