Одиссей — (или по римской традиции Улисс) — царь Итаки, поэмы Гомера «Одиссея» и один из второстепенных персонажей «Илиады». Основные черты его характера — это мужество, житейская мудрость и хитрость. Дальновидным называет его нимфа Калипсо, у которой он семь лет живет как пленник. Даже сам Одиссей называет хитрость главной своей чертой: «Я Одиссей, сын Лаэртов, везде изобретеньем многих хитростей славных и громкой молвой до небес вознесенный». Свое происхождение Одиссей ведет от ловкого и изобретательного бога Гермеса, который был дедом матери Одиссея Антиклеи. Поэтому хитроумие — наследственная черта Одиссея. В долгих странствиях герою помогает не только природная смекалка, но и богатый жизненный опыт , изобретательность.
Возвращаясь из-под стен Трои на родную Итаку, Одиссей теряет всех спутников и попадает на остров нимфы Калипсо. По прошествии семи лет плена Одиссея, боги-олимпийцы решают повелеть нимфе отпустить его. Волю богов передает нимфе Гермес.
Опечаленная Калипсо просит Одиссея остаться, за что сулит ему бессмертие, предупреждает его об опасностях, которые подстерегают его на пути. Но никакие посулы не могут убедить Одиссея забыть родной дом и семью. Одиссей строит плот и отправляется в плавание. Посейдон поднимает страшную бурю, которая разбивает плот. Но Одиссея спасает морская богиня Левкотея. Она велит ему сбросить одежду, которая мешает ему плыть. Так Одиссей достигает берега острова феаков Схерии. Радушно принятый феаками, Одиссей на пиру рассказывает им историю своих странствий. Сначала, отплыв из-под Трои, Одиссей и его спутники достигли земель киконов, в битве с которыми, пытаясь захватить их город Исмару, погибли многие спутники Одиссея. Затем буря, поднятая Зевсом-громовержцем, сбила путешественников с пути, и попали они на остров лотофагов — людей, питавшихся лотосом. Угостившись лотосом, многие спутники Одиссея забывают родину, но Одиссей силой возвращает их на корабль, привязывает к мачтам, и ахейцы поспешно покидают остров лотофагов.
Следующее испытание, посланное богами Одиссею, — встреча с циклопом Полифемом. Разгневанный появлением чужеземцев на своем острове, свирепый Полифем съедает ежедневно по нескольку плененных спутников Одиссея. Долго думал Одиссей, как вырваться из пещеры циклопа. Наконец он решает напоить Полифема вином и выкалывает его единственный глаз с помощью заостренного бревна. Ослепленный циклоп отвалил камень, закрывающий выход из пещеры, и стал выпускать овец по одной, ощупывая каждую. Одиссей привязал под брюхом самого большого барана, под другими баранами привязались и его спутники. Выбравшись из пещеры и загнав овец Полифема на корабли, Одиссей покидает остров циклопов.
Женский образ в «одиссеи» гомера
В рамках нашей курсовой работы мы рассмотрим «Одиссею». Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки, возвращающегося из троянского похода; в это время к его верной ... Ради свершения мести Одиссей отодвигает встречу с Пенелопой и открывается только Телемаху, так как нуждается в помощи сына. Не менее выразительны и женские образы поэм. Елена Спартанская ...
Вскоре корабли Одиссея прибывают на остров Эола — повелителя ветров. Целый месяц радушно принимает у себя странников Эол. Когда же Одиссей просит его отпустить их на родину, хозяин соглашается и дарит Одиссею мешок, в котором заключены все ветры, кроме Зефира. Эол велит Зефиру помочь путешественникам вернуться на родину и запрещает Одиссею развязывать мешок. Однако в пути, когда Одиссей засыпает, его товарищи, решив, что в мешке много золота, развязывают тесьму. Ветры вырываются на волю, поднимается буря и возвращает путешественников обратно на остров Эола. Но тот отказывается снова помогать тем, кого преследует гнев богов.
Воинственные лестригоны, живущие на следующем острове, куда забрасывают Одиссея судьба и боги, уничтожают все, кроме одного, корабли путешественников.
Продолжили путь Одиссея и его товарищи и достигли, наконец, острова Эя, где жила волшебница Кирка (Цирцея).
Подмешав в вино сок волшебной травы, Кирка превращает спутников Одиссея в свиней. Явившись Одиссею, бог Гермес дает ему чудодейственный корень, который делает Одиссея неуязвимым для чар волшебницы. Одиссей отправляется во дворец, пробует волшебный напиток Кирки, но чары на него не действуют. Тогда Одиссей грозит Кирке мечом, и та обещает вернуть его друзьям прежний облик. После этого целый год проводит Одиссей на острове Эя, а затем просит Кирку отпустить его с товарищами на родину. Кирка велит ему сначала посетить царство Аида, владыки подземного мира, и там спросить о своей судьбе тень прорицателя Тиресия. Наученный Киркой, Одиссей вызывает души умерших, среди прочих появляется и душа Тиресия, которая сообщает герою причину его несчастий: он разгневал самого Посейдона. Однако и вопреки Посейдону Одиссей сможет достичь родины, если только его товарищи не тронут быков Гелиоса, пасущихся на острове Тринакрия. Тень Тиресия рассказывает Одиссею обо всех испытаниях, которые ему предстоит пройти по пути домой, затем к герою приближаются другие души: его матери, его товарищей, многих погибших под Троей героев, они дают Одиссею различные советы.
Волшебница Кирка рассказывает вернувшимся на ее остров героям, какие еще им предстоят опасности и как их избежать: о сиренах (существах с телом птиц и женской головой, которые завлекают мореходов сладким пением на свой остров и губят их), о шестиглавой Сцилле и Харибде, поглощающей и изрыгающей воду.
Проплывая мимо острова сирен, Одиссей залепил уши товарищей мягким воском, а себя велел привязать к мачте. Так миновали странники и эту опасность. Шестиглавая Сцилла отобрала у Одиссея шестерых спутников, а Харибду им удалось миновать. Но впереди уже показался остров Гелиоса, где вопреки клятве, данной Одиссею, его товарищи, измученные голодом, зарезали быков Гелиоса, за что наказал их Зевс, разбив корабль и погубив всех, кроме Одиссея. На обломках корабля и добрался Одиссей до острова нимфы Калипсо. На этом и закончил Одиссей рассказывать феакам о своих странствиях.
По велению царя Алкиноя феаки доставили уснувшего Одиссея на Итаку и оставили спящим на берегу. Там он сначала, притворившись нищим, встретил свинопаса Эвмея, который, не узнав хозяина, рассказал, как женихи Пенелопы разоряют хозяйство Одиссея. В это же время боги возвращают Телемаха из Спарты. Отец и сын встречаются, Одиссей отправляется в свой дворец, там вступает в единоборство с Иром, одним из женихов. Затем жена его Пенелопа велит служанке Эвриклее омыть страннику ноги, и служанка узнает Одиссея. Взяв свой лук (тетиву которого никто, кроме него не мог натянуть), Одиссей мстит женихам, с помощью Афины-Паллады поражая их одного за другим. Наконец выходит к нему Пенелопа, боясь поверить, что это действительно вернулся ее муж. Но Одиссей открывает ей только им , как устроено их супружеское ложе (его сделал сам Одиссей из пня маслины, которая росла возле дворца).
Одиссея. Особенности композиции поэмы Гомера Одиссея
... XX веке «Одиссея» была переведена В.В. Вересаевым. 1. Тема, сюжет, композиция поэма Гомера «Одиссея» Будучи законченной позже «Илиады», «Одиссея» примыкает к ... далекого прошлого. В «Одиссее» рассказывается о возвращении на родину героя троянской войны Одиссея. Возвращение домой – на остров Итаку- заняло у ... его из огня подтащил я. Кругом же, Стали товарищи. Бог великую дерзость вдохнул в них., Взяли ...
Так после долгой разлуки встретились верные супруги.
Одиссей — самый выдающийся из персонажей поэм Гомера. По сравнению с другими (Агамемноном, Гектором, Парисом, Ахиллом), которые олицетворяют какую-то одну черту характера, образ Одиссея намного более сложный. Одиссей, прежде всего мужественный воин, отвага которого сочетается со здравым смыслом и практичностью, умением найти выход из самой сложной жизненной ситуации. Одиссей — несомненный герой, который, однако, не гонится за славой и не чванится своими подвигами, как это делают презирающие осторожность и рассудительность Ахилл или Гектор.
Одиссей сражается не только мечом, но и словом, которое также приносит ему победы. Необыкновенные приключения, выпавшие на долю Одиссея, лишь подчеркивают силу его стремления на родину, по которой он так сильно тоскует. Никакие опасности, никакие лишения и ничья любовь не способны уничтожить в сердце Одиссея память о родном доме. В этом главная значимость образа Одиссея.
