«Итоговое сочинение — проблемы и решения»
Итоговое сочинение: ”Что нас ждёт?”
Как всегда, нам приходится быстро перестраиваться, искать методики, вспоминать уже забытое старое. Долго нас приучали к тому, что литература не нужна, что про сочинения надо забыть. Мы только готовились к ЕГЭ и ГИА по литературе, где необходимо писать небольшие по объёму работы. И вот в прошлом году грянуло: СОЧИНЕНИЕ!
Немного шутки, немного правды!
Есть же дети, у которых в школе мозг еще не дорос до чтения. Их заставляют читать, а им книга поперек горла…
- Я любила читать, но не классику, и меня все считали неучем…
- А я вот верю в учеников. Подрастут – сами возьмутся за книги…
- А может, они читают не меньше нашего? Мы же не можем быть уверены, что все о них знаем…
- Для некоторых детей, например, беспризорников, классическая литература вообще как чужеродная надстройка над суровой жизнью, и никуда она их не уводит и ничему не учит.
Вспомним, что А.Н.Толстой писал:
Способ, как творил Создатель,
Что считал Он боле кстати –
Знать не может председатель
Комитета о печати.
А.К.Толстой
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Мнение филолога-практика С.В.Волкова
“Итоговое сочинение будет во благо только в том случае, если мы позволим детям уйти от шаблона”. НО… ЕГЭ по русскому привел к тому, что сложился жесткий шаблон для любого письменного высказывания: формулируем проблему, комментируем ее, соглашаемся с автором, даем два аргумента. Как только ученик начинает писать, у него уже автоматически получается текст ЕГЭ. Но способов выразить мысль намного больше. Нужно, чтобы дети писали по-разному и о разном, в разных жанрах и стилях.
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
В темах сочинений умышленно не используются узкие формулировки;
- реализуются принципы посильности, ясности и точности постановки проблемы;
- не указываются конкретные произведения, что позволяет выпускнику самостоятельно выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.
ТРЕБОВАНИЯ И КРИТЕРИИ
Аргументы к сочинению по литературе отцы и дети
... отцов». «Война и мир» Л.Н. Толстого Одной из тем романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» является мысль семейная. Здесь нет открытого противоборства отцов и детей. ... – нигилизм. Бескомпромиссность и категоричность двух поколений друг к другу приводит к неприятным последствиям для отцов и детей. «Бежин луг» ... Видно, что богатые родители воспитывают его по-другому, не так, как остальных ребят. ...
Результаты сочинения от 3 декабря 2014 года
Сочинение писали около 700 тыс. человек.
Экзамен проходил во всех 85 регионах страны.
95% получили «зачет», около 5% – «незачет».
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
После результатов: Интернет и ЕГЭ виноваты в ухудшении качества сочинений
отмечается, что «президентское сочинение» выявило негативное влияние ЕГЭ и современной интернет-культуры на слог школьников.
Работы школьников изобилуют такими оборотами, как, например, «вышеупомянутые мной», а последнюю часть сочинения большинство решило обозначить оборотом «в заключение я хочу отметить», который характерен для формального развернутого ответа на ЕГЭ.
Свою роль в выборе стиля изложения также сыграл Интернет.
Большинство вузов не стали проверять сочинения
Трудности
«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда ( интеллектуального уровня, культурной подготовки).
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Вера Кострова, Нижний Новгород. «Учительская газета»:
«Война и мир» и «Судьба человека» были «лидерами продаж» на итоговом сочинении. Если Андрею Соколову пришлось «отстреливаться» в теме о войне, то незабвенных героев Толстого использовали почти во всех предложенных темах, разумеется, кроме собственно литературной — по Лермонтову. Кстати, ее практически нигде не писали. В редких школах лермонтовскую тему выбрали не более одного-двух выпускников, а в основном никто.
За год дети забывают если не все, то многое – и это тоже одна из особенностей нынешнего поколения, вскормленного исключительно на видеоряде. Мгновенная смена картинок заставляет мозг защищаться – не хранить долго полученную информацию.
Еще год-два назад я удивлялась признаниям выпускников (даже отличников!) в том, что они «читали, но не помнят» сюжет и героев «Капитанской дочки», «Горе от ума», «Героя нашего времени». Теперь я точно знаю, что это так и есть. Дети, действительно, в подавляющем большинстве совсем не запоминают прочитанное. О произведении могут рассуждать, только если прочли его три дня назад, через неделю начинают путать героев, с трудом вспоминают название и автора (я не преувеличиваю, спросите ваших старшеклассников, что они прочитали две недели назад, и они вам честно признаются, что не помнят – верьте им, это не розыгрыш!).
Урок литературного чтения. «Создание собственного текста ...
... сочинение-миниатюру «С чего начинается Родина?» Какие задачи – «узелки знаний» нам нужно завязать, чтобы достигнуть этой цели? С чего начинается создание любого текста? (с определения темы). Она у нас уже определена. (С чего начинается Родина?) ... задания - Дома вы учили стихи о родине. Давайте послушаем стихотворение М.Матусовского «С чего начинается Родина?» в вашем прочтении. (Для сокращения ...
