Образ Лермонтовского Демона пришел из библейских сюжетов. Он изгнан из Рая, должен блуждать по миру и искать приюта, которого нет. Много веков он
«…отверженный блуждал В пустыне мира…».
Для Демона век бежит за веком однообразно, ничтожно и без радости и удовольствия.
«Он сеял зло без наслажденья».
Автор говорит, что когда-то дух был ангелом.
«Блистал он, чистый херувим…».
Превращенный во зло ангел – это Демон, созданный гениальным поэтом. Таких образов больше нет в литературе. Субъективное видение Лермонтова отличает образ от привычных злых представителей Ада. Герой поэмы соединяет в себе ангельские и демонические черты. Он
«…Когда-то верил и любил…».
«…Божие проклятье исполнилось…»,
душа ангела превратилась в камень, он остыл, перестал чувствовать
«…Природы жаркие объятья».
Друзьями стали изгнанники, подобные злому духу. Демон учит людей совершать греховные поступки, гасит в их сердцах веру во Всевышнего.
«…Я людьми недолго правил, Греху недолго их учил, Все благородное бесславил И все прекрасное хулил».
Недолго – это, в понимании Демона, века, но зло надоело духу. Почему? Люди быстро приняли его уроки. Войны, ненависть, злоба и зависть – не все качества, которые стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен.
Сочинение на тему он сеял зло без наслажденья образ демона
Часть I
I – IV
В первых четырех строфах мы узнаем маленькую историю демона. Он предстает перед нами отчаянным и одиноким, он вспоминает с грустью те времена, когда «блистал он, чистый херувим», когда «верил и любил». Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тex дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Ему было даровано единение с божьим миром, познанье, но без отрицания, любовь и вера. Когда он был ангелом, он не знал мучительного сомнения и вечной бесплодной игры ума, как сейчас: Не знал ни злобы, ни сомненья. И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы! Его отвергли, и из-за этого он стал тем, кем был – Демоном. Он много лет жил, сея зло на Земле, но зло, как и всё остальное, наскучило ему. Его ничего не радовало, он был настолько опустошен, что внутри него не осталось никаких чувств и стремлений: Ничтожной властвуя землей, Он сеял зло без наслажденья.
Демон в поэме лермонтова (образ и характеристика)
... поныне. https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/demon-v-poehme-demon-lermontova Сочинение на тему «Образ Демона в одноименной поэме Лермонтова» Пропустить и ... который бы открыто говорил о том, что любит и ценит тот край, в котором родился. ... прощения, говорит, что Тамара единственная, кто может скрасить его существование. Демон клянется в искренности своих чувств, признается, ...
Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья – И зло наскучило ему. Никакие красоты Кавказа не восхищали его. «Всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». Он был абсолютно равнодушен к божьему творению. И относился к природе с презрением, потому что презирал самого Бога. Единственное чувство, которое в нем было, – это зависть. Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял, И, глубоко внизу чернея, Как трещина, жилище змея, Вился излучистый Дарьял, И Терек, прыгая, как львица С косматой гривой на хребте, Ревел,- и горный зверь и птица, Кружась в лазурной высоте, Глаголу вод его внимали; И золотые облака Из южных стран, издалека Его на север провожали; И скалы тесною толпой, Таинственной дремоты полны, Над ним склонялись головой, Следя мелькающие волны; И башни замков на скалах Смотрели грозно сквозь туманы – У врат Кавказа на часах Сторожевые великаны! И дик и чуден был вокруг Весь божий мир; но гордый дух Презрительным окинул оком Творенье бога своего, И на челе его высоком Не отразилось ничего.