План:
- Введение
- 1 Основные сюжеты
- 1.1 Рождение и молодые годы
- 1.2 Начало Троянской войны
- 1.3 Троянская война
- 1.4 Скитания Одиссея
- 1.5 Дальнейшие истории
- 2 Характер
- 3 Родственные взаимоотношения
- 4 Источники в
- 5 Образ в искусстве
- 5.1 Одиссей в литературе
- 5.2 Одиссей в изобразительном искусстве
- 5.3 Одиссей в кинематографе
- 5.4 Одиссей в музыке
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-odisseya/
- Примечания
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-odisseya/
Введение
Эта страница посвящена древнегреческому мифологическому царю Одиссею. Для просмотра других значений этого имени, обратитесь к статье Одиссей (значения).
Одиссей (греч. Όδυσσεύς , лат. Ulysses , Улисс ), в царь Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, супруг Пенелопы и отец Телемаха, прославившийся как участник Троянской войны, умный и изворотливый оратор. Один из ключевых персонажей «Илиады», главный герой поэмы «Одиссея», повествующей о долгих годах скитаний и возвращении Одиссея на родину. Одиссей отличался не только отвагой, но и хитрым, изворотливым умом (отсюда его прозвище «хитроумный»).
Маленькое сочинение встреча с сиренами поэма одиссей
... стане. «Одиссея» — поэма сказочная и бытовая, действие ее разворачивается, с одной стороны, в волшебных краях великанов и чудовищ, где скитался Одиссей, с другой — в его маленьком царстве на острове Итака и в ... забыли о родной`Итаке и отказались плыть дальше силою их, плачущих отвели на корабль и пустились в путь. Второе приключение — у циклопов (киклопов). То были чудовищные ...
Имя «Одиссей», вероятно, происходит от греческого — «oδύσσομαι» («быть прогневанным», «сердиться») и, т.о., означает «Тот, кто гневается» или «Тот, кто ненавидит».
Приключения Одиссея и его возвращение к верной жене Пенелопе нашли отражение в ряде произведений литературы (у Гомера, Софокла, Еврипида и др.) и искусства (рисунки на античных вазах, фрески в Помпеях и др.).
Образ Одиссея отражает эпоху, когда ахеяне начали путешествовать по морю, корабли уходили в долгое плавание и люди теряли связь с родными. История, Одиссея, есть и в кельтской литературе.
Позднее имя Одиссея стало нарицательными и словом «одиссея» стало обозначаться любое долгое странствие (книга «Одиссея Капитана Блада», фильм «Космическая Одиссея»).
Изображался бородатым мужчиной в овальной шапочке греческих моряков.
1. Основные сюжеты
1.1. Рождение и молодые годы
- Свое имя, этимологизировавшееся как «ненавистный» (у Жуковского «сердитый») получил от деда Автолика . Некоторые называли его сыном Сисифа . Согласно Истру Александрийскому, Антиклея родила его в Алалкомении в Беотии . Согласно Птолемею Гефестиону, его первоначально звали Утис («никто») за (ота ).
- Место, где охотился Одиссей с сыновьями Автолика, показывали в Дельфах .
- Одиссей прибывает в Спарту и участвует в сватовстве к Елене Прекрасной . Встречает Пенелопу. Предлагает отцу Елены, Тиндарею, связать всех женихов клятвой помочь будущему мужу Елены, чтобы избежать конфликтов . Победив в состязании в беге за руку Пенелопы, воздвиг в Спарте три храма Афины Келевтии . Посвятил статую Посейдону Гиппию в Фенее (Аркадия), когда у него нашлись лошади . Женившись на Пенелопе, он вернулся на Итаку.
1.2. Начало Троянской войны
- После похищения Елены Парисом женихи собираются на Троянскую войну. Ему было предсказано, что если он пойдет под Трою, вернется через 20 лет нищим и без спутников, и он притворился безумным и запряг в плуг коня и быка и стал сеять соль, Паламед же разоблачил его . Паламед угрожает убить новорождённого Телемаха , и Одиссей вынужден признаться в обмане. Он идёт на войну и клянется отомстить Паламеду. Согласно Гомеру (у которого Паламед не упоминается), Агамемнон посетил Итаку и уговорил Одиссея .
- Чтобы найти спрятанного матерью среди женщин Ахилла и отвезти его на войну, Одиссей и Диомед под видом купцов прибывают на остров Скирос и, разложив товары, имитируют нападение разбойников. Все женщины убегают в страхе, лишь одна (Ахилл), хватается за оружие, и таким образом выдаёт себя.
- На щите Одиссея было изображение дельфина .
1.3. Троянская война
- От Кефаллонии (или с Итаки) Одиссей привел под Трою 12 кораблей .
- По пути на Тенедосе спорил с Ахиллом . Согласно Гомеру, на пире спорил с Ахиллом .
- Когда корабли приплывают к троянским берегам, атака чуть было не срывается, поскольку предсказано, что первый, ступивший на эту землю, погибнет. Одиссей поднимает людей, спрыгивая с корабля первым, но успевая кинуть себе под ноги щит. Таким образом, первым ступившим (и погибшим) оказывается Протесилай.
- Был послом в Трою .
- Одиссей мстит Паламеду, выставляя его предателем.
- В «Илиаде» убил 17 троянцев. По Гигину, всего убил 12 воинов .
- Одиссей и Аякс Теламонид защищают тело Ахилла . Доспех Ахилла достается Одиссею (который обратился к Афине), и оскорбленный Аякс кончает с собой.
- Узнав, что война не может быть выиграна без лука Геракла, который остался у брошенного на острове в начале войны Филоктета, Одиссей отправляется туда и уговаривает озлобленного Филоктета его предоставить (или на Лемносе похищает лук Филоктета ).
3 стр., 1323 слов
Поэмы Гомера Илиада и Одиссея
... для достойного погребения троянского героя. Как и главные герои «Илиады» - Ахилл и Гектор - так и Одиссей в поэме «Одиссея» лишен сугубо эгоистических черт и мелочности. События поэмы полностью связаны с ... Одиссея на Итаку. Неузнанный, в образе нищего-старца, Одиссей прибывает домой. Богиня Афина, которая опекает Одиссея, помогает ему во всем. Пенелопа, наученная Афиной во сне, назначает женихам ...
- Вместе со своим другом Диомедом Одиссей уговаривает сына Ахилла, Неоптолема, принять участие в войне (опять по требованию пророчества).
Отдаёт ему доспехи отца.
- Сын Приама Гелен, прорицает, что для победы необходимо получить из Трои палладиум — изваяние Афины. Одиссей крадет его вместе с Диомедом.
- Одиссей придумывает троянского коня. Сидел в троянском коне .
1.4. Скитания Одиссея
Одиссей, привязанный к мачте, чтобы не поддаться пению сирен. Фрагмент краснофигурной вазы.
Дж. В.Уотерхаус. Одиссей и сирены
- Троя взята, корабли отплывают.
- Корабли Одиссея причаливают к острову лотофагов, обретающих забвение в поедании лотоса. Он теряет часть команды.
- Корабли Одиссея причаливают к острову циклопов и устраивается на ночлег в пещере, оказывающейся жилищем великана Полифема. Он съедает часть команды. Одиссей ослепляет его острым колом и выбирается из пещеры, уцепившись снизу за шерсть овец, обыскиваемых слепым циклопом.
- Одиссей оказывается на острове Эола, царя ветров; тот даёт ему мех, куда заключены ветра и приказывает не развязывать его, пока не покажутся берега Итаки. Команда думает, что царь одарил Одиссея сокровищами, и пока тот спит, тайком развязывает мех. Ветра вырываются и в мгновение ока относят корабль от уже появившейся Итаки.
- На острове лестригонов-каннибалов Одиссей теряет много людей съеденными. У него остается только один корабль.
- Корабль Одиссея причаливает к острову волшебницы Цирцеи. От её угощенья люди превращаются в свиней и других животных. Одиссей вступает с ней в , она подчиняется ему.
- Одиссей спускается в подземное царство, чтобы поговорить с прорицателем Тиресием и узнать, что ему нужно сделать, чтобы попасть домой. Помимо всего прочего, получает от Тиресия предсказание: «Покинь свою объятую волнами Итаку, возьми весло и странствуй, пока не встретишь людей не знающих моря и среди них учреди почитание владыки морской стихии».
- Прожив у Цирцеи год, Одиссей отправляется дальше, мимо острова сирен, влекущих своим чарующим пением моряков на гибель. Своим гребцам он затыкает уши воском, сам, полный любопытства, приказывает привязать себя к мачте и слушает. Так они минуют угрозу.
