Федор Достоевский родился 11 ноября (30 октября) 1821 года в семье врача московской Мариинской больницы для бедных, имевшего звание штаб-лекаря, Михаила Достоевского и Марии Нечаевой. Детство будущего писателя, его братьев и сестер прошло в Москве, в той самой больнице, где служил глава семейства. И хотя Достоевские жили более чем скромно, сам Федор Михайлович называл детство лучшей порой в своей жизни. По вечерам в семье часто устраивали чтения различных произведений: от «Истории государства Российского» Карамзина до стихотворений Жуковского, а няня Алёна Фролова рассказывала детям сказки народов мира, что и зародило в молодом сердце Федора любовь к литературе. А после получения Михаилом Достоевским права на потомственное дворянство семья обзавелась небольшим поместьем в Тульской губернии и лето проводила там.
Особое внимание в воспитании детей отводилось образованию. Отец лично преподавал своим детям латынь, а наемные учителя обучали русской словесности и французскому языку, арифметике, географии, а также Закону Божьему. Кроме того, несколько лет Федор со старшим братом Михаилом обучались в престижном московском пансионе. После того как в 1837 году Федор Достоевский потерял мать, его вместе с братом отправили учиться в Петербург – в Главное инженерное училище. Но сам Федор Михайлович уже тогда понимал, что его будущее не будет связано с точными науками, душа тяготела к поэзии и литературе.
Окончил училище будущий писатель в 1843 году и был сразу зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду. Но служба по специальности продлилась всего около года, окончательно решив, что это «не его» стезя, Федор Достоевский подал в отставку и занялся литературой.
Биография Достоевского
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881)
Ф.М. Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в семье штабного лекаря. Отец писателя, Михаил Андреевич Достоевский, был потомком старинного великорусского рода бояр Ртищевых. Мать, Мария Федоровна Нечаева, происходила из обеспеченной купеческой семьи, разорившейся в 1812 году. Она была очень религиозной, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их Ветхому и Новому Завету. Кроме того, она любила литературу, обладала даром слова. В доме родителей читали вслух «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина, стихотворения В.А. Жуковского, А.С. Пушкина.
В 1832 году Федор и его старший брат Михаил начали заниматься с учителями, с 1833 года — обучались в пансионах. Свои отроческие впечатления от жизни в пансионе Достоевский запечатлел позже в романе «Подросток».
По роману Федора Достоевского «Бедные люди»
... Михаилу он сообщает: «…(роман) задал мне такой работы, что если бы знал, так не начинал бы его совсем.» Сочинение на тему “”Бедные люди” Достоевского: ... мае 1837 года по дороге из Москвы в Петербург, куда шестнадцатилетний Федор с братом Михаилом ехали по решению отца ... прямо сейчас. Расчет стоимости Гарантии Отзывы Оказавшись в военно-учебном заведении, юноша Достоевский по-прежнему жил в мире ...
В 1837 году умерла Мария Федоровна, и вскоре отец отправил Федора, и Михаила в Петербург для дальнейшего обучения. А в 1839 году в семье умер отец. Федор к тому времени учился в Главном инженерном училище в Петербурге. По окончании училища служит в Петербургской инженерной команде. Но в 1844 году подает в отставку, решив зарабатывать литературным трудом. Первые пробы пера — не дошедшие до нас драмы «Мария Стюарт» и «Борис Годунов». Они были написаны в начале 40-х годов. В 1846 году Достоевский издает свое первое сочинение — повесть «Бедные люди». Она была опубликована в «Петербургском сборнике» Некрасова и получила восторженную оценку Белинского.
Вскоре Достоевский входит в кружок Белинского, однако чувствует себя там неуютно: многие подсмеивались над молодым писателем, да и сам критик иногда о его творчестве отзывался резко. С весны 1847 года Достоевский стал посещать собрания кружка М.В. Петрашевского. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании петрашевцев знаменитое письмо Белинского к Гоголю. На собрании присутствовал провокатор. И вскоре Достоевский вместе с другими участниками кружка был арестован и заточен в самом страшном застенке Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев. Его приговорили к смертной казни, но затем приговор был заменен каторгой на четыре года с последующим разжалованием в рядовые. Церемония казни состоялась 22 декабря (по старому стилю) 1849 года в 8 часов утра на Семеновском плацу в Петербурге. О том, как это было, Достоевский рассказал через 18 лет в романе «Идиот»: «Этот человек был взведен вместе с другими на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет». Помилование, дарованное писателю, гласило: «Сослать в каторжную работу на четыре года, а потом рядовым».