V – IX
В этих строфах нашему вниманию предстает красавица Тамара, какая «под солнцем юга не цвела!» И вот она, одной рукой Кружа его над головой, То вдруг помчится легче птицы, То остановится, глядит – И влажный взор ее блестит Из-под завистливой ресницы; То черной бровью поведет, То вдруг наклонится немножко, И по ковру скользит, плывет Ее божественная ножка; И улыбается она, Веселья детского полна. Но луч луны, по влаге зыбкой Слегка играющий порой, Едва ль сравнится с той улыбкой, Как жизнь, как молодость, живой. Она прекрасна, невинна, и «все ее движенья так стройны, полны выраженья, Так полны милой простоты», что пробудили в Демоне то, что, казалось, умерло в нем. Он будто бы воскрес, благодаря ей: И Демон видел… На мгновенье Неизъяснимое волненье В себе почувствовал он вдруг. Немой души его пустыню Наполнил благодатный звук – И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты!.. —– Прикованный незримой силой, Он с новой грустью стал знаком; В нем чувство вдруг заговорило Родным когда-то языком. То был ли признак возрожденья? Он слов коварных искушенья Найти в уме своем не мог… Забыть? – забвенья не дал бог: Да он и не взял бы забвенья!.. Он поверил, что это его шанс вернуть прежнюю жизнь, полную радости и грусти, полную чувств и эмоций. Она завладела им в миг и на всю жизнь, на всю его бесконечную, бессмысленную жизнь. Любовь, добро и красота вновь стали ему понятны и близки, на миг он теряет желание искушать людей, склонять их к греху. В нем раздался голос прежних чувств, который нарушил «немой души пустыню». В его душе пробудилось «неизъяснимое волнение», он не мог все так же безразлично смотреть на красоту Тамары, как смотрел на красоты природы. Был ли это признак возрожденья? – спрашивает Лермонтов. Думаю, что да. Но он не мог забыть и простить то, что его свергли. Он не прощает и не раскаивается, а без этого нет возрожденья.
X – XIV
К сожалению, любовь к Тамаре изменила Демона только на мгновение. В его делах и в душе было только зло. Поэтому ради своей любви он мог сделать все, даже лишить человека жизни. Он любил, но думал только о себе. Страдания в семье Гудала тревожили его меньше всего.
Лермонтов и Кавказ: -рассуждение. Кавказ в творчестве Лермонтова
... на Кавказе, и закончилась его земная жизнь в 1841 году. Стоит ли удивляться, что многие произведения Лермонтова посвящены Кавказу! Это горный край, суровый и прекрасный, с особой дикой красотой, ... Обычай прадедов своих. И заканчивается поэма «Демон» описанием горного пейзажа, неизменного и незыблемого ... час заката, степь будто разговаривала материнским голосом с ребенком, который был лишен родительского ...
XV – XVI
Стараясь завоевать Тамару, Демон хочет ее успокоить, заставить забыть жениха. Его волшебный голос очаровал и заколдовал ее. Его обращения к ней полны земной нежности, сострадания и страсти. “Не плачь, дитя! не плачь напрасно! Твоя слеза на труп безгласный Живой росой не упадет: Она лишь взор туманит ясный. Ланиты девственные жжет! ……… «Нет, жребий смертного творенья Поверь мне, ангел мой земной, Не стоит одного мгновенья Твоей печали дорогой!» Он с таким чувством описывает красоты Кавказа, каждую деталь пейзажа, что совершенно не верится, что говорит существо, равнодушное ко всему на свете. Природный мир оживает под пером Лермонтова, в нем все взаимосвязано. Поэт рисует момент наступления ночи: все меняется – мир замолкает, слышен только ветер, встает месяц, птичка порхает веселей, распускается ночной цветок. Ничто не ускользает от взгляда демона, и крупные и мелкие явления. “Лишь только ночь своим покровом Верхи Кавказа осенит, Лишь только мир, волшебным словом Завороженный, замолчит; Лишь только ветер над скалою Увядшей шевельнет травою, И птичка, спрятанная в ней, Порхнет во мраке веселей; И под лозою виноградной, Росу небес глотая жадно, Цветок распустится ночной; Лишь только месяц золотой Из-за горы тихонько встанет И на тебя украдкой взглянет,- К тебе я стану прилетать; Гостить я буду до денницы И на шелковые ресницы Сны золотые навевать…” Слова его кажутся искренними, он действительно сочувствует Тамаре, жалеет ее. В такие минуты светлое начало (он же падший ангел!) берет верх над темной стороной.