- Проплывает между Сциллой и Харибдой, страшным шестиголовым чудовищем и колоссальным водоворотом. Теряет 6 человек съеденными.
- На острове Гелиоса спутники Одиссея убивают быков солнечного бога. В наказание Зевс посылает бурю, уничтожающую корабль, в которой выживает один Одиссей.
- Одиссея выбрасывает на остров нимфы Калипсо. Он становится её возлюбленным. На острове нет ни одного корабля, и Одиссей вынужден там оставаться семь лет. Наконец боги прощают его и посылают Гермеса приказать Калипсо отпустить Одиссея; он строит плот и уплывает от неё.
- Он приплывает на остров феаков, его находит царевна Навсикая. Одиссей рассказывает феакам свою историю. Они сажают его на корабль и отвозят на Итаку. По версии, возвращаясь с острова феаков, из-за гнева Гермеса потерпел крушение и попал на Итаку .
- На Итаке Афина придаёт Одиссею вид нищего старика, чтобы он оставался неузнанным. Живёт у свинопаса Эвмея, открывается своему сыну Телемаху; идет во дворец, чтобы посмотреть, как бесчинствуют женихи. Одиссея подвергают оскорблениям. Няня Эвриклея узнает его по шраму. Верный пес Аргус узнает его и издыхает.
- Пенелопа по совету сына соглашается выйти замуж за того из женихов, кто натянет лук Одиссея и пропустит стрелу через 12 колец. Никто, кроме нищего старика, не оказывается на это способен. Вместе с Телемахом Одиссей устраивает кровавое побоище, истребив несколько десятков человек.
- Родители женихов пытаются восстать, их подавляют. Одиссей встречается с отцом. Поэма заканчивается зрелищем торжествующих Лаэрта, Одиссея и Телемаха.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»
... рядом со всеми поколениями античного мира -- текст «Илиады» и «Одиссеи», который переписывали, запоминали, бесконечно цитировали, досконально изучали. Актуальны «Илиада» и «Одиссея» и в современное время - их по-прежнему изучают, ... буре, попадает к нимфе Калипсо. Феаки, тронутые рассказом Одиссея, отправляют его с богатыми дарами на Итаку. В песнях XIII--XVI Одиссей прибывает па родину, прячет ...
1.5. Дальнейшие истории
Избиение женихов
- Родители погибших женихов, видные люди, выдвигают против Одиссея обвинения. Третейским судьей был выбран царь Эпира и близлежащих островов Неоптолем. Он выносит вердикт: Одиссей изгоняется на 10 лет из своего царства Итаки. За эти годы наследники женихов должны были оплатить ущерб, нанесённый ими Одиссею, выплачивая положенные суммы Телемаху, ставшему теперь царём Итаки .
- Чтобы умилостивить своего вечного противника Посейдона, Одиссей отправляется пешком, по совету прорицателя Тиресия, через горы, неся на плечах весло (по Тиресию, его странствия должны были завершиться в земле, далекой от моря, где никто не слышал о мореплавании ).
В Феспротии закричали, увидев весло: «Что за лопату несёшь на блестящем плече, иноземец?». Одиссей принёс жертвы Посейдону и был прощён. По мнению Павсания, странствия Одиссея завершились у эпиротов .
- Одиссей женился на царице феспротов Каллидике и выступил во главе войска против бригов, которыми командовал Арес. Вмешательство Аполлона приводит к миру.
- По некоторым версиям, Одиссей мирно умер в Этолии или Эпире, где почитался как герой, наделённый даром посмертного прорицания (либо он умер, когда чайка уронила на его голову жало морской горлицы ).
- По Феопомпу, умер в Этрурии (либо только похоронен там).
Похоронен на горе Перга у Кортоны в Этрурии .
- По аркадянам, странствия Одиссея завершились в Аркадии. Построил храм Афины Сотеры и Посейдона на горе Борея в Аркадии .
- По некоторым, он основал город Аскибургий в Германии .
- По другим сказаниям, по истечении срока изгнания Одиссей оставляет Каллидику и их маленького сына Полипойта править царством и возвращается на Итаку.
- Итакой правит не Телемах, а Пенелопа от имени Полипорта. Телемах был изгнан с Итаки на Кефаллению из страха за Одиссея, поскольку оракул предсказал «Одиссей, твой собственный сын убьёт тебя!».
- Смерть, по предсказанию Тиресия, приходит к Одиссею из-за моря: его сын от Кирки (Цирцеи) Телегон отправляется его искать. Причалив к Итаке, он принимает её по ошибке за остров Коркира и начинает грабить. Одиссей вооружается отразить нападение. Телегон убил его на берегу копьем, у которого вместо наконечника был шип ската.
- Убитый Телегоном Одиссей был воскрешен снадобьями Цирцеи, но когда Цирцея и Телемах были убиты, умер от горя ; либо служанка Цирцеи превратила его в коня, и он оставался им, пока не умер от старости .
- После смерти его душа выбрала жизнь , далекого от дел .
Мифологические мотивы в «Одиссее» Гомера
... Произведения Гомера, поэма "Одиссея", является первыми по времени известным нам памятникам древнегреческой литературы и вместе с тем вообще ... изучения греческой мифологии являются “Илиада” и “Одиссея” Гомера. Мифы, как особая форма миропонимания. Древние греки были деятельным, ... характеров героев делает "Одиссею" непохожими на устные эпические поэмы. Во времена Писистрата поэма была уже известна в ...
2. Характер
см. «Одиссея».
3. Родственные взаимоотношения
Старая няня Эвриклея узнает Одиссея по шраму на ноге
- божественная покровительница
- Афина
- родители
- Лаэрт , сын Аркесия, внук Зевса. По одной из версий мифа, Одиссея — хитрец Сизиф.
- Антиклея , дочь Автолика, внучка Гермеса и Хионы
- сестра
- Ктимена — жила с мужем на соседнем с Итакой острове Заме
- супруга
- Пенелопа , двоюродная сестра Елены Прекрасной. Их дети:
- Телемах . По одной из версий мифа, Телемах женился на Навсикае. Их сын:
- Персептолис
- Полипорт — родился после возвращения Одиссея на Итаку.
- Телемах . По одной из версий мифа, Телемах женился на Навсикае. Их сын:
- Пенелопа , двоюродная сестра Елены Прекрасной. Их дети:
- возлюбленные
- волшебница Цирцея . Их дети:
- Телегон — по одной из версий мифа убьёт своего неузнанного отца Одиссея, потом женится на его вдове Пенелопе, а мать, Цирцею, выдаст за Телемаха
- Авсон (Авзон) — родоначальник авсонов, Италии, первый царь Италии. (Или — сын Калипсо).
- Латин — родоначальник латинов. (Или — сын Одиссея и Калипсо, или — сын Телемаха).
- нимфа Калипсо . Их дети:
- Навсифой
- Навсиной
- Анкий (Антий).
(Или же — сын Энея).
- Ардей . (Или же — сын Энея).
- Ром . (Или же — сын Энея).
- Авсон (Авзон) — родоначальник авсонов, древнейшего племени Италии, первый царь Италии. (Или — сын Цирцеи).
- Латин — родоначальник латинов. (Или — сын Одиссея и Цирцеи, или — сын Телемаха).
- Эвиппа , дочь эпирского царя. Их дети:
- Евриал — по одной из версий мифа будет убит неузнанным отцом
- Каллидика , царица феспротов. Их дети:
- Полипойт
- этолийская царевна, дочь царя Фоанта. Их дети:
- Леонтофон
- волшебница Цирцея . Их дети:
4. Источники в античной литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-odisseya/
- Гомер. «Илиада»
- Гомер. «Одиссея»
- «Телегония»
- Виргилий. «Энеида»
- Софокл. Пьесы «Аякс», «Филоктет»
- Еврипид. Пьесы «Гекуба», «Киклоп», «Рес».
- Аполлодор. «Библиотека», III, 8
- Аполлодор. «Эпитомы», III, 7; V, 6-22; VII, 1-40
- Овидий. «Метаморфозы», XIII, 1-398
Наследие Гомера как исторический источник
... данной работы- изучение поэм Гомера как исторического источника. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: 1. Проанализировать роль мифологии в поэмах Гомера. 2. Определить особенности ... [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/referat/poemyi-gomera-kak-istoricheskiy-istochnik/ Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» достаточно изучены и проанализированы в отечественной и зарубежной ...
