Работа по развитию речи детей в 5-8 классах подготавливает детей к итоговой аттестации в 9 классе.
Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса общеобразовательных учреждений введена в рамках Федерального эксперимента по введению профильного обучения. Экзаменационная работа состоит из трёх частей :
1) сжатое изложение текста
2) выполнение 7 заданий тестового характера с выбором ответа и 14 заданий с кратким ответом
3) написание сочинения — рассуждения на лингвистическую тему или сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста.
Таким образом, работа по подготовке к выполнению третьей части должна помочь учащимся систематизировать все знания по рассуждению, повторить стилевые типы рассуждения. В рамках элективного курса можно провести работу по обобщению особенностей текста рассуждения. Можно предложить детям задания:
1) прокомментируйте проблему. Для проблемы можно подобрать цитаты, проблемные высказывания известных людей. Например,
«На свете счастья нет, а есть покой и воля» (А.С. Пушкин)
«Правда — горькое питьё, неприятное на вкус, на зато восстанавливающее здоровье» (О.де Бальзак)
«Быть может, тайна всей жизни не в возможности всё сделать, а в возможности думать, что ты всё сделаешь» (И.С .Тургенев)
«Где родился, там и пригодился» (Пословица).
Данная работа интересна и тем, что интересные цитаты могут использоваться в качестве аргументов в написании сочинения, они могут подбираться учениками и предлагаться для комментария одноклассникам.
2) Продолжите текст по вступлению
«Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?»
3) Выразите своё отношение к поставленной проблеме.
- Что такое свобода?
- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве
- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов;
- В процессе преподавания русского языка в старшей школе необходимо учитывать объективные закономерности педагогического процесса в старших классах: усложнение тематики и проблематики общения, необходимость работы с текстами различных стилей и типов речи, потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией, представленной в различной форме, а также умениями, связанными с созданием собственного речевого высказывания.
Поэтому необходимо обратить внимание на формирование навыков рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; необходимо обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.
Конспект русского языка «Подготовка к сочинению- рассуждению ...
... «Полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова – текст понимаю, а написать сочинение по нему не могу!» Вот такие проблемы волную ваших сверстников А вас?. …Да, ребята, часть «С» ... ума и чувства красоты! ( По Л.Н. Андрееву) 6. Подготовка к сочинению- рассуждению. Работа с текстом. Отработка умений и навыков работы с исходным текстом. Усвоение способов деятельности путем воспроизведения ...
В условиях классно-урочной системы текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).
Поэтому к тексту, по которому экзаменуемый пишет третью часть экзаменационного теста в ЕГЭ, предъявляются следующие требования:
- текст должен соответствовать требованию «текстуальности» (внешней связности, внутренней осмысленности и т.п.);
- текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого;
- текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности — сознательным чтением. Поэтому он не должен быть слишком простым с точки зрения коммуникативного замысла автора и его реализации;
- содержание текста должно давать возможность неоднозначной трактовки выпускником той или иной проблемы, поставленной в тексте;
- текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного;
- содержание текста не должно дискриминировать экзаменуемых по религиозному, национальному и другим признакам;
- основная мысль может быть выражена в тексте как явно, так и эксплицитно;
- текст может принадлежать к любому стилю и функционально-смысловому типу речи;
- текст может быть образцом того или иного функционального или авторского стиля;
- текст не должен быть перегружен информативными элементами: терминами, именами собственными, фактологическими и цифровыми данными;
- объем текста — 300-400 слов.
Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, применения единого критериального подхода к оценке творческих работ учащихся.
Сочинение в рамках ЕГЭ представляет собой нормативную форму высказывания. Отсюда следует методическое решение: надо научить ученика тем этапам работы с текстом, которые позволят ему создать письменное высказывание, соответствующее всем предъявляемым требованиям.
Сочинение можно считать удачным, если в нем:
- правильно определена тема, поняты основные мысли исходного текста
определена и прокомментирована проблема;
- отражена позиция автора;
- высказана и аргументирована личностная позиция автора выпускника;
- работа композиционно логична.
Особое внимание уделяется и грамотности письма.
Результаты проведённой работы позволили определить направления работы над подготовкой к сочинению- рассуждению.
Первый этап этой работы — научить учащихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап — выработать у учащихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.
Напишите пожалуйста по данному тексту. Проблема обучения людей ...