В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) 1849 года он был отправлен в Сибирь, в Омский острог. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. Впечатления этих лет легли в основу «Записок из мертвого дома» (1860-1862).
После освобождения, в 1854 году он служит рядовым в Семипалатинске, в конце 1855 года получает чин унтер-офицера, а через год — прапорщика. Писателю оказывает поддержку барон А.Е. Врангель, который ходатайствует за него в Петербурге. И в 1857 году Достоевскому возвращают дворянство, он получает возможность выйти в отставку и уехать в Россию.
В Семипалатинске Достоевский познакомился с Марией Дмитриевной Исаевой, возник роман. Однако она была замужем за губернским секретарем А.И. Исаевым. После смерти мужа, в 1857 году, Мария Дмитриевна и Достоевский обвенчались.
В Семипалатинске Достоевский написал повести «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели» (обе вышли в 1859).
Летом 1859 года писатель переезжает в Тверь, а в конце того же года едет в Петербург, где вместе с братом Михаилом издает журнал «Время» (вскоре был закрыт), затем – журнал «Эпоха» (закрыт в 1865 году).
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО КАК ЭТАЛОН СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ...
... Особенности психологизма в романе Достоевского “Преступление и наказание” “Я не психолог, говорил о себе Достоевский, – я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”. Великий писатель недоверчиво ...
В 1860-1861 годах он пишет роман «Униженные и оскорбленные». В 1862 году Достоевский впервые едет за границу, он посещает Париж, Лондон, Женеву. В 1863 году состоялась вторая заграничная поездка, во время которой он познакомился с А.П. Сусловой. Впечатления от этого знакомства, игра в рулетку в Баден-Бадене, во время которой он проиграл все свои сбережения и деньги А.П. Сусловой, — все эти события легли в основу романа «Игрок» (1866).
В апреле 1864 года от чахотки умерла жена писателя Мария Дмитриевна, а вскоре — старший брат, Михаил. Достоевский очень тяжело переживал смерть близких людей. У него возникло много долгов, нужно было помогать семье покойного брата и содержать своего пасынка, сына Марии Дмитриевны. В этот период он сближается со своей стенографисткой А.Г. Сниткиной, которая поддерживала его в трудные минуты. В феврале 1867 года он обвенчался с А.Г. Сниткиной и вместе с ней уехал за границу, где пробыл более четырех лет. И в Баден- Бадене история вновь повторилась — Достоевский вновь все проиграл в рулетку, даже платья жены. Однако после этой истории он дал обещание жене — больше никогда не играть.
Вскоре в Женеве у них родился ребенок, который, к несчастью, прожил всего три месяца. Затем Достоевский живет в Вене, в Милане. В 1869 году в Дрездене, родилась дочь Любовь. А затем в 1871 году в Петербурге — сын Федор. Дела семьи стали потихоньку налаживаться. С 1873 года Достоевский становится редактором газеты-журнала «Гражданин», в котором публикует свои очерки, фельетоны, рассказы.
60-70 годы — время больших творческих поисков в жизни писателя. В 1863-1864 году Достоевский пишет повесть «Записки из подполья», которая становится важной вехой на пути к большим романам. В 1865-1866 годах он работает над романом «Преступление и наказание», в 1867-1868 годах написан роман «Идиот», в 1871-1872 годах — роман «Бесы», в 1875 году — роман «Подросток», в 1979-1880 годах — роман «Братья Карамазовы».