Часть II
I – II
Для Тамары этот голос был искушением, она хотела избавиться от него и ушла в монастырь. Эта «жертва злой отрады» надеялась на то, что Господь защитит ее. Но даже в монастыре она не переставала думать о своем Демоне. Он манил и звал ее. Но и в монашеской одежде, Как под узорною парчой, Все беззаконною мечтой В ней сердце билося, как прежде. Пред алтарем, при блеске свеч, В часы торжественного пенья, Знакомая, среди моленья, Ей часто слышалася речь.
III – IV
В этих строфах описывается красота природы, окружающей монастырь. Деревья, голоса птиц, ключи, кусты, покрытые инеем цветов – такая райская красота, и могучий Казбек – защитник всего этого невинного и прекрасного Божеского создания.
V – VI
Но Тамара не видит всей красоты, ее окружающей. Она описывается Лермонтовым так, как Демон в начале поэмы. Все человеческие радости ей чужды, она находится под властью греховной мечты. Она печальна, весь мир для нее «одет угрюмой тенью». Перед ней Весь мир одет угрюмой тенью; И все ей в нем предлог мученью – И утра луч и мрак ночей. Можно заметить, как различается настроение Тамары и окружающей ее природы. Природа звонкая и веселая: хоры птиц, шум водяных ключей, сливавшихся «дружески в ущелье». Опять поэт вводит мотив единения всего в Божьем мире. Тамара же одна, печальна и угрюма, «её тяжелое рыданье Тревожит путника вниманье», но он не узнает в нем человеческий голос, а только голос, схожий по силе страсти и сомненья с голосом горного духа. Она так же, как Демон, ждет любви, ждет Его.
VII
Привычке сладостной послушный, В обитель демон прилетел. Но долго, долго он не смел Святыню мирного приюта Нарушить. Он понимал, что она, как ангел, т.е. не может быть с ним. Он понимал, что может причинить ей боль, и была минута, когда он хотел улететь, «оставить умысел жестокий», когда светлое начало взяло вверх над ним, но он не мог даже пошевелить крыльями. Она очаровала его, пленила, он вновь жалел ее и познал тоску ее любви. Это было настолько ново и настолько близко человеку, эти чувства, которые могут возникнуть только у тех, у кого есть сердце и душа. И у него они были, и именно они позволили ему проронить «слезу жаркую, как пламень, нечеловеческую слезу»!
Тамара в поэме демон лермонтова
... М. Ю. Лермонтова сочинение Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов) | Литерагуру Поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» можно считать визитной ... . Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к ... Когда забывают о красоте душевной, а думают лишь о наслаждениях плоти, происходит подмена любви ... дает клятву, что «отрекся от старой мести» и «отрекся от гордых дум», он ...
VIII – IX
Так неожиданно проснувшиеся чувства на время поменяли Демона. Он был готов делать добро, любить и быть любимым. И входит он, любить готовый, С душой, открытой для добра, И мыслит он, что жизни новой Пришла желанная пора. Но появление ангела, укорившего его в злодеяниях и не верившего в его добрые намерения, разбудило в Демоне прежнюю ненависть. В нем опять заговорила гордыня, которая хотела получить то, что принадлежит ей, – Тамару. И уже ничто не могло остановить его… “Дух беспокойный, дух порочный. Кто звал тебя во тьме полночной? Твоих поклонников здесь нет, Зло не дышало здесь поныне; К моей любви, к моей святыне Не пролагай преступный след. Кто звал тебя?” Ему в ответ Злой дух коварно усмехнулся; Зарделся ревностию взгляд; И вновь в душе его проснулся Старинной ненависти яд. “Она моя! – сказал он грозно,- Оставь ее, она моя!