... Петербургом, в Царском Селе. Вы находитесь на странице вопроса " Напишите пожалуйста сочинение по данному тексту. Проблема обучения людей творческих профессий. И какие лит-ные примерыМой друг Борис ", категории "русский язык ". Данный ...
Итак, при подготовке к выполнению задания части С прежде всего необходимо познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения и строить работу в соответствии с ними. Следует поработать над каждым критерием на отдельных уроках или же включить фрагменты в текущие уроки. Учащиеся должны чётко представлять себе, на что необходимо обратить внимание при написании работы. Учащимся можно предложить следующий алгоритм написания сочинения.
1. Выявления темы текста
2. Формулировка проблемы, комментарии к тексту
3. Выявление позиции автора, аргументация его точки зрения (не менее трех аргументов)
4. Собственное мнение по данной проблеме (теме)
5. Выводы
Модель написания сочинения-рассуждения
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чём текст?).
Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и словосочетания).
В формулировке проблемы можно использовать клише
… — вот тема, к которой обращается автор текста.
Эта статья о…
Автор обращается к актуальной теме — теме…
Этот текст о …
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Предлагаем случаи управления.
Проблема (чего); точка зрения на проблему…; поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить проблему; коснуться проблемы; уделить внимание проблеме; над проблемой думать, работать; проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
Проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Важно заметить и прокомментировать одну из них. И комментировать в дальнейшем не весь текст, а ту проблему, которую вы заявили вначале. Какой вопрос выбрать для рассмотрения? Тот, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция. Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
И вновь для облегчения работы предлагаем клише
…? Над ним (этим вопросом) задумывается автор текста. Автора интересует вопрос (:…) о … …? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор.
3. Комментируем проблему. Комментарий от простого пересказа текста отличается тем, что в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это — самое сложное. Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом: кому адресован текст? какова степень актуальности текста? Как автор текста подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? Насколько освещена эта проблема в литературе (публицистике), кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию).
Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент. Проблема ...
... психологов есть весомый аргумент. Проблема одиночества, возникшая в процессе такого воспитания, способна отдалить ребенка от родителей, так как постепенно переродится в непонимание. Проблема детского одиночества в литературных произведениях ... предоставленный долгое время самому себе, уходит в созданный им мир мыслей и фантазий. Причиной одиночества в раннем возрасте может быть и неверный подход ...
Какова точка видения писателя, если это художественный текст (автор рисует происходящее с позиции всеведения, показывает глазами рассказчика, говорит от имени героя прямо или неявно (несобственно-прямая речь)? Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию? Если есть какие-либо критические замечания по поводу прочитанного, можно их высказать. С каким настроением пишет автор? Что автор подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам он подводит читателя? Комментируя, можно отметить:
1) новизну
2) причины, побудившие автора задуматься над ней
3) злободневность
4) «вечность»
5) как раньше решалась эта проблема (например, в литературе, истории), отметить приверженность традиции или оригинальность автора.
Комментируя проблему, необходимо выявить авторское отношение к ней.
Авторское отношение может быть явно выражено. На это укажут глаголы в 1 лице ед.числа, эпитеты, метафоры. Может быть выражено опосредовано, что часто выражается в подборе соответствующих языковых средств.
4. Определяем авторскую позицию (идею текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания этого текста. Если проблема текста — это вопрос, то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает. Будьте внимательны. Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом тексте, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Впрочем, если вы процитируете, балл не снизят. Если же текст художественный, позиция автора может быть не заявлена прямо. Здесь нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста: как обозначена авторская позиция: прямо или косвенно; рекламность (прямая или косвенная); использование средств языковой выразительности; открытая оценочность; призывность; документальная точность; экспрессивность; доступность, простота и.т.д.
5. Выражение собственное отношение к проблеме.
Доказывая, приводим 2-3 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или (и) жизненного опыта. Что касается собственного мнения, оно должно быть высказано корректно. Кроме того, аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте, даже простое развитие авторской мысли — еще не собственный аргумент. Необходимо вспомнить, что читали (слышали, знаете) об этой проблеме, какие литературные ассоциации она вызывает. Аргументы должны быть достаточно развернутыми и убедительными. Но здесь особенно важно, чтобы аргументы подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были бы простой иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе необходимо сформулировать, что именно доказывается приведенным примером.
Что разрушает дружбу: , аргументы, примеры из литературы
... аргументы писать в сочинении ЕГЭ Проблема роли дружбы в жизни? очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что ... автор. В тексте справедливо говорится о том, что во все времена люди почитали дружбу. Автор пишет, что каждое сердце хочет соединиться с другим, без дружбы ... Люди умеют творить замечательные вещи и разрушать самую прекрасную дружбу. Причин для последнего много, но бывают ...
Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, изображение подобного или, наоборот, отличного от авторского подхода к данной проблеме, а не тот факт, что другие авторы тоже развивали эту же тему.
Высказывая собственное мнение, недостаточно только выразить согласие или несогласие с автором, то есть недопустимо писать так: «Я согласен/не согласен с автором, потому что он пишет о (считает, что…)…». Вы ведь не о причине своего согласия/несогласия с автором пишете, а аргументы в защиту/против авторской позиции подбираете. А аргументы должны что-то доказывать. Формула должна быть примерно такая: «Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю…» ; можно использовать вопросно-ответную форму повествования: задали себе вопрос и сами на него отвечаете.
В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи — убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
- тезис (положение, которое надо доказать);
- аргументация (доказательства, доводы);
- вывод (общий итог).
Типы аргументов
Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» (чужого тезиса).
Таким образом, если вы согласны с позицией автора, то его и ваш тезис совпадают. Обратите внимание на то, что вы должны постараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.
Аргументы «за» должны быть:
- правдивыми, опираться на авторитетные источники;
- доступными, простыми, понятными;
- отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого вами тезиса, слабые, не выдерживают критики. В случае несогласия с автором придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки части С).
Учтите, что каждый аргумент нужно начинать с нового абзаца, но обязательно продумывать связи между абзацами. Здесь уместно вспомнить о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых…следовательно и др.), указательных местоимениях и наречиях и союзах тоже, также, то же, так же и других скрепляющих текст средствах.
При написании сочинений-рассуждений чаще всего используются следующие аргументы:
- ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений;
- пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
- факты, события;
- примеры из личной жизни и жизни окружающих;
- примеры из художественной литературы.
Кстати, не случайно предлагается подобрать именно три аргумента, поскольку это оптимальное количество доводов для обоснования своей мысли.
Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми ...
... виды научно-популярных изданий; концепция их создания; работа редактора над научно-популярным изданиями, а именно оценка редактором содержания, принципов популяризации и приемов занимательности, использования автором языково-стилистических средств, работа редактора над аппаратом издания и иллюстративным ...
Поскольку точного текста цитаты на экзамене не будет, лучше использовать косвенную речь: в таких конструкциях достаточно передать общий смысл высказывания.
При проведении вводной работы у многих возникло затруднение, как начать сочинение. А ведь роль вступления очень важна. Оно помогает привлечь внимание к работе, заинтересовать, поэтому должно быть энергичным, экспрессивным и небольшим по объёму (не более 5 предложений).
Чтобы избежать данного затруднения на экзамене, следует знакомить с различными вариантами начал подобных сочинений, рассматривать образцы. Во вступление можно включить:
1. сведения об авторе;
2. выражение впечатления, произведённого текстом;
3. афоризмы, пословицы, поговорки, перекликающиеся с проблемой, поднятой в тексте;
4. рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема;
5. лирическое размышление о темах, раскрываемых автором;
6. стилистические фигуры;
Строить работу лучше в соответствии с теми критериями, по которым её будут оценивать
1) Вступление.
2) Проблема, над которой размышляет автор.
3) Комментарий.
4) Авторская позиция
5) Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6) Первый аргумент.
7) Второй аргумент.
8) Вывод (заключение).
Цель заключения — подвести итог и оставить хорошее впечатление. Оно обязательно должно перекликаться со вступлением.
Необходимо также уделить внимание работе над проверкой и редактированием текста. Нужно познакомить учащихся с типичными ошибками, встречающимися в работах, научить способам редактирования. Для этого можно использовать взаимопроверку, предлагать тексты, предложения с запланированными ошибками. Работа с этим материалом позволяет не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями, постараться понять «секреты» их создания.
Анализ текстов ученических работ (постоянно предлагается несколько вариантов) поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Результаты проведённой работы сложно оценить сейчас. Реальность их будет подтверждена или опровергнута на ЕГЭ. Мы понимаем, что необходимо продолжать работу по соблюдению речевых норм, точности и выразительности речи, нахождению проблемы в тексте и авторского отношения к ней. Следовательно, планомерная и систематическая подготовка к сочинению-рассуждению помогает выпускнику проявить коммуникативную компетенцию, что в результате является целью ЕГЭ.