В последние годы жизни он работает над «Дневником писателя», в 1877 году становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. В последние годы жизни Достоевский страдал эмфиземой. Умер он 9 февраля 1881 года. Похоронен был в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Здесь искали:
- сочинение про достоевского
- биография достоевского
- сочинение о достоевском
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Москва 30-х годов в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» (2)
... к самости (сам не знаю, как жить) и духовному оскудению жизни в целом. Мастер, написавший роман об Иешуа, напоминает, что жить нужно, сверяя ... экзамен, будучи в Москве, нужно было дать оценку увиденному за три дня в социалистической столице. Итак, московская жизнь предстает в зеркале вечности. ... просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Учебные материалы.. первая помощь в учебе…
Каторга
В 1847 году Достоевский, как и многие молодые люди того времени, увлекся политикой. На собраниях кружка Петрашевского он обсуждал вместе с единомышленниками проблемы российской действительности, и вошел в одно из наиболее радикальных по своим взглядам тайных обществ. В конце апреля 1849 года писатель в числе других был арестован и 8 месяцев провел в Петропавловской крепости. Приговор суда была чрезвычайно суров к литературному гению – расстрел. Но судьба смилостивилась и петрашевцам незадолго до казни смягчили приговор, но сам писатель узнал об этом только в последний момент, в день казни. Федора Достоевского отправили на каторгу в Омск на 8 лет, которую Николай I сократил до 4 лет с последующей службой рядовым в Семипалатинске. После своей коронации в 1856 году император Александр II подписал помилование.
Каторга не прошла бесследно для Достоевского, на основании этого своего жизненного опыта он написал «Записки из Мертвого дома», где рассказал о жизни каторжан. В произведении доминировали реальные факты и персонажи, но присутствовали и вымышленные. Тем не менее суровые реалии подобного исправительного труда стали для петербургской публики шоком, вернувшим литературное признание Достоевскому.
Сочинение на тему Достоевский ф. м. — Мой достоевский
Творчество каждого писателя, поэта во многом определяется его судьбой. У Федора Михайловича Достоевского была очень сложная жизнь. Тяжелый характер отца, смерть матери, когда Федору было всего шестнадцать лет, арест и приговор к расстрелу, помилование, ссылка в Омский острог, потом солдатчина в Семипалатинске, смерть горячо любимого брата — все это не могло не повлиять на формирование взглядов писателя. “Сибирские повести”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели”, “Записки из мертвого дома”, “Идиот”… Каждое из произведений Достоевского несет на себе отпечаток его жизни. Но. для меня Достоевский — это прежде всего “Преступление и наказание”. Странный, необычный сюжет, загадки, намеки и сочетание реальности с миром греха и фантазий… Наверное, наиболее интересен для меня образ главного героя. Яркая, неординарная личность, в которой сосуществуют любовь и ненависть, добро и зло. Раскольников борется за свою идею, не может смириться с жизнью, калечащей тех, кого он любит. Нищета, безысходность, скука, нелепость бытия заставляют его задуматься о преступлении: “Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась, и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения…” Весь роман соткан из противоречий: ложь и истина, теория и жизнь, смерть и возрождение, власть и бесправие, грех и праведность, преступление и наказание.
Читая “Преступление и наказание”, погружаешься в мир переживаний, мыслей и чувств героя. Создается странное ощущение нереальности происходящего. Время словно исчезает, оставляя в душе пустоту. Свою теорию Раскольников изложил в статье “О преступлении”: “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово… Первые сохраняют мир и преумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели. И те и другие имеют совершенно одинаковое право существовать… Все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками…” В три последние перед преступлением дня в душе Раскольникова происходит ожесточенная борьба: между идеей и совестью. Полуобморочное состояние героя передается читателю. Словно находишься на грани жизни и смерти; действительность, реальность отодвигаются, невольно заражаешься тем психозом, который владеет героем.
Столкновение теории и жизни в романе Ф.М. Достоевского «Преступление ...
... понимание. Но теория студента вызывает в Соне ужас и отвращение. Девушка не понимает юношу и хочет заставить его взглянуть на жизнь по-другому. После преступления Раскольников много думает. И рождается страшная ... Оказавшись без денег, он запирается в своей каморке и в этом «гробу» пытается решить все мучающие его вопросы. И рождается теория. Что же такое теория Раскольникова? Это не нечто новое, ...