X
Эта строфа построена как диалог Демона и Тамары. Демон говорит о себе, как об отторженном и одиноком враге небес и зле природы, но в то же время он называет себя царем познанья и свободы. Т.е. какая- то часть его гордыни все же присутствует. В своих словах он говорит о том, что, несмотря на то, что он такой гордый, он все же падает к ногам Тамары. Он молит ее, чтобы она помогла вернуться ему на небеса, вновь завоевать доверие. Я враг небес, я зло природы, И, видишь,- я у ног твоих! Меня добру и небесам Ты возвратить могла бы словом. Он рассказывает Тамаре о чувствах, которые вновь в нем проснулись, благодаря ей. Для Тамары все его признания – удар, потому что она не хочет ему верить, он для нее зло, но она не может противиться его любви, его слова для нее «яд», от которого она постепенно погибает, отдаваясь в его руки. Демон полностью отдается на суд Тамары. Ему все равно, где быть – в аду или в раю, для него главное, чтобы она была с ним. Он осознает, что всю жизнь ему не хватало именно ее и что всю свою жизнь он скитался между наслаждением и страданием: Я все былое бросил в прах: Мой рай, мой ад в твоих очах. Ему было плохо, потому что в раю за добрые дела не награждали, а в аду за зло не хвалили. У него не было цели в жизни, не было ни малейшей отрады, не было друзей. Всю жизнь, века без разделенья И наслаждаться и страдать, За зло похвал не ожидать, Ни за добро вознагражденья; … прежними друзьями Я был отвергнут; В строках: Всегда жалеть и не желать, Все знать, все чувствовать, все видеть, Стараться все возненавидеть И все на свете презирать!.. повторение слова «все», которое усиливает впечатление от его муки и страдания. Дальше Демон сравнивает себя с поврежденной ладьей, которой не за чем плыть, и с тучей, которая летит без цели и следа. Это еще раз показывает беспомощность Демона, он не знал, что ему делать, как жить: Так поврежденная ладья Без парусов и без руля Плывет, не зная назначенья; Так ранней утренней порой Отрывок тучи громовой, В лазурной вышине чернея, Один, нигде пристать не смея, Летит без цели и следа, Бог весть откуда и куда! Со временем ему надоело сеять зло и учить этому людей. Он скрылся от всех глупцов и лицемеров как можно дальше, в горах. Бездна мучений Демона заключалась в его поступках, в его одиночестве и в его судьбе. Она завидовал людям, потому что их ошибки могли быть прощены, хоть и осуждены. Всему живому когда-то приходит конец, и все муки и печали когда-то должны «вздремнуть в могиле», но Демон осознает, что ему никогда не удастся избавиться от своих страданий. Тамара отчаянно борется, она не хочет слушать его раскаяний. Она боится, но искренне желает, чтобы демон говорил правду, чтобы он действительно отрекся от всех злодеяний. В своей речи она просит Демона быть честным, не лукавить, если же он лукавит, то пощадить ее и не забирать ее душу. Тамара просит его отречься от всего злого, дать клятву, что он не будет больше совершать злодеяний. Демон клянется ей в ответ, что он отрекся от мести и гордости: Я отрекся от старой мести, Я отрекся от гордых дум; Отныне яд коварной лести Ничей уж не встревожит ум; Самое интересное в этой клятве – это, во-первых, анафора слова клянусь и сама клятва: Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством. Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой. Демон клянется противоположными явлениями, такими как первый день творения и последний день творения, позор преступленья и правда торжества, паденье и победа, свидание и разлука и т.д. Он не клянется чем-то одним, к примеру, только добрыми деяниями или, наоборот, только злыми. Этим подчеркивается, что мир состоит из противоположностей, возможно, это также подчеркивает и характер самого демона. В нем всегда противоборствуют добро и зло, так же как и во всех людях, не бывает добрых или злых людях, всегда в людях есть частичка добра и для равновесия частичка зла, поэтому, клянясь противоположными вещами, он фактически клянется всей своей натурой: и светлой, и темной. Но в каждом слове Демона, даже когда он отрекается от прошлого («Я отрекся от гордой мести, Я отрекся от гордых дум»), звучит гордость, презрение к людям, стремление подчеркнуть свое избранничество. («Я власть сложил», «Я неизменен и велик»).
