Лермонтов был человеком противоречивым. Одним он казался холодным, мрачным, недоброжелательным, раздражительным. Другим — живым, веселым и жизнерадостным. Бесспорно, что ни с кем не любил он делиться своими переживаниями. Но в своих стихах Лермонтов писал обо всем, что тревожило его сердце, от чего страдала его душа, о своих разочарованиях, надеждах и мечтах, о смысле жизни, о дружбе и любви, о назначении поэта и поэзии. Именно в его произведениях отразилась «мощь ума», «страстное сердце» и «тонкая душа» поэта. Творчество Лермонтова можно разделить на три периода. Раннее творчество поэта заканчивается стихотворением «Нет, я не Байрон, я другой…» (1832 год).
Английский писатель оказал огромное влияние на творчество Лермонтова. Он был «властителем дум» молодого поэта. Но Байрона Лермонтов не просто копирует. Он переводит его то предельно точно, то вольно, пишет подражания, сочиняет вариации. Байрон не только давал пищу мечтам юного Лермонтова, но и учил истинному языку страстей. Поэта привлекали герои Байрона, гордые, независимые личности, жаждущие безграничной свободы, относящиеся с презрением ко всем окружающим, но страдающие от внутреннего разлада. На восемнадцатилетнего поэта в тесном кругу друзей смотрели как на кандидата в «русские Байроны», но Лермонтов скоро осознал свою индивидуальность:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Многие стихотворения Лермонтова грустные и мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях, скорбит о ничтожности мира и человека. Лермонтов очень рано осознал свое предназначение, он чувствовал, что обладает необыкновенным даром быть поэтом. Русская литература — литература пророческая, и многие писатели и поэты очень серьезно относились к своему предназначению. Лермонтов, как и Пушкин, считал, что поэзия должна не просто воспитывать людей и учить их нравственности, а открывать им истину, какой бы страшной и тяжелой она ни была. Свой талант он воспринимал как ответственность перед человечеством, и эта ответственность была так вечна, что однажды он обратился к Богу с молитвой:
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Творчество Байрона
... в мире высоко оценили пафос революционности в творчестве Байрона. Поэты России, начиная с Пушкина и Лермонтова, открыли русскому читателю духовный мир английского поэта, и благодаря им в течение всего ... И как поэт и как борец за свободу Байрон был "властителем дум" для своего времени, но и в дальнейшем его творчество продолжало оставаться актуальным. Прошло свыше полутора веков ...
Преобрази мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
Он страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь…
(«Молитва», 1829 год)
Лермонтов действительно обладал даром предвидения. В стихотворении «Предсказание» (1830 год) Лермонтов писал о тех ужасный испытаниях, которые ожидали Россию в будущем:
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь…
Эти страшные картины кровавого будущего России Лермонтов описывает в 1830 году, когда ему было всего 16 лет. Как пророк в его стихотворении уходит от людей, презирающих его, в пустыню, так Лермонтов ищет утешения в общении с природой, только при созерцании красоты природы успокаивается его душа. С детских лет Лермонтов был поражен природой Кавказа и свою любовь к нему выразил во многих стихотворениях. Но Лермонтов любил не только величественную, яркую, пышную южную природу, но неброскую, тихую красоту севера:
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды…
С самого детства Лермонтова отличало трагическое мироощущение, и это, вероятно, связано с тем, что он очень рано потерял свою мать, вынужден был жить в разлуке с отцом. Вражда его бабушки и отца тяжело ранила тонкую душу поэта. Впоследствии он вспоминал это в своих стихах:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя под конец.
В слезах угасла моя мать…
(Черновой набросок к «Стансам», 1831 год)
Свой отпечаток наложила и несчастная любовь, которую поэт пережил в юности. Его чувство было отвергнуто. Горесть, ожесточение и сожаление о напрасно растраченном жаре души охватило его, обида ранила его сердце, и он решил, что уже не сможет полюбить:
- Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
(1832 год)
Все это оказало огромное влияние на формирование личности поэта и на то, что одной из главных тем в его лирике стала тема одиночества. Тоска, неверие в возможность истинного чувства, взаимопонимания придают драматический колорит всей лермонтовской поэзии. В ней нет светлых, радостных настроений. Одной из причин того, что мотив грусти и одиночества занимает большое место в поэзии Лермонтова, явилось отношение к обществу. В стихотворении «Монолог» он пишет:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Даже ранняя поэзия Лермонтова отличается глубоким психологизмом, передает чувства, ощущения радости и тревоги, разочарования и надежды. Она обращается к эмоциональному и духовному миру человека, в нем отразились и «мощь ума», и «страсть сердца», и «тонкость души» молодого Лермонтова.