5. Образ в искусстве
5.1. Одиссей в литературе
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/pro-odisseya/
- Действующее лицо трагедий Эсхила «Суд об оружии» (фр.174-177 Радт), «Вызыватели душ (Психагоги)» (фр.273-275 Радт), «Пенелопа» (фр.187 Радт), «Собиратели костей» (фр.179-180 Радт), сатировской драмы «Кирка» (фр.309-311 Радт);
- трагедий Софокла «Одиссей безумствующий» (фр.462 Радт), «Ифигения» (фр.305-308 Радт), «Эант», «Филоктет», «Лаконянки» (фр.367-368 Радт, похищение Палладия), «Навсикая» (фр.439-440 Радт), «Феаки» (фр.675 Радт), «Омовение» (фр.451а Радт), «Одиссей, пораженный шипом» (фр.453-461 Радт), его сатировской драмы «Сотрапезники» (фр.562-568 Радт),
- трагедии Еврипида «Гекаба», сатировской драмы Еврипида «Киклоп», трагедии Псевдо-Еврипида «Рес»,
- трагедий «Одиссей — ложный вестник» и «Итакийцы», трагедий Херемона и Аполлодора Тарсского «Одиссей», комедии Эпихарма «Одиссей, потерпевший кораблекрушение»,
- трагедии Пакувия «Омовение», трагедии Сенеки «Троянки».
- Порфирий. Неоплатонический трактат «О пещере нимф».
- Данте. «», «Ад», песнь XXVI. (1308-1321 гг.)
- Ганс Сакс. «Странствие Улисса».
- Дольче Л. «Улисс».
- Лопе де Вега. «Цирцея».
- Кальдерон. «Величайшее колдовство, любовь»
- Шекспир. «Троил и Крессида». (Ок. 1602)
- Корнель. «Цирцея».
- Фенелон, Франсуа. «Приключения Телемаха, сына Одиссея» (Телемахида).
(1699).
- Бодмер И. Я. «Улисс».
- Пиндемонте. «Улисс».
- Альфред Теннисон. Поэма «Улисс».
- Княжнин. «Цирцея и Улисс».
- Ф. Понсар. «Улисс».
- Лион Фейхтвангер. «Одиссей и свиньи, или О неудобстве цивилизации»
- Выспяньский С. «Возвращение Одиссея».
- Гауптман Г. «Лук Одиссея».
- Образ Одиссея (Улисса) использует Джеймс Джойс в романе «Улисс».
- Николас Казандзакис. Поэма «Одиссея» (1938).
- Ж. Жироду. «Эльпенор».
- Генри Райдер Хаггард. «Скиталец». Один из героев романа — Одиссей, вечный Скиталец, которого судьба заносит в Египет.
- Иосиф Бродский. Стихотворение «Одиссей Телемаку» от лица Одиссея (1972).
- Эйвинд Юнсон. «Прибой и берега».
- Терри Пратчетт. Образ Виндриссея («Эрик») — переосмысление в ироническом ключе образа Одиссея.
- А. Валентинов. «Диомед, сын Тидея»
- Э. Геворкян. «Тёмная гора»
- Л. Малерба. «Итака навсегда»
- Генри Лайон Олди. «Одиссей, сын Лаэрта» (2000).
- Дэн Симмонс. Фантастические романы «Илион» и «Олимп»
- Ежи Анджеевский. «Никто» (1981)
- Владимир Березин. «Путевые знаки» (2009)
5.2. Одиссей в изобразительном искусстве
В.Серов. Одиссей и Навсикая
Эссе по фильму одиссей
... Телемах разговаривает с Афиной, в фильме это отсутствует. 6) В фильме нет эпизода, где воины Одиссея собираются зажарить на костре своего товарища, превращенного Цирцеей в свинью. 7) После ... отдать ему его дочь, взятую в плен Агамемноном. В фильме же этот эпизод, по сути сюжетообразующий у Гомера, полностью отсутствует. 4) В «Илиаде» не описан момент, когда ...
- Был изображен на картине Полигнота в Дельфах среди участников взятия Трои; на второй части картины изображено его сошествие в Аид .
- Эсквилинские фрески, I в. до н. э. «Странствия Одиссея».
- фрески Ф. Приматиччо.
- фрески Н. дель Аббате в Фонтенбло
- фрески А. Аллори во Флоренции
- фрески П. Тибальди в Болонье
- фрески Гверчино в Ченто
- Йорданс, Якоб. «Одиссей в пещере Полифема», 1630-е.
- Рубенс. «Улисс высаживается на земли феаков».
- Сальватор Роза. «Одиссей и Навсикая».
- Клод Лоррен. «Улисс на острове феаков», «Улисс возвращает Хрисеиду отцу», 1648.
- Тернер У. «Улисс и Полифем».
- Уортерхаус Дж. «Улисс и Цирцея», «Улисс и сирены».
- Бёклин, Арнольд. «Одиссей и Калипсо», 1882.
- Серов, Валентин. «Одиссей и Навсикая», 1910
5.3. Одиссей в кинематографе
- «Улисс» фильм (1955).
В гл. роли — Кёрк Дуглас.
- «Странствия Одиссея» телериал (1968/1969).
В гл. роли Беким Фехмью.
- «Одиссея» — фильм Андрона Кончаловского (1997).
В гл. роли — Арманд Ассанте, известный больше по ролям гангстеров.
- «Троя» — фильм 2004 г., с Брэдом Питтом в . Одиссей — эпизодический персонаж , сыгранный Шоном Бином.
- «О, где же ты, брат?» — фильм братьев Коэнов (2000).
Сценарий — переработка «Одиссеи» (награда Оскар в номинации «Лучшая адаптация »), время действия — Великая американская депрессия. В роли Улисса Эверетта МакГилла — Джордж Клуни
- Одиссей: Путешествие в — фильм Терри Инграма (2008).
5.4. Одиссей в музыке
- Монтеверди. Опера «Возвращение Улисса» (Il Ritorno d’Ulisse in Patria ).
- К. Монтеверди. Опера «Делиа и Улисс». Совместно с Ф.Манели. 1630. (музыка и либретто утеряны)
- Ж. Ф. Ребель. Опера «Улисс». 1703.
- Р. Кайзер. Опера «Улисс». 1722
- К. Шимановский. Цикл «Метопы»: три этапа возвращения Одиссея (остров Сирен, остров Калипсо и остров феаков).
1915.
- Н. Скалкотас. Увертюра для оркестра «Возвращение Одиссея». 1945 г.
- Н. А. Бентсон. Опера «Улисс».
- Э. Энглунд. Балет «Одиссей». 1959.
- А. Логотетис. Балет «Одиссей». 1963 г.
- Т. Андониу. Эпилог для солиста, чтеца и камерного ансамбля. 1963.
- Е. К. Голубев. Балет «Одиссей». 1965.
- Л. Даллапиккола. Опера «Улисс». 1968.
- К. В. Молчанов. Мюзикл «Одиссей, Пенелопа и другие». 1970.
- А. Хованесс. Симфония № 25 «Одиссей» (Symphony No.25 («Odysseus»), Op. 275 ).
1973.
Мы познакомились в 5 классе. На уроке мы узнали не только о древнегреческом писателе, но и о его . Его поэмы погружают читателей в мир мифологии и приключений, знакомя с общим их героем Одиссеем. Как раз героев Одиссеи, а вернее характеристику его главного персонажа мы сделаем в нашем .
Характеристика Одиссея кратко
Как известно, в Илиаде Одиссей был лишь , а вот в Одиссее это главный персонаж и его краткую характеристику мы представим, изучив произведение. Одиссей был сыном Артемиды и Лаэрта. Согласно предания, дедом Одиссею приходился самый главный бог Зевс . Женился Одиссей красавице Пенелопе, и эта женщина стала образцом супружеской верности . Пенелопа более двадцати лет ждала своего ненаглядного из похода.
Говоря непосредственно об Одиссее, стоит сказать, что это был отважный воин, который проявлял себя не только в битвах с врагом, но и противостоял чудовищам и волшебникам. Одиссей предстает перед читателем умным, хитрым, инициативным и терпеливым. Знакомясь с работой Гомера, мы видим, как силе противопоставляется ум главного героя. Его достоинствами были светлый разум и многоумие. Одиссей был любопытен, предприимчив и имел стремление познавать новое. Но самым достоинством героя была его преданность семье, родным людям и своей стране. Одиссей — отважный мореход, которому удалось устоять перед нимфой Калипсо. Этот человек с помощью своей смекалки, преодолевает все опасности и возвращается домой.
Гомеру, образом своего главного героя Одиссея, удается показать всю человеческую натуру, ее силу и слабость. Сам же путь Одиссея и его плавание стало дорогой к самому себе, к познанию своей личности и дало возможность открыть и познать мир.
Характеристика героев Одиссея Гомера: Одиссей
А какую оценку поставите вы?
На этой странице искали:
- одиссея характеристика героев
Сочинение на тему по «Одиссее» Гомера: какой он Одиссей?
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Герой эпоса — всегда совершенство физических и моральных качеств, но если в «Илиаде» отличались прежде всего физической силой и воинскими талантами, то Одиссей — первый герой мировой литературы, в котором телесное совершенство сочетается с высоким умом.