Дальнейшие действия происходят словно во сне. Мысли путаются с видениями, так же, как и в голове Раскольникова. Невольно следишь за тем, что будет дальше, затаив дыхание. Такое сопереживание герою и даже соучастие читателя в совершении страшного, бесчеловечного и кровавого преступления (так натуралистически описанного Достоевским) свидетельствуют о высочайшем мастерстве писателя, о знании человеческой души в самых страшных ее проявлениях. Достоевский показывает психологическое состояние своего героя перед преступлением, а также шаг за шагом следит за тем, как чудовищный, первоначально фантастический план воплощается в реальность, в действие, в поступок. Последними шагами на пути к преступлению бывшего студента Раскольникова, “задушенного бедностью”, стали история Сони, рассказанная “пьяненьким” Мармеладовым в трактире; письмо матери о Дунечке, сестре, “всходящей на Голгофу”; встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Раскольников отделяется, преступает вечные нравственные законы. Убийство старухи — единственный, решающий, первый и последний эксперимент, сразу все разъясняющий: “Тою же дорогою идя, я уже никогда более не повторил бы убийства…” И далее весь роман — путь от идеи. Наказание Раскольникова — в неспособности подтвердить идею, в невозможности быть верным своему идеалу. Он наказан. Но в этом, по мысли, автора, и его спасение. Если бы вынес муки совести, не сознался, не донес на себя (а ведь доказательств-то преступления Раскольникова не было, кроме одной догадки Порфирия Петровича), кем бы оказался Раскольников? Подобным Лужину и Свидригайлову? И признание Раскольникова, как он думает, есть признание собственной несостоятельности, собственного ничтожества (не к тому разряду людей причислил себя, не смог, сломался).
Когда он идет на перекресток (по совету Сони) и целует землю, которую своим преступлением осквернил, вновь посещает его “цельное, новое, полное ощущение”: “…каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю… Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грешную землю с наслаждением и счастием…” И будто видишь, как перерождается душа героя, отступает мука, болезнь, сумасшествие, добро торжествует над злом. В Раскольникове побеждает его человеческое начало, его бесчеловечная, рассудочная теория терпит крах. Ф. М. Достоевский — очень сложный писатель. Чтобы до конца понять, осмыслить его произведения, надо не просто прочитать (пусть даже не один раз), но вжиться в образы, поставить себя на место героев, проникнуться их переживаниями. Герой Достоевского — прежде всего личность, индивидуалист, живущий в своем мире. Может быть, именно это и привлекает: своеобразное, необычное восприятие жизни, не понятность и одиночество. “Преступление и наказание” — роман, который традиционно считают произведением, наиболее характерным для Ф. М. Достоевского. В нем автор собрал и обобщил темы, которые были заявлены писателем ранее: “униженные и оскорбленные”, “маленький человек”, искания человеческой души, вера и неверие, теория и жизнь, добро и зло. Но именно тема исканий человеческой души делает “Преступление и наказание” особенно интересным для каждого человека лично. Каждый, читающий этот роман, невольно проводит аналогию между преступлением главного героя, его идеей, последующим отказом от нее и какими-то своими поступками, мыслями, честолюбивыми желаниями. Вообще, роман “Преступление и наказание” — моралистическое произведение (как, впрочем, и “Идиот”, и “Братья Карамазовы”), Если придерживаться теории о том, что в душе человека сосуществуют и борются два начала. Бог и Сатана, то главные герои романов Достоевского — доказательство такой борьбы. Центральным конфликтом “Преступления и наказания” является борьба Иисуса и Антихриста внутри Родиона Раскольникова, заканчивающаяся поражением темных сил. По моему мнению, религиозность романов Достоевского — это, скорее, недостаток (хотя, безусловно, они потеряют большую часть своеобразия и уникальности, если их лишить этой черты), так как она не дает человеку (и читателю, в частности) другой альтернативы, помимо пути греха (убийство для Раскольникова, разврат для Сони) и пути покаяния и полного отречения от честолюбивых идей и грандиозных планов и замыслов (Раскольников, например, хотел осчастливить ни много ни мало — все человечество!).
