— проблемы и решения

Сочинение

«Итоговое сочинение — проблемы и решения»

Итоговое сочинение: ”Что нас ждёт?”

Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспоминать уже забытое старое. Долго нас приучали к тому, что литература не нужна, что про сочинения надо забыть. Мы только готовились к ЕГЭ и ГИА по литературе, где необходимо писать небольшие по объёму работы. И вот в прошлом году грянуло: СОЧИНЕНИЕ!

Немного шутки, немного правды!

Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла…

  • Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем…
  • А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги…
  • А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…
  • Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.

Вспомним, что А.Н.Толстой писал:

Способ, как творил Создатель,

Что считал Он боле кстати

Знать не может председатель

Комитета о печати.

А.К.Толстой

Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Мнение филолога-практика С.В.Волкова

“Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона”. НО… ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.

Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.

В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки;

  • реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
  • не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ

2 стр., 879 слов

Аргументы к сочинению по литературе отцы и дети

... отцов». «Война и мир» Л.Н. Толстого Одной из тем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» является мысль семейная. Здесь нет открытого противоборства отцов и детей. ... – нигилизм. Бескомпромиссность и категоричность двух поколений друг к другу приводит к неприятным последствиям для отцов и детей. «Бежин луг» И.С. ... это тем, кто в какой семье родился. По Феде видно, что он из зажиточного крестьянства. ...

Результаты сочинения от 3 декабря 2014 года

Сочинение писали около 700 тыс. человек.

Экзамен проходил во всех 85 регионах страны.

95% получили «зачет», около 5% – «незачет».

Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.

Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.

После результатов: Интернет и ЕГЭ виноваты в ухудшении качества сочинений

отмечается, что «президентское сочинение» выявило негативное влияние ЕГЭ и современной интернет-культуры на слог школьников.

Работы школьников изобилуют такими оборотами, как, например, «вышеупомянутые мной», а последнюю часть сочинения большинство решило обозначить оборотом «в заключение я хочу отметить», который характерен для формального развернутого ответа на ЕГЭ.

Свою роль в выборе стиля изложения также сыграл Интернет.

Большинство вузов не стали проверять сочинения

Трудности

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».

Нехватка базового литературного бэкграунда ( интеллектуального уровня, культурной подготовки).

Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.

Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.

Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.

Вера Кострова, Нижний Новгород. «Учительская газета»:

«Война и мир» и «Судьба человека» были «лидерами продаж» на итоговом сочинении. Если Андрею Соколову пришлось «отстреливаться» в теме о войне, то незабвенных героев Толстого использовали почти во всех предложенных темах, разумеется, кроме собственно литературной — по Лермонтову. Кстати, ее практически нигде не писали. В редких школах лермонтовскую тему выбрали не более одного-двух выпускников, а в основном никто.

За год дети забывают если не все, то многое – и это тоже одна из особенностей нынешнего поколения, вскормленного исключительно на видеоряде. Мгновенная смена картинок заставляет мозг защищаться – не хранить долго полученную информацию.

Еще год-два назад я удивлялась признаниям выпускников (даже отличников!) в том, что они «читали, но не помнят» сюжет и героев «Капитанской дочки», «Горе от ума», «Героя нашего времени». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Дети, действительно, в подавляющем большинстве совсем не запоминают прочитанное. О произведении могут рассуждать, только если прочли его три дня назад, через неделю начинают путать героев, с трудом вспоминают название и автора (я не преувеличиваю, спросите ваших старшеклассников, что они прочитали две недели назад, и они вам честно признаются, что не помнят – верьте им, это не розыгрыш!).

2 стр., 857 слов

Конструирование из бросовых материалов с детьми дошкольного возраста

... ребенка, необходимо создавать условия для развития его внутренних возможностей, формировать творческую мотивацию и соответствующую систему ценностей. Выводы: 1) Ознакомление дошкольников с конструированием из бросовых материалов ... куколка-закрутка, куколка-столбушка — игрушки этнопроекта «Детский музей в ДОУ». С деревом и другими природными материалами: «Теремок» (мастерская с инструментами «Умелые ...

Увиденное современные дети помнят немного дольше – и в этом смысле, конечно же, учителей спасают экранизации. Но всю классику нереально показать на уроках даже физически. Поэтому учителя вынуждены обращаться к многократному (обратите внимание!) краткому пересказу отдельных (!) эпизодов классики. Результатом такого «изучения» литературы стало ее катастрофическое усыхание, «скукоживание» — иными словами полная потеря плоти и крови. Удивительно ли, что «Война и мир» в сознании нынешних выпускников сузилась до четырех- пяти эпизодов, которыми легко «жонглировать» в любом эссе, хоть в части С, хоть на итоговом сочинении. Учителя-словесники, не задумываясь, назовут вам эти эпизоды: первый — князь Андрей смотрит в небо после боя под Аустерлицем, второй — батарея капитана Тушина сдерживает противника во время Шенграбенского сражения, третий — князь Андрей по дороге в Отрадное смотрит на дуб, вначале сухой, а потом расцветший, четвертый — Наташа Ростова во время отъезда из осажденной Москвы отдает подводы раненым. И это все! Другие эпизоды и тем более второстепенные персонажи бессмертной эпопеи или не вспоминаются вовсе, или немилосердно путаются: Долохова нередко называют Дороховым, Курагиных Куракиными, Элен превращается в княгиню – для выпускников это уже такие мелочи, что и говорить о них не стоит. Про Тихона Щербатова лучше и не спрашивать – дети о нем вовсе не слыхивали…

Привязывать к теме все, что смутно помнится с уроков, дети научились и делают это до такой степени простодушно, что просто с ума можно сойти. Так, например, учителя с удивлением прочли в итоговом сочинении, что Софья Фамусова – «умная и образованная девушка» стала такой благодаря тому, что «много читала в детстве» (тема взросления), а Белла в «Герое нашего времени» «всей душой полюбила Печорина в силу своего воспитания»…

ИЗ СОЧИНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ-2014

«Автар тута был не прав».

«Вышев на сцену, певцы поклонились».

«…человечество пагубно относится к своей родной природе».

«Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект».

«Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста».

«Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов».

«Они потеряли на войне двух единственных сыновей».

«Так как Обломов — человек ленивый, у него был Захар — его слуга».

Недочеты в привлечении литературного материала

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/problemyi-itogovogo-sochineniya/

Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.

Преобладание пересказа.

Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.

Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.

Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.

«Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.

2 стр., 957 слов

АНАЛИЗ ПРОБНОГО ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ материал по литературе (11 класс)

... - большинство участников пробного итогового сочинения продемонстрировали знание литературных произведений, уместно приводили цитаты, подтверждающие тезис сочинения. Выводы: В работах выделены ... литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; К.№3.Сочинение в целом выстроено правильно и заслуживает оценки «зачет» по критерию №3. Первая часть ...

Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.

Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.

NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.

Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.

В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.

Пути совершенствования умения школьников писать итоговое сочинение

1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):

2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению

3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ

Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.

Общая композиция: вступление, основная часть, заключение

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение; сформулировано ваше понимание поднятой темы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать пересказа литературного произведения, если использовать его в качестве одного из аргументов; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, можно воспользоваться приёмом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.

Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но ёмкой; органически связана с предыдущим изложением. В самом заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

7 стр., 3092 слов

Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения

... проблемы нет той, которую вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные магазины-скворечники с яркой ... ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)? На каком материале автор ...