Проблема актуальности произведений толстого

Эстетическая концепция Л. Н. Толстого – это в первую очередь стратегия борьбы с навязыванием извращённых вкусов и безнравственностью в искусстве. Благодаря этому она является важнейшей частью русского философского и педагогического наследия и имеет уникальный воспитательный потенциал, особенно актуальный для нашего времени. По Л. Н. Толстому, главная и конечная цель искусства – нравственное совершенствование человека и преодоление разъединения людей . «Задача искусства огромна, – формулировал он свой главный и итоговый тезис, – искусство, настоящее искусство, с помощью науки руководимое религией, должно сделать то, чтобы то мирное сожительство людей, которое соблюдается теперь внешними мерами, – судами, полицией, благотворительными учреждениями, инспекциями работ и т. п., – достигалось свободной и радостной деятельностью людей. Искусство должно устранять насилие. И только искусство может сделать это».

опыт понимания искусства как средства духовного преображения человека

В

Общие требования к произведению искусства Л. Н.Толстой сформулировал следующим образом: «Совершенным произведением искусства будет только то, в котором содержание будет значительно и ново, и выражение его вполне прекрасно, и отношение к предмету художника вполне задушевно и потому вполне правдиво. Такие произведения всегда были и будут редки. Все же остальные произведения несовершенные сами собой разделяются по основным условиям искусства на три главные рода: 1) произведения, выдающиеся по значительности своего содержания, 2) произведения, выдающиеся по красоте формы, и 3) произведения, выдающиеся по своей задушевности и правдивости, но не достигающие, каждое из них, того же совершенства в двух других отношениях». Это определение очень важно, в частности, и для понимания природы художественного вкуса. Категория вкуса, при всей своей формальной ясности, в содержательном отношении оказывается едва ли не самой «неуловимой» из всех категорий эстетики. С одной стороны, суждения вкуса всегда имеют некие объективные основания, но с другой – базовый элемент свободного личностного отношения в суждении вкуса никогда не позволяет полностью объяснить и тем более предсказать, какие именно из этих оснований проявятся в том или ином конкретном случае. Кроме того, в сфере вкуса часто происходят откровенно «скандальные» случаи, ставящие под вопрос целые художественные системы (например, в отношении Л. Н. Толстого к Шекспиру).

26 стр., 12767 слов

Когда спрашивают почему я человек вполне сухопутный сочинение

... кораблям, я говорю: (2)Потому что море я полюбил в детстве. (3)И сегодня мне хочется вспомнить подробности тех дней, когда я ... мы и будем познавать окружающий мир. Текст 3. В. Крапивин. Шестая Бастионная (повесть) (1)Когда спрашивают, почему я, человек вполне сухопутный, так привязан к Севастополю, к морякам и ...

Л. Н. Толстой справедливо зафиксировал момент начала разложения художественного вкуса и художественного языка как такового, того «умирания искусства» (В. Вейдле), которое достигло апогея уже во второй половине ХХ века. Например, как пишет А. С. Мигунов, «в эстетике маленькая обезьянка-шимпанзе по кличке «Бэтси» из зоопарка г. Балтимор (США) в буквальном смысле разрушила фундамент целой науки, когда в конце 1960-х годов исполненные ею акварели были приняты за работы профессионального художника и получили неплохие рецензии в американских журналах по искусству». Впрочем, по нашему мнению, «фундамент» эстетики этим казусом не был разрушен, но была предельно заострена проблема границ искусства и квази-искусства. Такие «скандальные» случаи по-своему закономерны, поскольку доводят до крайнего радикализма (или явного абсурда) одну из функций искусства в культуре – «разрушать привычные схемы самоидентификации, идеологические опоры социального и культурного поля» (В. В. Савчук).

общий критерий отличия искусства от не-искусства

чувств

восполнение добром

Для сравнения стоит привести формулировку известного советского автора, которая вполне конгениальна Л. Н. Толстому: «Искусство отражение жизни, но оно не являет собою абсолютного тождества с нею, которое и не допустимо и не нужно, ибо задача искусства не дублировать жизни человека. Феномен фольклора и его воспитательное значение. Роль фольклора в развитии детей">явления жизни, а художественно осознавать их в свете общественно-эстетического идеала… Правда жизни предполагает верное понимание того или иного явления как целого, определяемого его сущностью, то есть как явления закономерного, взятого в его глубинных основах и в широком жизненном контексте. То, что кажется правдой с узкой и ограниченной точки зрения, на самом деле может оказаться неполной правдой или даже обернуться ложью при более широком и глубоком понимании… Конкретное становится истинным только в единстве со всеобщим, с целостной своею сущностью, а не в отрыве от них. Подлинная, полная правда открывается тогда, когда частности не заслоняют целое, случайности необходимое и закономерное, видимость существенное, отдельные же явления осознаются в свете общего мировоззрения».

7 стр., 3423 слов

Частная коллекция произведений современного изобразительного ...