Мне не дает покоя вопрос: неужели идея Раскольникова несостоятельна во всем? Не она ли есть принцип жизни людей сейчас? Плохо ли то, что человек стремится “вверх”, к подвигам, к славе, к известности? Ведь, в самом деле, именно такие люди движут ходом истории. Забудем навязшие в зубах имена Наполеона и Цезаря, вспомним замечательных мореплавателей и исследователей Магеллана, Беринга, Кука, Колумба; великих ученых: Коперника, Галилея. Последние не раз подвергались гонениям той же церкви, которая осуждает гордыню Раскольникова и Катерины Ивановны, не желающих покорно терпеть тяготы существования до конца своих дней. Первый смирился, затих (на то указывает Евангелие под подушкой), вторая наказана за свою непокорность, нежелание покаяться даже перед смертью (“если Бог хочет покарать человека, он делает его безумным”).
Но не затушит ли обращение Раскольникова к религии горящих угольев его души? Я считаю, что “парру епд” романа “Преступление и наказание” — это не объединение Сони и Раскольникова после того, как они искупили свои грехи, а действительное, реальное счастье Дуни и Разумихина. Вот люди, знающие свою цель в жизни, имеющие конкретные планы на будущее, сохранившие огонь в душе для преодоления дальнейших испытаний. Мне кажется, что будущее Раскольникова, как его обрисовывает нам Достоевский, — слишком печальная участь для такой яркой, оригинальной и неординарной личности, такого умного, действительно умеющего мыслить человека. А Соня, конечно, добрая, религиозная девушка, преданная Родиону. Но если верить в возрождение его души, то вряд ли Соня будет подходящей спутницей жизни для Раскольникова. Возможно, что Родион Раскольников потерпел окончательное поражение, но можно ли сказать то же самое о его идее? По моему мнению, Достоевский оставляет ей право на существование с условием, хорошо сформулированным в “Братьях Карамазовых”: счастье не может быть построено, если в его фундамент заложены слезы хотя бы одного ребенка. Идея, развенчанная Достоевским в “Преступлении и наказании”, с моей точки зрения, хороша тем, что дает человеку силы для свершения действительно великих и действительно славных дел, преодоления трудностей этой жизни во имя счастья собственного и общечеловеческого. Произведения Достоевского помогли мне более ясно понять свою цель, возможно, подкорректировали мой взгляд на поступки людей. Я, конечно, не могу назвать себя истинно верующих человеком, но даже полного атеиста не может не тронуть простая мораль произведений Достоевского: находясь среди греха, храни свою душу от него, поступай по совести, будь в согласии с самим собой. Таким образом, традиционно определяемый как “темный”, “тяжелый” автор, Достоевский преследовал ту же цель, что и другие писатели: сделать мир лучше, сделать мир добрее.
Зрелые годы
В последующие годы из-под пера писателя вышел роман «Униженные и оскорбленные», повесть «Записки из подполья», а также рассказ «Скверный анекдот». Однако политические взгляды Достоевского продолжали играть существенную роль, в 1860-е годы он вместе с братом издает журналы «Время» и «Эпоха», основанные на идеологии «почвенничества». С 1862 года писатель много путешествует. Он побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии, Австрии и Британии. За рубежом Достоевский пристрастился к игре в рулетку, проигрывал большие суммы, и результатом этого жизненного опыта стал знаменитый роман «Игрок».
В следующие два десятилетия Федор Достоевский написал главные романы в своей жизни, их еще называют «великим пятикнижием» — «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток». Эти романы стали классикой мировой литературы и вошли в число самых известных и читаемых литературных произведений.
