Птицы наши друзья

Хрусталева Елена Владимировна, учитель начальных классов МОУ СОШ № 3, г. Петровска Саратовской области, высшая категория

Тема: Подготовка к сочинению «Птицы – наши друзья».

Цели : через разнообразные виды работ обучения языку способствовать

развитию речи, ума школьника, творческих способностей, возбуждению эмоций;

  • прививать интерес к урокам русского языка и чтения;
  • воспитывать бережное отношение к природе, к птицам.

Оборудование:

^

I. Организационный момент.

II. Работа над темой.

1. Вводная беседа (звучит лёгкая, спокойная мелодия ).

  • Закройте глаза и представьте такую картину.

Стоит чудесный осенний день. В прохладном воздухе вьётся последний лист. Земля покрыта снегом. Деревья стоят задумчивые, ловят последние свет и тепло, которые дарит им солнце. Они чувствуют, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы. Тихо кругом. Ни шелеста листьев, ни пения птиц.

  • А вот какая картина открылась перед взором ребят. Прочитайте.

На доске запись:

Сегодня утром мы видели уд(и/е)вительное зрелище. На ветках б(е/и)рёзы и р(е/я)бины с(и/е)дели сн(е/и)гири. Р(е/и)бята, затаив дыхание, подошли к деревьям.

  • Выберите из данных букв нужную, покажите на карточках и объясните написание слов. (Работа с сигнальными карточками.)

^

  • Как вы уже поняли, сегодня речь пойдёт о зимующих птицах.

Птицы – наши друзья

^

а) Чтобы написать сочинение мы должны вспомнить:

  • Что такое текст?

: I. Начало. II. Основная часть. III. Заключение.)

  • А как вы считаете, могут ли эти предложения служить началом нашего сочинения? (Учитель обращает внимание детей на текст, записанный на доске.)
  • Можно ли по-другому начать сочинение?
  • Сейчас мы послушаем, какое начало к сочинению приготовили ребята. (Выслушиваются ответы детей.)

б) В основной части мы должны раскрыть, как трудно живётся птицам зимой, и как мы им помогаем.

  • А только ли снегири зимуют в нашей местности?

Из данных слов составьте предложения. (2 слайд.)

7 стр., 3197 слов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов » как средство ...

... в газету, письма, пьесы. Как видим, такой вид работы над развитием речи младших школьников, как сочинение используют все перечисленные методы. Виды сочинений. По жанрам сочинения делятся на повествования, описания и рассуждения. Сочинения в начальных классах редко ...

^

Серая, ищет, ворона, корм., Жадно, зерно, крошки, и, синицы, клюют.

Задания:

  • Запишите первое предложение с комментированием (комментирует ученик).

  • Второе предложение запишите под диктовку (диктует ученик).

  • Проведите разбор этого предложения.
  • Третье предложение запишите самостоятельно. Прочитайте его.

в) Физминутка.

  • Закройте глаза, расслабьтесь, приготовьте руки для хлопка.

^

  • Откройте глаза.

г) В данных предложениях найдите и прочитайте названия птиц, которые являются словарными словами.

  • Названия какой птицы здесь не хватает? Я вам помогу.

Загадка:

Серенький воришка, Скачет всех смелей –, Быстрый и проворный… (воробей)

(3 слайд: картинки и слова ворона, сорока, воробей.)

  • Запомните этих птиц и слова, которые являются названием этих птиц.

Воробьи осёдлые птицы и поэтому остаются зимовать на своей родине.

  • Составьте предложение со словом воробей.
  • Покажите в нём, как трудно приходится этим птицам зимой.

(Выслушиваются ответы детей. Одно из составленных предложений записывается в тетрадь. Один из учащихся работает у доски с комментированием.)

Например: Голодные воробьи прижались у окна.

Как же трудно выжить птицам в суровые зимы. Кто тогда приходит на помощь? ( Люди. )

  • Как помогаем птицам зимой? (Ответы детей.)

д) Работа с сюжетными картинками.

  • Рассмотрите картинки.(4 слайд)
  • Вы узнали, кто прилетел к кормушке? Назовите этих птиц.
  • Почему прилетели птицы?
  • Почему кормушка называется кормушкой?
  • Какие однокоренные слова можно подобрать к слову кормушка?
  • Какие слова являются проверочными?
  • Запишите эти слова. Выделите корень. (Один учащийся работает у доски)

^

  • Как пишутся корни в однокоренных словах?
  • Разберите слово кормушка по составу. (На доску вывешивается схема разбора слов по составу)
  • Кто сделал кормушку?

