Сегодня всё чаще и чаще начинают говорить об экологической катастрофе, грозящей человечеству. Слишком долго люди бездумно вмешивались в естественный ход природных явлений. Слишком самонадеянно человек назвал себя царём природы и решил подчинить её себе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — провозгласил Базаров, а вслед за ним и многие поколения безоглядно кроили и перекраивали мир, не задумываясь о последствиях.
Основная часть
Тезис 1
Однако не все равнодушно взирали на происходящее. Многие писатели уже давно предупреждали людей о грозящей беде. Один из них — Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он утверждает мысль, что только в согласии с природой, в единстве с землёй, которая тебя взрастила, можно постичь смысл человеческого , достичь гармонии в самом себе. В каждом своём произведении он пытается объяснить читателю эту простую истину.
Доказательства, примеры
Микровывод
Наиболее интересной в этом плане мне кажется повесть «Прощание с Матёрой». В центре внимания автора трагическая история гибели целого края: на наших глазах уходит под воду мир со всеми своими традициями, легендами, языком и верой. Вместе с героями повести мы прощаемся с деревней Матёрой.
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля… Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли.
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной.
Тезис 4
Доказательства, примеры
Микровывод
Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.
Тезис 5
Доказательства, примеры
Микровывод
Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.
Заключение
И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.
3.1 Как писать вступление
Варианты вступления
Вид вступления |
Описание |
Пример |
Историческое |
Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. |
XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла… Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. |
Аналитическое |
Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т. п.).
|
Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку дано иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь: решает, как поступить в конкретной ситуации, какому делу посвятить себя, к какой цели стремиться. Чем же руководствоваться при выборе: чувствами или разумом? |
Биографическое |
Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. |
Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее «Война и мир». |
Цитатное |
В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. |
«Величайшая победа – это победа над самим собой», – сказал кто-то из древних мудрецов. Задумаемся над этой фразой. О какой победе идёт речь? С кем или с чем каждому из нас предстоит бороться всю жизнь?.. |
Личностное |
Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. |
Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения… |
Вступление должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
3.2 Как писать основную часть
Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.
Прежде всего необходимо обратить внимание на чёткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящён изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом.
Поскольку мы говорим о написании сочинения-рассуждения, необходимо обратить внимание на типичную структуру абзаца текста-рассуждения:
Тезис |
Я думаю, одна из важнейших задач искусства — будить в человеке чувство родины. |
Развитие мысли |
Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины — России. |
Иллюстративная часть (доказательства, примеры) |
, , — все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с её достоинствами и недостатками, но прежде всего — с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения : Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». |
Микровывод |
Наверное, это одно из самых ярких признаний в любви своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными. |
Обратите внимание на то, что текст, вписанный в таблицу, представляет собой один абзац с абзацным отступом только в первом предложении.
Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:
- >вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
- >однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
- >следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
- >обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдём к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть…
(переход от одной мысли к другой);
- >итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всё сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).
Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Вы можете брать литературный материал для аргументации своего мнения из нашего сборника аргументов, в котором приведены аргументы по направлениям «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
3.3 Как писать заключение
Варианты заключения
Вид заключения |
Описание |
Пример |
Обобщение написанного |
Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. |
Итак, как подсказывает нам история и , разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине. |
Риторический вопрос |
Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. |
Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы? |
Призыв к читателю |
Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. |
Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути. |
Цитата |
Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. |
«Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», — сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы. |
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
4. Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№ |
Вид ошибки |
Пример |
1 |
Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, произведений и т. д.) |
Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. Пушкин никогда не бывал за границей.) |
2 |
Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т. д.) |
В романе «Отцы и дети» рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. Речь идёт об Аркадии Кирсанове.) |
3 |
Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения |
Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Как вы помните, Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить».) |
Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№ |
Вид ошибки |
Пример |
1. |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма. |
2. |
Нарушение лексической сочетаемости слов |
Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной. |
3. |
Смешение |
Детство Максима Горького прошло в бедноте. |
4. |
Неразличение синонимичных слов |
Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм. |
5. |
Употребление слов иной стилистической окраски |
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина. |
6. |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов |
Плюшкин зациклился на почве жадности. |
7. |
Употребление лишних слов |
Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени. |
8. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) |
Писатель подробно описывает своего героя. |
9. |
Неоправданное повторение слова |
Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету. |
10. |
Ошибки при употреблении фразеологизмов |
Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа. |
11. |
Неудачное употребление |
Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем. |
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, , синтаксической .
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Ошибочное |
Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться. |
2 |
Ошибочное образование формы существительного |
Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры. |
3 |
Ошибочное образование формы прилагательного |
Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный. |
4 |
Ошибочное образование формы числительного |
Более пятиста вместо пятисот. |
5 |
Ошибочное образование формы местоимения |
Ихней помощи вместо их помощи. |
6 |
Ошибочное образование формы глагола, причастия, |
Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший. |
7 |
Нарушение согласования |
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе…).
|
8 |
Нарушение управления |
Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
|
9 |
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает…).
|
10 |
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях |
Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: … и веселы).
|
11 |
Ошибки в построении предложения с однородными членами |
Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
|
12 |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом |
Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
|
13 |
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом |
Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
|
14 |
Ошибки в построении сложного предложения |
Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема…(Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема…) |
15 |
Смешение прямой и косвенной речи |
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.) |
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.