... это краткие упоминания в книгах и статьях, а также каталогах выставок: «Другое искусство. Москва 1956;76. К хронике художественной жизни» (Т. 1−2, М., 1991), «Лианозовская группа: истоки и ... в научный оборот новых фактов из истории частного коллекционирования произведений современного изобразительного искусства в России в 1960 1980;х годах, а также материалов из истории развития изобразительного ...

императив единения людей и

Статья Л. Н. Толстого «О Шекспире и о драме», опубликованная в 1906 году и подытоживающая его размышления о сущности искусства, является примером радикально нетрадиционных оценок классических произведений авторами, в чьем высочайшем эстетическом вкусе сомневаться не приходится. «Скандальность» интерпретации Л. Н. Толстым Шекспира, отрицающей в его творчестве какую-либо художественную ценность, а также обвиняющей его в пропаганде безнравственности, общеизвестна, но до сих пор в полной мере не осмыслена. Рассматривая фабулу нескольких наиболее известных произведений Шекспира, Л. Н. Толстой везде приходит к одному и тому же выводу: 1) «Лица Шекспира постоянно делают и говорят то, что им не только не свойственно, но и ни для чего не нужно… У Шекспира всё преувеличено: преувеличены поступки, преувеличены последствия их, преувеличены речи действующих лиц, и потому на каждом шагу нарушается возможность художественного впечатления» 2) столь же противоестественен и даже уродлив, по его мнению, и сам язык Шекспира. Вместе с тем, Л. Н. Толстой находит особое мастерство «в умении Шекспира вести сцены, в которых выражается движение чувств», чем он и объясняет некоторую увлекательность его произведений, особенно при хорошей игре актеров.

вследствие каких глубинных особенностей и эстетических презумпций мировосприятия

В основе неприятия Л. Н. Толстым творчества Шекспира лежит принципиальное отличие их поэтик, а в основе этих принципиально разных поэтик лежали прямо противоположные мировоззренческие модели: для Л. Н. Толстого мир – это благолепный Космос, движимый силами вечной справедливости, неизбежно побеждающей всякую неправду; мир Шекспира – всегда «is out of joint», это игралище неукротимых и непредсказуемых сил человеческого «Я», которое может прерываться лишь их гибелью. Если о романах Л. Н. Толстого Н. Бердяев отмечал свое впечатление, что они столь целостно и гармонично охватывают всё бытие, будто «сама душа мира их написала»; то «гора трупов, которой кончается каждая трагедия Шекспира, есть ужасающий символ полной безысходности и гибели титанической эстетики Возрождения» (А. Ф. Лосев).

Обобщая сказанное выше, суть этой эстетической контроверсии можно сформулировать так. Если для Л. Н. Толстого любое жизненное явление эстетически ценно и нравственно оправдано ровно настолько, насколько оно подчинено мировому ладу неизменным законам воспроизводства Жизни и порядку Вселенной; то для Шекспира, как раз наоборот, всякое явление ценно своей самочинностью и самоценностью, способностью преодолевать любые привычные законы миропорядка. Такое мировидение и основанная на нём поэтика, очевидно, внутренне амбивалентна и если акцентировать ту её деструктивную сторону, о которой писал А. Ф. Лосев, то Л. Н. Толстой оказывается полностью прав. Однако, с другой стороны, полностью правы и почитатели подлинного гения Шекспира.

36 стр., 17836 слов

Проблемы интерпретации трагедии У. Шекспира «Гамлет»

... трех глав, заключения, списка литературы. ГЛАВА I . Сюжет и история создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» «Гамлет» стоит особняком даже в гениальном наследии Шекспира. Главный герой пьесы – человек не только сильных страстей, ...

Художественный вкус тесно связан

т. к. замыкает реципиента в его субъективной ограниченности.

внутренне парадоксальным

самоценностей

Л. Н. Толстой высказывает самые радикальные и парадоксальные суждения потому, что чрезвычайно высок его идеал искусства, по сути, имеющий характер жизненного подвига, аскезы и религиозного служения. Вот одна из его главных формулировок из дневника 17 Мая 1896: «Главная цель искусства, если есть искусство и есть у него цель, та, чтобы проявить, высказать правду о душе человека, высказать такие тайны, которые нельзя высказать простым словом. От этого и искусство. Искусство есть микроскоп, который наводит художник на тайны своей души и показывает эти общие всем тайны людям». Имея такую цель, художник, призванный быть «тайновидцем» человеческих душ, никогда не может быть удовлетворён ни своим, ни чужим творением, но всегда горит устремлённостью к вечному преображению.

Рассмотренные здесь главные аспекты эстетической теории Л. Н. Толстого являются теми мировоззренческими принципами, которые в наше время способны максимально эффективно противостоять «умиранию искусства» в «ситуации постмодерна» и антихудожественным требованиям со стороны «общества потребления». Ведь Л. Н. Толстой, казалось бы, всего лишь повторяет очевидные вещи и «прописные истины». Однако, как это ни странно, для нашего времени они вдруг звучат ново, а иногда и весьма непривычно. Поэтому эстетика Л. Н. Толстого актуальна как идейная и ценностная основа современного художественного воспитания.

г. Луганск