смастерили, изготовили

дети, школьники,

ученики, они

  • Как называются слова близкие по смыслу, но разные по написанию? ( синонимы )
  • Как вы считаете, зачем мы подбираем слова-синонимы?

( ^ : Чтобы слово не повторялось в тексте.

Синонимы делают нашу речь красивой, точной.)

  • Запишите слова-синонимы. (Выборочное комментирование.)

В тетради:, Сделали, смастерили, изготовили., Ребята, школьники, дети, ученики, они.

  • Посмотрите на картинки и подберите ещё слова, которые бы вы смогли использовать в своих сочинениях.

(Наводящие вопросы: Куда ребята повесили кормушку? Как повесили? Какое чувство испытали дети, когда к ним в столовую пожаловали гости?)

7 стр., 3147 слов

Друг познается в беде примеры из истории. Друг познается в беде

... словом. От мамы я всегда слышал, что друг познается в беде. Однажды меня обрызгала машина. Ребята, которые шли рядом, засмеялись. Но лишь мой близкий товарищ Вова достал из ... пояснил для себя мамины слова. И теперь твердо знаю, друг познается в беде. Сочинение Друг познается в беде рассуждение по пословице «Друг познается в беде» — многие знают эту поговорку, но поверить в нее можно только проверив ...

Продолжение записи в тетради:, Повесили, прикрепили, на дерево, к ветке, положили, насыпали, радостные, весёлые.

Вывод: Все эти слова вы можете использовать в своих сочинениях.

  • Теперь, глядя на картинки, на слова, составьте небольшой рассказ, как ребята помогли птицам.

Пример: Ученики смастерили кормушку. Ребята повесили её на дерево и

насыпали туда корм. К ветке прикрепили ягоды рябины и кусочек

сала. Через некоторое время в столовую пожаловали гости.

^

  • А почему мы должны заботиться о птицах, помогать им? (Ответы детей.)

Вывод: Птицы – наши друзья. Они охраняют поля, леса, огороды от вредителей.

В тетрадях учащиеся записывают предложение., Птицы уничтожают вредных насекомых.

е) Вот и подошла к концу наша работа. Но у сочинения есть и заключительная часть. В этой части мы должны выразить своё отношение к написанному.

  • Как бы вы закончили своё сочинение?

Ответы детей:, Птицы – наши друзья, им нужна помощь., Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья!

  • А я закончу урок стихотворением.

И. Жупанов «Юркины друзья».

Парню не сидится

После школы дома:

В лес уходит, к птицам,

Тропкою знакомой.

И давно уж с Юркой

Встречи не боится

Ни юрок тут юркий

И ни синь синица.

Посвистит – на звуки

Прилетят – не тронь!

А протянет руку –

Сядут на ладонь.

Птицы рады зёрнам,

Цвиркают: «Откуда?»

И клюют проворно –

Это ли не чудо?

Кто пройдёт – дивится,

Знают лишь деревья,

Как он смог добиться

Птичьего доверья.

Юрка так гордится –

Он в лесу, как в доме,

И поёт синица

На его ладони.

  • И вы, ребята, сможете завоевать доверие птиц, если будете внимательно к ним относиться.

^

  • О каких основных моментах вы должны помнить при написании сочинения?
  • Из каких частей состоит сочинение?
  • Где будем писать каждую часть?

^

Используя материал, подобранный на уроке, ваши наблюдения, напишите сочинение на тему «Птицы – наши друзья».

Страничка ученика., Двадцать четвёртое ноября.

^

В морозной тишине громко трещит сорока., Серая ворона ищет корм., Синицы жадно клюют крошки и зерно., Голодные воробьи уселись у окна., Корм, кормит, кормушка., Сделали, смастерили, изготовили., Ребята, дети, школьники, ученики, они., Повесили на дерево, прикрепили к ветке., Положили, насыпали., Радостные, весёлые., Птицы уничтожают вредных насекомых., Хорошо, когда рядом с тобой настоящие друзья!, Приложение 1

Тема: Подготовка к сочинению «Птицы – наши друзья».