Критика о поэме “демон” лермонтова: отзывы современников и критиков
... нельзя передать всю её поэтическую мощь. Задумка «Демона» проходит с Лермонтовым почти через всю его жизнь. Это произведение писатель ... Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь ... сажусь в очередной раз перечитывать эту бессмертную поэму. Михаил Лермонтов “Демон” (1839) Мы любим прозаиков, но обходим стороной ...
Он противопоставляет свою страсть минутной любви людей. Лермонтов вкладывает в уста Демона обличительный монолог, направленный против пороков человечества. Лермонтов дает полную волю выражению своего отношения к миру, своему гневу, негодованию, призыву к мести. Он обличает людей в их непостоянстве, он говорит, что человек не может устоять перед соблазном чего-то нового: Кто устоит против разлуки, Соблазна новой красоты… Он обвиняет их в жестокости и боязни высоких чувств и сильных страстей, в приземленности и обыденности, они чужды сильных страстей – в их душах гнездятся только мелкие страстишки: Где преступленья лишь да казни, Где страсти мелкой только жить; Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить. Лермонтов также подчеркивает, что все люди лицемерны, холодны и малодушны. Он говорит, что человек запросто может предать, обмануть ради своей выгоды, и не всегда те, кого мы считаем своими друзьями, на самом деле являются таковыми: Нет! не тебе, моей подруге, Узнай, назначено судьбой Увянуть молча в тесном круге Ревнивой грубости рабой, Средь малодушных и холодных, Друзей притворных и врагов…
Замысел и творческая история поэмы демон
... и добра, показывая на примере драматической судьбы Тамары, способность человека на самопожертвование ради истинных всепоглощающих чувств. Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон В произведении Лермонтова “Демон” рассказывается удивительная история, ... края. Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Творчество великого русского поэта М.Ю. ...
XI – XII
Несмотря на всю борьбу Демона со своей темной половиной, она восторжествовала. И в тот миг, когда, казалось, наступил самый прекрасный момент его бессмысленной жизнь, его чувства убили Тамару. Все то, что в нем пылало: любовь, страданья, радость – все вылилось в яд, поразивший сердце прекрасной Тамары. Невозможно представить чувства демона в этот момент…
XIII – XV
Все ее черты «были исполнены красоты», но красоты, лишенной чувства и ума. В ней было презрение к жизни, которое свойственно тем, кто перешагнул за черту смерти, принял ее и смирился с ней: И были все ее черты Исполнены той красоты, Как мрамор, чуждой выраженья. Лишенной чувства и ума, Таинственной, как смерть сама. ………… В ней было хладное презренье Души, готовой отцвести, Последней мысли выраженье, Земле беззвучное прости. Уже ничто не могло оживить Тамару. Она прощалась с жизнью на земле, но ее взор не был столь печален. Для нее только начинался путь.
XVI
Ангел, несущий душу Тамары, победил в схватке с Демоном Душа Тамары «страдала и любила – и рай открылся для любви». Ангел «след проступка и страданья с нее смывал слезами», ей даровано прощение. Но она у Лермонтова не лишена права выбора: «Судьба грядущего решалась, пред нею снова он стоял». Но он снова стал Демоном: Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца,- И веяло могильным хладом От неподвижного лица. Эпитеты «злобным взглядом», «смертельным ядом», «могильным хладом», «неподвижного лица» создают образ титанического, нечеловеческого, всеохватного зла. Ярость Демона безгранична, он не мог представить, как Тамара могла его покинуть. Ему казалось, что она принадлежит ему и никому другому. В нем опять говорила ненависть и гордыня. Он был повержен и изгнан вновь. Он вновь был одинок и опустошен: И проклял Демон побежденный Мечты безумные свой, И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной Без упованья и любви!..
