III. Словарная работа.
- Дайте лексическое толкование слов:
мораль — нравственное учение, свод правил нравственности, этики.
нравственность
этика — совокупность норм поведения
манера –способ держать себя в обществе
IV. Работа с текстами.
Слово учителя., А) Работа с текстом для прослушивания
(Слайд 7)
(Слайд 8)
Мне рассказали недавно историю о ёлке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили ёлку сами. Для неё вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дёрном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг ёлки, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и Вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, Выйдя из дома ранним утром, увидели, что ёлку кто- то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, — смотрели с болью, содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчётливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту ёлку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мёртвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мёртвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.
- Определите, тип речи, стиль речи.
- Определите, тему и основную мысль данного текста.
Б) Работа с текстом для прочтения
(Слайд 9)
О животных из рассказа «Жильцы старого дома» (Паустовский)
... по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить ... почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика. У ... и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, ... высохшие пауки. Понравилось сочинение , тогда жми кнопку Рубрика:
Слово учителя.
(Слайд 10)
Так вот данный текст представляет собой отрывок из одного такого письма.
Письмо тринадцатое.
О воспитанности.
Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер?
Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?
В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо…
Манера, одежда, походка – всё поведение должно быть сдержанным и … красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.
Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное.
Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не только манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, даже к животным и птицам, к растениям, к красоте местности к прошлому тех мест, где живёшь, и т.д.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.
(Слайд 11)
- Определите, тему и основную мысль данного текста.
- Сформулируйте основную проблему, поднятую авторами в этих текстах.
- Какова основная идея данных тексов?
- Определите, позицию автора.
V. Работа по написанию сочинения – рассуждения
А) Работа над вступлением.
Тезис – проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты.
(Слайд 12)
1. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве
2. Как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами
3. При помощи риторического вопроса
4. С помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д., Попробуйте самостоятельно сформулировать тезис.
Проверка.
(Слайд 13-14)
1. В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе.
2. Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.
3. Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;
4. Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе».
В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей.
Б).
Работа над основной частью.
Основная часть представляет собой: комментарий сформулированной проблемы с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт,
собственную точку зрения и аргументы, убеждающие в её правомерности.
- Попробуем прокомментировать проблему, поднятую авторами.
(Слайд 15).
Сочинения об авторе улицкая
... зы в мыльную воду. (40)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки… Сочинение по тексту Л. Улицкой (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. — (2)А где ... с позицией автора. Мы найдем немало произведений русской классической литературы, в которых отражается эта проблема. Вспомним, например, ... собой. Вывод, к которому приходит Л.Улицкая в ходе своего повествования, понятен и близок мне. Я считаю, что ...
Что вы понимаете под бережным отношением?
В чём оно должно проявляться и как проявляется в нашей жизни?
В чём разумное отношение к другим проявляется лично у вас?
Согласны ли, Воспитываете ли
Почему именно эти два текста взяты за основу урока?
В).
Вывод сочинения — рассуждения. (Слайд 16)
Помните, что:
вывод в рассуждении – это доказанный тезис;
- вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью;
- наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость;
- вывод – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение.
VI. Составление плана сочинения и его обсуждение.
Примерный план сочинения – рассуждения (Слайд 17)
-
Вступление. Что такое нравственность?
Основная часть.
1) проблема — «своим поведением вы выявляете свою суть»?
2) комментарий — какие качества должен воспитать в себе каждый человек?
3) позиция автора текста — нужно уважать людей, учиться быть вежливым и внимательным.
Заключение.
VII. Итог урока. (Слайд 18)
- О какой проблеме, поднятой авторами текстов, мы сегодня говорили?
- Актуальна ли она в современном мире?
- Какой вывод вы сделали для себя на этом уроке?
Домашнее задание:
5