Корни образа уходят в далекую древность. Мифологический Одиссей — правнук бога Гермеса, покровителя торговли и воров, от которого он унаследовал ум, ловкость, практицизм. Его дед Автолик — «великий клятвопреступник и вор», его родители — Лаэрт и Антиклея. Но в поэме уже не подчеркивается божественное происхождение героя, хотя он, как это свойственно , отважный воин, мастер рукопашной схватки и стрельбы из лука.
В «Одиссее» впервые сила вынуждена уступить интеллекту. Сам по себе ум — качество этически нейтральное. Оно проявляется у Одиссея в широком диапазоне: от эгоистической хитрости до возвышенной мудрости. «Многоумие» и светлый разум — главные достоинства Одиссея. Гомер рисует также его волю, предприимчивость, его жадное любопытство, интерес к новым землям, жизни, любовь к семье, родине, но «богоравный» Одиссей наделен и человеческими слабостями: он самонадеян, хвастлив, подвержен минутному страху, отчаянию.
Подобная полнота раскрытия образа и делает его классическим в указанном выше смысле. Одиссей воплощает античное требование уравновешенности, отказа от крайностей. Это целостный образ, представленный во всех , которые могут выпасть на долю мужчины. Важно подчеркнуть, что Одиссей у Гомера — сам кузнец своего счастья, и одновременно он избавляет общество от произвола и анархии, восстанавливая справедливость. Успехи Одиссея вырастают из его терпеливости, позволяющей ему преодолеть тяжкие беды и препятствия на пути домой.
9 . Гомеровский вопрос — это вопрос об авторстве Гомера, о происхождении гомеровских поэм. Вопрос этот занимает ученых уже несколько столетий и очень труден для разрешения, а может быть, и совсем неразрешим.
а) Гомер в древности.
Естественно прежде всего спросить, что знали о Гомере сами греки. Имеются сведения о том, что в первой половине VI в. до н.э. афинский законодатель Солон поставил исполнять поэмы Гомера на празднике Панафиней в определенном порядке и что во второй половине того же века тиран Писистрат созвал комиссию из четырех человек для записи поэм Гомера. Следовательно, уже в VI в. до н.э. текст Гомера был вполне известен. Но что это был за текст и какие поэмы здесь нужно иметь в виду (Гомер считался автором многих произведений), неизвестно. В античной литературе имеется девять биографий Гомера. Но биографии эти наполнены сказочным и фантастическим материалом, на основании которого очень трудно делать какие-нибудь определенные научные выводы.
Относительно места рождения Гомера не было единого мнения, хотя подавляющее количество источников все же относит его к Ионии, причем города назывались самые разнообразные. О времени жизни Гомера тоже не существовало единого мнения. Разные греческие писатели относили его жизнь к столетиям, начиная от XII и кончая VI до н.э. Александрийские ученые IV-II вв. до н.э. сделали очень много для исправления и комментария «Илиады» и «Одиссеи». Но кто такой Гомер, где и когда он жил и что писал — об этом ничего не знали и они.
Общее и популярное мнение всей античности о Гомере сводилось к тому, что это был старый и слепой певец, который, вдохновляясь музой, вел страннический образ жизни и сам сочинил как две известные нам поэмы, так и много других поэм. Такой образ встречается почти у всех народов.
Но еще в древнейшие времена были известны и другие певцы, называвшиеся аэдами, то есть создателями песен («аэд» значит «певец»), а также рапсодами («рапсод» значит «сшиватель песен»), которые являлись целым сословием исполнителей эпических песен со своими строгими традициями и специальными приемами исполнения.
«Илиада» и «Одиссея» были самыми популярными произведениями в греческом народе и в греческой литературе и притом в течение всей античности.
б) Новое и новейшее время.
До конца XVIII в. господствовало общее мнение о том, что Гомер — это единоличный автор «Илиады» и «Одиссеи», народный сказитель и исполнитель своих произведений. Только отдельные голоса раздавались в защиту того, что единоличный автор сам не мог создать и запомнить в условиях отсутствия письменности такие огромные произведения. В самом в. немецкий ученый Ф. А. Вольф, находясь под влиянием романтического понимания народности, доказывал чисто народное происхождение поэм Гомера, а самого Гомера считал одним из авторов, более или менее поработавшим над созданием обеих поэм.
После Вольфа в течение 150 лет выдвигалось множество разнообразных теорий по гомеровскому вопросу, из которых ни одна не получила общего признания.
Была так называемая «теория малых песен», раздроблявшая эпос Гомера на отдельные, мало связанные между собой песни, соединенные только впоследствии уже рукой какого-либо писателя или редактора. Роль этого писателя или редактора тоже понималась бесконечно разнообразно, начиная от механической склейки отдельных песен и кончая подведением отдельных песен под какую-нибудь собственную творческую концепцию.
Была так называемая «теория зерна», признававшая за Гомером создание только одной небольшой поэмы и приписывавшая развитие и окончание поэм.целому ряду других авторов. Этих авторов иной раз насчитывали несколько десятков, базируясь на разного рода противоречиях в поэмах Гомера и считая, что противоречащие части поэм должны обязательно принадлежать разным авторам.
Не раз возобновлялась также теория абсолютного единоличия, которая приписывала создание обеих или по крайней мере одной поэмы только одному автору, подобно созданию такого же рода поэм в новое время.
Были многочисленны также и теории коллективного творчества. Коллектив этот тоже понимался весьма разнообразно. То говорили о народе в общем и неопределенном смысле слова, то об отдельных греческих племенах и их передвижении.
в) Наше современное отношение к гомеровскому вопросу.
Считать всю эту филологическую работу по разрешению гомеровского вопроса бесплодной и бесполезной нет никаких оснований. Она дала возможность изучить с каждое слово гомеровских поэм и накопила огромный научный материал, без которого понимание гомеровских поэм было бы в настоящее время наивным и примитивным. Тем не менее совершенно не правы те, которые считают, что возможно какое-то окончательное решение этого вопроса и что такой чрезмерно аналитический подход к тексту Гомера является единственно возможным подходом.
Другой вопрос — это те периоды социального и художественного развития, которые отразились в поэмах Гомера. Как мы видели, Гомера никак нельзя понимать стабильно.
Нужно уметь определить, какой период греческого народа отразился в поэмах Гомера по преимуществу, какие можно здесь находить рудименты прежнего развития и какие зародыши будущего. Это и будет решением гомеровского вопроса.
Вопрос о том, созданы ли поэмы Гомера одним автором или многими, с какого стиха нужно считать авторство одного певца, с какого — другого, а также самое противопоставление индивидуального и — все это либо вовсе не является для нас существенным, либо имеет второстепенное значение.
У Гомера народ и отдельный индивидуум предстают в нерасторжимом единстве. Авторов, возможно, было и много. Но если все они выражали собой общенародную жизнь, то их различение и противопоставление не может играть принципиальной роли. Нисколько не отрицая аналитических подходов к творчеству Гомера, мы должны выдвинуть на первый план народность гомеровских поэм, которая как раз и является основным ответом на гомеровский вопрос.
И Лотофаги
Вскоре флотилия Одиссея приплыла к острову, на котором паслось множество коз. Греки сытно угостились их мясом. На следующий день Одиссей с одним кораблём отправился осматривать остров. Вскоре выяснилось, что на нём обитают свирепые великаны-циклопы , каждый из которых имел лишь один глаз посреди лба. Не умея обрабатывать землю, циклопы жили пастушеством. У них не было ни городов, ни властей, ни законов. Циклопы жили поодиночке – каждый в своей пещере среди скал. Увидев вход в одну из таких пещер, Одиссей и его спутники вошли туда, не зная, что это было обиталище циклопа Полифема, сына морского бога Посейдона , свирепого людоеда. Греки развели огонь, стали жарить найденных в пещере козлят и поедать сыр, развешанный по стенам в корзинах.
Разрушение Трои и Приключения Одиссея. Мультфильмы
Вечером вдруг появился Полифем. Он загнал в пещеру свое стадо и заложил выход камнем, который был так огромен, что грекам не было никакой возможности его сдвинуть. Осмотревшись, циклоп заметил эллинов. Одиссей объяснил Полифему, что он и его люди плывут на родину с долгой Троянской войны, и попросил гостеприимства. Но Полифем зарычал, схватил за ноги двух спутников Одиссея, убил их ударом головами оземь и сожрал, не оставив даже костей.