ВЫВОД
В течение всего произведения мы наблюдаем Демона, который мечется между добром и злом. Но звуки добра не так велики, как другая сторона Демона. Это типичный пример, когда добро не уживается со злом, что-то в итоге должно доминировать и играть решающую роль. В начале своего пути, как мы понимаем из поэмы, Демон был на доброй стороне – был ангелом, но, видимо, какой-то поступок вынудил низвергнуть ангела в ад и наполнить его жизнь страданиями, сделав его бессмертным. Но для Демона жизни и так не существовало, потому что жизнь без друзей, без радостей и разочарований – бессмысленна и мучительна. Сначала лирический герой получал удовольствие от того, что сеял зло по земле, возможно, таким образом он мстил небесам за то, что его отлучили, но потом и это ему стало надоедать. Ему не хватало чувств, пока он не встретил Тамару. Именно она разбудила в нем его светлую сторону и позволила человеческим чувствам вырваться наружу. Но даже в стремлении добиться Тамары Демон был коварен. Для него она стала очередным его желанием, целью, которую он привык добиваться. На протяжении всей поэмы в нем играла гордыня именно относительно Тамары. Она стала для него его собственностью, тем, что не может принадлежать никому другому кроме него. Хотя, с другой стороны, его намерения были чисты. Он действительно полюбил Тамару и хотел, чтобы она помогла ему обрести счастье, будучи ангелом, а не демоном. Некоторые критики считают, что центральной темой этой поэмы является все-таки не борьба между добром и злом или любовь, а сугубо политические взгляды Лермонтова, выраженные через реплики Демона. Лермонтов пытается как бы передать все отрицательные черты мира, в котором он жил, весь его гнев и негодование. Тамара в данном случае является просто объектом, которому Демон открывает свою душу, той, кому он доверяет. Но Тамара навряд ли способна понять всю речь Демона, она не может проникнуться во все детали его чувств, но зато благодаря такой искренности со стороны лирического героя Тамара начинает сопереживать ему и поддерживать его. Сложно сказать какая именно проблема затрагивается в поэме. Но, тем не менее, проблема политики, если и затронута, то она не лежит на поверхности, как банальная проблема добра и зла. Но от выбора этой самой проблемы меняются тогда смыслы и даже герои поэмы. Если рассматривать политическую проблему, то Тамара уходит на второй план. Безусловно, тема завоевания ее сердца затрагивается, но все же она просто является слушателем речи Демона. Я бы все-таки больше склонилась к варианту добра и зла. При рассмотрении поэмы с этой стороны в ней сочетаются не только добро и зло, но и любовь и даже где-то политика. Демона злит, что ни добрые, ни злые дела никак не поощряются. Нет ни похвалы, ни оспаривания поступков. Будучи в раю он не получал наград за хорошие дела, но и в аду его никто не благодарит. Он надеется, что Тамара осудит или одобрит его действия. Лирический герой Лермонтова пытается найти поддержку хоть с чьей-либо стороны. Со всеми этими побуждениями Демон стремится к Тамаре, но путь ему преграждает ангел ,который не хотел, чтобы демон погубил Тамару. Ангел, который мог бы довольно легко заставить Демона покинуть монастырь, спокойно улетает и даже не пытается остановить Демона. Мне кажется, что после встречи с ангелом в Демоне вновь проснулись его темные черты, такие как гордость и какая-то месть небесам. Но до последнего момента в не мне угасала надежда, что Тамара спасет его и поможет ему, и, когда она уже подчинилась ему, и он поцеловал ее, настал момент, которого демон не ожидал или не хотел увидеть. Он убил свою единственную надежду, не добился своей цели. Затем он попытается еще вернуть себе Тамару, но Ангел, который некоторое время назад покинул ее, сейчас же защищал. Она боялась Демона, боялась, что он вновь подчинит ее себе, и поэтому прижалась к ангелу. Демон был повержен вновь. Для него это была огромная трагедия, он не мог поверить, что Тамара не согласилась отдаться ему, что добро победило зло, как это и принято!