Увиденное современные дети помнят немного дольше – и в этом смысле, конечно же, учителей спасают экранизации. Но всю классику нереально показать на уроках даже физически. Поэтому учителя вынуждены обращаться к многократному (обратите внимание!) краткому пересказу отдельных (!) эпизодов классики. Результатом такого «изучения» литературы стало ее катастрофическое усыхание, «скукоживание» — иными словами полная потеря плоти и крови. Удивительно ли, что «Война и мир» в сознании нынешних выпускников сузилась до четырех- пяти эпизодов, которыми легко «жонглировать» в любом эссе, хоть в части С, хоть на итоговом сочинении. Учителя-словесники, не задумываясь, назовут вам эти эпизоды: первый — князь Андрей смотрит в небо после боя под Аустерлицем, второй — батарея капитана Тушина сдерживает противника во время Шенграбенского сражения, третий — князь Андрей по дороге в Отрадное смотрит на дуб, вначале сухой, а потом расцветший, четвертый — Наташа Ростова во время отъезда из осажденной Москвы отдает подводы раненым. И это все! Другие эпизоды и тем более второстепенные персонажи бессмертной эпопеи или не вспоминаются вовсе, или немилосердно путаются: Долохова нередко называют Дороховым, Курагиных Куракиными, Элен превращается в княгиню – для выпускников это уже такие мелочи, что и говорить о них не стоит. Про Тихона Щербатова лучше и не спрашивать – дети о нем вовсе не слыхивали…
Привязывать к теме все, что смутно помнится с уроков, дети научились и делают это до такой степени простодушно, что просто с ума можно сойти. Так, например, учителя с удивлением прочли в итоговом сочинении, что Софья Фамусова – «умная и образованная девушка» стала такой благодаря тому, что «много читала в детстве» (тема взросления), а Белла в «Герое нашего времени» «всей душой полюбила Печорина в силу своего воспитания»…
ИЗ СОЧИНЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ-2014
«Автар тута был не прав».
«Вышев на сцену, певцы поклонились».
«…человечество пагубно относится к своей родной природе».
«Узнав об аварии, начальник скоропостижно прибыл на объект».
«Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста».
«Штольц — один из главных героев одноименного романа Гончарова «Обломов».
«Они потеряли на войне двух единственных сыновей».
«Так как Обломов — человек ленивый, у него был Захар — его слуга».
Недочеты в привлечении литературного материала
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/problemyi-itogovogo-sochineniya/
Неоправданное нарушение хронологического принципа подачи литературного материала.
Преобладание пересказа.
Формальное привлечение текста. Литературные примеры даны отдельно и не связаны с выводами.
Незнание художественного текста и, как следствие, искажение его.
Неожиданные сочетания произведений, рассмотренных в сочинении.
«Упущенные возможности» в привлечении литературного материала.
Письмо литературному герою сочинение 9 класс
... письмо литературному герою, которое обычно пишут после того, как закончат изучать произведение. Данный вид работы сейчас не пользуется большой популярностью в старших классах, так как обучение написанию сочинений ... восстановить текст письма, добавить недостающие части и ... тексты писем зачитываются, оцениваются. Примерные варианты карточек – заданий. Я чуть не умер от желания позвонить Вам сегодня в 9 ...
Трактовка литературного материала с нарушением диапазона достоверной интерпретации.
Негативное влияние массовой литературы на подход к отбору литературного материала.
NB Школьники с хорошим уровнем общего и речевого развития свободно выходят за рамки школьной программы в выборе текстов для аргументации.
Выпускники, читающие мало и затрудняющиеся в создании письменного высказывания, чаще привлекают тексты школьной программы или внеклассного чтения II пол. XX в.
В слабых сочинениях заметна подмена чтения знакомством с кратким пересказом или экранизацией произведения, театральной постановкой.
Пути совершенствования умения школьников писать итоговое сочинение
1. Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–9 классах):
2. Усиление внимания к методике обучения итоговому сочинению
3. Определение приоритетных направлений методической работы по проблемам обучения итоговому сочинению
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
Всякая работа создаётся по определённому плану. Это относится и к сочинению.
Общая композиция: вступление, основная часть, заключение
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; представлено ваше мнение; сформулировано ваше понимание поднятой темы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ сочинения представляет собой анализ, проведённый в соответствии с заданной темой. В основной части следует избегать пересказа литературного произведения, если использовать его в качестве одного из аргументов; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме. В основной части необходимо продемонстрировать знание материала, умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли. Чтобы правильно написать сочинение, можно воспользоваться приёмом спора с воображаемым оппонентом или методом от противного. Важно показывать своё отношение к фактам, анализировать каждый абзац текста, делать мини-выводы и обобщения. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но ёмкой; органически связана с предыдущим изложением. В самом заключении может быть выражено личное отношение пишущего к проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.
Комментарий проблемы. Виды. Основные вопросы второй части сочинения
... проблемы нет той, которую вы себе представили. 10. (1)В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. (2)Хотя времена иные, но и нынче хорошо в Крыму. (3)Вдоль набережной — сплошные магазины-скворечники с яркой ... ряд вопросов: В какой части текста автор обращается к проблеме (формулирует проблему)? На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)? На каком материале автор ...