Роман «Братья Карамазовы» стал последним в жизни писателя, работу над ним он закончил в ноябре 1880 года, а 9 феврале (28 января) 1881 года великого Достоевского не стало. Писателя похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. Проститься с ним пришло множество людей, траурная процессия растянулась более чем на километр.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Русская литература XX века чрезвычайно богата в полном смысле этого слова бессмертными произведениями.. Произведениями непохожими, но, несмотря на это, одинаково великими. Это и «Война и мир» Л. Н. Толстого, где автор изображает свою стройную историко-философскую концепцию, высказывает свой взгляд на ход всемирной истории и на протяжении всего произведения четко аргументирует свою позицию, и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, изображающий «страдающего эгоиста», и «Обломов» И. А. Гончарова, где автор размышляет о том, что всегда было, есть и будет неотъемлемой частью человеческой жизни, и еще целый ряд замечательных произведений. Среди всего этого многообразия нам, читателям, предоставлено право выбрать самое полюбившееся произведение. Лично мне ближе всего Ф. М. Достоевский, автор таких прекрасных романов, как «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Братья Карамазовы» и других. В своих социально-психологических романах он никогда не отвечает на поставленные вопросы, а лишь заставляет задуматься над ними читателя, доказывая ошибочность одного из возможных путей решения поднятой им проблемы и не утверждая правильность альтернативного. Для того чтобы понять всю глубину таланта писателя, на мой взгляд, достаточно понять гениальность одного из его творений. В данном случае мне хотелось бы подвергнуть анализу мое любимое произведение Ф. М. Достоевского — роман «Преступление и наказание». В своем романе «Яреступление и наказание» автор задается поистине огромным и необычайно важным вопросом — о дальнейшей судьбе простого русского народа. Как спасти всех «униженных и оскорбленных»? Как избавить их от окружающей злой несправедливости? Ведь именно эта несправедливость озлобляет Катерину Ивановну Мармеладову, доводит ее до сумасшествия и смерти от чахотки на улице Петербурга. А ведь в юности она «в благородном губернском дворянском институте воспитывалась» и даже «с шалью танцевала при губернаторе », а этой чести удостаивались лишь немногие. И вот перед нами Раскольников, которого, в силу его высокого умственного развития и сильной восприимчивости, еще более угнетает окружающая несправедливость. Достоевский с величайшим мастерствбм описывает социальную основу преступления Родиона Раскольникова. С первых же страниц романа изображается вся нищета самого Раскольникова и его окружения, все они действительно «задавлены бедностью». Сам Родион живет в комнате, «более походящей на шкаф», его сестра Дунечка, красивая и высокообразованная девушка, вынуждена пойти в гувернантки к детям Свид-ригайлова, который компрометирует ее своими ухаживаниями. В трактире Раскольников слышит рассказ пьяненького Мармеладова о том, как его дочь, спасая детей Катерины Ивановны, пошла жить по «желтому бияету». Раскольников не может смириться с этой несправедливостью. Но, в отличие от Разумихина, единичного добра ему мало. Ведь, дав двадцать пять рублей на похороны Мармеладо-ва, он не избавил мир от несправедливости. Теперь Достоевский приступает к анализу философской основы преступления, ведь убийство старухи процентщицы — это проба, проба теории Раскольникова. В чем же заключена эта теория? Видя всю несправедливость и понимая, что сами «униженные и оскорбленные» ничего не делают для своего спасения, Раскольников хочет сам стать этим спасителем. По мнению Родиона, люди делятся на «тварей дрожащих», которых большинство и которые боятся причинить зло своим ближним, и «право имеющих», которых единицы, но которые имеют право совершать даже преступления, чтобы добиться власти, а затем, добившись ее, стать спасителем для всех «униженных и оскорбленных». Для Раскольникова цель оправдывает средства. Итак, теория есть, осталось только проверить, является ли сам Родион «право имеющим». На мой взгляд, именно теперь, опровергая теорию Раскольникова, Достоевский показывает всю глубину своего таланта как художника. В снах Раскольникова, которые являются одной из самых главных частей романа, Достоевский показывает, как подсознание Раскольникова борется с его сознанием — вот этот раскол, происшедший в душе Родиона. Теперь попробуем разгадать, что же хотел сказать Достоевский, описывая нам сны Раскольникова. На мой взгляд, в каждом сне идет поэтапное опровержение этой жестокой теории. В первом сне о лошади автор показывает в лице пьяного мужика, нахлестывающего лошадь, и пьяных, сидящих в телеге, зло, которое окружает Раскольникова, но в то же время протест Раскольникова сравнивается с криком семилетнего ребенка, который .