Поэмы Лермонтова
... пути нашли завершенное воплощение в последних романтических поэмах: «Мцыри» (1839, напечатанная в 1840) и «Демон» (1841 год). Оригинальность Лермонтова не сводится к переработке, хотя бы ... заимствованного материала. Если русская романтическая поэма, как она сложилась в творчестве Пушкина и декабристов, явилась национально-самостоятельным литературным жанром, то «Демон» Лермонтова – своеобразный итог ...
Ангельское начало
Демон устал от зла в своей душе, он хочет перевоплотиться, ищет что-то новое в мире. Просто сеять зло среди людей – ему недостаточно. Как измениться черной силе? Он влюбляется в красавицу с неземной внешностью. Любовь должна очистить Демона, освободить его от Божьего наказания. Автор показывает героя манящим и сильным. Персонаж загадочен и обаятелен. Он красивая тайна, видение очарования. В уме Тамары дух обретает форму, ночной гость виден и воспринимаем. Для читателя он все еще загадка, но иногда и здесь начинает обретать черты. Демон становится тем, кого хотят, желают, любят. Автор не боится признать, что человек живет греховными мечтаниями. Характеристика духа не пугает, а привлекает:
Образ человека в философии Возрождения
... этапа культуры Возрождения, чтобы понять, как развивалась культура и как она пришла к пониманию невозможности данного существования идеального человека и утопии. 1.2 Этапы развития культуры в эпоху Возрождения культура возрождение философия ренессанс Итак, в ранней эпохе Возрождения господствует в ...
«похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа».
Демон опасен как любое чувство, как змей – искуситель. Печаль внутри ночного гостя помогает понять, как тяжело духу переживать новое ощущение, поселившееся без его ведома, которым невозможно руководить. Любовь
«то жжет и плещет, будто пламень, То давит мысль …, как камень…».
«Песня про купца Калашникова»
Поэма стилизована под такой жанр, как «сказание», и ее темой становится событие, произошедшее при царствовании Ивана Грозного – так автор, живший при Николае I, смог в обход цензуры поднять в произведении проблему взаимоотношений власти и простого человека. Центральные герои повествования вынесены в название – это царь Иван Грозный, опричник Кирибеевич, и купец Калашников. Их условно можно разделить на два «лагеря»: власть имущие становятся отрицательными, несправедливыми героями, не могущественный человек – положительным, вызывающим уважение.
- (Можно ли оправдать жестокость? ) В самом начале поэмы Кирибеевич рассказывает монарху о тяготившей его печали – он влюблен в прекрасную девушку, Алену Дмитриевну, но она не отвечает ему взаимностью. Тогда Иван Васильевич предлагает найти ее расположение дорогими подарками – яхонтовым перстнем и жемчужным ожерельем. Но хитрый опричник не сказал всей правды: его возлюбленная уже замужем. Это не останавливает молодого человека. После вечерней службы в церкви он дожидается, когда по улице будет идти только одна Алена Дмитриевна, и начинает к ней приставать: целует, обнимает, держит за руки крепко, чтобы не убежала, обещает подарить различные богатства и нарядить как царицу. Молодая женщина сначала сильно оробела и замерла, поэтому не сопротивлялась. Это все видели посторонние: «А смотрели в калитку соседушки, Смеючись, на нас пальцем показывали…». Таким образом, Кирибеевич опозорил бедную Алену Дмитриевну и ее мужа. Эгоистичный опричник не думал последствиях своих жестоких действий, ведь он привык оставаться безнаказанным. Конечно, он оправдал свой поступок страстью, но, с точки зрения морали и права, он совершил подлость и преступление, которые не могут быть оправданы никаким чувством, ведь оно даже не взаимно. Домогательства к замужней женщине, как разновидность жестокости, преследовалась и преследуется законом даже в наш век, а потому ни о каком снисхождении в его оценке не может быть и речи.