Одиссей в пещере циклопа Полифема. Художник Я. Йорданс, первая половина XVII века
Окончив своё кровожадное пиршество, циклоп громко захрапел. Греки не могли выбраться из пещеры, так как выход закрывал громадный камень. Поднявшись утром, Полифем разбил головы еще двум спутникам Одиссея, позавтракал ими и ушёл пасти стадо, заперев греков в пещере тем же камнем. Но пока он отсутствовал, Одиссей взял ствол дикой маслины, заострил его конец, обжег на огне и спрятал под кучей навоза. Вечером циклоп возвратился и поужинал еще двумя людьми Одиссея. Прикинувшись вежливым, Одиссей поднёс Полифему полную чашу крепкого вина. Никогда раньше не пробовавшему вина циклопу этот пьянящий напиток очень понравился. Опорожнив еще одну чашу, Полифем спросил у Одиссея его имя. «Меня зовут Никто», – ответил Одиссей. «Ну, тогда, Никто, в знак моего расположения я съем тебя последним», – расхохотался Полифем.
Пьяный циклоп быстро заснул мёртвым сном, а Одиссей и его ещё не съеденные товарищи раскалили ствол на костре, вонзили в единственный глаз великана и начали вращать.
Одиссей ослепляет циклопа Полифема. Чернофигурная ваза из Лаконики, середина VI в. до Р. Х.
Полифем громко завопил. На его крик сбежались другие циклопы, спрашивая у соседа, что с ним стряслось.
- Никто, друзья мои: по своей оплошности я гибну. Никто силой не мог бы повредить мне! – кричал Полифем.
- Если никто, – отвечали другие циклопы, – чего же ты так ревешь? Если ты болен, то попроси помощи у отца своего, бога Посейдона.
Циклопы ушли. Утром Полифем убрал камень от входа в пещеру, стал рядом и начал выпускать на пастьбу своё стадо. При этом он шарил руками, чтобы схватить греков, если те попробуют выйти. Тогда Одиссей связал по три барана и прикрепил своих людей им под брюхо по одному. Сам он поместился под животом у вожака бараньего стада, держась снизу за шерсть руками.
Полифем, выпуская баранов, ощупывал их спины, чтобы убедиться, что никто не едет на животных верхом. Под брюхо баранам циклоп просунуть руки не додумался. Одиссей и его спутники выехали под баранами из пещеры и сели на корабль. Отплывая, Одиссей крикнул Полифему, что, став теперь слепым, он больше не сможет пожирать несчастных скитальцев. Разъярённый Полифем швырнул в море огромную скалу, которая упала впереди корабля и подняла волну, едва не выбросившую судно обратно на берег. Оттолкнувшись от суши шестом, Одиссей прокричал:
- Знай, циклоп, что тебя ослепил сокрушитель городов, царь Итаки Одиссей!
Бегство Одиссея с острова Полифема. Художник А. Бёклин, 1896
Полифем взмолился к своему отцу, богу морей Посейдону, прося, чтобы Одиссей по пути до дома претерпел множество напастей. Циклоп швырнул вослед грекам ещё одну скалу. На сей раз она упала за кормой корабля, и поднятая ею волна вынесла судно Одиссея в море. Собрав вокруг себя остальные корабли, Одиссей покинул остров циклопов. Но бог Посейдон услышал просьбу своего сына Полифема и поклялся исполнить её.
Одиссей на острове Эола
Герои «Одиссеи» вскоре прибыли на острова Эола – бога-повелителя ветров. Эол чествовал мореплавателей. Перед их отплытием в дальнейший путь он вручил Одиссею завязанный серебряной нитью мех. В этом мехе Эол поместил все подвластные ему бурные ветры, кроме ласкового западного Зефира, который должен был нести корабли Одиссея в сторону его родной Итаки. Эол сказал, что Одиссей не должен развязывать серебряную нить на мешке до того, как приплывёт домой.
Путешествие стало спокойным. Одиссей уже приближался к Итаке и даже мог различить огни пылавших на ней костров, но в этот момент он от сильной усталости погрузился в сон. Спутники Одиссея, полагавшие, что в мешке Эола находятся данные их вождю богатые дары, украдкой развязали серебряную нить. Ветры вырвались и понеслись домой к Эолу, гоня корабль Одиссея впереди себя. Герои «Одиссеи» вскоре вновь оказались на острове Эола и стали просить у него помощи, но разгневанный бог прогнал их.
Одиссей и лестригоны
Подробнее — см. в отдельной статье
Покинув Эола, Одиссей приплыл в страну страшных великанов лестригонов. Подобно циклопам, они были людоедами. Ещё не зная, куда их занесло, греки вошли в бухту с узким входом, окруженную острыми скалами, и причалили у места, где к воде подходила дорога. Сам Одиссей из осторожности не ввёл своего корабля в бухту. Он послал трех человек узнать, что это за остров. Гомер сообщает, что эти люди повстречали громадного роста деву, которая повела их в дом своего отца, вождя лестригонов Антифата.
Одиссей и лестригоны. Стенная живопись конца I в. до Р. Х.
У дома на трёх спутников Одиссея напала толпа великанов. Они сожрали одного из них, двое других убежали. Ринувшиеся за ними людоеды стали бросать со скал камни на суда флотилии Одиссея. Все стоявшие у кромки суши корабли были разбиты. Спустившись на берег, лестригоны, как рыб, нанизали убитых на колья и понесли с собой на съеденье. Одиссей едва спасся с одним-единственным стоявшим вне бухты кораблём. Избегая смерти, он и его товарищи работали вёслами что есть сил.
Одиссей и волшебница Цирцея
Устремившись по морю на восток, они вскоре достигли острова Эи, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. По отцу она была сестрой коварного царя Колхиды Эета , у которого аргонавты добывали золотое руно. Как и этот её брат, как и её племянница Медея , Цирцея была искушена в колдовстве и не любила людей. Друг Одиссея Эврилох и с ним ещё 22 человека пошли осмотреть остров. В центре его, на широкой поляне, они увидели дворец Цирцеи, вокруг которого бродили волки и львы. Хищники, однако, не напали на людей Эврилоха, а стали ластиться к ним, махая хвостами. Греки не знали, что эти звери на самом деле были людьми, заколдованными Цирцеей.
Сама Цирцея тоже вышла к грекам и, приветливо улыбаясь, предложила им трапезу. Все согласились, кроме осторожного Эврилоха. Он не пошёл в дом Цирцеи, а стал подглядывать в окна за тем, что там происходило. Богиня поставила перед путешественниками вкусные яства с добавленным в них волшебным зельем. Поэма Гомера сообщает, что когда греки отведали его, Цирцея прикоснулась к ним волшебным жезлом, превратила их в свиней и со злорадной ухмылкой загнала в свинарник.
Плачущий Эврилох вернулся к Одиссею и рассказал о происшедшем. Одиссей бросился выручать товарищей. По пути ему явился бог Гермес и дал средство, которое могло предохранить от колдовства Цирцеи. Это был пахучий «моли» с черным корнем. Когда Одиссей добрался до дома Цирцеи, она и его пригласила к столу. Однако, поедая её угощенье, герой, по совету Гермеса, всё время нюхал волшебный цветок.
Цирцея протягивает Одиссею чашу с колдовским зельем. Картина Дж. У. Уотерхауса
Цирцея прикоснулась к Одиссею своим жезлом со словами: «Иди и свиньею валяйся в закуте». Но колдовство не подействовало. Одиссей вскочил и занёс над Цирцеей меч. Колдунья стала просить пощады, суля, что будет хорошо обращаться с Одиссеем и разделит с ним супружеское ложе.
Одиссей и Цирцея. Греческий сосуд ок. 440 до Р. Х.
Взяв клятву, что Цирцея не причинит ему никакого вреда, герой Гомера возлёг с ней. Он не отвечал на любовные ласки Цирцеи, пока она не сняла своих чар не только с его товарищей, но и со всех прежде заколдованных ею мореплавателей. Одиссей долго прожил на острове Цирцеи. Она родила от него : Агрия, Латина и Телегона.
Одиссей сходит в царство Аида
Тоскуя по Итаке и по своей жене Пенелопе, Одиссей всё же решил покинуть Цирцею. Та посоветовала ему вначале побывать в подземном царстве мёртвых бога Аида и вопросить живущую там тень знаменитого предсказателя Тиресия Фивского о своей на родине. Поэма Гомера описывает, как Одиссей и его спутники, подгоняемые посланным Цирцеей попутным ветром, поплыли на север, к краю мира, где в густом тумане и сумерках живёт племя киммерийцев. В месте, где подземные реки Коцит и Флегетон сливаются с Ахеронтом, Одиссей по совету Цирцеи принёс в жертву Аиду и его жене Персефоне корову и черного барана. Души умерших людей тут же слетелись напиться жертвенной крови. По совету Цирцеи, Одиссей должен был отгонять мечом все тени, пока не прилетит пить кровь душа Тиресия Фивского.