«все равно ничего не изменит. Во втором сне Достоевский показывает, что если бороться со злом при помощи самого же зла, то общее количество зла в мире только увеличится и зло станет бессмертным. И, наконец, сон третий, в котором Достоевский предсказывает будущее человечества, когда все, признав себя «право имеющими», перережут друг друга и человечество захлебнется в крови. Этот сон снится Раскольникову уже на каторге, и лишь после него он отказывается от своей теории, поняв весь ужас ее сути. До этого же он просто считал, что он «тварь дрожащая», а в верности своей теории даже не сомневался. Меня очень поразил еще один прием, к которому прибегнул автор, опровергая теорию Раскольникова, — это двойное убийство. Изображая убийство кроткой Лизаветы, которую Раскольников вынужден убить из-за сложившихся обстоятельств, Достоевский показывает, что человек не может брать на себя право Бога: решать, чья жизнь нужна на земле. Одновременно с этим автор утверждает, что нельзя преступать заповеди частично. Если преступать заповеди ради «униженных и оскорбленных», то в конце концов пострадают и сами «униженные и оскорбленные». Ведь убийство Алены Ивановны должно было принести избавление и Лизавете, которую убил сам «спаситель». Еще одной интересной особенностью романа является противостояние «убийцы и блудницы». Казалось бы, судьба Сонечки и Раскол ьникова похожи: они оба преступили нравственные законы человечества, но в душе у Сонечки царит гармония, ее внутреннего мира не касается окружающая ее грязь. Родиону же его убийство по идее принесло раскол сознания. Почему? Я думаю, что ответ прост: весь смысл жизни Сони заключался в постоянном жертвовании собой ради других. Родионом же руководили честолюбивые помыслы. В противостоянии Раскольникова и Сони, по-моему, нет победителя, потому что финал романа оказался открытым. Достоевский понимал ошибочность пути Раскольникова, но не мог сказать, что путь Сони является наилучшим. Ведь в финале романа Раскольников, несмотря на то что он взял Евангелие у Сони, так его и не раскрыл. «Преступление и наказание», на мой взгляд, роман вопросов, но все же в нем есть одно утверждение, с которым я полностью согласна. Достоевский считал, что красотою спасется мир, понимая под словом «красота» не только душевную, но и внешнюю привлекательность. Для доказательства этого утверждения Достоевский изображает возвращение Свидригайлова к человеческим ценностям под влиянием Дунечки Раскольниковой. Свидригайлов преступал один нравственный принцип за другим, дойдя таким образом до убийства жены. Но после разговоров с Дуней он смог объективно оценить свое существование и, решив, что ему нет места на этом свете, кончил жизнь самоубийством, совершив при этом единственный человеческий поступок за всю свою жизнь: он оставил все свои деньги Сонечке Мармеладовой. Я не беру на себя право сказать, что данный мною анализ полон и объективен. В своем сочинении мне хотелось затронуть особенно поразившие меня своею красотой моменты этого романа. По моему мнению, роман Достоевского «Преступление и наказание» является одним из самых ярких психологических романов, в котором автор добивается поразительных результатов в изображении своих героев. Выразить внутренний мир героя в диалоге, на мой взгляд, великое искусство. А изображенный Ф. М. Достоевским раскол сознания достоин преклонения. Как жаль, что невозможно выразить все чувства и эмоции, которые возникают при чтении романов Достоевского.
Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ |
Ф едор
М ихайлович Д остоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в свое поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он дошел до того, что возмущенные крепостные крестьяне зверски убивают его. Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте семи лет. 1837 г. — важная дата для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издает «Евгению Гранде» Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, «Бедные люди», и сразу для всех становится ясно — появился большой писатель. Но следующая книга, «Двойник», встречает неуспех. После публикации «Белых ночей» он был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского», в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьезного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее был похож на трагифарс. Только на эшафоте осужденным объявляют о помиловании, заменив смерть жизнью на каторге. Один из приговоренных к казни в этот момент сходит с ума. Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860 по 1866 г.г.: работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» — можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится 3 года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата, долги которого он берет на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему. В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берет молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы , писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его новой женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман «Идиот». Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это, наконец, настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого. Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология. |