- (Добро должно быть с кулаками ) Узнав о нападении опричника на супругу, купец сначала корит жену, однако, узнав всю правду, готов отстоять ее честь, потому что она невиновна. Он собирается выйти на кулачный бой с Кирибеевичем, хотя понимает, что живым оттуда не уйдет – уж больно царь благоволит его противнику. Но отдать свою жизнь за справедливость герою не страшно. Он даже просит своих братьев при неблагоприятном исходе вступиться за Алену Дмитриевну и продолжить бой с опричником. Калашников мог ничего не предпринимать против власти, однако ему было жаль свою испуганную и опозоренную жену; кроме этого, для него важно восстановить честь семьи, в которой растут маленькие дети. В поединке он побеждает Кирибеевича, ударив того в висок. Молодой человек умирает, и за это Иван Васильевич приказывает казнить купца. Добрый Калашников не умоляет о помиловании, но просит за свою семью. Даже перед смертью все его мысли сосредоточены вокруг нее. Он откровенно признает, что специально убил соперника, однако причину не озвучивает – это нанесет большой урон по репутации его жены, которая останется вдовой. Таким образом, свои идеалы нужно уметь защитить, поэтому доброта должна опираться на силу.
- (Доброта всегда ценится, ее помнят и уважают люди ) Царь проникся уважением к честному купцу и обещает одарить его семью, однако вместе с этим отдает приказ о жестокой казни: бойцу отрубают голову и хоронят вне кладбища, в чистом поле, где ставят безымянный кленовый крест. Лермонтов оценивает это следующим образом: «И казнили Степана Калашникова смертью лютою, позорною». Для человека набожного, каким являлся герой, такое погребение недопустимо, но никто не способен перечить Ивану Васильевичу, которого не даром прозвали Грозным. Но, несмотря на это, люди не забывают честного и смелого купца, оставшегося в народной памяти героем. Он постоял не только за свою честь, но и за права всех мирных жителей, которых притесняли фавориты царя. Поэтому его помнят и чествуют, а вот опричника народная молва воспринимает лишь как антигероя, которому досталось по заслугам.
Таким образом, жестокость персонажей Лермонтова зачастую выходит на первый план в его произведениях. Однако противостоящая ей доброта выигрывает: Мцыри перед смертью удается насладиться свободой, Тамара попадает в рай, Калашников отстаивает достоинство семьи и приобретает народное уважение и память. Писатель показывает, насколько разными могут быть жестокость, лукавство, эгоизм, но они не в силах победить открытость, честность, свободолюбие и искренность.
По поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова
... Песня про купца Калашникова» — это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. ... ней надругался опричник. Образ супруги ошеломил купца. Алена была растрепана и бледна, ... все большее удовольствие от прочтения. Сочинение 3 Данная поэма насквозь пропитана ... безнравственность. Купец Калашников говорит Кирибеевичу, что он всю жизнь жил по закону ...
Автор: Альбина Исмаилова
Характер представителя черных сил
У Демона много лиц. Он горд, презирает все божественное:
«Презрительным окинул оком Творенье бога своего…».
Демон умеет быть хитрым и лукавым. Он поселяет в душах людей и мешает им жить и поступать так, как они бы хотели, уводить их в сторону от избранного пути. Мечты людей становятся коварными. Герой Ада бессмертен и не боится совершать черные дела, ему не грозит наказание. Такое существование не нравится Демону. Ему хочется опасности, бурь, смятений. Он ненавидит данную власть и бессмертие. Дух ненавидит не только людей. Его раздражает красота мира. Он завидует природе:
«…кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил…».
Демон умеет презирать и ненавидеть, другие чувства не появляются в его душе.