Первой к месту жертвоприношения явилась тень Эльпенора – спутника Одиссея, который несколько дней назад пьяным упал с крыши дворца Цирцеи и разбился насмерть. Одиссей удивился, что Эльпенор добрался до царства Аида, скорее, чем его товарищи, плывшие туда на быстроходном корабле. Строго следуя словам Цирцеи, Одиссей, превозмогая в себе жалость, отогнал душу Эльпенора от крови зарезанных коровы и барана. Он отогнал от неё даже тень собственной матери, Антиклеи, которая тоже прилетела туда, где стоял её сын.
Одиссей в царстве Аида, окружённый тенями умерших товарищей
Наконец явился Тиресий Фивский. Вволю напившись крови, он рассказал Одиссею, что бог Посейдон будет жестоко преследовать его за ослепление сына, циклопа Полифема. Тиресий убеждал Одиссея всеми силами удерживать своих спутников от похищения быков солнечного бога Гелиоса на острове Тринакрия (Сицилия).
Он сообщил, что на Итаке Одиссея ждут большие беды, но ему удастся отомстить расхитителям его добра. Но и по возвращении на родину странствия Одиссея не кончатся. Он должен взять корабельное весло и путешествовать, пока не встретит людей, никогда не видевших моря. Там, где весло Одиссея примут за лопату, его странствия окончатся. Там ему следует принести жертву умилостивлённому Посейдону, а потом вернуться на Итаку. Дожив там до глубокой старости, Одиссей получит смерть из-за моря.
Выслушав Тиресия, Одиссей, наконец, разрешил и своей матери попить крови. Затем к ней приникли тени умерших жён и дочерей славных героев. По словам Гомера, Одиссей заметил среди них знаменитую Антиопу, мать Елены Прекрасной Леду, жен Тесея – Федру и Ариадну , а также Эрифилу – виновницу походов на Фивы Семерых и эпигонов .
Одиссей поговорил и с душами своих умерших соратников по Троянской войне: Агамемнона, Ахилла . Недоброжелательный к нему Аякс Теламонид не стал вести беседы и ушел в мрачном молчании. Одиссей видел, как выносит приговоры теням умерших судья Минос , как охотится Орион , страдают Тантал и Сизиф , видел и смертную душу великого Геракла .
Прежде чем продолжить путь на Итаку, Одиссей вернулся на остров Цирцеи. Волшебница предупредила героя, что ему придется проплывать мимо острова сирен , кровожадных женщин с телом и ногами птиц (некоторые легенды повествуют, правда, что сирены имели рыбьи тело и хвосты).
Прекрасным, чарующим пением они завлекали моряков на свой волшебный остров и предавали лютой смерти, разрывая на куски. Говорят, что сирен превратила в птиц богиня любви Афродита за то, что эти надменные девы никому не позволяли лишить себя девственности. На лугу их острова виднелись груды человеческих костей. Цирцея посоветовала Одиссею залепить своим людям уши воском, чтобы они не слышали, как поют сирены. Если же сам Одиссей хочет насладиться их прекрасным пением, то пусть прикажет своим спутникам крепко привязать себя к мачте и не отвязывать, несмотря ни на какие просьбы.
Одиссей и сирены. Аттическая ваза, ок. 480-470 до Р. Х.
Теперь Одиссею нужно было пройти между двумя близко стоящими посреди морских вод утесами, на которых жили два отвратительных чудовища – Сцилла и Харибда. Огромная Харибда («водоворот»), дочь бога Посейдона, трижды в день всасывала у своего утёса массы воды и потом со страшным шумом извергала ее. На противоположной скале обитала Сцилла, дочь ужасных монстров Ехидны и Тифона . Это было чудовище с шестью жуткими собачьими головами и двенадцатью ногами. Оглашая всю округу душераздирающим визгом, Сцилла свешивалась со своей скалы, ловила проплывавших мимо моряков, ломала им кости и пожирала.
Корабль Одиссея между Сциллой и Харибдой. Итальянская фреска XVI века
Чтобы спастись от Харибды, Одиссей направил своё судно чуть ближе к утёсу Сциллы, которая шестью пастями схватила шесть его спутников. Несчастные, болтаясь в воздухе, с криками протягивали руки к Одиссею, но спасти их было уже невозможно.
Одиссей на острове Гелиоса Тринакрии
Вскоре глазам мореплавателей предстала Тринакрия (Сицилия), остров солнечного бога Гелиоса , который пас там семь стад прекрасных быков и многочисленные отары овец. Помня о пророчествах Тиресия Фивского, Одиссей взял со своих товарищей клятву не похищать ни быка, ни барана. Но, по рассказу Гомера, пребывание греков на Тринакрии затянулось. Противный ветер дул тридцать дней, запасы еды исчерпывались, а охота и рыбная ловля почти ничего не давали. Раз, когда Одиссей заснул, его мучимый голодом друг Эврилох уговорил сотоварищей зарезать несколько отборных быков, говоря, что в благодарность они воздвигнут Гелиосу храм на Итаке. Моряки поймали нескольких быков, зарезали их и до отвала наелись мяса.
Проснувшись и узнав об этом, Одиссей пришел в ужас. Гелиос пожаловался на самоуправство путешественников Зевсу . Когда корабль Одиссея вышел с Тринакрии в море, Зевс наслал на него сильный ветер и ударил в палубу молнией. Судно пошло ко дну, и все, кто плыл на нем, за исключением самого Одиссея, утонули – как и предсказывал в царстве Аида Тиресий Фивский. Одиссей кое-как связал ремнем плававшие по воде мачту и киль и держался на них. Вскоре он понял, что волны несут его к скале Харибды. Зацепившись за корни росшей на утёсе смоковницы, он провисел на них до тех пор, пока Харибда вначале не поглотила с водой мачту и киль, а потом не выпустила их обратно. Снова ухватившись за мачту и начав грести руками, Одиссей отплыл от водоворота.
Одиссей у Калипсо
Девять дней спустя он оказался у острова Огигия, местожительства нимфы Калипсо, покрытого лугами с цветами и злаками. Калипсо жила там в огромной пещере, заросшей тополями, кипарисами и диким виноградом. Красавица-нимфа приветствовала Одиссея, накормила его и уложила с собой спать. Вскоре она родила от мореплавателя близнецов Навсифоя и Навсиноя.
Одиссей и Калипсо. Художник Ян Стыка
Семь лет Одиссей жил у Калипсо на Огигии. Но он не переставал тосковать по родной Итаке и часто проводил время на берегу, смотря в морскую даль. Наконец, Зевс велел Калипсо освободить Одиссея. Узнав об этом, Одиссей связал плот, простился с гостеприимной нимфой и поплыл на родину.
Но лёгкое судно героя случайно увидел его ненавистник, бог Посейдон, ехавший по морю на крылатой колеснице. Направив на плот , Посейдон смыл Одиссея за борт. Мореход едва выплыл на поверхность и кое-как вновь забрался на плот. Рядом с ним опустилась с неба в образе птицы-нырка милосердная богиня Левкотея (Ино).
В клюве она держала чудесное покрывало, которое обладало свойством спасать от гибели в морской пучине тех, кто заворачивался в него. Посейдон потряс плот Одиссея второй волной страшной высоты. Думая, что на сей раз герою уже не спастись, Посейдон поехал в свой подводный дворец. Однако покрывало Левкотеи не дало Одиссею утонуть.
Одиссей на острове феаков
Через два дня, вконец ослабев от борьбы с водной стихией, он добрался до острова Дрепана, на котором жило племя феаков. Здесь, на берегу, Одиссей уснул крепким сном.
Одиссей при дворе царя феаков Алкиноя. Художник Франческо Айец, 1814-1815
На следующее утро Навсикая, дочь царя и царицы феаков (Алкиноя и Ареты), пришла со служанками к ручью стирать одежды. После работы девушки стали играть в мяч и громко закричали, когда он упал в воду. Этот крик разбудил Одиссея. Прикрыв свою наготу ветками, он вышел к девицам и искусной речью вызвал к себе симпатию у Навсикаи. Царская дочь повела его во дворец, к отцу и матери. Царь Алкиной выслушал историю путешествий Одиссея, одарил его и повелел отвезти героя по морю на Итаку.
Отплытие Одиссея из страны феаков. Художник К. Лоррен, 1646
Находясь уже близ , Одиссей вновь заснул. Бывшие с ним феаки не стали будить мореплавателя, а отнесли его спящим на берег, сложив рядом дары Алкиноя. Когда феаки возвращались на корабле в свою пристань, рассерженный их помощью Одиссею Посейдон ударил по судну ладонью и превратил его вместе с командой в камень. Алкиною он стал грозить, что разрушит все порты на острове феаков, засыпав их обломками большой горы.
Одиссей и женихи
Возвращение Одиссея на Итаку
Проснувшись на Итаке, Одиссей пошёл вдаль от морского берега и встретил по пути богиню Афину , принявшую образ пастуха. Не зная, что перед ним Афина, Одиссей поведал ей выдуманный рассказ, назвав себя критянином, который бежал с родины из-за убийства и случайно попал на Итаку. Афина рассмеялась и открыла Одиссею своё истинное обличье.
Богиня помогла герою спрятать в гроте подарки царя Алкиноя и сделала его неузнаваемым. Кожа Одиссея покрылась морщинами, голова полысела, одежды его превратилась в жалкие отрепья. В таком виде Афина отвела его к хижине служителя царей Итаки, верного старого свинопаса Евмея.
Сын Одиссея и Пенелопы, Телемах незадолго перед этим ездил к соратнику Одиссея по Троянской войне спартанскому царю Менелаю. На обратном пути от стен Трои Менелай тоже претерпел немало приключений и несчастий , был даже и в Египте. Телемах спрашивал недавно вернувшегося домой Менелая, не слышал ли он где-нибудь вестей об Одиссее.
На Итаке все думали, что Одиссей погиб, и 112 знатных юношей с этого и соседних островов, стали нагло ухаживать за его женой, Пенелопой. Путём женитьбы на ней каждый из этих молодых людей надеялся получить местный царский трон. Женихи ненавидели Телемаха и собирались убить его, когда он вернётся из Спарты.
Женихи, повествует Гомер, просили Пенелопу избрать в мужья одного из них. Она вначале отказывалась наотрез, говоря, что её муж Одиссей, без сомнения, ещё жив. Но уговоры юношей были очень настойчивы, и Пенелопа внешне согласилась избрать нового супруга. Однако она сказала, что сделает это лишь после того, как соткет саван на случай смерти старого отца Одиссея, Лаэрта. Три года Пенелопа сидела над саваном. Храня верность мужу и обманывая женихов, она днём ткала, а вечером тайком распускала всю сделанную за день работу. Женихи же на протяжении трёх этих лет пировали во дворце Одиссея: пили его вино, резали и ели принадлежащий ему скот, расхищали его имущество.
Встретив тёплый приём у Евмея, Одиссей пока не стал раскрывать ему своего настоящего имени и назвался чужеземным странником. В это время на Итаку из Спарты вернулся Телемах. Мысль поспешить домой внушила ему богиня Афина. Она же привела Телемаха в хижину Евмея, где находился его отец. Во время их встречи Афина на время вернула Одиссею прежний облик, и сын с отцом узнали друг друга. Одиссей решил действовать против женихов неожиданностью и поэтому не разрешил Телемаху никому говорить о том, кто он. Телемах не должен был посвящать в эту тайну даже свою мать, Пенелопу.
Вновь приняв образ нищего бродяги, Одиссей пошёл в свой дом, где пировали женихи. По пути его никто не узнавал, а грубый козопас Меланфий даже накинулся на законного царя Итаки с бранью. На дворцовом дворе Одиссей увидел свою верную охотничью собаку, Аргуса, когда-то сильную и прыткую, а теперь умиравшую от старости на куче навоза. Узнав хозяина, Аргус вильнул хвостом, пошевелил мордой – и умер.
Евмей привел Одиссея в залу, где шёл пир женихов. Присутствовавший здесь же Телемах, притворился, что не знает пришельца, и ласково пригласил его к столу. Продолжая прикидываться нищим, Одиссей пошёл вдоль стола, прося у женихов объедки. Но эти жадные и наглые юноши бесцеремонно гнали его. Самый бесстыдный из женихов, Антиной, бросил в Одиссея скамейкой, на которую перед этим ставил ноги. Местный нищий Ир, боясь, что незнакомец станет теперь соперничать с ним за оставляемые женихами остатки пищи, начал гнать Одиссея из залы. Пыжась выставить себя храбрецом, Ир вызвал Одиссея на . Наглец Антиной, услышав это, захохотал и пообещал угостить победителя драки козьими желудками.
Одиссей скинул с себя лохмотьев и пошёл на Ира. Увидев мощную мускулатуру Одиссея, попрошайка страшно перепугался. Одиссей свалил его на землю первым же ударом кулака. Смотря на стычку двух старых бродяг, женихи умирали от смеха. Потом они продолжили пировать, а вечером разошлись по домам. Когда в зале никого не осталось, Одиссей велел Телемаху снять и спрятать в кладовой висевшее на стенах оружие женихов.
Тем временем Пенелопа, проведав о пришедшем в её дом незнакомце, позвала его к себе и спрашивала, не слышал ли он вестей о её пропавшем муже Одиссее. Одиссей пока не стал открываться ей, сказав только, что муж её жив и должен скоро вернуться. Пенелопа велела старой кормилице Одиссея, Евриклее, обмыть страннику ноги. Принеся воды, Евриклея вдруг увидела на бедре Одиссея знакомый ей старый шрам. Она вскрикнула от радости и удивления, но Одиссей приложил ей палец к губам, давая понять, что время открыть его присутствие Пенелопе ещё не пришло.
Служанка Эвриклея омывает ноги Одиссею
На следующий день вновь собравшиеся пировать женихи стали шумно требовать, чтобы Пенелопа сделала и назвала одного из них своим мужем. Пенелопа объявила, что выйдет за того, у кого хватит сил натянуть крепкий лук её бывшего мужа Одиссея и выстрелить из него так метко, чтобы стрела пролетела через отверстия в двенадцати топорах. Лук, о котором идёт речь, был некогда подарен Одиссею Ифитом, сыном того героя Эврита, который состязался в стрельбе с самим Гераклом . Несколько женихов попробовали согнуть лук, но не смогли. Это смог бы сделать Телемах, но Одиссей взглядом велел ему отложить лук в сторону и сам взялся за него. Телемах увёл мать из залы во внутренние комнаты, схватил лук, легко натянул его и метко выстрелил. Пущенная им стрела пролетела через отверстия двенадцати топоров.
Одиссей стал с луком и стрелами у входа в зал, а Телемах – рядом с ним, держа копье и меч. Убив Антиноя, Одиссей назвал женихам своё истинное имя . Женихи бросились к стенам за тяжёлым оружием, но увидели, что его там нет. Большинство их них, однако, имели мечи. Обнажив их, женихи бросились на Одиссея, но он с необычайной меткостью поражал их своими стрелами. Телемах принёс из кладовой щиты, копья и шлемы для своего отца и двух его верных слуг – Евмея и Филотия, которые, узнав хозяина, стали с ним рядом. Одного за другим Одиссей убил всех женихов кроме глашатая Медона и певца Фемия. Убиты были и несколько дворцовых служанок, которые развратничали с женихами и помогали им расхищать одиссеево достояние.
Избиение женихов Одиссеем. С картины Г. Шваба
Тяжба Одиссея с жителями Итаки
Гомер рассказывает далее, как Одиссей отправился к Пенелопе, открылся ей и рассказал о своих приключениях. Он встретился и со своим старым отцом, Лаэртом. Но утром ко дворцу подошли восставшие жители Итаки – родичи Антиноя и других погибших женихов. Одиссей, Телемах и Лаэрт вступили с ними в битву с ними, которую остановило лишь вмешательство богини Афины Паллады. Родственники убитых женихов начали с Одиссеем судебную тяжбу, которая была передана на решение сына великого Ахилла , эпирского царя Неоптолема . Неоптолем постановил, что Одиссей за убийства должен на десять лет покинуть Итаку, а наследники женихов – оплатить за этот срок Телемаху ущерб, который нанесли царскому имуществу сватавшиеся к Пенелопе наглецы.
Последнее странствие Одиссея и его смерть
Позднейшие сказания гласят, что Одиссей решил посвятить годы своего изгнания на то, чтобы умилостивить Посейдона, который пока так и не простил ему убийства своего сына . По совету, полученному , Одиссей отправился странствовать с веслом на плече. Путь его лежал через годы Эпира. Когда герой достиг удалённой от моря Феспротии, местные жители, никогда не видавшие вёсел, спросили, что за лопату он тащит на плече. Одиссей принес благодарственную жертву Посейдону и был прощен им. Но срок его изгнания с родного острова ещё не истёк. Не имея пока возможности вернуться на Итаку, Одиссей женился на царице феспротов Каллидике. Она родила ему сына, Полипойта.
Через девять лет тот унаследовал феспротское царство, а Одиссей наконец отправился на Итаку, которой теперь правила Пенелопа. Телемах уехал с острова, ибо Одиссей получил предсказание, что погибнет от руки собственного сына. Смерть пришла к Одиссею, как предсказывал Тиресий, из-за моря – и действительно от руки сына, но не от Телемаха, а от Телегона, сына которого герой прижил с волшебницей Цирцеей